Проблема формирования этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения календарно-обрядового фольклора

Дьяченко Людмила Юрьевна

Аспирант кафедры эстетического воспитания дошкольников
Московского педагогического государственного университета, музыкальный руководитель ГОУ Прогимназии № 1667
г. Москва, Зеленоград 

Аннотация: 
Проблема формирования этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения календарно-обрядового фольклора

Использование в современной образовательной системе основ русской традиционной культуры, выявление еѐ богатейших и уникальных учебно-воспитательных возможностей позволяет решать актуальные проблемы нашего времени: формирование национального самосознания и сохранение духовного наследия наших предков. Русская традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены образы-идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения россиян.
Педагогический потенциал русской традиционной культуры, наследование лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в различных видах народного и классического искусства, позволяет решать задачи воспитания и всестороннего развития личности ребенка. Это и есть основное предназначение современного воспитания и образования.
Великие русские педагоги высоко ценили роль народного творчества, фольклора в воспитании подрастающего поколения. Так, К. Д. Ушинский в «Родном слове» приводит множество текстов народных пословиц, поговорок, колядок, подблюдных песен. В учебных книгах К. Д. Ушинского фольклорные образы (например, дед, баба, река, берѐза и другие) обладают особой ассоциативностью. Они раскрываются в контексте всего жизненного опыта ребѐнка, информации, получаемой им от учителя, родителей, бабушек и дедушек. Эти образы вводят детей в мир традиционных отношений человека с природой, с другими людьми, со сверстниками и старшими поколениями. В фундаментальных трудах этнологов, этнографов, историков, искусствоведов, таких как Н. Бердяев, Г. Гачев, Л. Гумилев, М. Забылин, И. Ильин, Н. Кохановская, Д. Лихачев, Н. Лопатин, В. Проскурин, Б. Рыбаков, В. Соловьев и др., подчѐркивалось значение использования культурного наследия в развитии русского национального самосознания и духовно-нравственного возвышения личности.
В исследованиях А. Афанасьева, М. Бахтина, П. Богатырева, В. Гусева, М. Громыко, В. Проппа и др. раскрыты особенности народного художественного сознания, проявляющегося в фольклорной культуре и в эстетически специализированных традиционных формах художественно-творческой деятельности.
Психологи доказали, что этнокультура как основная часть общечеловеческой культуры, переданная в материальных и духовных ценностях, осваивается личностью в активной созидательной деятельности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др).
Особое внимание к этнокультуре как средству воспитания и художественного развития детей уделяли известные отечественные педагоги. Теоретико-методологические основы приобщения детей к истокам этнокультуры заложены в трудах В. Г. Белинского, З. А. Богатеевой, М. И. Богомоловой, A. M. Виноградовой, Е. Н. Водовозовой, Р. И. Жуковской, Т. С. Комаровой, Н. К. Крупской, Е. И. Радиной, А. П. Усовой, К. Д. Ушинского, Т. Я. Шпикаловой и др.
Наблюдающийся в последние годы активный рост национального самосознания вызвал у народов нашей страны повышенный интерес к своей истории и традиционной культуре. Этнокультура каждого народа имеет свой уникальный пласт материальных и духовных ценностей, который содержит мощный воспитательный потенциал для развития и формирования полноценной личности. Признание приоритета этнокультуры и общечеловеческих ценностей требует поиска новых способов и возможностей включения в эту область детей разного возраста в период формирования личности. Войдя в третье тысячелетие, наше общество начинает все яснее осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры. Необходимо наконец преодолеть идеализацию западных стереотипов жизни, связанных с культом потребления и индивидуализма, и вспомнить о богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном нам далекими предками. Их мудрость и духовная красота до наших дней сохранились в памятниках древнего зодчества, в сказках, былинах и песнях, в старинных предметах быта, костюмах, игрушках и обрядах.
В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далекие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, семью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле. Нельзя забывать, что в течение многих веков в народной художественной культуре отражались наиболее целесообразные для выживания, проверенные опытом многих поколений стереотипы поведения в природной среде и социуме. Они обеспечивали выживание народа, помогали ему сохранить духовное и физическое здоровье. Возрождение традиций народной художественной культуры сегодня – это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества. Положения отечественных психологов доказывают, что развитие личности идет через присвоение общественно-исторического опыта. Этнокультура как основная часть общественной культуры, воплощенная в материальных и духовных ценностях, осваивается личностью в активной созидательной деятельности. Через деятельность происходит освоение ребенком ценностей культуры. Эти ценности, как пишет Б. Г. Ананьев, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности субъекта, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являются одним из источников мотивации, поведения и отношения к миру. Личностные ценности служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности [1, с. 108].
Эти идеи нашли развитие в трудах А. Н. Леонтьева. Он отмечает, что психическое развитие ребенка обусловлено процессом усвоения культурно-исторического опыта, заключенного в знаниях и способах деятельности. Общественно сложившиеся и кристаллизованные в предметах культурные формы деятельности выступают относительно каждого отдельного индивида как то содержание, которым он должен овладеть. Как отмечал А. Н. Леонтьев, в освоении социально-исторического опыта важную роль играет ведущий вид деятельности на каждом возрастном этапе, что связано с возникновением в сознании личности новых мотивов: «…выделение важных мотивов, подчиняющих себе другие» [5, с. 132].
Важной роли этнокультуры в воспитании и обучении ребенка уделяли и уделяют внимание многие выдающиеся педагоги прошлого и настоящего. Позицию народности в воспитании отстаивал К. Д. Ушинский, который связывал понятия национального и народного. К. Д. Ушинский считал народность основой воспитания людей в духе любви к великому русскому народу как источнику национального творчества в области языка, литературы, искусства. Народность, по его словам, – это «…общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание» [9, с. 241].
Главный смысл широкого применения элементов этнокультуры в работе с детьми исследователи видят в воспитании предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, своему народу, чувства патриотизма, осознания своей национальной принадлежности. А. П. Усова указывала на значение народного творчества в национальном воспитании детей. Народное творчество позволяет детям в доступной форме усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Произведения народного творчества, национальные по форме, несут в себе много общего, а образы сказок разных народов переплетаются друг с другом. Народные сказки, песни, игры доступны всем детям, имеют большое воспитательное значение, заключающееся в формировании любви и уважения к людям разных национальностей. Большинство педагогов прошлого и настоящего отмечают огромное влияние этнической культуры на формирование у детей первых представлений о Родине, чувства любви к ней. Г. Г. Григорьева пишет: «Эмоциональный язык искусства – самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка» [3, с. 261]. Именно поэтому в отечественной педагогике (Н. П. Сакулина, А. П. Усова, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова, Б. М. Неменский и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на культуре, близкой культуре того края, где живет человек. Не чувствуя, не понимая родную культуру, человек вряд ли способен чувствовать, понимать психологию человека другой национальности. Этнокультура как фактор воспитания свидетельствует об общей устремленности народа к красивому и прекрасному. Роль народной культуры в воспитании подрастающего поколения значительна. Приобщение детей к этнокультуре рассматривали и многие отечественные педагоги 80-х годов XX века. По мнению Г. Н. Волкова, этнокультура в школьном воспитании никогда не занимала и вряд ли займет то место, какое ей отводится в народной педагогике [2, с. 143]. Важным для нашего исследования является выявление специфики приобщения детей к культурному опыту в традиционном сообществе, которое происходило посредством «постепенного (поступенного)» (А. Ф. Некрылова) их включения в культурную жизнь в таких формах, как детский народный календарь (Г. С. Виноградов), игровая, производственно-бытовая и обрядовая практика (О. И. Капица, М. Н. Мельников, Г. М. Науменко и др.). Естественными институтами приобщения были семья, детские артели, а также община, которые обеспечивали восприятие народной культуры в ее целостности, включенности в жизнедеятельность, систему циклично повторяющихся событий.
В статьях Г. С. Виноградова «Детский народный календарь» (1924 г.), «Народная педагогика» (1926 г.) рассматриваются вопросы, актуальные для нашего исследования: понимание детской жизни как «живого единства мира и быта детей», определение роли детей в качестве его «творцов и носителей», выявление значимости детства в процессе наследования культуры, описание форм и методов обучения фольклору в условиях устной передачи, суть фольклорного творчества детей и т. д. Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М. Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. Например, в пестушках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М. Ю. Новицкая). Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Анализ этнокультурологической и этнопедагогической литературы позволил установить определенную взаимосвязь понятий «приобщение» и «включение». По мнению Г. В. Лобковой, значимо не просто изучение народных традиций, но «включение ребенка в процесс познания-постижения». «Речь идет о воспитании внимательного отношения ко всему родному: родной земле, родному языку, родному народу». Центральным педагогическим понятием является «уклад»: «…воспитывают не только слова, но и сопряженная со словом система отношений, ритм жизни, нравственные начала – все то, что <...> является системообразующим элементом традиционной культуры» [4]. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по вопросам ознакомления детей разного возраста с традиционной культурой народа во всех областях обучения и воспитания можно выделить следующие аспекты формирования основ этнокультуры: общие представления детей о произведениях устного народного творчества; климатических условий; жизнедеятельности народа; зодчества; традиционной одежды и обуви; предметов домашнего обиход и их назначении; декоративно-прикладного искусства, а также музыкальные умения и навыки, позволяющие осваивать элементы этнокультуры и передавать их в разнообразной художественно-творческой деятельности.
Процесс приобщения к культурным ценностям становится нормой духовного развития личности с детских лет. Именно в предшкольные годы необходимо заложить эту привязанность к культуре своего народа, развитие понимания национальной гордости, единства и взаимообогащения культур разных народов, чтобы воспитать у ребенка дружеское отношение ко всем народам, видение их вклада в общечеловеческую культуру. Все это ставит проблему поиска путей приобщения детей к культуре своего народа, выработки принципов отбора содержания культуры. Мы считаем, что наибольшее художественно-эстетическое влияние на ребенка оказывают те компоненты этнокультуры, элементы которых ребенок может осознать и непосредственно воплотить в опыте самостоятельной творческой деятельности. Возможность глубокого художественно-эстетического влияния на детей истоков этнокультуры мы обнаруживаем в музыкальной календарно-обрядовой деятельности. Мы предположили, что процесс формирования основ этнокультуры у детей 5–7 лет средствами календарно-обрядового фольклора будет проходить наиболее эффективно при следующих педагогических условиях: - поэтапном формировании у детей эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре;
- овладении детьми знаниями традиций, обрядов и обычаев народа, а также морально-нравственных норм поведения и практическое их применение в быту;
- формировании навыков художественно-коммуникативного общения в процессе учебно-воспитательной работы в календарно-обрядовой деятельности с детьми дошкольного возраста;
- накоплении у детей опыта фольклорного исполнительства;
- применении этнопедагогических методов воспитания и обучения детей в процессе освоения календарных обрядов: имитационного, вариативно-игрового, метода «погружения» в народно-культурную среду. В нашем исследовании приобщение к традиционной народной культуре рассматривается как процесс освоения детьми культурного опыта народа через восприятие произведений фольклора, пение, танец, игру на народных инструментах, народный театр и календарно-обрядовый фольклор. В основе данного педагогического процесса лежит воссоздание художественными средствами традиционных культурных ценностей: Красоты, Истины, Родной земли, Домашнего очага, Родной природы, Матери и материнства, Образы-идеалы человека. Его специфика определяется использованием подлинного народного материала. В качестве эффективной формы приобщения детей к основам этнокультуры мы использовали календарно-обрядовый фольклор, народные игры, игровые хороводы и песни.
По нашему мнению, именно практическое освоение календарно-обрядового фольклора на начальном этапе обучения музыкально-фольклорному творчеству является действенным стимулом для формирования музыкально-фольклорной творческой активности старших дошкольников и развитие у них положительного эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре.
В своей методике мы применяем имитационный, вариативно-игровой методы и метод «погружения» в народно-культурную среду. Имитационный метод основан на особенностях процесса человеческого познания и подражания, включающего в себя образное восприятие (кинестетическое, аудиальное, визуальное) предметов и явлений окружающей действительности, ассоциативные процессы, связанные с функциями памяти и механизмами мышления, а также их индивидуальными особенностями. Данный метод используется преимущественно на начальном эмоционально-познавательном этапе обучения календарно-обрядовому фольклору.
Вариативность проистекает из самой специфики фольклорного творчества – его устной формы, коллективности и импровизационности, возникающей в процессе музицирования и осуществляемой по принципу неточного воспроизведения услышанного, вследствие чего наиболее интересные и яркие находки остаются в памяти, закрепляются и становятся устойчивыми вариантами. Вариативный метод освоения песенного народного творчества был разработан Л. Л. Куприяновой.
Мы применяем вариативно-игровой метод в процессе поиска интонационно-ладовых вариантов напевов, в сочинении текстов на заданную ритмику стиха, в создании сценических образов, в работе над элементами народной хореографии, в музицировании на народных инструментах, в творческой работе с фольклорным материалом. Метод погружения в народно-культурную среду предполагает использование разнообразных форм фольклорного исполнительства и коммуникации в организованном пространстве народно-культурной среды, с тем, чтобы родная культура стала неотъемлемой частью личности ребѐнка. Этот метод позволяет пробудить душу ребѐнка, воспитать в нѐм чувство красоты и гордости за свою Родину, привить чувство причастности к великому русскому народу.
Разработанная методика была основана на взаимосвязи эмоционально-ценностных и интеллектуально-оценочных процессов освоения народного творчества.
В основу обучения был положен принцип формирования потребности в активном проявлении эмоционально-ценностного отношения к фольклорному искусству в различных формах деятельности (исполнительской, практическо-действенной, творческой).
Суть предлагаемой методики заключается в формировании эмоционально-ценностного отношения детей в процессе обучения календарно-обрядовому фольклору, рассматриваемого в качестве интегрированной системы активного художественно-коммуникативного общения. Разработанная на этой основе программа, рассчитанная на двухлетнее обучение фольклору, построенная на основе народного календаря и направленная на формирование фольклорных знаний, умений и навыков детей, позволяет эффективно формировать основы этнокультуры, стимулировать творческую активность. Мы определили следующие этапы реализации разработанной методики: эмоционально-познавательный, обучающий и творческий. Целью эмоционально-познавательного этапа является ознакомление неподготовленного ребенка к восприятию народного творчества через приобретение начальных знаний, исполнительских умений и навыков, дающих прочную базу для последующего их углубления и совершенствования на следующих этапах формирования основ этнокультуры. В задачи данного этапа входит формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к народному творчеству на основе восприятия фольклорного искусства как части культурного наследия народа через постижение специфики его образно-эмоционального строя, отраженного в музыкально-фольклорной исполнительской культуре. Одновременно у детей расширяется информационное поле о фольклоре, условиях его бытования, сценических формах воплощения.
На обучающем этапе через практическое освоение музыкально-фольклорного творчества формируются такие навыки, как синкретизм, этнослух, музыкально-фольклорное мышление и т. д. На основе формирования исполнительских навыков формируется эмоционально-ценностное отношение. Это репродукция и воспроизведение опыта, который ребенок получил на предыдущем этапе. На творческом этапе совершенствуются исполнительские навыки детей в коллективном творчестве, развиваются художественно-коммуникативные способы общения в фольклорном коллективе и навыки ансамблирования.
Приобретѐнные на обучающем этапе начальные знания и представления об эстетике национальной музыкальной культуры получают своѐ дальнейшее развитие и углубление на занятиях, на которых формируются эмоционально-ценностный, исполнительский, творческий компоненты приобщения детей к календарно-обрядовой деятельности.
Благодаря поэтапному процессу формирования основ этнокультуры у детей 5–7 лет, мы осуществляем:
- овладение детьми знаниями традиций, обрядов и обычаев, морально-нравственных норм поведения народа и практическое их применение в быту;
- формирование навыков художественно-коммуникативного общения в процессе учебно-воспитательной работы в календарно-обрядовой деятельности с детьми дошкольного возраста;
- накопление у детей опыта фольклорного исполнительства; Таким образом, воспитание детей с раннего возраста в духе традиционной культуры является условием духовного возрождения народа и приобщения детей к народным ценностным ориентациям, традициям, обрядам. Это важный путь обогащения внутреннего мира русских людей, их сближение на почве многогранной культуры, ибо, только осваивая исконную этнокультуру, народ понимает свою историю, природу, национальный характер и творчество народа. Литература
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 373 с.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших пед. учебных заведений. М., Академия, 1999. 168 с.
3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1988. 134с.
4. Егорова Е. Л. Формирование основ этнокультуры у детей 7 лет на занятиях по иллюстрированию коми народных сказок: диссертация канд. пед. наук. Сыктывкар, 2005.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975. 304 с.
6. Некрылова А. Ф. «Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища: Конец XIII – начало XIX в.в. М.: Искусство, 1998. 215с
7. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965. 216с.
8. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М., 1961.
9. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании / Избранные сочинения. Под ред. Е. П. Медынского М., 1945.