Проблема анализа современных литературных произведений в системе формирования толерантного сознания школьников

Шестакова Анастасия Николаевна

Аспирант Учреждения Российской академии образования
«Институт художественного образования»,
педагог-психолог гимназии № 1542 ЗОУО ДО г. Москвы

Аннотация: 
Проблема анализа современных литературных произведений в системе формирования толерантного сознания школьников

Литература – это вид искусства, в котором показана ценность человеческих отношений, несущих добро или зло, любовь или ненависть, равнодушие или понимание, принятие или непринятие, отражены ценностные ориентиры разных культур и народов. Художественная литература обладает огромной общественно-политической, воспитательной и познавательной ролью. В ней представлена история всего народа, его борьба за свою волю, удачливую и счастливую жизнь, против национального, а также социального гнета. В литературе честно и справедливо отображается общественная действительность: различные периоды жизни всего народа, стремления и, конечно, надежды людей. Художественная литература является самым мощным средством познания человека, инструментом, который влияет на происходящую действительность. Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и сильный характер, а именно – формирует личность человека.
Создатель литературы обобщает различные жизненные происшествия и явления, затем строит типовые образы и при этом показывает свое личное отношение к данным событиям или происшествию. Значение писателя и его творчества, а следовательно, и литературы, сказываются в том, насколько правдиво и правильно отображены и высказаны интересы и мечты людей. Художественное творчество предназначается для того, чтобы служить народу. В литературных произведениях мы познаем минувшие, нынешние и, конечно же, видим будущие мечты человека. В воображении начинают формироваться новейшие понятия, в глубине души рождается неведомое до этих пор чувство. И только литературные произведения и труды мы воспринимаем в первую очередь своим сердцем, а затем и практичным разумом, и здравым смыслом.
Классическая литература базируется на гуманистических взглядах и убеждениях, одобряет нетленные и вечные общечеловеческие ценности. Именно поэтому она является близкой и просто необходимой для человечества. Писатели и творцы литературы в совершенно различных по своему жанру произведениях отображают многообразные слои населения, открывают талант и дар простого человека, воспевают труд людей. И этим прививают заинтересованность к своей истории, любовь к родимой земле-матушке, к родителям и близким, к ближнему и к братским народам. Литература помогает и поддерживает человека в сложные минуты жизненного пути. Воодушевляет на подвиги ради своих близких и ради других людей. Дает силу для преодоления различных житейских неурядиц, направляет на путь правильного решения важных в данный момент проблем. Именно этим она и ценна для людей и для каждого народа отдельно. Это определяет литературу как особый предмет в ряду школьных гуманитарных дисциплин. В нашей стране долгое время не обращали должного внимания на своеобразие переживания художественных произведений. Л. С. Выготский в своих работах рассматривает вопрос влияния литературы на личность и чувства, вызываемые восприятием художественного произведения. Психологами называются формы воздействия художественной литературы на людей; самая главная из них – это наслоение эмоционально-волевых импульсов от прочитанных книг и суммирование этих ощущений в итоговое воздействие литературы на людей, причем сами они чаще всего не могут выделить, как каждая книга на них повлияла. Другая форма влияния литературы состоит в том, что герой определенного произведения, формируя идеал и основные личностные установки того или иного читателя, становится для него конкретным воплощением этого идеала и этих основных личностных установок: герой дает пример жизненного опыта и мировоззрения. Так, например, при прочтении книг о Гарри Поттере многие дети хотели стать похожими на него и превратиться из обычных мальчиков и девочек в волшебников. Воздействие такого героя может продолжаться очень долго, иногда всю жизнь.
Книга несѐт особый воспитательный потенциал, используя который, школьный учитель имеет возможность формировать определѐнные качества личности учеников, ценностные ориентации, основы толерантности. Художественная литература позволяет осуществлять анализ и моделирование разнообразных поведенческих ситуаций и закрепляет их по средствам образно-эстетического воздействия, благодаря которому представленные модели и решения устойчиво запечатлеваются в сознании личности.
Столетиями и даже тысячелетиями произведения художественной литературы открывают перед читателем мир огромных возможностей установления непосредственной связи всех времен, народов и культур, возможность рассмотрения литературы как поэтической памяти народа. Тем не менее, как представляется, во многом недооценѐнной остаѐтся роль художественной литературы в формировании и развитии толерантного самосознания современных школьников. Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, когда резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Без формирования основ толерантного поведения в обществе, сталкивающиеся цивилизации, культуры, религии, нации, социальные группы, отдельные люди могут истребить друг друга. Повсеместно толерантность становится не только популярным термином, философским идеалом, но и условием выживания.
Проблема формирования толерантных установок, ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в подростковом возрасте (поэтому исследования круга чтения проводились в 5-х–6-х классах, среди учащихся младшего подросткового возраста). У ребѐнка пробуждается интерес к своему внутреннему миру; к осознанию себя в нѐм, которое проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов, начинается деление на «своих» и «чужих». Для подростка становится важным принадлежать к какой-либо группе сверстников, не быть исключѐнным из неѐ. Эта мотивация иной раз настолько сильна, что ребѐнок готов следовать за группой, не осознавая или не обращая внимания на еѐ истинные цели. Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Поскольку подростковый возраст не терпит навязывания чужих мнений, приобщение к нравственному возможно осуществить «незаметно»: например, c помощью предметов сферы искусства. Ведь «…ничто не может быть воспринято так, чтобы за восприятием не последовало реакции; никакое впечатление не должно оставаться без соответствующего выражения!» [3, с. 25]. Подростка мы только направляем в правильное (нужное нам) толерантное русло, а он уже самостоятельно делает выводы. Задача педагогов – помочь подростку найти именно те произведения искусства, осмысление, понимание которых приведут к формированию толерантного самосознания. Особая роль в этом принадлежит художественной литературе, которая обладает потенциалом, способным к направленному воздействию на духовно-нравственную сферу личности. Поэтому очень важно подходить серьезно к нелѐгкому вопросу о выборе литературы для чтения.
Сейчас среди школьников особо популярна современная литература, которая, соответственно, оставляет свой отпечаток в сознании детей. Исходя из данных анкетирования за 2009–2010 год (участники – 275 человек учащихся 5-х – 6-х классов гимназии № 1542 и интерната № 16) и интервьюрирования за 2010–2011 год (индивидуальный опрос 22-х человек, продолжительностью 15 минут, учащиеся 5-х – 6-х классов гимназии № 1542), популярность классической литературы, изучаемой по школьной программе, невысока. Подобную литературу читают 13% опрошенных, из них классические произведения – 6%. Среди них «Капитанская дочка», «Дубровский» А. С. Пушкина, «Три мушкетѐра» А. Дюма, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса, «Маугли» Р. Киплинга, «Пятнадцатилетний капитан» Ж. Верна.
На первых местах по популярности среди школьников стоят произведения современных авторов, такие как: «Артур и Минипуты» Л. Бессона, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, книги проекта «S.T.A.L.K.E.R», «Сумерки» Ст. Майер, «Призрак сети» Т. Крюковой, книги проекта «Этногенез» «Маруся», «Блокада», «Революция»; «Хроники Нарнии» К. Льюиса и др. Произведения, перечисленные в рейтинге, входят в категорию современной литературы, их читают 87% (239 человек) опрошенных.
Популярными книжными жанрами являются приключения (24%), фэнтези (20%), фантастика (18%), детективы (16%), романы (12%), история (8%), энциклопедии (4%).
Анализируя круг чтения школьников, можно сделать вывод о том, что интерес детей к литературе, написанной по фильмам и компьютерным играм, очень высок. Огромное количество книг, которые попадают в руки школьников, задумывались изначально как Интернет-проекты (Интернет-сериалы), то есть книги по частям или полностью выкладываются в интернете, размещается реклама о них в различных социальных сетях, они обсуждаются на форумах и в блогах. Дети заинтересовываются и начинают читать, книги приобретают популярность, и их начинают печатать и продавать в магазинах (например, книги проекта «Этногенез»). В большинстве этих книг сюжет очень кинематографичен, они привлекают детей легкостью литературного языка, обилием диалогов и малым количеством описаний. Если в таких книгах и есть описание, то, как правило, оно содержит в себе не переживания героев, а знакомство читателя с местом, где оказался герой. Таким образом, ребѐнок не анализирует в процессе чтения, в его сознании возникает образ картинки, как в кино. Конечно, последнее развивает фантазию ребѐнка, но чтение художественной литературы может дать не только это… Книга как бы предваряет фильм или пишется специально для последующих съѐмок, как сценарий. Это связано с тем, что литература сейчас является частью рынка искусств, она приобрела экономические характеристики и методы оценки. Сегодня литературный текст оценивают не как культурное наследие, а как товар, который необходимо продать. В целях популяризации своих творений, авторы и оформители используют приѐмы воздействия на слуховые и зрительные рецепторы человека. Это разработка и печать ярких обложек, рекламы на телевидении и в сети Интернет на различных форумах, в социальных сетях. Подобный приѐм удовлетворяет «эго» читателя, сознание которого избаловано яркими мультфильмами и компьютерными играми. Читателя-подростка сложно удивить другими способами, брать в руки книгу с неяркой обложкой ему неинтересно, независимо от еѐ содержания. Например, обложка книги и афиша к фильму известного кинорежиссѐра и сценариста Л. Бессона «Артур и Минипуты» имеют идентичное друг другу яркое оформление. Спрашивая ребят, почему им нравится именно это произведение и чем оно привлекло их изначально, я получала следующие ответы: «Посмотрел фильм и захотел прочитать», «Увидел книгу в магазине, по обложке вспомнил мультик, и это заинтересовало» и т. д. Таким образом, ребята вспоминали одноимѐнный с книгой кинофильм, после просмотра которого у них появлялся читательский интерес, закрепившийся после того, как они видели обложку книги в магазине. «Визуализация книги» толкает детей к еѐ прочтению. Ребята сначала читают книгу, потому что посмотрели фильм, либо жаждут выпуска фильма после еѐ прочтения, или же с нетерпением ждут компьютерной игры, чтобы, проходя еѐ оказываться участником событий.
Зная литературные предпочтения детей на сегодняшний день, понимая, чем (яркие иллюстрации, экранизирование, компьютерные игры) и с какой интенсивностью (реклама на улице и в сети Интернет) привлекают к своим произведениям читателей современные авторы, мы не можем не обращать внимания на то влияние, которое оказывает подобная литература на сознание ребѐнка. Необходимо понимать, какие модели поведения, какие ценностные ориентации она формирует, какие обходит стороной, а какие отрицает вовсе, то есть на что ориентирует сегодняшнего школьника. В данной статье предложена схема анализа литературного произведения с точки зрения ценностного потенциала, заложенного в нѐм. С помощью представленной схемы можно количественно и качественно оценить возможности данной литературы в формировании толерантных установок школьников, подробно разбирая и анализируя сюжет и поступки героев произведений.
Рассмотрим схему анализа произведения на наличие толерантных черт:
1. Общая характеристика героев.
2. Проявляемые героями эмоции и чувства.
3. Поведенческие стратегии и типы реагирования на подобных себе, на «иных»; телесные и эмоциональные реакции на подобных себе, на «иных».
4. Усилия, трудности, достижения и желания героев.
5. Взаимоотношения героев с подобными себе и с непохожими на себя.
6. Ценностный потенциал произведения.
1. Общая характеристика героев:

Категория анализа
Описание
- 1.
Определение места героя среди других персонажей
- 2.
- Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде)
- 3.
- Портрет. Внешний облик: как он дан автором и в восприятии других персонажей
4.
Речевая характеристика
- 5.
- Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя
- 6.
- Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий
- 7.
- Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета
- 8.
- Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко
- 9.
- Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения
- 10.
- Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора
- 11.
- Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни
2. Проявляемые героями эмоции и чувства, качества личности:

Категория анализа
Единица анализа
Встречаемость в тексте (частота)
Эпизод
1.
Проявляемые героями эмоции и чувства
- отрицательные
тоска
страх
грусть
стыд
гнев
скука
обида
отвращение
вина
одиночество
боль
горе
ненависть
ревность
злость
сожаление
ужас
скорбь
смущение
- положительные
счастье
радость
любовь
симпатия
восхищение
удовольствие
удивление
интерес
гордость
благодарность
любопытство
2.
Качества личности (устойчивые образования личности), обуславливающие толерантные установки (поведение)
Расположенность к другим
Снисходительность
Терпение
Чувство вины
Чуткость
Доверие
Человеколюбие
Терпимость к различиям
Умение владеть собой
Доброжелательность
Умение не осуждать других
Умение слушать
Любознательность
Способность к сопереживанию
3.
Качества личности героев, обуславливающие интолерантные установки (поведение)
агрессивность
непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
пренебрежение
раздражительность
равнодушие
цинизм
3. Поведенческие стратегии и типы реагирования на подобных себе, на «иных»; телесные и эмоциональные реакции на подобных себе, на «иных»:

Категория анализа
Единица анализа
Встречаемость в тексте (частота)
Эпизод
1.
Поведенческие стратегии героев и типы реагирования на подобных себе
избегание
агрессия
лицемерие
вражда
миролюбие
комформность (тенденция следовать за большинством)
анализ ситуации
импульсивность, необдуманность принятия решений
сотрудничество
объединение усилий ради
достижения общей цели
взаимопонимание
терпимость
пренебрежительность
непонимание
Игнорирование
равнодушие
предательство
дружба
2.
Поведенческие стратегии героев и типы реагирования на «иных»
избегание
агрессия
лицемерие
вражда
миролюбие
комформность (тенденция следовать за большинством)
анализ ситуации
импульсивность, необдуманность принятия решений
сотрудничество
объединение усилий ради достижения общей цели
взаимопонимание
терпимость
пренебрежительность
непонимание
игнорирование
равнодушие
предательство
дружба
3.
Телесные и эмоциональные реакции на подобных себе
Физическая агрессия
Вербальная агрессия
Косвенная агрессия
Объятия дружеские
4.
Телесные и эмоциональные реакции на «иных»
Физическая агрессия
Вербальная агрессия
Косвенная агрессия
Объятия дружеские
4. Усилия, трудности, достижения и желания героев:

Категория анализа
Единица анализа
Встречаемость в тексте (частота)
Эпизод
1.
Усилия
Ради общей благой цели
Разрушающего характера
2.
Способы преодоления трудностей
Уход
Битва, война
Мирное урегулирование, на взаимовыгодных условиях
3.
Достижения героев
Честным путѐм, старанием и прилежанием
везение
завоевания
4.
Желания героев
Положительные
отрицательные
5. Взаимоотношения героев с подобными себе, с «иными»:

Категория анализа
Единица анализа
Встречаемость в тексте (частота)
Эпизод
1.
Взаимоотношения героев с подобными себе
дружба
любовь
предательство
ненависть
2.
Взаимоотношения героев с «иными»
дружба
любовь
предательство
ненависть
6. Ценностная ориентация героев (ценностный потенциал произведения):

Категория анализа
Единица анализа
Встречаемость в тексте (частота)
Эпизод
1.
Эмоциональные ценности (терминальные ценности; то, к
дружба
чему стремится человек в жизни, – по Рокичу)
любовь
счастье
удовольствие
внутренняя гармония
спасение
свобода
комфортная жизнь
равенство
всеобщий мир
2.
Инструментальные ценности (для достижения каких-либо целей, по Рокичу) воспитанность (хорошие манеры)
непримиримость к недостаткам в себе и других
ответственность (чувство долга, умение держать слово)
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
честность (правдивость, искренность)
3.
Общечеловеческие ценности, моральные (из Христианских заповедей)
Не убивай (ценность человеческой жизни)
Не создай себе кумира
Почитание семьи
Не кради
Не лги
Не завидуй
4.
Материальные ценности
богатство (деньги, имущество)
высокий чин
Данный анализ позволит дать произведению нравственно-эстетическую оценку и ответить на вопрос, формирует ли оно проявления агрессивных реакций среди детей после прочтения, формирует ли оно позитивное отношение к миру, учит ли способам реагирования на конфликтные ситуации, способам толерантного взаимодействия со всеми членами общества. Учителя-словесники, руководствуясь данным анализом, смогут более компетентно разбираться в современных произведениях, активно не отрицая их. Благодаря этому они смогут аргументированно рекомендовать или не рекомендовать те или иные книги детям, проводить аналогии с классическими произведениями.
Многие произведения, популярные среди детей в настоящее время, могут быть основой формирования толерантного сознания и поведения – важно правильно обсудить и преподнести смысл прочитанного. Можно сделать вывод, что взаимосвязь личностного развития и литературы – реальный факт. Воспитательный и формирующий эффект литературы доказан многими педагогами и психологами.
Художественная литература, давая познание действительности, расширяет умственный кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы – это формирование у людей глубоких и устойчивых чувств, побуждающих их думать, определяющее направленность поведения личность.
Искусство в целом и литература в частности формирует эмоционально-образное отношение школьников к действительности, способствует их духовному росту, их общей культуре. Подростков в литературе интересуют сильные, яркие личности, преодолевающие любые трудности и выходящие из них победителями; их привлекает борьба со злом, с силами природы, то есть красота человеческого духа. Многочисленные исследования подтверждают готовность учащихся к глубоким сопереживаниям, их склонность к творческому воображению и поэтическому домысливанию, к выработке правильных критериев оценки нравственно-эстетического поведения. Складывающаяся в стране социально-культурная ситуация во многом ответственна за массовость антиобщественных проявлений в поведении детей вплоть до саморазрушающих (преступления, проституция, наркомания, токсикомания, алкоголизм). Порой средства массовой коммуникации – печатные издания, телевидение, кино – делают модели асоциального поведения привлекательными для всѐ более широкого круга детей. Признание обществом этого факта обуславливает необходимость изменения отношения к преподаваемым в школе произведениям и прочитанным детьми помимо школьной программы текстам. Все художественные произведения, попавшие в руки школьника, должны в той или иной степени формировать художественное видение, соразмерность, ритм, воображение, ассоциативность, фантазию, интуицию. В ходе анализа произведений должны осуществляться синтез разрозненных представлений и выявление их гармонии, стремление охватить предмет или явление в его целостной органической форме, логичности и изяществе. Это имеет важное общественное значение и носит универсальный характер.
Литература
1. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Современное Слово, 1998
2. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика, 2002 – № 7. С. 3–13.
3. Занков Л. В. О начальном обучении. М., Издательство АПН РСФСР, 1963. С. 25.
4. Левина Е. Р. Психология восприятия художественной литературы: Учебное пособие. / МГИК. М., 1989.
5. Степанов П. В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика. М., 2005
6. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. научно-методических статей. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
7. Шестакова А. Н. Интересы и читательские предпочтения учащихся 5-х – 6-х классов московской гимназии (проблема формирования и развития) // Творческое чтение в системе литературного образования. М.: ИХО РАО, 2010.