Яков Владимирович Флиер был одним из наиболее ярких, талантливых
выразителей приоритетов российской музыкальной педагогики, одним из тех, кто внёс
существенный вклад в развитие этой педагогики, обогатив её своими индивидуальными
творческими достижениями. Традиции музыкальной педагогики – при всей
противоречивости ситуации, сложившей в российской музыкальной культуре на
современном этапе, – сохранили свою значимость, в силу чего сохранили её и
художественно-творческие, профессиональные принципы Флиера-педагога.
В рамках диссертационного исследования «Педагогические и исполнительские
принципы Я. В. Флиера» проводился опрос ряда авторитетных специалистов, в ходе
которого обсуждались проблемы, связанные с разучиванием музыкальных произведений и
с задачами, возникающими в данной связи перед педагогами и учащимися. Собранные
такие образом материалы прошли обработку методом контент-анализа. При этом
обнаружилась примечательная закономерность. Взгляды и подходы ряда современных
педагогов-музыкантов оказались во многом близкими, а подчас и идентичными взглядам
Я. В. Флиера. Это свидетельствует, прежде всего, о жизнеспособности школы Флиера, о
её актуальности, сохранившейся до настоящего времени.
Обратимся к материалам контент-анализа. Наиболее часто в ходе его проведения
приходилось сталкиваться с суждением, согласно которому одним из центральных,
приоритетных направлений деятельности педагога является развитие творческих
способностей учащихся. «Педагог должен всячески активизировать созидательную,
эвристическую направленность действий ученика, это его, педагога, основная
задача...». Этот тезис, варьируемый в большей или меньше степени, явился одним из
наиболее популярных и «ходовых» среди тех, что были собраны автором, выступил
своего рода константой полученных материалов. Частота его упоминания специалистами,
чьи высказывания вошли в фундамент исследования, составляет 87%.
Среди положений, которые также настойчиво акцентируются представителями
современного музыкально-педагогического корпуса, можно видеть и те, которыми
подчёркивается приоритет авторского замысла в процессе разучивания учащимися нового
для них музыкального материала. «Замысел композитора должен быть путеводной
звездой для исполнителя. Никакие субъективные искажения замысла композитора
недопустимы. Любые интерпретаторские поиски учащегося должны лежать в русле
авторских намерений и художественных предначертаний» [1, с. 173]. Эти тезисы в
различных их модификациях, но равно стабильных, «константных» в своей смысловой
основе также занимают одно из первых мест в высказываниях большинства авторитетных
педагогов-музыкантов. Частота его упоминания в разного рода материалах, связанных с
современной музыкальной педагогикой, составляет 81%.
Значительная часть педагогов-музыкантов, излагавших свои соображения
относительно базовых методологических принципов музыкальной педагогики, считает,
что замысел композитора может быть выявлен и реализован только в результате
тщательного анализа учащимся текста музыкального произведения, адекватной
расшифровки всех его деталей и частностей. «Аккуратность и добросовестность
изучения текста музыкального произведения, проникновение в выразительный смысл
его микроэлементов свидетельствует о профессиональной культуре молодого
музыканта, открывает ему путь к убедительному воплощению творческих идей
композитора». В поддержку этого положения высказались в той или иной форме (в
беседах, интервью, в опубликованных книгах и статьях) 76 % респондентов.
Многие музыканты разделяют точку зрения, согласно которой учащегося следует
целенаправленно приобщать к нахождению баланса: интуиция – и, с другой стороны,
осознанные, рациональные в своей основе пути и способы решения творческих задач.
Только в этом случае можно добиться устойчивых результатов в работе, только синтез
сознательного и подсознательного обеспечивает логику развития художественно-
творческой мысли, помогает строительству чётких и стройных музыкальных
«конструкций». «Способность продуктивно использовать оба рычага в работе над
музыкальным материалом, конечно, во многом даётся людям от природы, но серьёзно
помочь в этом плане может и педагог». В правильности такой постановки вопроса
убеждено 70% респондентов.
Близки, а зачастую совпадают позиции педагогов, работающих в музыкально-
исполнительских классах над выработкой технических умений и навыков учащихся.
«Техничность в большой степени дар природы. Это особая, специфическая грань
музыкально-исполнительского таланта [2, с. 212], которая особенно ярко и выпукло
выступает наружу, когда решается вопрос о сценической карьере молодого
музыканта. Но даже людям щедро одарённым в двигательно-техническом отношени
необходим специальный тренаж, нужны регулярные и систематические технические
упражнения, без которых исполнитель вряд ли добьётся высоких и, главное,
стабильных творческих результатов». Такова позиция 73% педагогов,
комментировавших проблемы, связанные с технической умелостью музыкантов-
исполнителей.
Перечень аналогичных «единиц смысла», то есть совпадающих теоретико-
методических подходов, достаточно часто встречающихся в среде педагогов-музыкантов,
можно было бы продолжить. Однако уже из примеров, приведённых выше, нетрудно
удостовериться, что аналогичные подходы и позиции практиковались в своё время в
педагогической деятельности Я. В. Флиера.
Повторим: можно говорить в данном случае о педагогической школе Я. В. Флиера,
сохранившей свою жизнеспособность до наших дней. Но можно рассматривать эту
ситуацию и на более высоком уровне обобщения, как отражение в педагогике
Я. В. Флиера атрибутивных качеств и свойств российской национальной музыкально-
педагогической традиции [3, с. 40], в упрочение и последующие развитие которой
Я. В. Флиер внёс ощутимый личный вклад.
Особо значимые аспекты педагогического наследия Флиера, на которые
необходимо обращать специальное внимание, соотносятся с
а) развитием общей и специальной (профессиональной) культуры учащегося;
б) активизацией его художественно-образного мышления;
в) уточнением герменевтических принципов работы с музыкальным материалом;
г) отработкой курса, в основе которого – синтез интуитивного и рационально-
логического начал;
д) оптимизацией процесса работы над музыкальным произведением;
е) формированием двигательно-технических (исполнительских) умений и навыков.
Анализ и творческая ассимиляция педагогических принципов Якова
Владимировича Флиера содействуют более глубокому пониманию современным
педагогом-музыкантом сути и смысла своей профессиональной деятельности,
способствуют оптимизации этой деятельности.
Наряду с решением возникающих в ходе работы с учащимися повседневных,
практико-ориентированных задач педагогу, знакомому с психолого-педагогическими
диспозициями Я. В. Флиера, следует:
а) развивать артистические способности молодого музыканта, которые могут
проявляться в дальнейшем не только в исполнительстве, но и в педагогическом процессе,
придавая ему увлекательность, расцвечивая его яркими эмоциональными красками,
повышая, тем самым, его «коэффициент полезного действия».
б) ориентировать учащегося на возможное расширение и обогащение спектра его
интерпретаторских решений, на активизацию творчески-поисковых, эвристических
действий в этом направлении. Необходимо акцентировать одновременно то
обстоятельство, что любые самостоятельные искания учащегося, переборы различных
вариантов трактовок должны укладываться в русло авторской художественной
концепции, выход за рамки которой недопустим как по морально-этическим, так и
художественно-творческим соображениям.
в) исходить из того, что интерпретаторский замысел учащегося, как и
профессионального исполнителя, должен представлять собой синтез интуиции и
тщательного аналитического рассмотрения текста музыкального произведения.
Соотношение этих компонентов, их взаимодействие и внутренний баланс могут быть
различными, однако наличие того и другого обязательно, что и должно быть под
контролем педагога.
г) выявлять псевдоэмоциональные исполнительские приёмы, игровые штампы и
клише, основанные на внешней выразительности, к которым зачастую прибегают
учащиеся, маскируя тем самым дефицит живого, естественного музыкального
переживания. Стимулировать такие переживания, усиливать их внутреннюю экспрессию –
одна из основных и непростых задач педагога-музыканта, требующая от него не только
узкопрофессиональной, но и всесторонней психологической компетенции.
Вышеизложенные положения становятся эффективными лишь при условии, что
они выступают в качестве реально и активно действующих регуляторов в работе педагога
(как это имело место в учебно-воспитательной практике Я. В. Флиера и ряда других
выдающихся отечественных мастеров).
ЛИТЕРАТУРА
1. Вицинский А.В. Беседы с пианистами. М.: Изд. Дом Классика ХХI, 2007. 232 с.
2. Путь к совершенству. Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике / Сост. Стуколкина
С.М. СПб.: Изд-во Композитор, 2007. 392 с.
3. Яков Флиер. К столетию со дня рождения. Изд. 2-е, доп. М.: Изд-во Композитор, 2012. 328 с.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЫ Я. В. ФЛИЕРА В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация:
В статье освещаются вопросы приоритетных направлений деятельности педагога-музыканта, а
также проблемы, связанные с разучиванием музыкальных произведений и с задачами, возникающими в
данной связи перед педагогами и учащимися. Говорится о музыкально-педагогических традициях школы
Я. В. Флиера, об их актуальности, сохранившейся до настоящего времени. Представлены материалы опроса
ряда авторитетных специалистов в области музыкальной педагогики. Отмечается, что взгляды и подходы
ряда современных педагогов-музыкантов во многом близки, а подчас и идентичны взглядам Я. В. Флиера.
Выделены особо значимые аспекты педагогического наследия Флиера, на которые необходимо обращать
специальное внимание. Предлагаются методы работы с современными учащимися-музыкантами.