Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 27.8719.2017/8.9
Студенты педагогических ВУЗов получают в стенах учебных заведений базовое образование, которого, как показывает практика, будет достаточно для успешной и плодотворной педагогической деятельности. Однако, для педагогической работы в современных условиях необходимо еще и стимулирование гражданской ответственности, что наиболее плодотворно происходит в процессе приобщения студентов к различным видам социокультурной деятельности [5]. В этом контексте особое значение приобретает развитие студенческих волонтерских организаций.
Подчеркнем, что еще в декабре 2016 года Президент В.В. Путин в своем послании к Федеральному Собранию РФ с одобрением отметил распространение в настоящее время волонтерской деятельности и отдельно обратил внимание на то, что «воля и великодушие граждан, которые участвуют в таких проектах (благотворительных), формируют столь необходимую России атмосферу общих дел» [3]. Очевидно, что участие молодых людей в социальных акциях дает возможность не только развивать свои профессиональные навыки, но и позволяет активно вовлекать молодежь в социально ответственные дела, расширять знания о гражданских инициативах и создавать благоприятную почву для процветания общества.
Основной целью создания волонтерского движения, которое стимулирует формирование качеств социальной ответственности у молодежи, является идея переустройства мира, его гуманизации и воспитания людей в духе взаимопомощи, взаимоуважения и поддержки. Невозможно переоценить влияние построенного на таких принципах общества не только на младшее поколение, но и на экономическую и общественную ситуацию в стране. Подключение общественных организаций и волонтерских объединений к решению наиболее проблемных вопросов социального характера во многом оптимизирует общественную ситуацию. Проявление социально ответственной позиции в деятельности облегчает вопрос о брошенных детях, стариках и животных, а также помогает улучшению экологии, помогает сохранять памятники культуры и т.д.
Все это еще раз доказывает, насколько важно в процессе подготовки будущих педагогов уделить внимание такой задаче, как приобщение студентов к волонтерской социально ответственной деятельности.
Программа по вовлечению молодежи в просветительскую социокультурную деятельность, как показывает практика, может осуществляться совместно с некоммерческими общественными организациями, которые готовы делиться опытом, предоставляют площадки для волонтерской активности, постоянно стимулируют студентов к новым и новым достижениям на этом пути [2].
В данной статье кратко освещается опыт автора, в течение 2-х лет курирующего проект для волонтеров-педагогов, кстати, достаточно редкого вида волонтерской активности. В настоящее время более популярно событийноe волонтерство, это объясняется влиянием успеха волонтерского движения на Олимпиаде в Сочи в 2014 г. [1].
Вовлечение в волонтерскую деятельность будущих воспитателей ДОО и учителей начальных классов - процесс достаточно сложный, многоаспектный, он опирается на представления о возможности взаимодействия профессиональных интересов студентов и преподавательского состава педагогического вуза и потребности молодежи в ярких социокультурных действиях.
Таким проектом профессиональной и социокультурной самореализации для студентов московских педагогических вузов стал проект Благотворительного фонда «Образ жизни», который получил название «Школа Благотворительности. Образ Жизни».
Главной целью проекта является просвещение детей и молодежи о целях и задачах благотворительности. Проект построен таким образом, что все волонтеры-педагоги перед началом работы в Школе благотворительности проходят обучающий курс «Школу волонтеров». Ниже дано краткое описание механизмов реализации и этапа освоения образовательной программы курса.
1. Механизмы реализации курса.
Школа волонтеров работает по двум направлениям:
– для старших школьников;
- для студентов профильных ВУЗов (МПГУ, МГПУ, МППГУ и др.)
Подобное разделение помогает в ситуациях работы с большими школами – обучение старших школьников, которые, в свою очередь, преподают младшим, помогает создать замкнутый цикл обучения и волонтерской работы внутри одного образовательного комплекса.
Работа со студентами дает возможность вести работу во многих школах Москвы и Московской области, а также передавать опыт.
Обучение в Школе волонтеров включает в себя 6 занятий с педагогами, психологами, тренерами по командообразованию, специалистами из области благотворительности. На протяжении всей дальнейшей волонтерской деятельности раз в две недели проводятся поддерживающие занятия со специалистами по затрагиваемым в программе темам (своеобразные курсы повышения квалификации волонтеров-педагогов).
Работа с волонтерами проходит по принципу совмещения нескольких методик – одна часть занятия всегда лекционная, вторая практическая – ребята пробуют применять полученные знания в ситуативных играх.
Каждое из шести занятий с волонтерами затрагивает свою тему, которая обязательно пригодится при дальнейшей работе.
Приведем список основных тем:
Общеисторическая справка о мировой и Российской благотворительности, а также ее перспективах развития сегодня;
Основы методологии современной педагогики;
Что такое волонтерство? Как быть волонтером? (тренинг от руководителя волонтерского движения «Даниловцы» Юрия Белановского);
Добрый урок в Музее русской народной игрушки школы №875 (руководитель М.И. Ерманок, Заслуженный учитель РФ);
Тренинг на командообразование;
Разбор программы уроков, ситуативная игра.
Поддерживающие занятия, проводимые регулярно в течение работы волонтеров не только помогают им лучше общаться с детьми на уроках, но и развиваться самим. Наши преподаватели создают для них специальные уроки, в которых через живопись, литературу или музыку ребята учатся понимать и потом рассказывать о сложных жизненных ситуациях, милосердии и помощи другим.
2. Освоение образовательной программы по проведению занятий с учащимися начальной школы.
Данная программа составлена с учётом следующих основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ;
– Концепция развития дополнительного образования детей, принятая на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г.
- Концепция модернизации Российского образования. В Концепции модернизации российского образования прописано, что «Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В решении задач воспитания важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, которые остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей, молодежи».
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Таким образом, данная программа основана на представлениях о необходимости включения дополнительного образования в социокультурную практику развития мотивации учащихся к познанию, творчеству, труду.
Волонтерство – это изъявление своей воли, что-то, что ты хочешь сделать сам. Чаще всего мотивацией для волонтерской деятельности является реализация себя в какой-то новой стезе и желание найти единомышленников, новых друзей [4].
В случае с социокультурным волонтерством молодых педагогов подобная мотивация не работает. Как свидетельствуют опросы, которые проводила автор статьи, для них прежде всего важны такие мотивы, как:
развитие знаний и навыков в сфере избранной профессии;
возможность дополнительной практики и получение контактов, которые, возможно, помогут в дальнейшем трудоустройстве;
совершенствование коммуникативных способностей.
Таким образом, для привлечения волонтеров-педагогов к идее участия в проекте используются именно профессионально значимые мотивы.
При поддержке ВУЗов и руководства школ волонтеры-педагоги получают дополнительные баллы, которые важны для оценки учебного рейтинга, возможность практики, объективную оценку своей работы педагогами-профессионалами.
Кроме этого, волонтерам ценно, что их очень положительно воспринимают дети. Уроки в Школе благотворительности вызывает воодушевление и хороший радостный настрой.
3. Пример занятия в школе волонтеров. Лекция и ситуативный тренинг для выпускников Школы Волонтеров.
На этом занятии разбираются все темы, которые будут вести волонтеры-педагоги в рамках «Школы Благотворительности. Образ жизни», а также рассматриваются различные педагогические ситуации.
Занятие условно делится на две части.
1 часть.
В основную программу «Школа Благотворительности. Образ Жизни» включено 4 занятия.
Последовательно с группой волонтеров обсуждается каждое, просматриваются ролики с социальной рекламой, при этом заостряется внимание на возможностях использования этих роликов на занятиях.
Важно подчеркнуть, что занятия с детьми построены на обсуждении, поэтому и волонтеры проходят тот же путь, идентифицируя себя со своими учениками, проживая те или иные ситуации в этой позиции.
Отметим также, что с волонтерами отдельно проговаривается дресс-код педагога и правила поведения.
2 часть
Ситуативная игра.
Волонтеры делятся на группы по два-три человека и каждому достается неожиданная ситуация, которая может случиться с каждым на уроке. Затем им дается 3 минуты на обсуждение решения, которое они представляют перед всей группой. Группа имеет возможность предоставить свой вариант ответа.
Примеры ситуаций:
Ребенок расплакался от трогательного видео;
У ребенка пошла кровь из носа;
Родители ребенка против благотворительности и он убеждает Вас, что все, что вы делаете — мошенничество;
Под видом истории о добре ребенок рассказывает о собственной жестокости и ужасном поступке;
Школьный учитель перебивает и навязывает свое мнение и т.д.
В процессе обсуждения обычно раскрываются очень интересные и неожиданные решения задач.
Вторая часть этой игры — инсценировка предложенных ситуаций. Каждому волонтеру выдается роль преподавателя на уроке «Школы Благотворительности. Образ Жизни»: роль ребенка-зазнайки, нежной девочки, у которой недавно умер домашний питомец, или забияки — и в течение 15 минут разыгрывается данная педагогическая ситуация.
В целом, заключая краткий обзор практических аспектов приобщения будущих педагогов к социокультурной деятельности на основе волонтерской активности в качестве преподавателей Школы благотворительности, следует еще раз подчеркнуть, что просветительская социокультурная деятельность имеет большие перспективы как в связи с вниманием к ней государственной политики, так и по объективным причинам возрастного становления студентов, характерного для них стремления к ярким личностным проявлениям в сфере социально ответственных акций.
Изложенная в статье модель работы с волонтерами-педагогами может быть перенесена и на другие проекты, она достаточно просто масштабируется, что позволяет говорить о ее валидности, соответствии как требованиям к профессиональной подготовке будущих специалистов, так и запросу общества на воспитание активных и ответственных граждан.
1. Вандышева Л.В. Эмоциональный труд волонтеров: анализ опыта реализации //Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9 (часть 4) – С. 838-842.
2. Наиболее эффективные методы работы при управлении волонтерами. – Канадская волонтерская инициатива. Volunteer Canada, 2005.
3. Послание Президента РФ Федеральному собранию. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/12/01/70738-poslanie-putina-federalnomu-sobraniyu-onlayn Дата обращения 12.02.2017 г.
4. Социальное волонтерство: теория и практика// Электронный ресурс издания http://volonter-school.ru/2016/06/kniga-sotsialnoe-volonterstvo-v-pdf/
5. Стукалова О.В., Кабкова Е.П. Развитие культуры личности в современном образовательном пространстве// Педагогика искусства: электронный научный журнал, 2008. – № 2.- URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2008/kabkova_03-05-2008-2.htm.