Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.7384.2017/8.9)
Реально такая проблема существует не только в сфере искусствознания, эстетики, но и в ё специфическом преломлении - в педагогике и психологии в аспекте диагностирования и поддержки одаренных школьников. Исследовательские теоретические позиции в подходе к проблемам творческого развития в разносторонней художественной деятельности подростков научно обоснованы Л. С. Выготским. Исследуя психологию развития ребенка, он видел как актуальную педагогическую задачу – сохранение творческого потенциала не только одаренных подростков, но и каждого ребенка.
Фундаментальное знание психологии и природы искусства, литературы позволяло ему видеть важнейшие стороны воздействия образной сферы на развитие необходимых качеств творчества в деятельности начинающих художников. Он размышлял и об общих законах искусства, обращая внимание на зрительные образы в литературе, на значение визуальных ассоциаций в ней и на словесную, литературную основу в художественном творчестве разных видов.
В произведениях любого вида искусства при всей специфичности каждого присутствуют непременно две важнейшие особенности: выразительность как передача ощущаемого автором своеобразия каждого образа в эмоциональном свечении и изобразительность как узнаваемые, видимые, слышимые и воображаемые черточки образа- человека, вещи, природной среды.
Произведения живописи насыщены передаваемыми предметными свойствами образа - его цвета, силуэта, линий, форм, ритмов, световых бликов, рожденных прикосновениями краски к материалу. В литературе мир передается через видимый и слышимый, способный звучать словесный материал, несущий мысли и образы, задевая струны человеческих чувств, эстетическое восприятие и сознание. В литературе преобладает в словесных «сцеплениях» (Л.Н. Толстой) выразительность образов и мысли, а в живописи, скульптуре, графике именно изобразительность, зримость» образов. Творческий потенциал ассоциативных связей воспринимаемых органами чувств комплексов ощущений и их образов в искусстве отмечался такими исследователями проблем в художественной педагогике, как А.И. Буров П. Юсов и другие авторы.
Одаренные юные художники в своих творческих пробах испытывают трудности с передачей особенностей образа, его своеобразия-с натуры или по воображению. И в отобранных на конкурс работах всегда ощущается свежесть, непосредственность восприятия и увлеченность образной деятельностью. При оценке одаренности, художественно – эстетических качеств рисунков и - словесного сопровождения к ним, специалисты на опираются на позиции, существующие в отечественной психологии, эстетике, искусствознании и литературоведении.. Общая основа при этом – психофизиологическая взаимосвязь 1 и 2 сигнальных систем (правого и левого полушарий мозга) в восприятии, познавательной и творческой деятельности человека. Как считают физиологи, мозг полностью развит и функционирует к 12 годам.
Наш аспект анализа касается прежде всего проявлений эстетического сознания современных подростков - художников. Особенности их участия в конкурсах отражены в научно – педагогическом издании Н. Н. Фоминой, члена – корреспондента РАО «Одаренный ребенок» По ее мысли, суть изобразительного творчества в этом возрасте определяется объемом художественного багажа, опыта впечатлений жизни, длительностью художественной деятельности, образованностью, развитием воображения подростков [11].
В творческой активности растущего человека проблемы этого рода не очень для него заметны. Когда подросток увлечен изобразительной деятельностью, чаще всего рисованием (по обозначению Л.С. Выготского), никакого иного значимого для него смыслового центра, кроме самой деятельности «к конкурсу», не возникает.
В контексте внешнем по отношению к юному художнику (когда именно таковым он себя ощущает) при педагогическом наблюдении или психологической диагностике развития личности подростка существует задача – соотнести уровень успешности или слабости работ.
Одним из значимых ракурсов анализа выступает в этом плане именно соотношение художественно – изобразительного и словесно – литературного «высказывания». А.В. Бакушинский характеризовал психологию вхождения в объемно – пластическое творчество, отмечая, что интуитивное, подсознательное начало пересиливается аналитическими процессами логического оправдания выполняемого. «Но по этому пути подросток и юноша приходят к отрицанию искусства и его значимости. – отрицанию сначала практическому, а потом и теоретическому. Такие явления в исследуемом возрасте нередки. Они –обусловлены индивидуальными особенностями душевного строя: волевым самообладанием, степенью эмоциональности, логизирующим характером мышления и понижением способности образного мышления. Другие направления сохраняют характер художественный. В изготовленном творческом продукте подросток видит бескорыстную внеутилитарную ценность – единственное оправдание существования искусства...Между тем весь мир наблюдается извне». [1,136]
Однако,именно Л. С. Выготский стремился выявить потенциал искусства как области творчества, значимой для развития ребенка. Им разработан ряд положений, теоретических оснований анализа творческого развития ребенка и подростка при освоении искусства. Опираясь на изучение психологии творчества различных авторов, он обнаружил специфику развития у личности образной деятельности таких творческих занятиях как рисование, литературная, драматическая деятельности. Наблюдения показали, что у ребенка существуют "пристрастия» к этим занятиям, но позднее они исчезают. "Он начинает критически относится к своим рисункам ... и оставляет рисование". Между тем у подростка «создаётся особый, свой внутренний мир." наиболее распространенной и массовой формой деятельности воображения становится уже «литературное творчества. Оно стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний. Обычно очень скоро у массового подростка свертывается и интерес к литературному творчеству, подросток начинает критически относится к нему, как ранее относился критически к своему рисунку, и его теперь не удовлетворяет "недостаточная объективность его писаний, и он оставляет писательство. Итак, подъем воображения и глубокое его преображение - вот что характеризует критическую фазу." [3,31]
В контексте анализа воображения и творчества в детском возрасте Выготский приходит к принципиальному определению функций творчества.» Если понимать творчество в его действенном психологическом смысле как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития" При этом считает педагогически правильным в первую очередь не обучать искусству, но «разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиться и направить это развитие в определенную сторону." [3,32-40] А именно- обеспечить" вращивание ребенка в культуру», обогащение его разностороннего опыта на темах, в которых ощущается его личная заинтересованность. Он, как и А.В. Бакушинский, отмечал нарастание объективности и рассудочных процессов у подростков по мере их взросления, то есть, становление сознания, приближение к пониманию искусства и его словесно-литературной области, что следует из его концепции психологии искусства и анализа жанров басни, прозы, драматургии и театра, поэзии.
Сопоставим с этой позицией концептуальный подход М.М. Бахтина к определению сущности и значимости слова в литературном тексте. Он выступает как филолог, и как эстетик, и как педагог, преподававший литературу в школе и в педвузе.
Характеризуя компоненты художественной формы в качестве результатов активности автора, он обращается к литературному произведению, где раскрывает 5 "слоёв" художественного потенциала слова: его звуковую форму, т.е. «музыку», его вещественное значение, его словесные связи, интонационный момент и целостную направленность». И специально выделяет у зрелого писателя высокое развитие творческих качеств таланта и литературно-эстетического сознания "чувство словесной активности, чувство активного порождения значимого звука. Сюда включаются: все двигательные моменты, артикуляция, жест, мимика лица и прочее и вся внутренняя устремленность моей личности, активно занимающей словом, высказыванием некоторую ценностную и смысловую позицию" [2,156].
А само слово, словесное сцепление, выбранное тем, кто к нему обращается, Бахтин приравнивает к поступку, такова мысль выдающегося ученого. Важно, что в слове отражается" индивидуальное лицо" того, кто пишет определенный текст. Наиболее значительным достижением для Бахтина как педагога становится сочетание языка классической литературы, освоенной учеником, с непосредственностью живой и выразительной устной речи" [2, 3, 316]. Эти уроки и рекомендации М. М. Бахтина для школы и педагогов вуза представляют собой ценные ориентиры в решении задач художественного образования и развития
Ценным научным посланием для педагогики ХХI века становится подхол искусствоведа и эстетика Н.А. Дмитриевой. В монографии " Изображение и слово" она рассматривает изображение в соотношении с движением, временем, и авторской фабулой, подчеркивая специфические черты изобразительного образа - способность " говорить как бы языком самих материальных вещей, подражая природе и тем самым сообщая всему, что (…) выражает, чувственную достоверность." .Художник останавливает время в неподвижном изображении, "останавливает навсегда, выразительный аспект."
Сопоставляя специфику двух искусств как исследователь, изучавший историю их развития, Дмитриева резюмирует: " и часто то, что в словесном искусстве поражает нас яркой изобразительность, при внимательном анализе оказывается в большей мере яркой выразительностью, то есть силой переживания, осознанием предмета, а не силой его изображения. Выразительность в искусстве слова - прямая, изобразительность - косвенная" [5, 24, 46, 69].
Н.А. Дмитриева утверждает, что именно " литература непосредственно выражает реакцию сознания, ... опосредованно создаёт представления в их чувственном бытии" [5]. Тем самым акцентируется значение словесной деятельности для пробуждения эстетического сознания, включения активности второй словесно-логической сигнальной системы в осмысление картины мира. Это, на наш взгляд, актуально для мониторинга и для художественно-эстетического развития творческой личности подростка. Задачи анализа продуктов детского и подросткового творчества в контекстах их подготовки к конкурсам и выставкам решались и 20-30 годы прошлого века и в наше время, их решения представлены в публикациях известных отечественных специалистов - от Г.В.Лабунской [7; 8] и до Т.А .Копцевой [6].
Определение особенностей одаренного школьника, выступающего в творческой деятельности, представлено в трудах Фоминой Н.Н. члена-корреспондента РАО. В книге "Одаренный ребенок" она останавливается на характере детского воображения и на возможности выявления одаренных детей и подростков в процессе художественно - творческого развития. Среди признаков художественной одаренности выделяются наряду с фантазией - влечение к цвету, " умение рассматривать во всю мочь", желание ребенка рисовать в любых ситуациях, при этом основой художественной одаренности Н.Н. Фомина правомерно считает «эстетическое мировосприятие» как глубоко личностное переживание, познание, созидание, оценивание, общение [11], добавляя родственную причастность к природе, миру. Исследователь ссылается на работы В.С. Щербакова, А.А. Мелик- Пашаева, З.Н. Новлянской в определении художественной одаренности, акцентируя благоприятное значение развития эстетических отношений и художественных способностей как психологических предпосылок. Это действительно проявляется отчасти и в рисунках, нами рассматриваемых далее, непосредственно посвященных образам природы или содержащих какие-то ее элементы.
При рассмотрении включенных в работу текстовых дополнений можно утверждать, что в смысловом и мотивационное плане – это письменный косвенный самоанализ ,хотя и не явный для самого подростка. В нем отражается важнейший содержательный аспект эстетического сознания автора-подростка, которое находится в процессе развития.[10].Воображение проявляется в каждом рисунке, отмечаются и эмоциональные проявления, они слабо дифференцируются, но фиксируются лаконично авторами высказываний. Реже акцентируются эмоции при изображениях людей, которые включены в пространство картины.
Это вторая по объему и значению тема рисунков, которая выявляется через взаимоотношения с друзьями и недругами, через линию семейных традиций. Третью тему можно обозначить как осмысление важных жизненных уроков на основе судеб людей, необыкновенных личностей или близких родственников.
К сожалению, слабо осознаётся художниками-подростками значение культуры, искусства, образования в личном развитии, в своем будущем. Формулировки ряда названий звучат назидательно в виде простой констатации факта и события. Возможно, что выбор названия диктовали педагоги, готовившие отправку рисунков и текстов на конкурс «Моя картина»( 2017 г).
Рассмотрим ряд работ подростков 10-15 лет, приславших свои рисунки из отдаленных городов Сибири, Приморья, разных мест России. Пять мальчиков - участников проекта “Моя картина” [9] достаточно самостоятельны в изобразительной деятельности, но заметной яркой одаренности в них не ощущается. Массовая возрастная одаренность в изобразительной деятельности -это средние по уровню рисунки, заметна отработанность в них. При этом очевиден их интерес к изобразительной деятельности, увлеченность процессом. Но создаётся впечатление слабого развития их эстетического сознания, чувствуется, что они совсем не знакомы с историей искусства, хотя бы с репродукциями выдающихся произведений. Ими не накоплен реальный опыт впечатлений восприятия, наблюдений над приемами мастерства.
С другой стороны, им недостаёт и общей литературной культуры и вкуса, чувства слова, его изобразительности. Видимо, не были предоставлены педагогическая поддержка в развитии потребности к чтению, интереса к художественной литературе. Ни в одном тексте - сопровождении к рисункам не упоминается о существовании большого мира художественной литературы, поэзии, словесной сферы, языка, нет ни у кого ассоциаций с конкретными произведениями, именами писателей, поэтов.
Представляется, что в развитии этих подростков существует культурно-эстетический вакуум, что он расширяется и углубляется на этапе роста творческой активности, когда созревают механизмы логического и образного мышления (в 12-13-15 лет)и структуры эмоциональное сферы, когда в целом должен осваивать.ся общий культурный потенциал среднего образования, Рассмотрим далее примеры художественных и словесных «высказываний» подростков.
1) Скуратовский Богдан (10 лет, город Находка), назвал рисунок " «Путешествие во времени", написал гладко, живо, сюжетно, точно по деталям. Но литературного языка здесь не ощущается. Объем текста значительно больше, чем у других ребят. Рисунок выполнен цветными карандашами, сложен по композиции, создан по воображению и насыщен деталями. Но в целом он примитивен, инфантилен, цвет положен по принципу «раскраски». Позитивное качество работы этого мальчика - "охотное" выполнение рисования- с явным удовольствием, что составляет особенность именно детского рисования ( по Л. С. Выготскому).
2) Для Кирилла Ко(11 лет) важна тема, выраженная в названии " Дружба", и в своём тексте он обсуждает эту тему, рассказывает свою историю. «Что такое дружба? Это радость! Огромная радость в общении. Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает тебя и никогда тебя не бросит в трудную минуту. "Это яркое эмоциональное начало. Дальше идёт рассказ о мальчике, попавшем в компанию наглых и жестоких ребят. Он понял, что " в людях нужно ценить преданность, человечность и честность». Интересно его видение ситуаций, текст эмоционален, выразителен, понятен личностный смысл, но отношение к творчеству, искусству не проявлено, как и у других. Признак художественной одаренности Кирилла - уверенное владение акварельной техникой и еще то, что он не только показал индивидуальность позы каждого из участников сцены, но и облик, фигуру и даже выражение лица. Причем у старых друзей он сумел передать деликатные улыбки, как у моральных победителей. А у " новых" наглецов доминируют вульгарные усмешки.
Чувствуется уверенность юного художника в изображении человеческих фигур, в сложной работе с цветом и формой на акварельном рисунке.
3) Нахметов Сархан (12 лет, город Находка). Текст " Берег циклопа Иона" - как бы стилизованная норвежская притча. Очевидно, что в её создании было использовано сознательно или неосознанно чтение близкого подростку по тематике литературного источника - может быть, сборника скандинавских сказок или саг. И эта редкая особенность характеризует работу в позитивном ключе,. но рисунок слаб по своему качеству.
4) Турчинов Алдар (13 лет, город Гусиноозерск) обладает способностями декоративного изображения. На картине - берег (дно) моря с растениями и животными, и большая рыба, глотающая мелких. Рисунок выглядит нарядным, близок к стилизации, все детали на акварельном фоне выполнены очень аккуратно В его рассказе «Жадность» соблюден притчевый «тон» , и возможно, он повторяет слышанные от рыбаков истории –с повествовательным и сказовым построением текста. Чувствуется легкий этнический акцент всей работы, и этот культурный аспект ощущается в мироотношении и сознании подростка.
5) Работа Зимирева Алексея (15 лет, город Кяхта) содержит текст и рисунок с названием " Жизнь миллиарды лет назад"(?). Представлена романтизированная воображаемая история о том, как человек " приручил саблезуба". Здесь чувствуется некоторый отпечаток чтения книг о путешествиях, о природе в давние эпохи. Изложение монотонное, литературное влияние ощущается лишь в гладкости текста. Рисунок в смешанной технике построен на основе сложной композиции. На переднем плане ребенок " дружит" с саблезубом. Поодаль стоит отец с "кинжалом", в перспективном изображении на горе и равнине фигуры соплеменников и диких животных. Рисунок не лишён выразительности, однако далек от верности изображения.
Итак, рисунки мальчиков кажутся однотипными, усредненными. ( о чем предупреждал Л. С. Выготский) Но мы надеемся обнаружить хотя бы отдельные черты своеобразия в каждой из работ. Рассмотривая их в ракурсе соотношения визуального образа и словесного сопровождения, отмечаем,что в рисунке всегда более отчетливо проецируется личность автора.
Возрастная одаренность считается достаточно массовым явлением, однако неустойчивым, преходящим(Н.С.Лейтес) Тем не менее ее проявление создаёт благоприятную почву для определения педагогами школьников, имеющих потенциал дальнейшего развития. В работах подростков и юношей нередко преобладают темы борьбы, сцены войны, убежденность в высокой ценности мужества и героизма. Это отражение народного культурного и нравственного - эстетического сознания как доминанты, влияющей но конкретного автора рисунка ; в качестве примера издания сошлемся на сборник творческих работ «Мир спасенный», где эта тема доминирует и в рисунках, и в рассказах подростков (М.,ВЦХТ, 2005).
Л.С. Выготский писал о " культурном возрасте", с одной стороны, культурное развитие имеет тенденцию к нивелированию отдельных различий естественной одаренности, а с другой - к увеличению массовости и расширению разброса степеней одаренности [4]. Именно эти моменты можно зафиксировать в конкурсных работах проекта "Моя картина", которые выбраны прежде всего по принципу " возрастной одаренности". В них зеркально просматривается несформированность подросткового эстетического сознания, противоречивость эмоционального восприятия, но при этом образные визуально фиксируемые, экспрессионные-то есть объективные, эстетические свойства - силуэты и ритмы горных вершин, своеобразие ландшафтов, но и любование типовыми предметами в изображаемых интерьерах. При этом у девочек доминирует неразвернутость словесной образности в текстах к рисункам.
Возрастные особенности восприятия и художественной деятельности, отдельные достижения и слабые стороны подросткового эстетического сознания у мальчиков и девочек достаточно общи. Но самая " опасная" их черта - отсутствие представлений и ассоциаций с искусством вообще, литературой в особенности. Имеется в виду
не только личное незнание искусства, слабость проявления культурных ориентиров. Возникает устойчивое впечатление неполноты педагогического руководства юными художниками и их развитием.
К сожалению, на работах и мальчиков, и девочек отражается отсутствие полноценной творческой образовательной среды, способствующей развитию подростков в дополнительном художественном образовании. Это можно видеть и на работах девочек.
1)Сороченко Ксенией (10 лет)представлен рисунок в смешанной технике (акварель, гуашь, тушь). Рисунок адекватен рассказу об истории жизни. Изображен момент судьбы балерины, которую сопровождали труд, неудачи, волевые усилия, и наконец, - заслуженный успех. Но, видимо, все в прошлом На стене плакаты с изображениями тренировок и выступлений, она сидит в кресле. Все детализировано, но изображения неточны, небрежны. Текст представляет собой изложение истории балерины и называется "Путь к успеху". Написано гладко, но схематично, короткими фразами. Лексика книжная, как вся "стилистика". Образность в изложении отсутствует. Труд подростка вложен в посредственную работу.
2) Рисунок Баденко Марии (12 лет, город Находка) не обладает особыми художественными качествами. Есть попытки передать перспективу в изображении мебели. Ей сложно даётся изображение девочки - примитивна поза и движение руки. Однако акварельные цветовые плоскости передают тон приятного настроя и радости. Изображение котенка также примитивно, привлекает попытка изобразить лицо девочки, ее эмоции. В целом это достаточно посредственная работа, как в изобразительном, так и в литературном отношении. Интерес представляет стремление передать и фиксировать в рисунке различные эмоциональные моменты.
Вербальный запас беден. Нет признаков привычки к чтению и вглядыванию в литературные произведения. Интерес к природе подчеркивает изображение букета в раме.
3) Новокрещеных Дарья, (13 лет, город Кяхта). Уникальная история, якобы из старых преданий - о двух мальчиках, одному из них книги.переданные другом, помогли стать " большим учёным". На акварельном рисунке мальчики – один из них с книгой и цветком из летнего сбора. За их спинами силуэты гор с выразительными очертаниями. Очевидны проявления художественной одаренности, эмоционально-вкусовые и культурно- эстетические качества этой девочки. Она единственная из всех признала особенную ценность общения в подростковом возрасте с книгой. Рассказ назван " Старания всегда вознаграждаются» ,он выстроен просто, без языковых и литературных изысков, основная идея благородна, ориентирована на ценности культуры.
4) Событие в конкурсном высказывании. Жуковой Кристины (14 лет, город Находка), -рассказ о девочке , которая спасла щенка от хулиганов и о благодарности хозяев щенка. Этот момент изображен на акварельном рисунке, фигуры людей и изображение щенка выразительно размещены в центре, но в целом нет оснований для высокой оценки картины, а изложение истории банально.
5) Поломощнова Анна (14 лет, город Гусиноозерск) – « Любовь к природе»- сказочная история о девушке, которая любила природу - цветы, деревья и все, что с ней связано. Она с большой болью смотрела на леса, которые давно» «потеряли свой цвет и ещё не скоро начнут цвести». Каким-то загадочным чудом она получила дар возрождать природу и дарить ей новую жизнь от одного прикосновения ее руки. Наивная, туманная история, но благородная по намерению автора.
.Рисунок выполнен в смешанной технике, обладает декоративностью, романтичностью, однако эклектичен ,не несёт художественного видения природы. . Текст краток, сух, гладок, но не содержит образности, вербального багажа. , воспринимается как формальное изложение " красивой" истории.
В общем, в видении картины мира у современного подростка присутствуют образы разных фрагментов нашей планеты, либо в прошлом, либо сегодня.
Это горы и скалы, морское побережье, леса, поля., интерьеры и городские пространства, с любовно изображенными деревьями. Живой мир не особенно богат и не очень знаком юным художникам, но представлен по их возможностям выразительно. Это самая творческая и эстетически продуктивная тематика подростковых конкурсных рисунков. И все же неизбежен вывод о диссонансах в развитии 1 и 2 сигнальных систем, отражающихся в конкурсных работах подростков.
Возможности поддержки и развития одаренности юных художников, начинающих литераторов, как мы полагаем, раскрываются в следующих необходимых направлениях работы педагогов с одаренными. Прежде всего изыскивать формы, педагогические и организационные приемы:
1. раскрытия, расширения и углубления внутренний творческой среды юного автора, помогающей проявить для него и для осмысления им процесса построения своего художественно-эстетического сознания: специфику восприятия, воображения, вкуса, переживания, оценки, идеала;
2 .открытия и обнаружения для него образной природы, взаимных связей и родства искусств - прежде всего: изображения и слова, их эмоциональности и образности - различной, но и сходной в каких-то признаках. Это возможно осуществить через создание творческих" перекрестков" для обмена подростков, вовлеченных в художественную и литературную деятельность, наблюдениями над родственными искусствами и для сравнений со своим индивидуальным творческим опытом.
3. продолжения и поддержки близкой подросткам темы вовлечения в визуальное и литературное сотворчество на основе образной картины мира.
1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. – М., И.Д. Карапуз. 2009.
2. Бахтин М.М. Собр. соч, в 7тт. – М., Русские словари. 2007.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –М., Просвещение,1967
4. Выготский Л.С. Психология. – М., Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 2000.
5. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. – М., Искусство, 1962.
6. Копцева Т.А. Передвижная выставка детского изобразительного творчества-социально значимый художественно-педагогический проект. Монография. – М.,Альтекс, 2013.
7. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.,Просвещение,1965.
8. Лабунская Г.В. О детском рисунке/ Международная выставка детского рисунка. Каталог, 1934.
9. «Моя картина». Экспонаты Межрегионального Всероссийского конкурса. Проект «Место встречи с искусством» .Минкультуры РФ, РОСИЗО, ФГБНУ «ИХО и К РАО», М.,2016-2017.
10. Печко Л.П. Развитие культурно-эстетического сознания личности в процессе образования (к обоснованию концептуального подхода). Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал, 2014, №4.
11. Фомина Н.Н. Одаренный ребенок. Библиотечка- серия :Я вхожу в мир искусства.2005.№11(219)
12. «Я вижу мир: путешествуя по миру». ХYII передвижная выставка детского рисунка. Каталог. М.,ФГБНУ»ИХОиК РАО». 2017.