ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Алексеева Ирина Викторовна (1), Ромашкова Ольга Викторовна (2)

(1) доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»

(2) аспирант кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»

1-2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет», Электроизолятор 140155 п. Электроизолятор, д. 67, Раменский р-он., Московская обл., Россия

Аннотация: 
В статье обозначены проблемы современного искусства, направленного на нравственную деградацию молодежи, своего рода ART- терроризм, а так же определена гипотеза влияния реализации новейшего инновационного достижения 2010 года форсайт-проекта «Детство 2030» на реальную Матрицу нашей действительности при бешеной гонке развития электронной и нано техники для подчинения и порабощения человечества. Так же в статье предлагаются некоторые пути решения обозначенных проблем средствами приобщения детей и молодежи к истокам народной культуры и искусства.

Рассуждая о проблемах и особенностях духовных, нравственных основах развития молодежи средствами искусства, культуры, образования и науки, необходимо ясно осознавать, что у русского народа вообще не будет будущего, если на фоне расслабляющей вакханалии «современного искусства», которое призывает к безнравственности,  разврату, насилию, экстремизму,  настоящее классическое Искусство и Культура станет влачить жалкое существование. Совсем недавно, мы помним, как происходила подмена понятий и ценностей, когда под флагом современного искусства проводились кощунственные экспозиции с провокационным характером, например, «Welcome to Sochi 2014» на выставке «Белых ночей» в Перми, где выставлялись полотна: матрешка-граната, Чебурашка в виде монстра и многое другое. Вспомним «перфомэнс» панк-группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя. Следует отметить, что в настоящее время все это в большей степени  стало оцениваться не как «современное искусство», а как мощный удар по общечеловеческим и христианским ценностям. Другими словами эти акции являются ART-террором, направленным на уничтожение духовности, культуры, искусства, личности нации и славянского народа.

Но следует отметить еще одну, немало важную проблему, проявившуюся в 2010 году, направленную на уничтожение духовности и нравственности наших детей и молодежи - будущего России. Речь идет о новейшем инновационном достижении в сфере образовательных технологий форсайт-проекте «Детство 2030», который был представлен на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО в Шанхае в павильоне России.  Заказчиком разработки данного проекта является Благотворительный фонд поддержки молодежных инициатив «Моё поколение», а руководителем назначена Алина Радченко, занимающая должность руководителя аппарата Общественной палаты РФ. Таким образом, можно заключить, что реализация инновационного образовательного форсайт-проекта находится под контролем Общественной палаты РФ, соответственно и все этапы осуществления данного проекта, отмеченные в «Дорожной карте» будут реализованы к 2030 году, а это:

2018 год - «виртуальная имитация жизни», «устройство для загрузки информации на кору головного мозга»;

2020 - «робот-ребенок», «робот-няня»;

2025 год - «вместо детей можно заводить роботов или виртуального ребёнка», «воспитанием и уходом за детьми могут заниматься роботы», «способности ребёнка можно увеличивать за счет генной модификации и чипизации», «можно запрограммировать способности и характеристики детей»;

2030-«генная модификация человека», «чипизация человека» [3].

Наверное, кто-то скажет, что возникновения возможности освоения любой профессии в виртуальной реальности  (до 2020 года) это инновационно и найдет в данном предложении положительные моменты. Но как же тогда владения навыками, секретами мастерства народного творчества и национальной культуры, которые передаются из поколения в поколение от мастера к ученику, из уст в уста, от сердца к сердцу с любовью к искусству, с любовью к Родине?

Не секрет, что в настоящее время на создание реальной Матрицы «нового человека» направлены научные разработки в области нанотехнологий. При постановке конкретной задачи повышения конкурентоспособности страны и развитии человеческого капитала есть огромное стремление вовлечь страну в гонку развития нано техники, чтобы на данной основе подчинить, поработить всё человечество, управляя через чипы разумом человека.

Так что же предлагает Форсайт-проекта «Детство-2030»:

•   отправить на «свалку истории» взаимную родительскую и детскую любовь как атавизм и глубокое заблуждение, хотя именно с любви и положительных эмоций начинается формирование и воспитание духовных качеств личности;

•   искоренить  понятие «традиционной» семьи, заменив самое святое и родное в жизни человека – маму и понятие отца «множественными», «гостевыми» и прочими формами сожительства, хотя именно семья закладывает базу, фундамент нравственности ребенка, будущего гражданина и патриота своей Родины;

•   ввести обязательный экзамен и лицензирование на право воспитания родных детей, отбирать у «неуспешных» родителей детей и передавать их в «компетентные воспитательные сообщества», лишив ребенка родительской материнской заботы, внимания и любви;

•   отменить традиционное образование, поскольку вживляемый в мозг ребенка микрочип «для связи с глобальными информационно-управляющими сетями» и другие нанотехнологии позволят якобы узнать ответ на любой наукоемкий вопрос. Отметим, что о Душе и нравственности ребенка речь не идет. Соответственно о формировании и развитии творческих способностей личности тоже никто не вспоминает. А ведь именно формирование и развитие творческих способностей личности средствами культуры и искусства, в частности изобразительного и народного творчества, как отмечают ученые, являются важными компонентами развития Души и нравственности ребенка в современных условиях развития общества.

Как видите, речь о духовном и нравственном формировании и развитии личности в инновационном образовательном форсайт-проекте «Детство 2030» вообще не идет.

Давайте обратимся к истории, которая подтверждает, что более 1000 лет со времен Киевской Руси главным источником духовного воспитания, формирования и развития личности славянского народа является две абсолютные ценности – это служение Богу и служение Отечеству. Овладение содержанием духовно-нравственной культуры личности, т.е. получение глубоких знаний в области культуры и искусства, компетентность в сфере национальной культуры через изобразительное творчество: народные промыслы, иконопись, храмовая архитектура и искусство при интеграции занятий музыкой, способствует гармонии человеческой души, направляет к истинной вере и активной жизненной позиции гражданина России. Параллельно с реализацией форсайт-проекта «Детство 2030» находит поддержку у государства и общества Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 г., в рамках которой проводятся мероприятия, направленные на патриотизм и религиозность, основанные на традиционных ценностях народной культуры, академическом изобразительном искусстве и классической музыке.

Патриарх Московский и всея Руси Митрополит Кирилл акцентирует внимание русского народа на том, что только сильные духом и чистые сердцем люди способны справиться с проблемами, стоящими перед современным миром. Нравственность и духовность — это единственный фундамент, который сегодня способен объединить наше общество для противостояния ART-терроризму, анти-искусству, анти-духовности и анти-нравственности. Надо помнить наставления Иоанна Златоуста, которое гласит, что наши дети всегда будут жить в достатке, если они получат хорошее воспитание, которое способно упорядочить их мораль и поведение.

Одним из средств упорядочивания морали и поведения в современном обществе, как впрочем, и во все времена, служило, служит и будет служить изобразительное искусство и народные промыслы, то традиционное искусство, которое пропитано Духовностью и нравственными устоями нашей культуры.   В.А. Сухомлинский утверждал, что именно детский рисунок и сам процесс рисования является частицей  духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.[2]

На наш взгляд, существует несколько направлений формирования и развития духовной, нравственной культуры личности средствами изобразительного искусства.

Во-первых, воспитывают не знания, а человек: в школе – учителя, в семье – родные и близкие, на улице – друзья. Исходя из данного постулата учителя, как представители интеллигентного слоя общества, наряду с художниками способствуют расцвету нации, и формируют основы духовности подрастающего поколения при условии повышения социального статуса учителя в нашем государстве.

Во-вторых, продолжение, т.е. сохранение и развитие традиций народного творчества и народных промыслов в процессе образовательной и творческой деятельности детей и молодежи направлены на формирование духовной культуры личности.

В-третьих, разработка современной модели духовно-нравственного развития ребенка на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством, основанной на применении инновационных био-адекватных методов обучения и двойственной природе работы мозга в процессе творческой деятельности с учетом физиологических релаксационно-активных особенностей человека. Наукой доказана эффективность двойственной природы работы мозга в процессе творческой деятельности исходя из биоритмических и релаксационно-активных основ мозгового штурма,  так как именно в процессе творчества происходит чередование фаз активности и отдыха в зависимости от формы организации занятий. Процесс обучения и развития опирается на восприятие визуальной и вербальной информации из окружающего мира и ее дальнейшей переработки. [1]

На наш взгляд, выше обозначенные  предложения будут способствовать приобщению детей и молодежи к истокам народной культуры и искусства, направленных на развитие духовно-нравственных качеств личности, способствующих духовно-нравственной консолидации российского общества.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева И.В.   Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности: Монография. – Ростов н/Д, 2005.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974.
Фор-сайт проект «Детство2030». Код доступа:  http://detstvo2030.ru/.