ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА ПОСЛАНИЯ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 7-х КЛАССАХ

Колосова Светлана Николаевна (1), Кудряшова Александра Артуровна (2)

DOI: 10.34897/IAECS.2020.62.62.008

(1) ведущий эксперт, доктор филологических наук, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы «Московского центра качества образования»

(2) ведущий эксперт, доктор филологических наук, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы «Московского центра качества образования»

 

Аннотация: 
Статья посвящена актуальной проблеме изучения жанра послания в лирике А.С. Пушкина. Послание является стилеобразующим жанром в творчестве поэта, трансформация жанровой природы дружеского послания определяет поэзию Пушкина и становится основой многих его лирических произведений. Такой ракурс изучения дружеского послания позволяет учащимся понять своеобразие индивидуального стиля поэта, что является важным этапом в дальнейшем освоении его лирики. Не менее целесообразным в обучении является процесс приобщения учащихся к прекрасному образцу пушкинского слога, художественному воплощению идеи дружеского общения и взаимодействия с внешним миром. На наш взгляд, именно метод комментированного чтения и толкования ключевых слов становится продуктивным не только для изучения стихотворений А.С. Пушкина, но и других лирических произведений.


Актуальность. Изучение жанра послания является основой в понимании жанровой природы лирических произведений А.С. Пушкина.
Послание – (от греч. эпистола) стихотворное письмо. Согласно словарной статье А.П. Квятковского: «Посла́ние — древнейший жанр монологической поэзии, большое стихотворение, в котором поэт, как бы беседуя с адресатом, высказывает свои суждения по какому-либо важному вопросу. <…> 
Как лирический жанр П. были популярны в 18 и в первой трети 19 вв. Таковы, например, послания В. Жуковского, А. Пушкина, Н. Карамзина, И. Дмитриева, К. Батюшкова, А. Фета и др.» [1].
Таким образом, можно выделить следующие признаки жанра послания:
1. Обязательное наличие адресата, прямого или условного, прямое обращение к нему. Обращение может быть выражено в том числе и в названии произведения.
2. Мотив написания – исповедь, признание, призыв и др.  
3. В стихотворении создается образ адресата.  
4. В произведении отражено отношение лирического героя к изображаемому объекту, адресату (образ лирического героя или адресанта).
5. В каноническом жанре дружеского послания возможно использования бытописания.
Определенная свобода жанра, предполагающая доверительность взаимоотношений с другом и диалог с окружающим миром в целом, особым образом отозвались в поэтическом призвании А.С. Пушкина. Поскольку именно этот жанр предполагал свободу содержания и формы выражения, он и становится любимым, «проникая» в разные темы пушкинской лирики. Трансформация жанровой природы дружеского послания определяет поэзию Пушкина и становится основой многих его лирических произведений.
Методическая ценность. Изучение лирики А.С. Пушкина на основе раскрытия жанровой специфики послания позволяет понять учащимся стилевую доминанту, а следовательно, и основу поэзии Пушкина.   
Оговоримся, материал научной статьи не предполагает включение всей научной терминологии, но требует жесткого отбора материала, учитывающего психологическую и филологическую зрелость учащихся 7 класса. 
Обратимся к анализу стихотворения «И.И. Пущину («Мой первый друг, мой друг бесценный!)», входящего в круг изучаемых произведений 7 класса. 
Первым этапом освоения лирического произведения является медленное выразительное прочтение стихотворения учителем. Далее целесообразно путем построчного комментированного чтения выделять ключевые слова в тексте стихотворения. 
И.И. Пущину
Мой первый друг, мой друг бесценный! 
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое Провиденье: 
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
1828 г. [2]
 (здесь и далее выделено нами – С.К., А.К.)
Так, в анализируемом стихотворении, очевидно, проявляются все признаки жанра послания, то есть организация лирического пространства носит хрестоматийный характер. Обращения в первой строке к адресату: «мой первый друг», «друг бесценный» являются ярким созданием образа адресата. Эпитет «бесценный» традиционно выражает эмоционально-оценочное отношение автора послания к адресату. Особый акцент на дружеском отношении создается через прием повтора, где мотив близости передается путем повтора личного притяжательного местоимения «мой» и существительного «друг». 
Композиционно первая строка представляет собой риторическое восклицание, в котором также подчеркивается особое эмоциональное отношение к адресату, усиленное во второй строке: «я судьбу благословил». Глагол высокой лексики «благословил» максимально поэтизирует мотив дружбы, выражает воодушевление лирического героя. Так, лексическая работа с текстом стихотворения позволяет акцентировать внимание учащихся на художественном содержании произведения и на способах выражения авторской позиции. Последующие две строки в первой строфе представляют собой бытовую зарисовку, также характерную для жанра послания: «Когда мой двор уединенный,// Печальным снегом занесенный». При помощи эпитетов «уединенный», «печальным», «занесенный» картина двора зримо передает читателю настроение повседневности и однообразия. 
Композиционно стихотворение делится на две части и соответствуют делению на строфы. Первая строфа – бытовая зарисовка и знакомство с адресатом – имеет живописную доминанту, в ней создается лирический портрет адресата и бытовая зарисовка, отражающая жизнь лирического героя. Во второй части – вторая строфа – акцент сделан на возвышенной оценке дружеских отношений. А.С. Пушкин использует стилизацию молитвы («Молю святое Провидение»), риторическое восклицание («да озарит»), анафору («да <…>дарует», «да озарит») для того, чтобы подчеркнуть, что появление друга – ключевое событие для лирического героя в его уединении. 
Лирический сюжет выстраивается от упоминания конкретных жизненных реалий, автобиографического факта («лицейских ясных дней») к поэтизации и воспеванию святых уз дружбы («да озарит <…> лучом»). В названии стихотворения указан конкретный адресат Иван Пущин, однако в тексте стихотворения герой именуется только другом, без конкретного упоминания имени, тем самым лирический герой акцентирует внимание на святости лицейских дружеских уз. 
Отдельного внимания заслуживает доверительный диалог как основа жанровой специфики послания А.С. Пушкина. Формально диалога с другом нет, но последовательный повтор местоимений «мой», «твой» создает ощущение абсолютной доверительности дружеского диалога. Разговор выстраивается от мотива уникальности послания к первому другу до безусловной ценности и святости обращения к «лицейскому братству» и миру в целом. 
Лирический сюжет прочитывается двояко. С одной стороны,  живописное полотно в основе стихотворения определяет доминанту живописного сюжета с эмоциональным отношением к изображаемому объекту.  Отражение лирического сюжета можно увидеть в картине Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском» (1875 г.). С другой стороны, движение лирического сюжета реализуется через звукообраз («Твой колокольчик огласил»), он и является своеобразным «зерном сюжета» [3], отправной точкой, которая разрушает одиночество лирического героя и дарует ему радость и утешение. Этот же мотив (радости и утешения) имеет зеркальное отражение во второй строфе и реализуется по принципу подобия в звукообразе («голос мой душе твоей») и выражении («то же утешение»), что объединяет героев. Особая выразительность в раскрытии идеи дружеского послания реализуется не только через звукообраз (о чем говорилось ранее), но и через мотив озарения («да озарит») в душе лирического героя. 
Не менее интересна и кольцевая композиция произведения: начало и финал стихотворения имеют сильные позиции в тексте. Начало произведения – риторическое восклицание («Мой первый друг, мой друг бесценный!») – обращение и эмоционально-окрашенное признание. Финал – риторическое восклицание – благословение дружбы («Лучом лицейских ясных дней!»). Получается, что кольцевая композиция выражает идею и авторскую позицию, подчеркнутую на интонационном и на синтаксическом уровнях. 
Таким образом, метод комментированного чтения и выделения ключевых позиций в тексте стихотворения позволяет формировать не только навык анализа художественного произведения, но, что особенно важно, наблюдательность учащихся и их стремление к исследовательской работе.
Рассмотрим другое стихотворение А.С. Пушкина, написанное в жанре послания. 
Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...
1826. Михайловское [2]
Подобно предыдущему стихотворению, адресованному лицейскому другу, это произведение «Няне» строится по такому же принципу: обращение к адресату в первой строке («Подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя!») способствует созданию образа няни. В строке «Подруга дней моих суровых» внимание заостряется не только на неразрывной дружбе  лирического героя с адресатом послания («подруга»), но и через эпитет «суровых» подчеркивается глубина испытаний, пройденных и пережитых вместе. Особый акцент на мотиве дружеских отношений также сделан путем повтора личного притяжательного местоимения «моих», «моя». 
В этом стихотворении вновь возникает живописный сюжет. Портрет адресата оказывается вписанным в интерьер («ты под окном своей светлицы»). Более того в стихотворении происходит сужение пространства: фокусирование  от  крупного плана («лесов сосновых») до бытовой детали («спицы в твоих наморщенных руках») создают максимально конкретизированный образ няни. Именно через создание портрета адресата раскрывается отношение лирического героя к няне. Именование («голубка») свидетельствует об отношении к ней как ангелу-хранителю. Слово голубка – символ Божественной благодати [4].  Не менее важно обратить внимание учеников на словообразование слова, на использование уменьшительно-ласкательного суффикса, который акцентирует внимание на отношении нежности лирического героя к адресату.  Создается не только живописный и реалистический портрет, но и психологический. Через реалистическую бытовую деталь передается внутреннее эмоциональное состояние образа няни («тоска, предчувствия, заботы»).
Взаимные и трогательные отношения между героем и няней подчеркнуты мотив ожидания близкого человека («Давно, давно ты ждешь меня»). Для нее он вечное ожидаемое любимое дитя. Образ «забытые ворота» подчеркивает мотив одиночества, который относится не столько к лирическому герою, сколько к адресату. Движение лирического сюжета предается через глагольный ряд: ждешь – горюешь – глядишь – чудится, который относится к адресату и передает динамику чувств к няне.
Пушкин использует устаревшее, народно-поэтическое слово «светлица», которое ассоциативно позволяет связать образ няни с понятием сказки. Очевидно, в стихотворении присутствуют автобиографические мотивы. 
Графически строфы не определены, однако прослеживается интонационное деление на четверостишия.  Особого внимания заслуживает  последняя строка «То чудится тебе…», которая в общей структуре является с одной стороны, началом нового незавершенного четверостишия, а с другой стороны, знаменует открытый финал, позволяющий судить о многозначности образа няни для лирического героя. 
Таким образом, мы рассмотрели классический вариант дружеского послания. Однако, как уже говорилось, этот жанр прочно вошел в творческую лабораторию А.С. Пушкина и становится основой многих его поэтических произведений, относящихся к разным тематическим группам. Так, например, Пушкин создает высокое послание гражданской, гражданско-патриотической направленности («К Чаадаеву»), любовное послание («К*** (Я помню чудное мгновенье»), а также философское послание («К морю»). Это стихотворение имеет в основе элегические мотивы, но формально написано в жанре послания.
На завершающем этапе изучения жанра дружеского послания методом комментированного чтения с выделением ключевых слов можно предложить учащимся в качестве домашнего задания самостоятельно рассмотреть стихотворение «Во глубине сибирских руд» (одно из названий стихотворения «В Сибирь»). Главным направлением домашней работы может стать поиск ключевых позиций в поэтическом произведении, жанровых признаков послания, а также отличительных черт в интонации и способов создания образов по сравнению с ранее изученными стихотворениями, относящиеся к жанру дружеского послания. 
При формировании домашнего задания учителю важно сделать акцент на жанровых особенностях стихотворения «Во глубине сибирских руд»: дружеское послание перерастает в гражданский призыв к свободе. Учитель делает установку на композицию и антитезу, организующую все семантическое пространство стихотворения: настоящее – будущее время. Настоящее время –  «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «каторжные норы». Будущее время: «темницы рухнут – и свобода//Вас примет радостно у входа». Наряду с разбором эпитетов («скорбный», «мрачном», «желанная», «свободный») как отражение динамики лирического сюжета, внимание учеников можно обратить на функцию звукообраза («Мой свободный глас») в раскрытии идеи стихотворения. Важно обратить внимание на авторские знаки препинания. В этом стихотворении – тире – «темницы рухнут – и свобода» художественно воплощает весь путь от каторги и неволи к свободе. Одно из названий стихотворения «В Сибирь» напрямую указывает на принадлежность к жанру послания (послание «В Сибирь»). Мотивом написания послания становится поэтизация подвига декабристов, передающие возвышенные чувства лирического героя.
Таким образом, учитель готовит учеников к выполнению домашнего задания, что становится важным этапом самостоятельного овладения учеником анализом художественного произведения. 
Домашнее задание:
 Выделить ключевые слова в стихотворении «Во глубине сибирских руд» и раскрыть их назначение в произведении (письменно, используя толковый и этимологический словари).
 Найти признаки послания в стихотворении «Во глубине сибирских руд» (письменно) и показать отличия этого стихотворения от дружеских посланий.
 Выучить стихотворение наизусть (устно).
Выводы. Изучение жанра послания в лирике А.С. Пушкина является базовым для дальнейшего освоения и более глубокого изучения поэзии Пушкина. Изучение жанра послания открывает путь к эффективному освоению особенностей индивидуального стиля поэта [5], [6] и пониманию формирования жанров поэтических произведений. 
Вместе с тем, проведенная работа по изучению произведений убедительно показала эффективность метода комментированного чтения с выделением и толкованием ключевых слов. Следовательно, этот метод является универсальным и может быть продуктивен на уроках литературы.

ЛИТЕРАТУРА
1. Поэтический словарь Квятковского. [Электронный ресурс] / А.П. Квятковский// Поэтический словарь. Фундаментальная электронная библиотека. – URL: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/ (дата обращения: 28.05.2020)
2. Пушкин А.С. И.И. Пущину. Няне. [Электронный ресурс] / А.С. Пушкин // Цит. по собр. соч. в 10 томах. Т.2. – URL: https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1826/0425.htm  (дата обращения: 28.05.2020)
3. Образ голубки в христианстве –символ Святого Духа, чистоты, вдохновенной мысли, мира [Электронный ресурс] / Словари и энциклопедии на Академике. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/simvol/179 (дата обращения: 29.05.2020)
4. Подробнее определение индивидуального стиля см. Сакулин П.Н. Филология и культурология. [Текст] / П.Н. Сакулин. – М.,1990. – 149 с. 
5. Подробнее определение индивидуального стиля см. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. [Текст] / Ю.И. Минералов. – М.: Владос, 1999. – 360 с.