Рассуждая о проблемах и особенностях духовных, нравственных основах развития молодежи средствами искусства, культуры, образования и науки, необходимо ясно осознавать, что у русского народа вообще не будет будущего, если на фоне расслабляющей вакханалии «современного искусства», которое призывает к безнравственности, разврату, насилию, экстремизму, настоящее классическое Искусство и Культура станет влачить жалкое существование. Совсем недавно, мы помним, как происходила подмена понятий и ценностей, когда под флагом современного искусства проводились кощунственные экспозиции с провокационным характером, например, «Welcome to Sochi 2014» на выставке «Белых ночей» в Перми, где выставлялись полотна: матрешка-граната, Чебурашка в виде монстра и многое другое. Вспомним «перфомэнс» панк-группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя. Следует отметить, что в настоящее время все это в большей степени стало оцениваться не как «современное искусство», а как мощный удар по общечеловеческим и христианским ценностям. Другими словами эти акции являются ART-террором, направленным на уничтожение духовности, культуры, искусства, личности нации и славянского народа.
Но следует отметить еще одну, немало важную проблему, проявившуюся в 2010 году, направленную на уничтожение духовности и нравственности наших детей и молодежи - будущего России. Речь идет о новейшем инновационном достижении в сфере образовательных технологий форсайт-проекте «Детство 2030», который был представлен на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО в Шанхае в павильоне России. Заказчиком разработки данного проекта является Благотворительный фонд поддержки молодежных инициатив «Моё поколение», а руководителем назначена Алина Радченко, занимающая должность руководителя аппарата Общественной палаты РФ. Таким образом, можно заключить, что реализация инновационного образовательного форсайт-проекта находится под контролем Общественной палаты РФ, соответственно и все этапы осуществления данного проекта, отмеченные в «Дорожной карте» будут реализованы к 2030 году, а это:
2018 год - «виртуальная имитация жизни», «устройство для загрузки информации на кору головного мозга»;
2020 - «робот-ребенок», «робот-няня»;
2025 год - «вместо детей можно заводить роботов или виртуального ребёнка», «воспитанием и уходом за детьми могут заниматься роботы», «способности ребёнка можно увеличивать за счет генной модификации и чипизации», «можно запрограммировать способности и характеристики детей»;
2030-«генная модификация человека», «чипизация человека» [3].
Наверное, кто-то скажет, что возникновения возможности освоения любой профессии в виртуальной реальности (до 2020 года) это инновационно и найдет в данном предложении положительные моменты. Но как же тогда владения навыками, секретами мастерства народного творчества и национальной культуры, которые передаются из поколения в поколение от мастера к ученику, из уст в уста, от сердца к сердцу с любовью к искусству, с любовью к Родине?
Не секрет, что в настоящее время на создание реальной Матрицы «нового человека» направлены научные разработки в области нанотехнологий. При постановке конкретной задачи повышения конкурентоспособности страны и развитии человеческого капитала есть огромное стремление вовлечь страну в гонку развития нано техники, чтобы на данной основе подчинить, поработить всё человечество, управляя через чипы разумом человека.
Так что же предлагает Форсайт-проекта «Детство-2030»:
• отправить на «свалку истории» взаимную родительскую и детскую любовь как атавизм и глубокое заблуждение, хотя именно с любви и положительных эмоций начинается формирование и воспитание духовных качеств личности;
• искоренить понятие «традиционной» семьи, заменив самое святое и родное в жизни человека – маму и понятие отца «множественными», «гостевыми» и прочими формами сожительства, хотя именно семья закладывает базу, фундамент нравственности ребенка, будущего гражданина и патриота своей Родины;
• ввести обязательный экзамен и лицензирование на право воспитания родных детей, отбирать у «неуспешных» родителей детей и передавать их в «компетентные воспитательные сообщества», лишив ребенка родительской материнской заботы, внимания и любви;
• отменить традиционное образование, поскольку вживляемый в мозг ребенка микрочип «для связи с глобальными информационно-управляющими сетями» и другие нанотехнологии позволят якобы узнать ответ на любой наукоемкий вопрос. Отметим, что о Душе и нравственности ребенка речь не идет. Соответственно о формировании и развитии творческих способностей личности тоже никто не вспоминает. А ведь именно формирование и развитие творческих способностей личности средствами культуры и искусства, в частности изобразительного и народного творчества, как отмечают ученые, являются важными компонентами развития Души и нравственности ребенка в современных условиях развития общества.
Как видите, речь о духовном и нравственном формировании и развитии личности в инновационном образовательном форсайт-проекте «Детство 2030» вообще не идет.
Давайте обратимся к истории, которая подтверждает, что более 1000 лет со времен Киевской Руси главным источником духовного воспитания, формирования и развития личности славянского народа является две абсолютные ценности – это служение Богу и служение Отечеству. Овладение содержанием духовно-нравственной культуры личности, т.е. получение глубоких знаний в области культуры и искусства, компетентность в сфере национальной культуры через изобразительное творчество: народные промыслы, иконопись, храмовая архитектура и искусство при интеграции занятий музыкой, способствует гармонии человеческой души, направляет к истинной вере и активной жизненной позиции гражданина России. Параллельно с реализацией форсайт-проекта «Детство 2030» находит поддержку у государства и общества Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 г., в рамках которой проводятся мероприятия, направленные на патриотизм и религиозность, основанные на традиционных ценностях народной культуры, академическом изобразительном искусстве и классической музыке.
Патриарх Московский и всея Руси Митрополит Кирилл акцентирует внимание русского народа на том, что только сильные духом и чистые сердцем люди способны справиться с проблемами, стоящими перед современным миром. Нравственность и духовность — это единственный фундамент, который сегодня способен объединить наше общество для противостояния ART-терроризму, анти-искусству, анти-духовности и анти-нравственности. Надо помнить наставления Иоанна Златоуста, которое гласит, что наши дети всегда будут жить в достатке, если они получат хорошее воспитание, которое способно упорядочить их мораль и поведение.
Одним из средств упорядочивания морали и поведения в современном обществе, как впрочем, и во все времена, служило, служит и будет служить изобразительное искусство и народные промыслы, то традиционное искусство, которое пропитано Духовностью и нравственными устоями нашей культуры. В.А. Сухомлинский утверждал, что именно детский рисунок и сам процесс рисования является частицей духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.[2]
На наш взгляд, существует несколько направлений формирования и развития духовной, нравственной культуры личности средствами изобразительного искусства.
Во-первых, воспитывают не знания, а человек: в школе – учителя, в семье – родные и близкие, на улице – друзья. Исходя из данного постулата учителя, как представители интеллигентного слоя общества, наряду с художниками способствуют расцвету нации, и формируют основы духовности подрастающего поколения при условии повышения социального статуса учителя в нашем государстве.
Во-вторых, продолжение, т.е. сохранение и развитие традиций народного творчества и народных промыслов в процессе образовательной и творческой деятельности детей и молодежи направлены на формирование духовной культуры личности.
В-третьих, разработка современной модели духовно-нравственного развития ребенка на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством, основанной на применении инновационных био-адекватных методов обучения и двойственной природе работы мозга в процессе творческой деятельности с учетом физиологических релаксационно-активных особенностей человека. Наукой доказана эффективность двойственной природы работы мозга в процессе творческой деятельности исходя из биоритмических и релаксационно-активных основ мозгового штурма, так как именно в процессе творчества происходит чередование фаз активности и отдыха в зависимости от формы организации занятий. Процесс обучения и развития опирается на восприятие визуальной и вербальной информации из окружающего мира и ее дальнейшей переработки. [1]
На наш взгляд, выше обозначенные предложения будут способствовать приобщению детей и молодежи к истокам народной культуры и искусства, направленных на развитие духовно-нравственных качеств личности, способствующих духовно-нравственной консолидации российского общества.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности: Монография. – Ростов н/Д, 2005.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974.
Фор-сайт проект «Детство2030». Код доступа: http://detstvo2030.ru/.