Современная культурологическая среда формируется в ситуации переоценки ценностей, смены ценностной ориентации. Это проявляется в ярко выраженной тенденции к знаковости, как новом концепте композиционной организации структуры дизайн-объекта [1]. Любой знак состоит из означаемого и означающего. В дизайне одежды в качестве означающего рассматривают элементы костюма или систему костюма, а в качестве означаемого – образ, который «проявляется» через указывающий на него костюм и идентифицируется с определёнными клише, сформированными в определённой среде [2]. Можно предположить, что знаковость актуализирует новые смыслы проектной культуры в костюмном дизайне, обуславливающие творческий поиск и разработку семантически концентрированных объектов формальной структуры и отделочных деталей на новом языке искусства – иконографике. Проектирование современного костюма, направленное на локальное или системное упорядочивание структур и форм в специфическом целостном знаковом комплексе, согласуется с творческой концепцией шаблонов или паттернов и связанными с нею приемами формообразования. Метод паттернов изобретён Кристофером Александером (англ. Christopher Wolfgang Alexander) и представлен в 1977 году в книге «The Pattern Language». Кристофер Александер предложил систему «шаблонов», маркирующих какую-то конкретную проблему, которую необходимо решить, чтобы повысить качество дизайн-продукта. Метод позволял добиваться более осмысленного и удобного в использовании результата проектной работы, прогнозировать возможные дефекты и способы их устранения ещё на этапе проектного творчества [3]. В процессе подготовки студентов-дизайнеров одежды метод паттернов/шаблонов впервые применяется на занятиях по специальной графике и специальному рисунку. Разработка целостной художественной и инженерной системы костюма начинается с визуализации идеи с помощью определённых клише. Стандартизованные изображения фигуры и силуэта модели определяют ключевые потребности костюмного языка, являются базовыми укрупнёнными шаблонами, проработка качества которых обеспечивает понимание дальнейшей логики проекта. Изображение модели одежды на фигуре требует детальной пропорциональной проработки в границах силуэта. Специфика визуализации костюмной графической композиции заключается в проекционном согласовании пропорций фигуры с пропорциональным строением шаблонов/модулей костюма: лифом, рукавами, воротником, юбкой, мелкими деталями и проч. Соответствие размеров модулей изделия размерам основной модульной формы – фигуры человека отражает технологический аспект проектирования костюма и позволяет коррелировать эстетическую форму образа с инженерной структурой модели. Идея комплектования композиции изделия и системы коллекции с помощью типизированных шаблонов/модулей разбирается на занятиях по моделированию и художественному конструированию костюма. Методика проектирования паттернами осваивается последовательно и поступательно. В начале модульная композиция разрабатывается для единичной модели на основе опыта специалистов декоративно-прикладного искусства. По мере углубления содержания проектным объектом выступает более сложная система ансамбля, спецификацию шаблонов к которой обучающиеся разрабатывают самостоятельно. На завершающем этапе профессионального обучения проектируется ассортиментная линейка или серия моделей-аналогов, в том числе коммерческая коллекция мобильного ассортимента одежды, по базовой модульной форме или базовой конструкции модели. Обладая навыками построения композиции от «малого к большому» и от «большого к системному», обучающиеся с достаточной мерой понимания подходят к проектным предложениям, включающим множество модификаций моделей на основе единых условий Технического задания. Осмысление творческой свободы при проектировании модулями позволяет проектанту предлагать варианты высокохудожественных решений даже в типовых серийных продуктах. Идея К. Александра о прогнозировании возможных дефектов и способов их устранения в процессе проектирования паттернами включена в содержание практических работ по макетированию. В учебном упражнении единое проектное предложение модели детской одежды представляется в эскизах и фор-конструкциях и только после этого – в чертежах и макетах. Эскиз выполняется в двух техниках: свободная творческая зарисовка и зарисовка на шаблоне по пропорциональной сетке. Требования к проектированию выстраиваются на принципах абсурдности: обучающийся переносит замысел из эскиза в чертёж и макет и проверяет соответствие результата только через систему пропорциональных отношений, исключая этап корректировки композиции по ходу примерок. Качество осмысления идеи на этапе эскизирования обуславливает степень равенства авторского концепта и строения готового макета. Макет изделия, в точности повторяющий композиционный строй модели на недостаточно грамотном эскизе, убедительно доказывает необходимость внимательного отношения к пропорциональной разработке визуального образа, далее транслируемого в конструкцию и прототип. И, напротив, макет на основе эскиза на шаблоне, соразмерного сетке чертежа в пропорции, обладает достаточными эстетическими качествами и соответствием авторскому замыслу. Подобные упражнения стабилизируют в памяти обучающегося необходимость согласованности проектной коммуникации, что позволяет во время практики упразднить или значительно сократить время освоения задания за счёт оптимизации возможных возвратных действий для ликвидации композиционной и конструктивной диспропорции в эскизе, а затем вновь в чертеже и макете. Постоянная мотивация обучающегося к системным проектным предложениям успешно реализуется в комплексе практик. Например, на первой учебной практике обучающиеся разрабатывают проекты в технологии «пэчворк» на основе унифицированной конструкции формы и типизированной композиции рисунка отделочных структур. Творческая свобода допускается в выборе разных стилевых образов, колористической гаммы и фактурного решения. В проектном цикле на шаблонах основных деталей отрабатываются варианты композиционного дробления для отделочного элемента, конструктивного дробления для наилучшего формообразования, предложения по технологической сборке деталей. Планируя зоны дробления, обучающиеся выявляют участки возможного технологического брака, предполагают действия по его ликвидации или минимизированию. На старших курсах опыт модульного проектирования воспроизводится в системных разработках композиции формы или отделочных структур костюма. Метод паттерн-проектирования позволяет решать комплексные образовательные задачи в системе профессиональной подготовки дизайнеров костюма: - естественное, последовательное освоение навыков проектирования предмета (модели одежды или комплекса костюма) в системе инвариантного дизайн-проекта, - развитие креативных навыков творчества в процессе создания оригинальных авторских предложений на основе стандартных модулей, - формирование критической оценки результата проектных предложений, навыка прогнозирования «слабых» мест проекта и исключения возможных недочётов на этапе предложения, - побуждение активного включения в процесс проектирования визуальных и тактильных анализаторов, что способствует развитию мелкой моторики и, как следствие, речи. Приходится признать, что современное поколение недостаточно владеет вербальной коммуникацией, упразднение которой однозначно приводит не только к ухудшению результатов проекта, но и затруднению самоидентификации в профессиональном сообществе. Являясь одним из ключевых средств, влияющих на развитие социальной и профессиональной среды, дизайн-образование должно мобильно реагировать на тенденции её изменения, привлекая в свой ресурс эффективные технологии проектной деятельности. Объективно, что принципы паттерн-проекта упорядочивают категории процесса и продукта, обязательные в развитии навыка проектной культуры специалиста. Обращение к перспективным концепциям дизайна и применение их в дидактической базе дизайн-образования обеспечивает наилучшее качество модели компетентного специалиста, владеющего методами построения многовариантных форм объектов костюмного дизайна.
ЛИТЕРАТУРА 1. Генисаретский, О. И. Проектная культура и концептуализм. Сборник научных трудов ВНИИТЭ – № 52, 1987. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2682 2. Липская, В.М. Костюм в системе культуры (философско-культурологический анализ). [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.dissercat.com/content/kostyum-v-sisteme-kultury-filosofsko-kulturologicheskii-analiz 3. Тепляков, С.В. Шаблоны проектирования. История успеха. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://rsdn.ru/article/patterns/PatternsSuccessStory.xml