ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

САРГСЯН НЕЛЛИ ГУРГЕНОВНА

Директор Фонда «Содействия культурному образованию», Республика Армения
 

Аннотация: 
Статья освещает современное состояние и основополагающие направления развития художественного образования в Республике Армения. Автор уделяет внимание вопросам дальнейшей интеграции в мировые культурно- художественные процессы, сохранению и развитию самобытности национальной культуры, перспективам международного сотрудничества и установлению партнерских взаимоотношений. Особо рассматриваются возможности решения проблем развития творческого потенциала в XXI веке с учетом современной культуры, подчеркивается актуальность создания Национального Института Культуры.

Культура и искусство играют особую роль в духовной жизни общества, определяют
его ценностные ориентиры, идеалы, социально-культурные и нравственные приоритеты.
Основополагающие направления художественного образования в Республике Армения –
сохранение и развитие самобытности национальной культуры, а также дальнейшая
интеграция в мировые культурно-художественные процессы с перспективой развития
сотрудничества, налаживания новых контактов и установления партнерских
взаимоотношений.
Развитие индивидуальных творческих способностей молодых людей,
формирование личности и её мировоззрения являются важнейшим результатом
образовательной сферы, которая опирается на две взаимосвязанные системы: общее
художественное образование и профессиональное художественное образование.
Общее художественное образование направлено на формирование личности,
воспитание квалифицированного зрителя и слушателя. Организации, осуществляющие
этот процесс: средние образовательные школы, студии, центры детского творчества,
музыкальные школы и школы искусств, клубы. Их деятельность реализуется с
применением материально-технической базы учреждений, а также стандартов обучения,
учебных программ, пособий, учебников.
Система общего художественного образования выполняет свою основную функцию
– воспитание аудитории, способной к восприятию национальных и мировых духовно-
нравственных художественных ценностей.
Профессиональное художественное образование – система образовательных
учреждений, которые обеспечивают подготовку профессиональных кадров в сфере
культуры и искусства: специализированные средние школы, музыкальные,
художественные, хореографические учебные заведения, школы искусств, колледжи и
высшие учебные заведения.
Стратегически приоритетными являются сохранение и совершенствование системы
многоуровневого профессионального художественного образования в области культуры и
искусства. Это художественные, музыкальные, хореографические школы и школы
искусств, образующие I уровень начального художественного образования. II уровень –
гимназии, музыкальные, художественные, хореографические колледжи и
среднеспециализированные школы. III уровень – высшие учебные заведения культуры и
искусства, включая творческие аспирантуры (ассистентуры-стажировки).
Для современного общества и его дальнейшего всестороннего развития
необходимы концепция развития в сфере культуры и искусства, приоритеты направлений
и стратегия в системе художественного образования. Деятельность двух ведомств –
Министерства культуры Республики Армения и Министерства образования и науки
Республики Армения – ориентированы на разработку и реализацию основных программ,
на решение актуальных социально-культурных проблем современной образовательной
системы и развития современного общества.
Важнейшей задачей государственных структур и различных ведомств является
обеспечение освоения культурных национальных ценностей армянского народа и
достижений мировой культуры, формирование и динамическое развитие творческой
личности, а также формирование современной молодежи, её духовного, эмоционального,
интеллектуального потенциала.
Решению проблем развития творческого потенциала в XXI веке с учетом
современной культуры способствует принятый Закон об образовании Республики
Армения, где особое место уделено разделу, посвященному художественному
образованию и его реализации в сфере культурной образовательной политики Республики
Армения в целом. Главным ресурсом являются органы управления культуры и искусства,
межведомственные научно-исследовательские центры.
На сегодняшний день актуально создание Национального института культуры,
охватывающего различные сферы культуры и искусства, в числе приоритетных
направлений которого могут оказаться разработка необходимых государственных
образовательных стандартов, проведение исследований в области концептуальных идей, а
также непрерывное обновление программно-методических материалов.
Хочу особо отметить основные направления деятельности Института,
касающиеся сферы художественного образования:
. Выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение
соответствующих условий для их дальнейшего профессионального роста, образование и
становление, как творческого индивидуума.
. Создание базы данных наиболее одаренных детей и постоянное её
обновление по разным направлениям культуры и искусства и по всем учреждениям
культурно-образовательной системы.
. Привлечение благотворительных фондов и организаций для сотрудничества
с учебными заведениями художественного профиля с целью поддержки одаренных детей
и молодежи, победителей международных конкурсов и фестивалей.
. Разработка и утверждение критериев и требований для педагогов системы
художественного образования.
. Развитие системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки
профессиональных кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых
тенденций в развитии национальной и мировой художественной культуры.
. Внедрение новых специальностей, отвечающих требованиям времени, и
устранение разрыва в содержании художественного образования в учебных заведениях,
находящихся в системе различных ведомств.
. Поощрение сотрудничества между учреждениями культуры и искусства и
распространение выявленного уникального педагогического опыта через общеизвестные
структуры.
. Создание оптимальных условий для творческого развития и самореализации
современной молодежи, обучающихся в учебных заведениях культуры и искусства.
. Использование художественного образования для увеличения творческого и
инновационного потенциала общества.
. Сохранение лучших традиций национальной системы профессионального
образования и её структурных методико-педагогических принципов.
. Проявление необходимой заботы в деле сохранения и поддержки
традиционных видов культурного наследия, дошедших до нашего времени, которые
должны совершенствоваться, пополняться и обогащаться современными достижениями в
области культуры и искусства.
. Широкое использование средств социальной рекламы, традиционных и
новых СМИ, коммуникационных технологий в области художественного образования.
Расширение эффективной системы дистанционного обучения, обновление его форм и
методов, используемых в XXI веке.
. Расширение контактов между национальными и региональными
инициативами в области художественного образования с привлечением средств массовой
информации, а также освещение мероприятий по системе художественного образования.
. Вовлечение всех групп населения, включая детей с ограниченными
возможностями, в активную творческую деятельность, предполагающую освоение
базовых художественно-практических навыков.
Вопросы развития художественного образования и воспитания включены в число
стратегически важных направлений развития современного общества, и необходимо
разработать комплексное научно-методическое обеспечение на всех уровнях обучения
таким предметам, как музыка, изобразительное искусство, театр, хореография, народное
творчество, кино, медиа. Выражаем надежду, что все наши совместные усилия приведут к
воспитанию нового поколения, для которого культура и искусство станут важнейшей
составляющей в жизни.