Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед школой задачу готовить не только интеллектуально-развитую личность, но и человека, обладающего высоким уровнем общей культуры. Феномен культуры представляет собой сложное, многоаспектное явление. Объясняется это, прежде всего тем, что культура выражает глубину и необъятность человеческого бытия. Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Основу образо¬ванности составляет накопленные человечеством знания, дающие возможность представить целост¬ную картину мира во всем его многообразии. Воспитанность выражается в гу¬манном отношении к окружающим, в культуре труда, поведения и быта [2]. Культурологи выделяют несколько видов культуры в современном обществе – это элитарная, народная и массовая; этническая и национальная; визуальная, аудиальная и аудиовизуальная и др. Важным компонентом общей культуры является аудиальная культура, которую можно рассматривать в широком и узком смысле [1]. В широком смысле, аудиальная культура представляет собой совокупность духовных ценностей, осваиваемых в процессе восприятия, переработки и передачи звуковой информации [1, 20]. В узком смысле, аудиальная культура (с лат. «аudio» – слушать) трактуется нами как интегративное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и творчески преобразовывать звуковую, речевую и музыкальную информацию [1, с. 26]. Аудиальную культуру обучающихся можно сформировать при условии целенаправленной, систематической и планомерной работы со стороны учителей предметной области «Искусство», в частности, учителя мировой художественной культуры. Как правило, это требует от педагога хорошей теоретической и методической подготовки, а также желания заниматься аудиальным развитием обучающихся. Исходя из этого, для студентов-бакалавров 3-го курса Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета (профиль «Культурология») был разработан специальный курс, который позволяет рассмотреть основные направления формирования аудиальной культуры обучающихся в общеобразовательной школе. Курс «Аудиальная культура» включен в вариативную часть профессионального цикла основной образовательной программы. Он базируется на системе знаний, умений и универ¬сальных компетентностей, полученных бакалаврами при изучении курсов «Философия», «Социология», «Культурология», «Анатомия и физиология», «Психология», «Педагогика». Данный курс тесно связан с такими дисциплинами, как «История культуры», «История мировой художественной культуры», «История искусств», «История музыкальной культуры», «История театра», «История кино». Дисциплина «Аудиальная культура» направлена на конкретизацию историко-художественных и теоретических положений культуры и художественной культуры в контексте современного образовательного пространства. Курс закладывает научно-методическую основу для изучения последующих курсов – «Теория и методика культурологического образования» (программа магистратуры «Культурологическое образование»), а также ориентирован на процесс прохождения педагогической практики в качестве конкретной методологической основы для успешного осуществления всех компонентов художественной деятельности и профессионального становления будущего специалиста. Целью данного курса является представить студентам основные положения теории аудиальной культуры и раскрыть методику формирования данного качества личности. В задачи курса входит: дать общее представление о сущности, структуре и функциях аудиальной культуры; сформировать представления о социальной значимости аудиальной культуры, как части общей культуры личности; освоить методы и приемы работы с детьми, направленные на формирование аудиальной культуры школьников; овладеть методами диагностики аудиальной культуры обучающихся в процессе проведения занятий в общеобразовательной школе. Курс рассчитан на 8 лекционных, 16 практических и 84 часов для самостоятельной работы студентов. В лекциях раскрываются теоретические основы изучаемой проблемы. Так, на лекции №1 «Основные подходы к пониманию сущности аудиальной культуры» студенты знакомятся с современными подходами к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Узнают о значении культуры в процессе становления личности. Определяют понятие аудиальной культуры, а также способы ее передачи. Знакомятся с теоретическими предпосылками возникновения аудиальной культуры: 1) вопросы, связанные с такими разделами физики, как акустика и музыкальная акустика, позволяющим выявить сущностные характеристики звука (основатель музыкальной акустики – Пифагор, последователи – Аристотель, Архит, Кеплер, Платон и др.; исследователи современных тембров – Н.А. Гарбузов, А.А. Володин); 2) вопросы, связанные с информационной природой музыкального звука – «звук содержится в информации, и информация содержится в звуке» (Е.В. Назайкинский) [10]; 3) проблемы, связанные с восприятием – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев); с восприятием музыки – восприятие звуковых сигналов, как нечто слышимое и действующее на органы чувств, то есть неосознанное восприятие музыки (Е.В. Назайкинский) [11]; с музыкальным восприятием – прочувствованное и осознанное восприятие, направленное на постижение тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности (Б.В. Асафьев, В.К. Белобородова, Е.Н. Назайкинский, Б.М. Теплов, Б.Л. Яворский); 4) вопросы аудиального развития, как предмузыкального и речевого развития детей, основанного на умении «слушать, слышать и понимать самого себя, окружающих людей, окружающий шумовой, звуковой и музыкальный мир» (А.Ф. Лобова) [3], [4]; 5) проблема интонационной природы речи и музыки (интонация, по мнению Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.А. Ручьевской, Б.В. Яворскому, – полиэлементное образование, где темброво-артикуляционные, громкостные, ритмические, темповые, звуковысотные параметры взаимодействуют друг с другом в устремленности к одному смыслу) [11]; 6) вопросы, связанные с семиотической интерпретацией музыкального языка (С.М. Мальцев, В.В. Медушевский) [5]. Соотносят понятия: 1) культура – совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми; 2) аудиальная культура – совокупность духовных ценностей, осваиваемых в процессе восприятия, переработки и передачи звуковой информации; 3) художественная культура – система художественных ценностей разных видов искусств; 4) музыкальная культура – совокупность музыкальных ценностей, их производство, хранение и распространение. Определяют место аудиальной культуры в системе общей культуры личности. Выявляют педагогический потенциал аудиальной культуры, под которым понимается совокупность средств и возможностей данного компонента культуры в развитии личности. Он реализуется в процессе педагогической деятельности по развитию фонетического и музыкального слуха учащихся, формированию речевой и музыкальной культуры школьников, развитию их художественного вкуса, формированию ценностного отношения к звуковой среде, вообще, и звуку, в частности, что, в конечном итоге, способствует формированию целостной картины мира. Цель лекции №2 «Структура, содержание, функции аудиальной культуры» - определить основные компоненты аудиальной культуры: звук (культура звукового восприятия), речь (речевая культура), музыка (музыкальная культура), соотнести понятия «аудиальная культура общества», «аудиальная культура этноса», «аудиальная культура личности», выявить функции аудиальной культуры – адаптационная, коммуникативная, знаково-семиотическая, информационно-когнитивная, функция исторической преемственности и трансляции социального опыта из поколения в поколение, аксиологическая, миромоделирующая, человекотворческая. Лекция №3 «Понятие «звуковая среда» и ее педагогическая интерпретация» раскрывает сущность таких понятий как «среда», «звуковая среда», «образовательная среда». Знакомит студентов со специфическими особенностями звуковой среды (звуковая среда – «воспринимаемый и интерпретируемый человеком мир шумов и звуков») [1, 105], с основными ее компонентами – физико-акустический пласт, включающий звуки живой и неживой природы (шум дождя, грозы, грома, завывания ветра, пение птиц, зовы разных животных и т.д.), а также звуки, связанные с деятельностью человека – шумовые эффекты, возникающие в быту, в процессе труда (звуки крутящегося веретена, звуки вращающегося колеса, сигналы, гудки и т.д.); 2) музыкальный пласт, сформировавшийся под воздействием художественного творчества (традиционные жанры народной и классической музыки, современная музыка, живое музицирование); 3) речевой компонент, удельный вес которого возрастает в связи с интенсификацией общественных взаимоотношений и увеличивающихся контактов между людьми. Позволяет выявить взаимозависимость и взаимообусловленность аудиальной культуры и звуковой среды: главными составляющими аудиальной культуры и звуковой среды являются звук, речь и музыка, следовательно, аудиальная культура – интегративное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и творчески звуковую среду. Знакомит со способами творческого преобразования звуковой среды (творческим актом преобразования звуковой среды становится преломление звуков окружающего мира в художественные образы, что нашло свое выражение в литературных и музыкальных произведениях; звучащий мир, слуховые ассоциации стали предметом изображения для многих художников). На лекции № 4 «Этапы освоения звуковой среды: психолого-педагогический аспект» раскрывается значение звуковой среды в формировании личности ребенка, рассматриваются особенности освоения звуковой среды детьми в младенческом возрасте; выявляется специфика освоения звуковой среды детьми дошкольного возраста; раскрываются способы освоения звуковой среды обучающимися начальной и основной школы [1]. Формируются представления о том, что окружающая звуковая среда влияет на формирование личностных качеств ребенка. Это диктует необходимость учитывать ее особенности в формировании художественных вкусов подрастающего поколения, а также развивать ценностное отношения к звукам окружающего мира. В лекции № 5 «Методика формирования аудиальной культуры школьников» студенты-бакалавры имеют возможность познакомиться с основными положениями программы по формированию аудиальной культуры школьников и методикой ее реализации. Программа курса, специально разработанного для обучающихся начальной школы и направленная на формирование аудиальной культуры школьников посредством различных видов искусств, включает девять тематических блоков: «Шумы, звуки, музыка, которые нас окружают», «Шумы, звуки, музыка, которые живут у меня дома», «Шумы, звуки, музыка, которые мы можем услышать в городе», «Шумы, звуки, музыка, которые можно встретить в деревне», «Шумы, звуки, музыка природы» «Шумы, звуки, музыка подводного царства», «Шумы, звуки, музыка космоса», «Шумы, звуки, музыка, которые выражают чувства и мысли человека», «Шумы, звуки, музыка, которые живут в мифах, легендах и сказках» [1]. К предметным результатам освоения курса относятся: готовность «слушать» и «слышать» окружающий мир; умение дифференцировать и характеризовать окружающие звуки, знать об их позитивном и негативном воздействии; понимание значимости звуковой среды в жизни человека; умение различать эмоциональное состояние собеседника по интонациям в разговорной речи; умение выразительно, доходчиво и аргументировано доносить свои мысли и чувства до слушателя; умение управлять интонацией своего голоса, делать смысловые остановки (паузы), грамотно использовать навыки звукообразования, звуковедения, распределения дыхания; умение слышать окружающий мир в различных произведениях искусства; иметь ясное представление о взаимодействии художественных средств; готовность творчески преобразовывать звуковой мир, эстетически его совершенствовать; умение интонационно точно и выразительно исполнить музыкальное произведение, прочитать стихотворение, прозаический текст, выполнить движение под музыку; умение передавать свои мысли и чувства в различных видах творческой деятельности, используя разнообразные средства художественной выразительности; умение представить (презентовать) звуковой мир в продуктах собственной деятельности. Основополагающими принципами реализации курса является: учет ведущей сенсорной системы – аудиальной, визуальной, кинестетической; принцип интеграции, который представляет высшую форму межпредметных связей; принцип полихудожественности, который заключается в использовании различных видов и жанров искусства в процессе обучения и воспитания детей. Наиболее эффективными методами развития аудиальной культуры школьников являются [9]: проблемный, частично-поисковый, эвристический; беседы и демонстрации, ролевая игра, слуховой наглядности, пластического интонирования, сопереживания, методы аудиального развития, установления ассоциативных связей между музыкальными и зрительными образами, создания художественного контекста, методы речевой и музыкальной импровизации, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод интерпретации художественных произведений; прием звуковой импровизации, прием звукового сотворчества, прием гармонизации окружающей звуковой среды Достаточное внимание на данной лекции уделяется изучению диагностики аудиального развития обучающихся [6], [7], [12], [13]. Студенты знакомятся с основными принципами, формами и методами контроля за формированием аудиальной культуры школьников (принципы контроля – объективность, систематичность, наглядность); этапами проведения контрольной проверки – предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; современными методами диагностики – тестирование, опрос, наблюдение, беседа, рефлексия, анализ и самоанализ продуктов деятельности учащихся, методы диагностики уровня звукового, речевого и музыкального восприятия; методы диагностики развития речи и музыкальных способностей учащихся, методы диагностики художественного восприятия; правилами разработки тестов и составления контрольных заданий; условиями проведения тестирования и использования теста в разных видах контроля; способами обработки результатов тестирования. На практических занятиях студенты-бакалавры анализируют современные образовательные программы, определяют возможности каждой из них в формировании аудиальной культуры школьников. Выявляют методы, приемы и формы организации учебной деятельности, стимулирующих аудиальное развитие учащихся; обосновывают эффективность данных способов в формировании аудиальной культуры. Разрабатывают творческие задания, направленные на формирование аудиальной культуры обучающихся. Составляют конспекты занятий с использованием современных методов, приемов и форм обучения, которые способствуют формированию аудиальной культуры школьников. Анализируют современные методы диагностики аудиального развития детей дошкольного и школьного возраста, разрабатывают тесты, направленные на выявление уровня аудиальной культуры учащихся. Формой аттестации по дисциплине «Аудиальная культура» является зачет. Зачет по курсу «Аудиальная культура» включает два этапа – «Теоретический» и «Практический». Цель первого этапа – выявить знания студентов бакалавров по изученной дисциплине. Он предполагает ответы студентов на предложенные вопросы. Второй этап носит практико-ориентированный характер. Он включает разработку плана-конспекта занятия с обучающимися любой возрастной категории (на выбор студентов) с последующей защитой. Таким образом, формирование общей культуры обучающихся является важной задачей современного образования. Значимым компонентом общей культуры становится аудиальная культура – интегративное качество личности, в основе которого лежит способность человека воспринимать, оценивать, интерпретировать, передавать и творчески преобразовывать звуковую, речевую и музыкальную информацию. Формирование аудиальной культуры школьников требует специальной подготовки преподавателей предметной области «Искусство», в том числе и учителей мировой художественной культуры. Предложенный курс «Аудиальная культура» для студентов, обучающихся по профилю «Культурология», позволит, на наш взгляд, повысить компетентность бакалавров в вопросах формирования аудиальной культуры школьников и даст возможность в будущем без труда справиться с поставленной образованием задачей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Казакова С.В. Формирование аудиальной культуры учащихся в начальной школе: монография. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – 318 с. 2. Калашник С.А. Общая культура и индивидуальность как условие профессионализма педагога. URL : http://festival.1september.ru/articles/640757/ 3. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1999. – 160 с. 4. Лобова, А.Ф. Теория и практика музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 210 с. 5. Махлина С. Семиотика культуры и искусства. – 2-е изд., Кн. 2. – СПб.: Композитор СПб, 2003. – 340 с. 6. Михалычев Е.А. Дидактическая тестология. – М.: Народное образование, 2001. – 432 с. 7. Михеев В.И. Методы теории измерения в педагогике: учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 64 с. 8. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие / под ред. Л. В. Школяр. – М. : Академия, 2001. – 232 с. 9. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 1988. – 254 с. 10. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383 с. 11. Орлова Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. – М.: Музыка, 1984. – 302 с. 12. Педагогическое тестирование: методическая разработка / сост. А.В. Мальцев. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. – 50 с. 13. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.