ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ РОССИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ДЕТСКИЙ САД - ШКОЛА

Севрюкова Надежда Владимировна

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО»
 член Творческого союза художников России
 

Аннотация: 
В статье раскрываются некоторые формы приобщения учащихся к народному искусству России: экскурсии, знакомство с традициями и историческим наследием народного искусства, трудовое воспитание. Важность приобщения учащихся к народному искусству направлено на формирование личности, на выбор ценностных ориентиров учащихся, выступающих как представителей определенного этноса, нации, народа, населяющих Россию. Приобщение к народному искусству влияет на формирование толерантного сознания учащегося, как фактора стабильности и социального равновесия в России.

Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 27.8975.2017/8.9

Динамично развивающееся образование и воспитание, условия современной жизни стимулируют педагогов к поиску новых форм приобщения учащихся к народной культуре России или применению традиционных, проверенных временем форм с использование новых педагогических подходов.
Исследуя проблему приобщения учащихся общеобразовательной школы к народному искусству России, важно определить, какие предметы школьного цикла касаются вопросов так или иначе связанных с народным искусством России. В первую очередь – это география (природоведение, краеведение), история, изобразительное искусство. Но при более подробном анализе, окажется, что практически весь курс средней общеобразовательной школы включает предметы, которые содержательно могут приобщить учащихся к народному искусству. Это не только гуманитарные дисциплины (литература, русский язык (и (или) родной язык), ботаника и т.д.), но и точные науки – математика, физика, химия и даже - физкультура. Народная педагогика уделяла пристальное внимание физическому развитию детей и подростков. Хорошая физическая форма детей - всегда была и остается залогом успешной, здоровой, счастливой жизни, долгой творческой активности художников, мастеров, музыкантов.
Освоение народного искусства учащимися подразумевает постижение основ народной культуры, а это связано с пониманием духовной сущности культуры. Л.П. Печко отмечает, что «…если касаться постепенного освоения духовного, интеллектуального содержания, сущности культуры, а не только воспитания внешних проявлений культуры в подростковом и старшем возрасте учеников школы, то именно преподавание гуманитарных предметов должно затрагивать все стороны человеческого мироосознания и обязательно с включением потенциала искусства. Ведь в его восприятии и эстетическом освоении участвуют различные механизмы познания мира – не только интеллектуальные, но и эмоциональные, чувственно-органические, психологические структуры воображения и образно-творческого мышления»[ 6].
Сложение специфики искусства каждого народа стоит в прямой зависимости от географических условий, природных запасов сырья, религии, традиций народа. Народное искусств многолико, включает бесконечное множество художественных приемов, знаний, умений, навыков, без которых было трудно выживать человеку. Наблюдательность, быстрая ориентация в сложных природных условиях, наличие смекалки, изобретательности народных мастеров, обусловили универсальность и выразительность народного искусства.
Обратимся к понятию «народное искусство». Эстетический словарь определяет народное искусство как «синтетическое по характеру искусство, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно материальную и духовную культуру. Народное искусство восходит к синкретизму первобытной культуры, сохраняет в своей основе мифо-поэтическое чувство мира. Развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиции» [9].
Многоаспектность народного искусства предполагает разнообразие форм его освоения.
В педагогике «формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в определенном порядке и режиме» [7, с. 226]. Используя различные формы организации обучения педагогу «важно обеспечить ребенку возможность решения определенных значимых для ребенка проблем: творческих, патриотических, ценностных, личностных и др.» [ 8].
Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:
• места проведения занятий;
• целей занятий;
• продолжительности времени занятий;
• последовательности видов деятельности учащихся;
• способов управления;
• методов и средств обучения;
• содержания;
• состава участников занятий.
Наряду с классно-урочной деятельностью, основной в современной школе, используются и другие формы: внеклассные, домашние, самостоятельные. К ним относятся консультации, дополнительные занятия, конференции, кружковые и факультативные занятия и т.д. [7, с.226]. Внеклассные (внеаудиторные) занятия могут происходить в школе, но вне класса, например, в школьном музее. Могут быть и выездные занятия (экскурсии, поездки).
В современном образовательном пространстве наблюдается снижение интереса учащихся к занятиям, к получению знаний. Для активизации внимания, интереса учащихся педагоги используют разнообразные формы организации урока: уроки-«погружения», деловые игры, творческие отчеты, презентации, конкурсы, диалоги и многие другие.
Встает вопрос, как можно использовать различные формы обучения, в процессе приобщения учащихся к народной культуре? Педагогически важно, что термины «обучение» и «приобщение» имеют различный смысл. «Приобщение» в словарях объясняется как «привести в общение с чем-нибудь, включить, присоединить», «дать возможность включиться в какую-то деятельность, сделать участником чего-либо». Таким образом, использование этого понятия в художественно-педагогической практике означает, что учащиеся вступают в общение, диалог со своими предками, жившими на этой земле и создававшими ее культуру; духовно присоединяются к ним, начинают ощущать себя важным звеном, соединяющим прошлое и будущее. Приобщение к народному искусству способствует формированию мировоззрения ребенка, а значит, является средством подготовки детей к построению концепции своей жизни» [8].
Приобщение к народному искусству помогает ребенку осваивать окружающий мир, воспринимать его во всем многообразии. Педагоги и родители, привлекая примеры из фольклора, народных сказок, помогут смоделировать ситуацию, которая позволит учащемуся приобрести необходимый жизненный опыт. Например, разобраться со своими страхами – через освоение образов из «страшных сказок», «страшных персонажей» народных сказок или расширить привычные для учащегося рамки поведения (из послушного исполнителя воли взрослых в инициативного, правильно осознающего причинно-следственные связи в своих мыслях, намерениях, действиях ученика).
Приобщение учащихся к народному искусству можно рассмотреть в более узком ключе, как приобщение к народным традициям художественных промыслов России. Ведь народное искусство - «центральное звено культуры, оно объединяет всю культуру, связывая и современников, и многие поколения в историческом времени, включаясь в культуру отдельного человека [6]. В народной педагогике особо следили за расширением границ освоенного ребенком мира, целенаправленно увеличивали количество разных мест, где бывает ребёнок. Поэтому одной из основных форм приобщения учащихся к народному искусству является организация экскурсий на художественные промыслы. Экскурсии развивают наблюдательность, помогают изживанию социальных страхов, зажимов. Во время экскурсии, пребывание в незнакомой обстановке у одних учащихся проявляются новые таланты, у других раскрываются новые черты характера, у третьих приходит уверенность и осознанность своих действий. Ознакомительные экскурсии могут носить и исследовательский характер. Такие поездки расширяют кругозор и воспитывают интерес к окружающему миру.
Деятельность народных художественных промыслов России связана с небольшими городами (например, город Семенов Нижегородской области) или с сельскими поселениями (Красное село Костромской области). Наиболее ярко черты народной культуры проявляются в этнографической среде, среде бытования традиционных художественных промыслов. Знакомство с творчеством отдельных народных мастеров, сохраняющих традиции ремесла, позволит учащимся понять роль отдельной личности в народной культуре, роли инициативы, активной жизненной позиции.
Оказавшись на предприятии народных художественных промыслов, учащиеся познакомятся работой организованного промышленного производства (Объединение Гжель, ОАО Павловопосадская платочная мануфактура), осознают соборность народного искусства, проследят истоки народного декоративно-прикладного искусства, преемственность мастерства, познакомятся с династиями народных мастеров.
Причем важно именно организовать экскурсию, вовлечь учащегося в познавательный процесс, приобщить к народным художественным промыслам, а не просто «побыть» на промысле. Вспомним поговорку, которой обычно заканчиваются народные сказки: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» - то есть, то что видел, чувствовал, делал - не осталось в запасниках души, не запомнилось. Ребенок запоминает надолго ту информацию, тот материал, который ему необходим, с которым он впоследствии планирует дальнейшую деятельность. Экскурсии, поездки в места бытования народных художественных промыслов дают материал для диспутов, совместного обсуждения выставок и т.д., что будет способствовать социализации ребенка, умению работать в коллективе, занимать активную гражданскую позицию.
Народное искусство имеет богатую историю. Частью приобщения к истории народной культуры будет ознакомление учащихся с историческими художественными памятниками, достопримечательностями городов и сел России. Если памятники архитектуры содержатся в хорошей форме, отреставрированы – они хорошо воспринимаются детьми. Но надо обращать внимание учащихся и на памятники народного искусства, которые пока не отреставрированы. Важно довести до сознания детей, что понятия «культурный, народный» это не синоним «чистый, хорошо сохранившийся». Памятники народного искусства России созданы в разные исторические эпохи, имеют разную сохранность, так как выполнены из разных материалов. Материалы, из которых создаются произведения народного искусства с ограниченным сроком «жизни» - дерево, ткани, бумага имеют срок жизни около 200 лет. Изделия из железа хранятся чуть больше 200-300 лет, а иногда срок их «жизни» резко сокращается (до полувека), и в этом, зачастую, виновата плохая экологическая среда. Изделия из драгоценных металлов, золотые и серебряные изделия, хранятся практически вечно (металлы не разрушаются под влиянием внешней среды – не окисляются, не разрушаются от ржавчины). Но срок жизни изделий народного искусства, выполненных из драгоценных металлов, может быть и короток. Их переплавляют, превращая в другие произведения искусства, монеты или слитки. Поэтому таких изделий из драгоценных металлов, связанных с историей России, сохранилось немного. В народной культуре, на протяжении столетий сформировалось отношение к ним, прежде всего, как к произведениям искусства, где ценился, прежде всего, художественный образ, талант художника, высокое ремесло мастера. Поэтому и учащихся надо приобщать именно к такому восприятию произведений народного искусства, выполненных из драгоценных материалов.
Изделия современных народных мастеров - это тоже часть истории народной культуры. На промыслах мастера и художники, династии мастеров, которые продолжают традиции народной культуры. Приобщение учащихся к уважению мастерства художника или ремесленника – важная часть воспитательного процесса. Приобщение к народной культуре, народным художественным промыслам невозможно без осознания учащимся значимости труда, трудолюбии художников и мастеров промысла, о постоянном творческом поиске, стремлении мастера выполнить работу в назначенный срок и качественно. В традиции народной педагогики подготавливали ребенка к предстоящей жизни внимательно и с любовью. Ребёнок должен научиться трудится – на пользу и радость себе, семье, окружающим людям, обществу. Труд – основа воспитания, основа обучения, основа для проведения досуга. Формы приобщения к народной культуре направлены на воспитание учащегося, на его способность принимать самостоятельное решение и нести ответственность за это решение. Педагоги отмечают, что «за счет резкого увеличения продолжительности всеобщего образования для огромного большинства детей продлился период несамостоятельности и безответственности. Практически разрушились традиционная и многодетная семья, где ребенку демонстрировалась вся лестница человеческих возрастов, где он выступал и как старший, и как младший,  … во внешкольной жизни для детей практически исчезли образцы взрослой деятельности. В современной социокультурной ситуации возникла необходимость организовывать педагогическое пространство как процесс освоения культуры и, следовательно, взросления, социализации» [4].
Трудовая жизнь жителей каждого региона России несёт свои особые, неповторимые черты. Приобщение учащегося к народной культуре будет иметь региональные особенности, и, следовательно, будет нести краеведческий характер исследований: будут прививаться знания о природе родного края, об истории местности, важных исторических событиях, происходивших в разное время, будет изучаться творчество мастеров, художников и ремесленников, достигших определенных творческих успехов.
Другой формой приобщения учащихся к народной культуре являются освоение музейного пространства, проведение уроков в музее, где представлены произведения народных художественных промыслов. Музейные уроки - это эффективный способ социализации личности ребенка. Пространство музея позволяет «погрузить» детей в мир народного искусства, превратить ребенка в активного участника образовательного процесса, который заметно обогатит кругозор ребенка. Уроки в музее познавательны для ребенка; коммуникативное пространство музея позволяет ребенку включиться в активную деятельность, открывает возможность для каждого участника урока передать свои знания другим, а не быть пассивным наблюдателем.
«Уникальность и совершенство изделий народных художественных промыслов - символов России – складывается из нескольких составляющих: позитивный художественный образ, выразительность пластики и формы, гармония в колористическом решении и бесконечное разнообразие вариаций традиционных узоров [8]. Выполнение творческих работ учащимися по мотивам произведений народных промыслов приобщит к художественно-творческому процессу мастеров. Такое задание приблизит ребят к пониманию характерных композиционных, технологических приемов, колористических решений, традиций, выработанных в течение не одного десятилетия существования народного промысла.
К народному искусству целесообразно обращаться на всех ступенях взросления ребенка – от детского сада до старшей школы. Конечно, при этом в дошкольных учреждениях и в школе ставятся разные задачи. 
В качестве примера обратимся к образовательной программе для дошкольников О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»[2]. Автором ставятся следующие цели:
• расширить представление о жанрах устного народного творчества;
• показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка;
• воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
• содействие атмосфере национального быта;
• широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек;
• учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;
• знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры[там же].
Как мы видим из программы приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры идет через погружение ребенка в мир фольклора, знакомства ребенка с миром материальной культуры, через освоение и воспитание нравственных, трудовых, экологических, патриотических чувств.
Школьные программы нацеливают учащихся на более сложные задачи. Так, в программе И.Э. Кашековой «Мир художественных образов» автор отмечает, что «… приобщение детей к народной культуре способно решить многие задачи современного образования как предметного, так метапредметного характера. В основе народной культуры лежат древние представления, связанные с мифологическим миропониманием. Освоение знаков и символов народного искусства повысит коммуникативную культуру школьников и поможет в интерпретации произведений изобразительного искусства любой эпохи, любого народа» [1]. Авторы учебников уже в начальной школе ставят перед учащимися весьма сложные задачи, но эти задачи ребенок уже вполне может освоить, ведь приобщение к народной культуре идет на понятном для ребенка «языке» - языке сказок, мифов, символов, на тех примерах, какие ребенку близко, дорого, знакомо. Ребенок, учащийся начальной школы, узнает, что «образы мифов и сказок не просто детская забава, а основа всей человеческой культуры и искусства»[1]. В образовательных учреждениях используют различные формы приобщения детей к народному искусству: приглашение выдающихся деятелей, занимающихся народным искусством (художников, скульпторов, музыкантов, танцоров и т.д.) для бесед, проведения мастер-классов.
Приобщение к народному искусству будет неполным, если образовательный процесс не будет включать изучение фольклорных традиций. С.Н. Колосова рассматривает возможность приобщения старшеклассников к пониманию народно-поэтической традиции в процессе обучения анализу художественного произведения на уроках литературы, доказывает, что формирование жизненной позиции самих учащихся будет способствовать изучение фольклорных народно-поэтической традиции. Колосова С.Н. полагает, что «первостепенной задачей изучения литературы в школе должно стать духовно-нравственное воспитание, стремление научить школьников понимать мировоззрение изучаемых авторов, их философию с тем, чтобы сформировать в диалоге или полемике свою собственную жизненную позицию, нравственные ценности [3]. Обращение к жанрам и художественным образам героев народных фольклорных произведений может раскрыть особенности национального менталитета, поможет выявить и определить национальную идентичность ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что важность приобщения учащихся к народному искусству объясняется несколькими факторами:
Во-первых, приобщение к народному искусству будет направлено на формирование личности, на выбор ценностных ориентиров учащихся, выступающих как представителей определенного этноса, нации, народа, населяющих Россию.
Во-вторых, активное использование традиций народного искусства, народной культуры в формировании человека является средством предпрофессиональной подготовки;
В-третьих, приобщение к народному искусству будет влиять на формирование толерантного сознания учащегося, как фактора стабильности и социального равновесия в России.
Различные формы организации приобщения учащихся к народному искусству, включая урочную и внеурочную деятельность: дополнительные занятия, экскурсии, поездки в места традиционного бытования народных художественных промыслов, важны для творческого развития учащегося, расширения его кругозора. Народная культура предоставляет образцы сотрудничества, сотворчества, которые так необходимы педагогам, учащимся и родителям в создании доброжелательной психологической атмосферы. Приобщение к народному искусству способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка. При этом использование различных форм учебной деятельности будет способствовать углубленному проникновению в содержание народной культуры, создаст атмосферу преемственности традиций в культуре народов России.

 

1.        Кашекова И.Э. Специфика приобщения детей к ценностям народной культуры по программе «Мир художественных образов» [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2016. – №4. – URL:http://www.art-education.ru/electronic-journal/specifika-priobshcheniya-detey-k-cennostyam-narodnoy-kultury-po-programme-mir
2. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» .[Электронный ресурс]/ О.Л. Князева. - URL: http://dou-17.unosmirnih.ru/files/obr_prog/obr_pr_knyzeva.pdf
3. Колосова С.Н. Проблема понимания народно-поэтической традиции в процессе обучения анализу художественного произведения на уроках литературы в старших классах [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2016. – №4. – URL:http://www.art-education.ru/electronic-journal/problema-ponimaniya-narodno-poeticheskoy-tradicii-v-processe-obucheniya-analizu
4. Олесина Е.П. Художественное образование как основа развития культуры личности  [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2014. – №3. – URL:http://www.art-education.ru/electronic-journal/hudozhestvennoe-obrazovanie-kak-osnova-razvitiya-kultury-lichnosti
5. Осорина М.С. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-е издели. – СПб.: Питер, 2015. – 304с.: ил. – (Серия мастера психологии)
6. Печко Л.П. Развитие культурно-эстетического сознания личности в процессе образования (к обоснованию концептуального подхода) [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2013. – №3. – URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/razvitie-kulturno-esteticheskogo-soznaniya-lichnosti-v-processe-obrazovaniya-k
7. Подласый И.П.  Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / И.П. Подласый. – М.: Издели-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 365 с.
8. Севрюкова Н.В. Деятельность и профессиональные компетенции художника-педагога в приобщении школьников к народным художественным промыслам [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2016. – №4. – URL:http://www.art-education.ru/electronic-journal/deyatelnost-i-professionalnye-kompetencii-hudozhnika-pedagoga-v-priobshchenii
9. Народное искусство URL: http://aesthetics.academic.ru/300/%D0%9D%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%9D%D0%9E%D0%95_%D0%98%D0%A1
%D0%9A%D0%A3%D0%A1%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E