Сегодня высококвалифицированный педагог дошкольной образовательной организации (ДОО) - это специалист, качественно осуществляющий педагогическую деятельность в разных направлениях, в том числе в направлении художественного образования детей.
Актуальность вопросов подготовки будущих педагогов к организации изобразительной деятельности детей обусловлена рядом противоречий, в частности: между значимостью изобразительного творчества в развитии личности дошкольника и отнесением художественного образования к категории «необязательное»; между потребностью в грамотной организации изобразительной деятельности дошкольников и недостаточной компетентностью педагогов в области изобразительного искусства; между необходимостью практической подготовки будущих педагогов к организации изобразительной деятельности дошкольников и ограниченностью времени на такую подготовку на этапе профессионального обучения.
Осознание данных противоречий приводит к постановке цели нашего исследования: проанализировать готовность будущих педагогов ДОО к организации изобразительной деятельности детей и выявить «проблемные зоны» в соответствующей профессиональной подготовке.
Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольников велика. Этот факт в контексте своих исследований отмечают как классики педагогики искусства Бакушинский А.В., Неменский Б.М., Сакулина Н.П., Флерина Е.А., так и современные ученые Жуковский В.И. [1], Лыкова И.А. [6], Школяр Л.В. и Савенкова Л.Г. [12] и др. Однако, несмотря на значительный развивающий потенциал изобразительной деятельности, далеко не все педагоги готовы грамотно его использовать. Возникает вопрос: почему?
На наш взгляд, одна из таких причин - неопределенность места и содержания данного направления работы педагога в документах, а именно, в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [9] и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [11]. Так, в Профессиональном стандарте лишь одна трудовая функция («Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования») непосредственно относится к деятельности воспитателя ДОО. Конкретные функции педагога в области художественного образования дошкольника в документе не определяются. Однако заметим, что в Проекте Профессионального стандарта «Педагог дошкольного образования» [8], представленном педагогическому сообществу для обсуждения, в рамках трудовой функции «Организация развивающей деятельности детей в дошкольной образовательной группе» выделяется трудовое действие «организация художественной, творческой, продуктивной деятельности детей в дошкольной образовательной группе». В Проекте определяется и круг необходимых педагогу дошкольного образования знаний и умений, в том числе знание «содержания и особенностей организации художественной, творческой, продуктивной деятельности детей» и умение «осуществлять организацию художественной, творческой, продуктивной деятельности детей». Что касается ФГОС ДО [11], то в документе определены направления развития и образования дошкольников (образовательные области), среди которых выделяется художественно-эстетическое развитие, предполагающее, в частности, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной и др.).
Анализ публикаций по проблеме готовности к профессиональной деятельности позволил нам сделать вывод о многоплановости этой составляющей личности. Опираясь на работы Платонова К.К. [7], Серикова В.В. [10], данное образование мы рассматриваем как совокупность профессионально важных качеств личности, обусловливающих положительную установку на будущую профессию и успешность выполнения деятельности.
Зырянова А.В. [2], анализируя подходы к содержанию рассматриваемого понятия, называет компоненты готовности к профессиональной деятельности: мотивационный (положительное отношение к профессии), ориентационный (знания), операциональный (умения и навыки), волевой (саморегуляция), оценочный (самооценка профессиональной подготовленности).
Ряд авторов в структуре готовности выделяют две центральные составляющие: практическую и психологическую готовность. Практическая готовность, как указывают Ильясов Д.Ф. и Сериков Г.Н. [3], предполагает овладение человеком профессиональными умениями и навыками с опорой на знание теории. Согласимся с мнением Корешковой М.Н. [4], что обогащение практического опыта обучающихся обусловливает высокую степень сформированности профессиональных компетенций. Психологическая готовность, на наш взгляд (Лебедева Н.В., Домбек С.О. [5]), является внутренним активизирующим началом, регулятором профессиональной деятельности, основой самостоятельности и стремления к профессиональному самосовершенствованию.
С целью изучения готовности будущих педагогов к организации изобразительной деятельности дошкольников нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 38 студентов ФГБОУ «Псковский государственный университет», обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Дошкольное образование и социальная педагогика». Отметим, что в учебных планах по данному направлению подготовки есть дисциплины и практика, содержание которых связано с организацией изобразительной деятельности детей. Это «Теория и технология художественно-эстетического образования дошкольников: изобразительное искусство», «Психолого-педагогические основы организации продуктивных видов деятельности дошкольников», «Предметно-содержательная практика по методикам дошкольного образования (художественно-эстетические дисциплины)».
Метод эмпирического исследования – анкетирование, методика – анкета на выявление готовности будущего педагога к организации изобразительной деятельности дошкольников. Разработанная нами анкета состояла из 16 вопросов, составленных с учетом ориентационного, операционального и оценочного компонентов готовности к профессиональной деятельности. Развернутые ответы студентов на вопросы открытого типа систематизировались и обрабатывались количественно.
Анализ результатов анкетирования позволил сделать ряд выводов в отношении готовности будущих педагогов к организации изобразительной деятельности дошкольников.
Вопросы, направленные на оценку сформированности ориентационного компонента, предполагали трактовку студентами общих понятий в области изобразительного искусства и изобразительной деятельности детей:
Какое содержание Вы вкладываете в понятие «изобразительное искусство»? Назовите виды изобразительного искусства.
Определите понятие «изобразительная деятельность»?
Определите место изобразительного искусства в художественном образовании дошкольников.
Перечислите виды изобразительной деятельности дошкольников.
Назовите материалы для изобразительной деятельности дошкольников.
На наш взгляд, студенты достаточно осведомлены (имеют представления) в данных областях, но говорить о сформированности у них соответствующих понятий мы не можем. Так, только 31,6% респондентов полно определили понятие «изобразительное искусство» («искусство, которое отражает реальный мир с помощью зрительных образов», «процесс и результат деятельности, связанной с воссозданием реальности в виде зрительных образов» и т.п.). Остальные участники опроса (68,4%) не отразили все существенные признаки данного понятия, обобщенно определяя изобразительное искусство как «вид искусства», «вид художественного творчества», «общечеловеческая ценность», «создание прекрасного» и т.п.
Знание студентами видов изобразительного искусства обнаружилось в следующих ответах. Часть респондентов (21,1%) ответили правильно, назвав живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и др. 26,3% участников опроса вместо видов изобразительного искусства перечислили жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр, историческую живопись и др.). Наконец, большинство опрошенных (52,6%) в один ряд поставили как виды изобразительного искусства, так и его жанры.
Трактовка будущими педагогами термина «изобразительная деятельность» также была полной или неполной. Однако в данном случае большинство студентов (73,7%) грамотно определили понятие: изобразительная деятельность - это «художественно-творческая деятельность, направленная на отражение реальности с помощью зрительных образов», «образное познание действительности, связанное с выражением своего отношения к изображаемому», «деятельность по созданию творческого продукта с помощью живописи, рисунка» и т.п. Недостаточно полными нам показались такие определения, как «деятельность, в которой человек своими руками создает новое», «деятельность по овладению изобразительными умениями», «отражение чувств, впечатлений», «культурная деятельность» и др. Подобные формулировки мы обнаружили у 26,3% респондентов.
100% опрошенных отводят изобразительному искусству одно из центральных («главных», «основных») мест не только в художественном образовании, но и в воспитании дошкольников. Будущие педагоги указывают на то, что изобразительное искусство имеет много развивающих функций. Например, восприятие произведений изобразительного искусства, отмечают студенты, способствует развитию эстетических чувств, познавательной сферы, речи. «Картина, - пишет один из студентов, - может выступать в качестве нравственного ориентира». «Через изобразительное искусство дети развиваются как личности», - отмечает другой. В процессе собственной изобразительной деятельности, по мнению респондентов, дошкольник удовлетворяет познавательную потребность, развивает творческие качества, совершенствует моторику и т.д.
Анализ материалов показал, что студенты хорошо знают виды изобразительной деятельности дошкольников: 100% опрошенных перечислили все или почти все виды. Так, 84,2% респондентов назвали лепку, 81,6% - рисование, 65,7% - конструирование. Также хорошо будущие педагоги ориентируются в материалах для изобразительной деятельности дошкольников, называя краски или конкретно гуашь, акварель (78,9% опрошенных); «сухие материалы» - карандаши, фломастеры, мелки (89,4%); глину, пластилин, соленое тесто (76,3%); нестандартные материалы (26,3%). 81,6% опрошенных дополнили список оборудованием, которое необходимо дошкольнику для занятий изобразительной деятельностью (кисти, бумага, ножницы, палитра и др.).
С целью изучения операциональной составляющей готовности к организации изобразительной деятельности дошкольников студентам были предложены следующие вопросы:
Какими умениями, на Ваш взгляд, должен обладать педагог, чтобы научить дошкольника хорошо рисовать, лепить и т.п.?
Считаете ли Вы, что знания методики организации изобразительной деятельности детей достаточно для того, чтобы научить дошкольника изобразительной деятельности? Почему?
Назовите известные Вам методические приемы организации изобразительной деятельности дошкольников?
Какие требования к организации изобразительной деятельности дошкольников, на Ваш взгляд, будут предъявлены Вам в ДОО?
Кто, по Вашему мнению, должен обучать дошкольника рисованию, лепке, конструированию? /воспитатель, специалист, не имеет значения/. Обоснуйте ответ.
Понятно, что ответы на эти вопросы не могут дать полного представления о наличии у будущих педагогов практических умений. Оценить их сформированность можно путем наблюдения за педагогической деятельностью. Однако выявить некоторые тенденции, на наш взгляд, можно.
Анализ ответов студентов на вопрос об умениях, которыми должен обладать педагог, чтобы научить дошкольника хорошо рисовать и лепить, показал, что из общего количества названных умений 40,4% - специальные умения (рисовать, лепить, компоновать и т.п.); остальные 59,6% - общепедагогические, то есть те, которые необходимы педагогу в любой области профессиональной деятельности (доступно излагать материал, мотивировать воспитанников, осуществлять индивидуальный подход, взаимодействовать с детьми и т.п.).
Значительная часть опрошенных (89,5%) считают, что педагогу недостаточно знания методики, чтобы научить дошкольников изобразительной деятельности, аргументируя свою точку зрения тем, что «нужна практика рисования, опыт организации изобразительной деятельности детей», «необходим широкий кругозор (знание методики должно сочетаться со знанием искусства, педагогики, психологии)», «нужно быть творческой личностью, а методика предполагает некоторый алгоритм», «важен интерес к изобразительной деятельности». 10,5% респондентов полагают, что знания методики достаточно, так как дошкольники только «начинают рисовать» и можно ограничиться «обучением их элементарным алгоритмам изображения объектов».
К сожалению, никто из опрошенных не сумел четко назвать методические приемы организации изобразительной деятельности дошкольников: 42,1% респондентов выделили в качестве таковых методы обучения (наглядные, словесные, практические), 18,4% - формы (игровые, диалоговые), 23,7% - нетрадиционные приемы изобразительной деятельности (рисование пальцами, ладошкой, мыльными пузырями, кляксография, монотипия, ниткография и др.). Часть студентов (15,8%) оставили данный вопрос без ответа.
Несмотря на некоторую ограниченность в понимании методических аспектов организации изобразительной деятельности детей, будущие педагоги достаточно глубоко осознают требования к этой деятельности. Отметим, что 19,8% всех требований, сформулированных участниками анкетирования, составляют требования к умению рисовать; 14,7% - к высокому уровню квалификации в работе с детьми (в том числе, в соответствии с ФГОС ДО); 14,7% - к знанию методик; 13,1% - к знанию программ; 8,2% - к знанию и учету в работе возрастных особенностей детей; 8,2% - к личностным особенностям педагога (коммуникабельность, внимательность, креативность и др.); 6,5% - к умению организовать рабочее пространство; 6,5% - к соблюдению правил техники безопасности детей; 6,5% - к владению различными техниками изобразительной деятельности; 4,9% - к умению создавать условия для художественно-эстетического развития дошкольников; 3,4% - к умению воспитывать у детей самостоятельность.
Мнения респондентов о том, кто должен обучать дошкольника рисованию, лепке, конструированию, распределились следующим образом: 55,3% считают, что это функция специалиста, 34,2% - воспитателя, 10,5% - «не имеет значения». Как видно, большинство опрошенных полагают, что знакомить дошкольников с изобразительным искусством должен специалист, так как «воспитатель недостаточно компетентен в области изобразительного искусства», «специалист научит тому, что не знает педагог», «специалист всегда сможет показать пример рисования». Аргументы в пользу воспитателя таковы: «способности к изобразительной деятельности не есть педагогические способности», «дошкольникам нужен воспитатель, а не учитель», «умение рисовать - не цель, а средство развития личности дошкольника, поэтому дошкольнику нужен достаточно компетентный в области ИЗО воспитатель», «у воспитателя больше знаний и умений в области психологии и педагогики дошкольного возраста».
Изучая оценочный компонент готовности студентов к организации изобразительной деятельности детей, мы поставили вопросы:
Что значит, на Ваш взгляд, быть готовым к организации изобразительной деятельности дошкольника?
Считаете ли Вы себя психологически готовым к организации изобразительной деятельности дошкольников в ДОО? /«готов полностью», «не совсем готов», «не готов»/. Обоснуйте свой ответ.
С какими трудностями в организации изобразительной деятельности дошкольников Вы можете столкнуться в ДОО?
Каких качеств, умений не хватает Вам для успешной организации изобразительной деятельности дошкольников в ДОО?
Как Вы оцениваете свою подготовку в вузе к организации изобразительной деятельности дошкольников? Ответ обоснуйте.
Что бы Вы пожелали преподавателям в плане подготовки студентов к организации изобразительной деятельности дошкольников в ДОО?
В 53,8% ответов респондентов был отражен инструментальный компонент готовности (знания, умения и навыки); в 13,8% - эмоционально-волевой компонент (быть спокойным, терпеливым, не пугаться трудностей и т.п.); в 12,3% - мотивационный (желание заниматься этим направлением деятельности педагога ДОО); в 10,8% - коммуникативный (уметь находить контакт с детьми, общаться с ними); в 9,3% - личностный (адекватная самооценка, вера в свои силы, умение организовать себя, стремление к самосовершенствованию в профессии).
К сожалению, полностью психологически готовым к организации изобразительной деятельности дошкольников считают себя только 7,9% опрошенных студентов. Большая часть респондентов, на их взгляд, не готовы (18,4%) или не совсем готовы (73,7%) к данному роду деятельности. Каковы аргументы такой самооценки? «Нет практики, недостаточно практических навыков», «еще не все изучено», «мало знаний и умений в области ИЗО», «есть страх быть некомпетентным», «не имею способностей».
Все респонденты, осмысливая трудности в процессе организации изобразительной деятельности дошкольников, в своих ответах называли трудности как объективного, так и субъективного характера. К объективным проблемам, сформулированным студентами, следует отнести «материальные» (недостаток необходимого оборудования в ДОО, некачественные материалы для ИЗО, непригодность помещений для полноценных занятий изобразительной деятельностью с детьми) и «внешние социальные» (нежелание ребенка заниматься изобразительной деятельностью, отсутствие у него способностей, детская неусидчивость, завышенные ожидания родителей) трудности. Что касается субъективных обстоятельств, то здесь будущие педагоги называли боязнь не научить ребенка, отсутствие методических умений, опыта изобразительной деятельности и т.п.
Среди качеств, умений, необходимых для успешной организации изобразительной деятельности дошкольников, участниками опроса называются: практические навыки, опыт (33,3% всех ответов); способности к изобразительной деятельности (11,6%); выдержка, спокойствие (10,4%); уверенность в себе (8,7%); дидактические способности (8,7%); креативность (8,7%); знание методики (5,8%); коммуникативные умения (5,8%); организаторские умения (4,1%); педагогическая наблюдательность (2,9%).
В целом свою подготовку к организации изобразительной деятельности дошкольников будущие педагоги дошкольного образования, охваченные опросом, оценили следующим образом: 18,4% респондентов дали оценку «отличная подготовка», 28,9% - «хорошая», 18,4% - «средняя», 5,4% - «недостаточная», 28,9% затруднились ответить на данный вопрос. Высказанные студентами пожелания, которые следует принять во внимание в процессе подготовки будущих педагогов к организации изобразительной деятельности дошкольников, - это пожелания «усилить практическую подготовку», «больше обучать будущих воспитателей рисованию», «включать в подготовку темы, связанные с историей и теорией изобразительного искусства», «проводить практические занятия на базе ДОО».
В заключение отметим, что центральной проблемой в формировании у будущих педагогов готовности к организации изобразительной деятельности дошкольников является недостаточность практического опыта - методического и собственно изобразительного. Наличие практического опыта, на наш взгляд, является залогом профессиональной уверенности будущего педагога, стимулом для дальнейшего личностного и профессионального развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жуковский, В.И. Детский рисунок - наглядное представление идеального отношения ребенка с окружающим миром [Электронный ресурс] / В.И. Жуковский // Педагогика искусства. - 2013. - №1. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/zhukovski_13_04_2013.pdf (дата обращения: 02.03.2020).
2. Зырянова, А.В. Готовность к профессиональной деятельности специалистов сферы культуры: сущность и структура [Электронный ресурс] / А.В. Зырянова // Педагогика искусства. - 2012. - №4. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/zyryanova_17-01-2013.pdf (дата обращения: 28.02.2020).
3. Ильясов, Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в
педагогике [Текст] / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 336 с.
4. Корешкова, М.Н. Практико-ориентированный подход в подготовке будущих педагогов дошкольного образования [Электронный ресурс] / М.Н. Корешкова // Педагогика искусства. - 2015. - №3. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/koreshkova_31-35_1.pdf (дата обращения: 28.02.2020).
5. Лебедева, Н.В. Из опыта подготовки педагогов и педагогов-психологов к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в общеобразовательных организациях [Текст] / Н.В. Лебедева, С.О. Домбек // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». - Выпуск 8. - Псков: Псковский государственный университет, 2018. - С. 123-129.
6. Лыкова, И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников: дис. ...док. пед. наук [Текст] / И.А. Лыкова. - М., 2009. - 396 с.
7. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
8. Проект Профессионального стандарта «Педагог дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://ippdrao.ru/wp-content/uploads/7850-proekt-professionalnogo-standarta-pedagog-doshkolnogo-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 25.02.2020).
9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 25.02.2020).
10. Сериков, В.В. Формирование у учащихся готовности к труду [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/77677348/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 25.02.2020).
12. Школяр, Л.В. Дошкольное образование: базовые направления развития и воспитания детей [Электронный ресурс] / Л.В. Школяр, Л.Г. Савенкова // Педагогика искусства. - 2013. - №4. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/shkolyar_savenkova.pdf (дата обращения: 02.03.2020).