Современная образовательная система находится в стадии перехода. Многие исследователи склонны констатировать даже ее глубокий кризис, который выражается в консерватизме традиционных систем образования, в отставании от запросов современной жизни, в углубляющемся разрыве между стремительным развитием общественной жизни и содержанием образования, в слишком медленной адаптации к меняющимся социальным условиям, в падении эффективности традиционной образовательной практики, в несоответствии затрат и получаемого образовательного результата.
Кроме того, существенным недостатком существующих в настоящее время образовательных систем является неэффективность административного устройства, которое не позволяет справиться с возникшими проблемами в сфере экономики, организации деятельности и управления учебными заведениями.
Особенно серьезные проблемы возникли в системе высшего профессионального образования. В России эта ситуация осложняется за счет нестабильности социально-экономического положения, сокращения финансирования и материальной поддержки высших учебных заведений на всех уровнях; проблемами дальнейшего трудоустройства молодых специалистов в избранной ими сфере.
Вместе с тем осознание кризисного положения, требующего найти выход из сложившихся неблагоприятных условий, заставляет заново рассмотреть сформированную в нашей стране систему образования с более объективных и взвешенных позиций, дать оценку ее достижений, которые можно отнести к разряду «несомненных»: высокий уровень знаний, широкий их охват, единое образовательное пространство, доступность высшего образования и др.
Сегодня можно констатировать наличие проблемного поля в художественном образовании, что объясняется диверсификацией и многофункциональностью этой сферы образования. Очевидно, что современное художественное образование должно:
– во-первых, эффективно обеспечивать переход образовательного процесса на инновационные педагогические и коммуникативные технологии по развитию социально-культурной сферы;
– во-вторых, создавать особую культурно-образовательную среду, которая способствует гуманизации и демократизации образовательного процесса, активизации его творческого характера, что влияет на становление духовно-нравственной и социально-значимой личности;
– в-третьих, реализовать современную парадигму образования, предполагающую демократизацию образовательного процесса, ориентированного прежде всего на личность.
Между тем в реальности в художественном образовании на всех уровнях возникла серьезная проблема «кадрового голода», обусловленного, во многом, новыми требованиями к уровню квалификации преподавателей. Отток преподавателей из школы и незначительный приток молодых специалистов привел к нехватке педагогов.
Тенденция к увеличению их учебной нагрузки способствует тому, что остается мало времени и сил для повышения педагогического мастерства, что в свою очередь чревато эмоциональным истощением, профессиональным старением, проявляющимся в невосприимчивости преподавателя к новейшим открытиям в педагогике и в той или иной области знания, в результате чего возникает профессиональная деформация.
Другой проблемой является значительное снижение общего уровня знаний у абитуриентов. Исследователи, например, отмечают возрастание «пустых, бесцветных» ответов выпускников школ, неумение понимать метафорические пласты текстов, отсутствие навыков обобщать те или иные положения на основании сравнительного анализа нескольких текстов.
Абитуриенты вузов культуры и искусства и педагогических вузов демонстрируют низкий уровень творческого воображения. При этом, как показывают психологические наблюдения, угасание творческого воображения сопровождается глубокими нарушениями в чувственной и психической сферах: возрастает чувство одиночества, тревожности, страха, агрессивности; нарастают аутизм, фрустрация, в целом – негативно-депрессивное мироощущение. Показательно, что исследования выявляют устойчивую тенденцию нарастания всех этих процессов от поколения к поколению [5].
Следовательно, можно заключить, что современное художественное образование на всех уровнях довольно активно де-гуманитаризируется. Задачей теоретиков педагогики и практиков становится восстановление утраченных ценностей образования, с учетом достижений современной науки и запросов общества, которые, естественно, значительно изменились за последнее время.
В настоящее время разработанные на государственном уровне и в научных исследованиях документы становятся теоретическим фундаментом для модернизации современного художественного образования в сфере культуры и искусства. Как показывает опыт, общественный запрос слишком опережает образовательный процесс. В то же время стремление к его кардинальному реформированию может привести к необратимым последствиям, когда из образовательного процесса уйдет такая существенная составляющая, как глубинная гуманитарная направленность, опирающаяся на национальные культурные традиции.
В России был принят ряд законодательных инициатив, связанных с развитием художественного образования и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства, в частности Федеральная Целевая Программа развития образования на 2016 - 2020 годы [15]. Эти инициативы направлены на решение следующих задач:
• обеспечение условий для образования и творческого развития молодежи;
• подготовка творческих и педагогических кадров для системы художественного образования, в целом, и для высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства, в частности;
• продуктивное использование традиций профессионального образования в сфере культуры и искусства, сложившихся в России, и подключение к образовательному процессу достижений зарубежной педагогики в этой области;
• разработка и внедрение содержания образования на основе нравственно-эстетических ценностей, т.е. активизация нравственного потенциала искусства;
• обеспечение устойчивого развития образовательных учреждений культуры и искусства.
В связи с необходимостью решения этих задач требуется создать нормативно-правовое обеспечение развития художественного образования, что означает поправки в существующих федеральных законах и нормативных правовых актах.
Необходимо решение вопросов оплаты труда преподавателей; создание дополнительных условий для поддержки талантливых учащихся; создание условий для поддержки педагогических кадров учреждений культуры и искусства; укрепление материально-технической базы образовательных учреждений сферы культуры и искусства, включая оснащение их музыкальными инструментами и специальным современным оборудованием, обеспечивающим возможность эффективной реализации образовательных программ; научное, учебно-методическое и кадровое обеспечение деятельности образовательных учреждений сферы культуры и искусства; создание условий для развития международных контактов в области образования в сфере культуры и искусства; совершенствование подготовки педагогических кадров в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства и т.д. [9].
Все перечисленные направления однопорядковы и требуют незамедлительного и кардинального (а не половинчатого, как это зачастую бывает в практике) решения.
По данным Министерства культуры РФ, 40% зданий, где обучаются дети и студенты, требуют срочного ремонта, 15-16% и вовсе находятся в аварийном состоянии. Оплата труда преподавателей в среднем составляет 5,670 тысячи рублей, в то время как прожиточный минимум – 5,707 тысячи рублей. За многими учреждениями не закреплены общие нормы. Так, за некоторыми творческими ВУЗами не закреплен юридический статус [1].
Между тем столь очевидные проблемы, так обстоятельно описанные в законодательных актах и концепциях развития образования, в реальности не получают разрешения, а, наоборот, углубляются.
Как остро заявляет Э.Р. Дарчинянц, исполнительный директор Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств, «драматический и беспрецедентный провал реализации …блестяще составленной и фундаментально аргументированной Концепции образовательной политики Министерства культуры Российской Федерации…объясняется ...полным прекращением живого и плодотворного сотрудничества с компетентными специалистами и общественными структурами системы профильного художественного образования…Федеральными органами управления культуры была проигнорирована и новая государственная политика в сфере образования» [6; 77]. Таким образом, возможно наиболее существенной задачей педагогики высшего профессионального образования в настоящее время становится предотвращение формализации ясных и продуктивных идей, превращения их в демагогические заявления.
В 2010 г. вышел проект закона «Об образовании в РФ», который вызвал большую волну протеста в педагогической общественности, особенно в части образования в сфере культуры и искусства [4]. Анализ этого документа показывает, что он не решает вопросы финансирования образовательных организаций, нагрузки на преподавателей и повышения зарплаты; в нем не закреплен статус профильных университетов, из перечня образовательных организаций исчезли академии.
В то же время в законопроекте появились пункты, которые позволяют не всем вузам и факультетам ориентироваться на Болонскую систему. Вопрос о переходе на Болонскую систему в вузах культуры и искусства является одним из самых неоднозначных и даже болезненных в высшем профессиональном образовании России. Необходимость включения в так называемый Болонский процесс определяется усиливающейся в настоящее время интеграцией образовательных систем, целью вхождения России в европейское образовательное пространство [11].
Одновременно возникает проблема сохранения культурной идентичности и специфики российской образовательной системы, в частности, непрерывности и многоступенчатости художественного образования, централизации управления образовательными учреждениями. Современный исследователь справедливо заключает, что «…являя собой синтетическое пространство, соединяющее, с одной стороны, основания и ценности образовательной социализирующей деятельности, и парадигмы, свойственные художественному творчеству, с другой стороны, данная целостная образовательная система имеет свою логику развития, так как определяется спецификой развития образовательных процессов, и закономерностями и тенденциями движения художественной культуры. В настоящее время представляется весьма существенным, чтобы в рамках заявленной интеграции в европейское образовательное пространство она сохранила свойственные данному образованию фундаментальность» [10; 2].
Эта фундаментальность определяет необходимость переструктурирования всей системы художественного образования.
В рамках раздела XII «Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе» Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы направления реализации Программы определяются следующими задачами:
• «создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;
• развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования;
• реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи;
• создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики;
• формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов» [14, с. 27].
Предусмотренные Болонской конвенцией цели, несомненно, отвечают современным общественным потребностям. В то же время реальность вносит свои коррективы и заставляет задуматься о достижимости этих целей, их адекватности представлениям о гуманистической педагогике. Так, например, «академическая мобильность» связана главным образом с прагматическими целями получения наиболее доходного места. В таком случае представления о научном энтузиазме, патриотической преданности и желании помочь своей стране оказываются лишь декларациями, не приемлемыми в сопоставлении с задачами Болонской конвенции.
Реализация идеи академической мобильности очевидно (даже при благоприятных обстоятельствах) ведет к выгоде для богатых стран Европы. Главным стимулом в Болонской системе считается личный успех студента. Сюда включаются и накопительная рейтинговая система оценки знаний, и максимальная ориентация этих знаний на потребности рынка. Но разве можно утверждать, что личный интерес студента всегда совпадает с интересом рыночной конъюнктуры?
Провозглашаемая Болонской конвенцией практическая ориентация образования заставляет максимально освободить программы от изучения теоретических предметов. Само по себе это направление жизнеспособно и продуктивно. Но опять же – при соблюдении необходимой меры. Не случайно исследователи предупреждают, что результатом сокращения преподавания теоретических предметов оказывается нечто ровно противоположное ожидаемому – такого рода образование оказывается совершенно непрактичным, так как для того, чтобы можно было предвосхищать грядущие изменения, нужна теория.
Эмпирическая практика более абстрактная и односторонняя, чем теория, дающая обобщение практики в способе мышления, который позволяет давать оценки на основе исторического сопоставительного анализа. Связь этапов человеческой мысли необходима для представлений о движении культуры, науки. Кстати, современные работодатели уже констатируют, что за последние 20 лет значительно снизились уровни кадрового, интеллектуального, научного потенциалов в подготовке специалистов. Высококвалифицированные кадры выбывают, а необходимой их замены не происходит прежде всего в результате разрушения отлаженной системы обучения, ухудшения уровня образования [12; 76].
Существенным недостатком Болонского процесса является и его бюрократизированность, опора на систему тестирования, рейтингов и т.д., в то время как высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусства не совместимо со стандартизацией. Опора в образовании исключительно на компетентностный подход может обернуться выхолащиванием ценностной составляющей образования. «Так, очень популярное в последнее время понятие, определяемое как «компетентность» и содержащее в своем первоначальном посыле наличие развитой способности к саморазвитию в русле профессиональной деятельности, выливается как раз в полное отсутствие «острого порыва» и господство «набившейся, приобыкшей руки», в новый частый гребешок образцов (так надо, а так не надо), сквозь который очень трудно продираться всему нестандартному, новому, свежему и индивидуально осмысленному и проявленному» [8; 113].
Особую сложность представляют введение двухуровневой системы (бакалавриат и магистратура) в сфере культуры и искусства, прием абитуриентов на основе Единого Государственного Экзамена и накопительная система оценок. Специфика профессионального образования в сфере культуры и искусства проявляется:
1) при приеме абитуриентов в высшие и средние специальные образовательные учреждения, где результаты единого государственного экзамена абитуриента не является определяющим элементом. У поступающих должны быть определенные творческие способности, для выявления которых предусмотрены испытания творческой направленности.
2) в особенностях выбора профессии и ее постижения, так как освоение образовательных программ связано и с изучением научных дисциплин, и с развитием творческих способностей.
В высшем учебном заведении должна быть создана образовательная среда, в которой расцветает живая научная мысль, происходит соединение прошлого с его традициями и инноваций будущего. В этих условиях возникает возможность «выращивать» «со-бытийную общность», что предполагает культивирование в образовательном процессе различных способов бытия на основе созданий «со-бытий бытия» (М.М. Бахтин) [2], объединяющих педагога и студентов, студентов друг с другом. Задача вуза состоит в том, чтобы подготовить нестандартно мыслящего человека, готового к самостоятельной и ответственной адаптации – и профессиональной, и социальной.
Особенность художественного образования предопределяет и особенный характер подготовки педагогических кадров. Очевидно, что «выращивать» со-бытийную общность педагог может, только будучи «включенным» в полипозиционное общение с ними. Для этого он должен сформировать собственную личностно-профессиональную позицию как организатора и фасилитатора полипозиционного общения, что в профессиональной проекции означает освоение позиции рефлексивного управляющего. Суть профессиональной позиции педагога как рефлексивного управляющего – это организация рефлексии у студентов и поддержка ситуации самоопределения по поводу их собственных личных и творческих проблем.
Главная цель полипозиционного общения – «прорыв» в иной контекст понимания смысла. В процессе коммуникации становится очевидным, что собственное понимание не единственное и недостаточное, и оно может быть обогащено другими пониманиями и одновременно обогащать других. Кроме того, преподаватель художественных дисциплин не просто осваивает методику, перенимая ее непосредственно от своего педагога, бережно относясь к ее традиционной основе, но и обогащает ее собственным опытом. Отсюда возникает особая необходимость сохранения педагогических традиций отечественного художественного образования. К таким традициям прежде всего относятся:
• сбалансированность образовательного процесса, что подразумевает определение важных образовательных задач, их отчетливую формулировку, гибкость и, как следствие, поддержку педагогической инициативы, скоординированность и ответственность управления, развитую систему контроля за качеством знаний;
• наличие осознанной миссии учебного заведения, которая включает в себя не только направленность на освоение определенных знаний и приобретение необходимых профессиональных навыков, но и организацию условий для личностного становления и развития;
• образовательный процесс в вузе трактуется как учебно-воспитательный процесс, когда студентам транслируется не только информация, но и осуществляется передача ценностных основ культуры, а воспитание личности ставит целью раскрытие необходимости постоянного личностного и профессионального совершенствования;
• профессиональная подготовка имеет не только прагматический характер овладения специальностью, но и позволяет выпускнику вуза органично социализироваться и пройти этап профессиональной адаптации.
В то же время художественное образование на современном этапе не может игнорировать требований общественного развития.
С этим связаны такие направления, как
• открытость к инновациям и гибкость, позволяющая в достаточно короткий срок модернизировать образовательный процесс с целью быть конкурентоспособным вузом;
• активное и продуктивное использование современных информационных технологий образования;
• создание управления вузом на основе современных теорий менеджмента образования, планирования и распределения ресурсов, контроля за качеством образования;
• многопрофильность и многоуровневость подготовки (диверсификация и спектральность образовательного процесса);
• профессионально-практическая направленность получаемых студентами знаний и навыков;
• кумулятивность, т.е. создание и развитие межрегиональных инфраструктур университетов культуры и искусства. Данные инфраструктуры выполняют несколько функций (научную, образовательную, культурообразующую), т.е. они отвечают за обеспечение образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами, поддерживают процесс научного исследования в области художественного образования, выступая в качестве научно-творческих и информационных центров в различных регионах Российской Федерации;
• культуросообразность образовательного процесса (В.Т. Кудряцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр), когда путь приобщения к культуре носит характер диалога с миром культуры и искусства. Он осуществляется, «как бесконечное развертывание и формирование все новых смыслов каждого – вступающего в диалог – феномена культуры, образа культуры, произведения культуры, то есть того транслированного в «произведение» субъекта», что способнее других «бесконечно …углублять, развивать, преобразовывать свою особость, свое неповторимое бытие» [3; 271].;
• развитие творческой составляющей содержания образовательного процесса, что связано и с реализацией творческих достижений студентов и преподавателей в социально-культурной практике (фестивали, выставки, конкурсы и т.д.), и с осуществлением влияния на культурную политику в целом;
• создание постоянно развивающейся культурно-образовательной среды, создающей условия для профессионального и личностного совершенствования молодежи.
Заключая рассмотрение проблемного поля современного художественного образования в социально-культурном контексте, необходимо еще раз подчеркнуть, что значимость этой образовательной структуры закреплена законодательно. Так, в Законе «О культуре и сохранении культурного наследия» культура признается в качестве духовно-нравственной основы развития современного общества в России [7]. Реализация этой цели возможна только при наличии системы художественного образования, направленного на сохранение ценностных ориентаций культуры и искусства, высоких нравственно-эстетических идеалов, норм и культурных традиций.
Художественное образование являет собой эффективный механизм трансляции культуры. Одним из направлений оптимизации работы этого механизма является создание педагогической системы развития с опорой на важнейшие для российского образования идеи воспитания человека нравственного, ответственного, обладающего широким спектром знаний и одновременно высококвалифицированного, трудолюбивого, умеющего отстаивать собственные жизненные принципы, стремящегося к достижению не только материальных, но и духовных жизненных и профессиональных целей.
ЛИТЕРАТУРА
Авдеев А. Художественное образование РФ рухнет без принятия срочных мер// http://www.rian.ru/edu_additional/20110207/331311040.html
Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. Эстетика словесного творчества.–М., 1986.
Библер В.С. От науконаучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990.
Бирюков С. Новый закон об образовании ставит под удар детские творческие школы// Труд, 2010, № 4, от 14.01. 2010 г.
Дараган Л.В. Как сохранить у ребенка крылья мечты// http://www.hrono.ru/statii/2006/darag_bzr.html
Детские школы искусств и благосостояние нации: инновации, проблемы и решения. – М.Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств, 2008.
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля 2007 г.)// http://www.gdezakon.ru/zakon/education/
Кабкова Е.П., Стукалова О.В. Творчество Гоголя: трудности восприятия// Гоголь и 20 век. Материалы международной конференции «Русская литература и культура между Востоком и Западом». – Будапешт, 2010. – С. 112-122.
Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг. //Электронный ресурс: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_141760.html
Кудрина Е.Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: - М., 1999.
Мясоедов С.П. Национальный проект в сфере образования. Болонская декларация и конкурентоспособность выпускников российской высшей школы// Национальные проекты, №№ 5,6.
Одегов Ю., Русинов Ф., Петросян Д. Проблемы обучения россиян современному менеджменту // Российский экономический журнал. 1993. №5. - С.76-88.
O’Коннор Т. Российское высшее образование: сопоставление с США// «Pro et Contra», 2010. № 3. Электронный ресурс: http://www.polit.ru/research/2010/10/27/education.html
Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. – С. 4 - URL: http://минобрнауки.рф/documents/4952
Федеральная Целевая Программа развития образования на 2016 - 2020 годы, постоянная ссылка http://минобрнауки.рф/документы/5930