ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Фомина Наталья Николаевна

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Зав. Лабораторией музыки и изобразительного искусства ФГБНУ «Институт художественного образования  и культурологии

 Российской академии образования»

Аннотация: 
В статье рассматриваются критерии и показатели художественных способностей и одаренности детей, сложившиеся на протяжении первой половины ХХ в. в психолого-педагогической науке и конкурсно-выставочной деятельности. Выявлены показатели одаренности, редко применяющиеся в настоящее время. Это – наблюдательность, выраженная в художественном образе детского рисунка; серьезность и продолжительность работы над образом, показателями чего является сознательный самостоятельный поиск композиционного и колористического решения, адекватного замыслу. Автор считает педагогически целесообразным применять названные показатели при оценке процесса и результата художественного творчества ребенка, мотивированного к изобразительной деятельности.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.7452.2017/8.9)

 

Давая определение способностей и одаренности, выдающийся психолог Б.М. Теплов утверждал: «в жизни под  способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков» [7, 9]. И далее «Своеобразие понятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности» [7, 9].

Развивая мысль ученого, в Институте художественного образования и культурологии РАО под художественной одаренностью  понимается «совокупность психологических качеств, проявляющаяся в ярко выраженном предпочтении ребенком конкретного вида художественной деятельности». Под художественно-творческими способностями - «реализованная в конкретном виде художественного творчества одаренность, проявляющаяся в сознательном отношении к  процессу творчества, формированию и воплощению замысла от рождения идеи (пластического мотива),  до ее адекватного претворения в завершенном художественном образе избранного вида искусства».

Названные формулировки не снимают проблемы. Для определения критериев необходимы более четкие позиции. А.А. Мелик-Пашаев понимает одаренность «как родовую способность/потребность человека реализовать внутреннюю активность души, свойственную ему как творческому по природе существу» [6, 8-9].  Он предполагает, а затем и утверждает, что «внутренняя активность души человека, <…> преобразует все внутренние и внешние обстоятельства в соответствии с имманентными целями личности. В чем и состоит, в самой общей форме, процесс пробуждения и реализации одаренности человека» [6, 9].  Следовательно, проблема выявления художественной одаренности должна решаться с учетом понимания ее как «внутренней активности души», стремящейся выразить себя в предпочтительном виде искусства. А.Г. Венецианов, рассуждая о художественном таланте, который он стремился угадать в собственных крепостных мальчиках, учившихся у него рисунку и живописи, еще в Х1Х в. усматривал художественный дар «в чувстве духовном», но он считал, что на чувство это «природа … не щедра бывает». Легко заметить согласие позиции художника, жившего два века тому назад, с нашим современником художником-психологом. Для понимания проблемы важно отметить и следующее наблюдение психолога, согласующееся с творческим развитием детей 1920-1930-х гг., ставших художниками. А.А. Мелик-Пашаев считает, что незабываемые эстетические переживания, будущий художник нередко переживает в детстве [6, 13]. 

Опираясь на психологические исследования и анализ исторического опыта [5], можно предполагать, что именно в детстве есть основания для выявления одаренности. Но как ее оценить, по каким качествам результата и творческого процесса. В определении художественной одаренности, принятом в Институте художественного образования и культурологии РАО, «показателями художественной одаренности» названы  «характер мотивации (обычно спонтанный, при котором отсутствует давление взрослых), процесс (высокая степень увлеченности, включенность всех органов чувств) и результат (степень образной выразительности, оригинальность замысла, композиционная целостность). Обязательным показателем является опережающий в сравнении со сверстниками характер мировосприятия» [1; 2]. С данной характеристикой трудно не согласиться, но вряд ли она является полной.

В рассуждениях Б.М. Теплова о способностях и одаренности находим еще одно очень важное замечание: «То соотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необходимостью содержится в самом понятии "одаренность", обусловливает исторический характер этого понятия» [7].  В результате исследования истории проблемы и творчества одаренных детей в исторической ретроспективе, нами была подтверждена зависимость  критериев и показателей одаренности (художественных способностей) детей от социокультурного контекста, места ребенка в образовательном пространстве.

Изучение спонтанного художественного творчества детей с позиций разных областей знаний началось еще в 1880-е гг. физиологами, медиками, этнографами, антропологами, психологами, педагогами, искусствоведами, художниками. В высказываниях искусствоведов и художников, ярко отражаются особенности эстетических представлений своего времени.

Художник Н.И. Кульбин в начале ХХ в., как многие представители искусства, ценил в детском рисунке «ростки искусства будущего», способность к передаче «поэтического переживания» [8, 35].

Именно с этой целью в то время создавались коллекции детского рисунка художниками В.В. Кандинским, М.Ф. Ларионовым и другими, учившимися у детей.

Георгом Кершенштейнером, изучавшим в первое десятилетие ХХ в. развитие художественного творчества детей  от 6-х до 13-ти лет, было сформулировано понятие «высота чисто художественного выражения» [4, ХШ], определявшее эстетическую ценность детского рисунка. Им же была оценена сила творческого воображения детей. Он считал, что главная задача учителя: освободить "крылья фантазии ребенка" [4, с.9]. И вместе с тем, он ценил в ребенке наблюдательность. Сформулированные им критерии: художественное выражение, воображение, наблюдательность.

Можно считать, что А.В. Бакушинский с этих же позиций оценивал творческие задатки детей, настаивая на необходимости «изживания» возможностей каждого возрастного этапа развития. Выражением одаренности исследователь считал также «вспышки родового начала», находящие отражение в детском рисунке. В труде «Художественное творчество и воспитание» (1925 г.) А.В. Бакушинский отмечает: «…вспышки родового начала в художественном творчестве детей иногда порождают изумительные следствия и неожиданно ярким светом подчас освещают многое доселе загадочное, иногда необъяснимое» [3, 123].  Далее он рассказывает о рисунках девочки-подростка за трехлетний период ее творчества, выполненных цветными карандашами и акварелью, отмечая наряду с несомненной индивидуальной талантливостью, «необыкновенно сильное и странное влияние Востока – Средней Азии, монгольско-китайское… Разгадка получилась неожиданно. В беседе с отцом девочки выяснилось, что он – полурусский, полукиргиз…» [3, 123].   Ученый пришел к выводу, что в душе девочки «пульсирует родовая душа ее азиатских предков со всем богатством и своеобразием цветовых звучаний, со всем специфическим характером, а иногда и приемами разрешения художественных задач» [3, 123-124].

В ходе исследования коллекции в папке рисунков, сформированной в 1920-е гг. А.В. Бакушинским (Инв. № 275), была обнаружена подборка рисунков Нины Богоявленской, созданных ею (как об этом свидетельствуют пометы на рисунках) в возрасте 12-13 лет, абсолютно соответствующих описанию А.В. Бакушинского. Она рисовала пляшущих и скачущих коней, модных дам, одалисок на фоне ковров восточного характера, выбирая цвета, не соответствующие константным цветам натуры. Природу дарования девочки А.В. Бакушинский объяснил пробудившейся в ее творчестве «родовой душой ее азиатских предков».

Направление, по которому двигался Бакушинский в желании выявить признаки одаренности, обеспечивающей выразительность и уникальность таланта ребенка, лежала в поле догадок Кершенштейнера, которому представлялось заманчивым «сравнительно-этнографическое изучение творчества немецкого и русского ребенка (...)» [4, ХХIV].

А.В. Бакушинский не ограничился изучением рисунков девочки киргизского происхождения. Им были собраны работы татар,  армян, украинцев, белорусов, евреев, грузин, русских, детей народов Крайнего севера и других национальностей, хранящиеся ныне в папке № 275 международной коллекции детского рисунка, подтверждающие его догадку. Они наглядно свидетельствуют о том, что национальные особенности мировосприятия и формообразования в значительной степени определяют выразительность художественного образа, освобождая «крылья фантазии ребенка».

Обобщая критерии творческой одаренности по А.В. Бакушинскому, следует выделить им сформулированные: вспышки родового начала, созидательное воображение, эстетическая эмоция. Их истоки  он видел в особенностях формирующегося сознания:  «Мышление образами является для ребенка универсальным методом и познания мира, и реакции чувств, и направленности воли» [3, 15].

В 1930-е годы Г.В. Лабунской и А.В. Щекин-Кротовой были определены достаточно четкие критерии и показатели художественных способностей их участников, сохраняющие актуальность до настоящего времени, опубликованные в методических рекомендациях под названием «Конкурсы и выставки детского изобразительного творчества» (М.: ЦДХВД, 1939).

Высшим показателем художественного уровня признавались особые эстетические качества детского рисунка, как чрезвычайно интересные сами по себе [2].

 Следующий критерий - «оригинальность» работы, под которой понималась самостоятельность замысла и исполнения, первым его показателем является отсутствие свидетельств срисовывания.

Оценивалась также серьезность подхода к передаче те­мы. Показателями обдуманного замысла являются художественно-образная целостность и продуманность каждой части композиции, характеров персонажей, предметов обстановки; убедительная передача примет изображаемой эпохи, времени года, дня, исторически достоверное изображение архитектуры, костюма. Названными критериями следует руководствоваться с учетом возрастных возможностей автора.

Выражение индивидуальных способностей отдельных детей, показателями их являются  присущие им чувство цвета и композиции.

Колористическое решение композиции следует оценивать с точки зрения его соответствия содержанию, настроению изображаемого события, образному решению.

Композиционное решение оценивается по выбору размера и формата листа в соответствии с замыслом, умению заполнить его без лишней загрузки и пустот, ритми­чески построить композицию, расположить фигуры, предметы с учетом выделения главного и второстепенного, т.е. уменья подчинить композицию требованиям наиболее полного раскры­тия сюжета. 

«Относительная техническая качественность работ», показателем которой является умение владеть избранной техникой в соответствии с ее качественными особенностями (графичность карандаша, текучесть акварели и т.д.).

Обобщая критерии, сформулированные Г.В. Лабунской, следует выделить явно выраженные индивидуальные качества рисунков: наличие у автора любимой темы или сюжетов, мотивов, предпочтительных средств художественного выражения, наблюдательность, воображение, проявляющееся наиболее ярко в «фантазийном» рисовании.

Критерии устойчивой мотивации к изобразительной деятельности рисующего подростка, свидетельствующие о наличии «внутренней активности души», о художественных способностях, сформулированные в первые десятилетия ХХ в., сохраняются в практике работы жюри конкурсов детского рисунка. Но в настоящее время все реже при оценке художественно-творческих способностей детей и подростков звучит критерий, выдвинутый еще Г. Кершенштейнером, - «наблюдательность», а между тем это качество детского восприятия отмечали и художники, и педагоги, и искусствоведы на протяжении десятилетий. Известный отечественный живописец Д.Д. Жилинский определял его как «наблюдённость», соглашаясь в этом с В.А. Фаворским, который считал детей с малых лет реалистами, способными в синкретичном образе материализовать в слове, действии, в рисунке целостное восприятие мира. Наблюдая современных детей в качестве  зрителей и художников, могу подтвердить исключительную их внимательность ко всем подробностям, как при рисовании, так и при восприятии произведений искусства и работ своих сверстников. Очень часто ими замечаются детали, мимо которых проходит взрослый зритель, даже профессионально подготовленный. Думаю, что данный критерий при оценке художественно-творческих способностей детей следует восстановить в праве на существование.

Многие критерии и показатели, заявленные нашими предшественниками, преданы забвению. Наряду с наблюдательностью, это и самостоятельность в формировании замысла, и продолжительная поисковая работа над ним формообразующего характера, требующая от будущего художника волевого начала, терпения, трудолюбия, непосредственного контакта с природой. Исторически определенные критерии и показатели художественных способностей имели практикоориентированное значение, помогая обучающим и обучающимся в нахождении болевых точек роста и в профессиональном самоопределении.

Представление об их применении на практике можно составить по публикациям в журнале «Юный художник» 1936-1941 гг., где в специальной рубрике подвергались анализу работы, присылавшиеся на конкурсы, по переписке сотрудников изо-сектора Центрального дома художественного воспитания детей с учащимися заочных консультаций. Как правило, это была строгая критика, за которой, к сожалению, отступал на второй план критерий эстетической выразительности. Но наиболее настойчивые и стремящиеся стать художниками подростки ими стали.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акишина, Е.М.  Развитие способности к эстетическому суждению у современных старшеклассников [Электронный ресурс] / Е.М. Акишина // Мир науки. – 2018. – № 2. – Том 6. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/27PDMN218.pdf. ISSN 2309-4265.
  2. Алексеева, Л.Л. Культура личности, искусство и одаренность в контексте эстетических исканий [Электронный ресурс] / Л.Л. Алексеева // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2018. – № 2. – С. 89-94. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alekseeva_89-94.pdf. – 0,4 п.л. ISSN 1997-4558.
  3. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание / Составитель Н.Н. Фомина, вступительные статьи Н.Н. Фомина, Т.А. Копцева / А.В. Бакушинский. – М.: Карапуз, 2009.
  4. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребен¬ка. - М.: Тип. товарищества И.Д. Сытина, 1914.
  5. Копцева, Т.А. Советский раздел международной выставки детского рисунка 1934 года [Электронный ресурс] / Т.А. Копцева // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2018. – № 3. – С. 111-129. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kopceva_111-129_.pdf. – 0,5 п.л. ISSN 1997-4558.
  6. Мелик-Пашаев А.А.  Биографические факторы развития художественной одаренности [Электронный ресурс] // Педагогика искусства – № 3, 2018. – Код доступа: URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/melik-pashaev_8-15_.pdf
  7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М: 1961. — Код доступа: https://www.psychology.ru/library/p001.stm
  8. Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 – январь 1912. Т. 1.  – Пг., 1914.