ПРОБЛЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАРЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

ВЕРБЕНЕЦ А.М.

К.п.н, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства, РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Аннотация: 
В статье рассматривается один из традиционных, но на данный момент достаточно проблемных аспектов художественно-эстетического развития современных дошкольников – приобщение к народному декоративно-прикладному искусству. Ряд социальных изменений требует пересмотра содержательно-целевых и технологических характеристик данного процесса. Использование информационно-коммуникационных технологий может осложнить данный процесс при неверном понимании педагогом соотношения «виртуального» и «реального», отборе некачественных и не учитывающих образовательные цели и особенности восприятия детьми медиаресурсов и формальном их применении (без осуществления педагогического сопровождения их освоения дошкольниками («аналитического восприятия»). В статье представлен анализ основных проблем в области использования разных медиасредств (сайтов для детей, компьютерных игр, презентаций) на основании экспериментально выявленных особенностей восприятия детьми информации в медиаформе, определены методические рекомендации и педагогические условия, способствующие повышению эффективности образовательного процесса.

При доказанных возможности и целесообразности использования информационно-
коммуникационных технологий в развитии детей (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский,
Ю.М. Горвиц, С.Л. Новоселова, С. Пейперт, Г.П. Петку, И.В. Роберт, А.В. Фёдоров), и в
частности в художественно-эстетическом образовании и развитии дошкольников (И.И.
Комарова, И.Ю. Пашилите, Л.А. Ягодина), данная проблема не так однозначна: она
дискуссионна и имеет скрытые опасности относительно приобщения детей к
традиционной народной культуре с помощью медиаресурсов. В современной
педагогической практике бытуют две крайности: установка на несовместимость данных
феноменов (присуща недостаточно владеющим «техникой» воспитателям) и излишняя
увлеченность технологиями (бездумное использование медиаресурсов, непонимание их
роли и возможностей – применение презентаций «ради презентаций»).
Одним из целевых ориентиров современных научных исследований и нормативных
документов (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») является
«воспитание культурой», переосмысление потенциала народного художественного
творчества в становлении личности, развитии художественно-творческих способностей и
обогащения их эстетического опыта (Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский,
А.А. Мелик-Пашаев, Е.М. Торшилова, Р.М. Чумичева, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов).
Основываясь на идеях, рассматривающих приобщение детей к искусству в
культурологическом аспекте (А.В. Бакушинский, С.М. Каган, Д.С. Лихачёв), современные
исследователи задают ориентиры интегративного подхода (Б.М. Неменский,
Л.Г. Савенкова, Т.Я. Шпикалова). Выделяется развивающий потенциал народной
художественной культуры для развития кративности, эстетических способностей, дизайн-
деятельности (Т.А. Барышева, С.А. Золочевский, И.А. Лыкова, Н.А. Малышева,
Н.А. Платохина, О.А. Соломенникова), определены содержательно-целевые ориентиры в
области приобщения к декоративно-прикладному искусству дошкольников
(З.А. Богатеева, Н.А. Ветлугина, А.А. Грибовская, Н.М. Зубарева, Т.С. Комарова,
Ю.В. Максимов, Г.Н. Пателеев, Л.В. Пантелеева, Р.М. Чумичева), ведется поиск
современных форм приобщения к искусству (дни культуры, мастер-классы, мастерские).
Традиционная художественная культура имеет развивающий потенциал в
формировании картины мира, ценностных ориентиров, становлении «Я-концепции»
(Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, Л.В. Пантелеева,
Н.П. Сакулина, И.А. Соломенникова, Р.М. Чумичева). Современные образовательные
программы и методические разработки в области приобщения дошкольников к народной
художественной культуре (О.А. Ботякова Ю.В. Максимов, Г.Н. Пантелеев,
Л.В. Пантелеева) включают как культурологический и патриотический аспекты
содержания (знакомство детей с разными народными промыслами, формирование
представления о ценности народного искусства, уважения к культуре народов разных
национальностей и этносов), так и художественно-деятельностый аспект (знакомство с
традиционной технологией изготовления (игрушек, предметов одежды и утвари), развитие
умений декоративной деятельности по мотивам промыслов). Сложности приобщения
детей к народному искусству обусловлены как социальными факторами (удаленностью
«во времени и пространстве», исчезновением носителей данных обычаев и изменением
художественных решений в творчестве современных мастеров, потере «рукодельных»
традиций в современных семьях, трансформацией социальных ценностей), так и
возрастными возможностями дошкольников. Для детей XXI века традиции и обычаи
прошлого, художественные образы воспринимаются во многом в особом ракурсе – в
преломлении «сказочно-фантазийного» начала (как иллюстрация знакомых сказок,
развлечение, ассоциативные стилизированные образы, представленные в мультфильмах
«про старину»), мозаично из случайной информации о промыслах. Другая тенденция,
характерная для последних лет, – активное посещение родителями с детьми народных
праздников, экскурсий этнонаправленности, мастер-классов по изготовлению тряпичных
и глиняных кукол, – безусловно, позитивна; но «ритуально-развлекательный» характер
ряда мероприятий (Праздник осени, Масленица), как бы «выхваченных» из историко-
культурного контекста, часто формирует у детей ситуативный интерес, ожидание
«развлекательности», мозаичность представлений о ряде культурных традиций [2; 3; 6].
Повышению эффективности художественно-эстетического развития дошкольников
способствует приобщение к искусству в интересной и привычной для современных
детей форме – посредством использования медиаресурсов (Д. Бек, И. Калаш,
М.М. Безруких, Ю.М. Горвиц, Н.А. Зворыгина, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку,
Т.П. Хризман, И.В. Челышева). В современных исследованиях большое внимание уделено
знакомству с искусством при помощи различных медиасредств (А.Г. Бойко,
Б.А. Столяров), разрабатываются понятия «визуальная культура», «медиакомпетентность»
(Е.А. Тупичкина, А.В. Фёдоров), определяются факторы и основания формирования
визуального мышления, эстетических способностей под воздействием информационной
среды [1; 2; 4; 5]. Виртуальный мир, как особая наглядность, создает особые условия для
формирования «визуального мышления и культуры» (Р. Арнхейм, В.П. Зинченко).
Некорректное использование медиаресурсов усложняет данные проблемы. Виртуальный
музей, электронная копия произведения, не заменят подлинный предмет, музейное
пространство. Безусловно, «живое» освоение промыслов ценнее для формирования опыта
детей, но ряд проблем обуславливает использование медиаресурсов (сложность в
организации экскурсий, малочисленность коллекции подлинных предметов промыслов в
дошкольных учреждениях, относительная готовность педагогов к их изготовлению «на
глазах» у детей). Разрабатываемые искусствоведами виртуальные музеи и экскурсии,
электронные энциклопедии и коллекции не являются аналогами-заменителями
«реальности», выполняя особую функцию – активизации интереса к освоению искусства и
посещению музея «вживую», создания уникальных условий для «деятельного освоения»
предмета (посредством выполнения системы увлекательных заданий) [2; 3]. Разнообразие
современных медиасредств (детских сайтов, электронных энциклопедий и пособий,
электронных каталогов и поурочных материалов (в большей мере познавательно-
информационной направленности); компьютерных игр и разработанных для детей
приложений (графические редакторы, «игры-конструкторы») (деятельно-игровой
направленности); электронных презентаций, созданных педагогами-практиками)
позволяет приблизить «прошлое» к детям. Использование медиаресуров позволяет
разрешить проблему представления для восприятия детьми подлинных предметов и
многообразия образов, художественных решений. Это оправданно в случае, если
необходимо продемонстрировать длительный процесс изготовления предметов, сложные
приемы обработки материалов, представить связи образов народных промыслах с
природными и пространственно-предметными условиями.
Обобщение результатов опроса практиков (более 200 воспитателей дошкольных
образовательных учреждений, обучающихся в РГПУ им. А.И. Герцена), анализа
медиаресурсов (сайтов, презентаций, созданных воспитателями, представленных в
продаже компьютерных игр и пособий (проводимых в рамках грантового исследования по
теме «Разработка мультимедийного научно-методического обеспечения реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования») позволяет
выделить ряд типичных проблем и противоречий: «содержательно-целевого» плана –
несоответствие информации, представленной в медиаресурсе, содержанию
образовательной программы; узость и «углубленность» в определенный ракурс
(например, только «история» полотенца, определенного вида вышивки);
«поверхностность» раскрытия темы (обзорный характер ресурса, дублирование уже
знакомого детям материала и «коллажность» представления информации, что
подчеркивает именно формально-иллюстрирующую его функцию); «методического»
плана – размытое понимание педагогами особой роли использования данных ресурсов в
образовательном процессе, применение преимущественно в иллюстративных целях,
отсутствие системы в их использовании («общеметодического» плана); недостаточное
владение методами и приемами сопровождения просмотра данных ресурсов;
проектирование однообразных форм организации детской деятельности; «увлечение»
определенным видом ресурсов (презентациями или видеороликами); самостоятельное
создание материалов (презентаций), не в полной мере соответствующих требованиям
эстетичности и целесообразности («частнометодического» плана).
Анализ экспериментальных данных показывает наличие опыта освоения
медиатехнологий современными детьми 5–7 лет [2]. Для выявления влияния именно
медиаресурсов и методов педагогического сопровождения их освоения дошкольниками
использовались три выборки: представление идентичного содержания о народных
промыслах осуществлялось в традиционной форме (I группа испытуемых), медиаформе с
активным сопровождением процесса просмотра и игр (II группа) и с использованием
медиаматериалов при «пассивном» просмотре – минимальном комментировании
педагогом (III группа). Именно у детей второй группы замечены повышение интереса к
осваиваемому, более обобщенные «искусствоведческие» представления, установление
разнообразия связей, формирование яркого образа воспринимаемого (собственные
эстетические оценки, эмоциональные реакции), использование интересных примеров,
образных слов, связанных с представленными в медиаресурсах описаниями, лучшее
запоминание информации (называние большего числа деталей, образов, элементов,
пояснение связей (традиций, условий проживания, этапности изготовления),
припоминание деталей предметов, особенностей узоров. Медиаресурс, как «косвенный»
образец, подсказывал детям решения для декоративной деятельности, но не сужал
творчество (так как дети припоминали увиденное, но непосредственно не воспринимали
изображение на момент собственной деятельности). При использовании медиаресурсов
повышался уровень освоения информации в целом на один уровень.
Обнаружено проявление активного интереса к современным медиасредствам
(интерактивным доскам, планшетным технологиям); предпочтения игр, построенных на
основе современных анимационных сюжетов и предполагающих творческую
деятельность (две трети детей всех трех групп выборки); сформированность (у
значительной части детей) определенных «эстетических клише» (типизированный образ
персонажей, часто используемый в мультфильмах; «сказочно-рисованное» оформление);
предпочтения в области яркости, декоративности и «мультяшности» «пространства». Но в
процессе рассматривания лучше запоминали именно фотографии предметов, в несложных
ракурсах, без слишком декорированного фона и излишних анимационных эффектов.
Латентной проблемой в использовании медиатехнологий является непонимание
педагогами роли ресурсов как особой формы наглядности и неуместности прямого
переноса методов рассматривания картин на применение медиаресурсов. Важным
является именно их интерактивность, мультимедийность, динамичность. Большинство
детей радовались именно эффекту неожиданного «появления» предмета, «передвижения»
по фону-фотографии, возможности «присутственного» осмотра предметов в залах
виртуального музея, «движения» по улицам в ходе экскурсии к мастерам. Но излишняя
увлеченность медиаэффектами опасна: приводила к быстрому утомлению при появлении
предметов презентации разными эффектами передвижения; дети не успевали рассмотреть,
негативно реагировали на эффекты появления – «мозаика» и «жалюзи». В ряде случаев
необходимость действовать в заданном темпе приводила к повышению утомляемости.
При сопоставлении разных стратегий сопровождения медиаресурсов обнаружено,
что при применении проблемных вопросов, игровых заданий, обыгрывании
представленных на экране изображений воспитателем дошкольники (II группа
испытуемых) «замечали» большое количество деталей, рассуждали об эстетических
проявлениях увиденных объектов, «поражались» воспринимаемым образом. При
«пассивном созерцании» (III группа; представление информации в медиаформе без
активизации деятельности детей или использовании перегруженного деталями
комментария, очень «яркого» игрового персонажа (заслоняющего собой воспринимаемый
предмет)) выявлены значимые негативные проявления (быстрая утомляемость,
стремление переключиться на игру, «выхватывание» части информации (деталь,
привлекательный предмет) без наблюдения за появляющимися на экране изображениями),
отсутствие целостного образа: дети с трудом припоминали эпизоды [2].
Своего рода ключевыми словами, характеризующими принципы и требования к
отбору, составлению и использованию медиаресурсов в приобщении дошкольников к
народному искусству могут являться: уместность и целесообразность, качественность и
эстетичность, корректность, вариативность и многообразие. Отбор медиаресурсов и
вариативность методического сопровождения использования медиаресурсов
определяется дидактическими целями, возрастными возможностями, особенностями
группы, а также характеристиками самого ресурса. Целесообразно использование
медиаресурсов в разных функциях и для решения разнообразных задач: в
«информационной» функции – для активизации интереса к народному искусству, освоения
начальной информации. Медиаресурс должен представлять «среду бытования промысла»
в интересной форме (путешествия на машине времени, «приход в гости» к мастеру,
сказки) и могут включать иллюстрирующую информацию о крае, в котором зародился
промысел, людях и природе, отраженной в мотивах росписи и «влияющей» на технологию
изготовления. Применяемые приемы должны быть ориентированы на создание
целостного образа воспринимаемого, переработку информации (комментирование в
процессе просмотра, диалог, направляющие и проблемные вопросы, ассоциирование и
приведение близких опыту детей примеров); «организационно-деятельностной» функции
– направленными на развитие художественного восприятия, освоение средств
выразительности и художественных приемов, развития умений анализировать,
сравнивать, ассоциировать образы, узоры и орнаменты. В сопровождении их
использования акцент делается на выполнении разнообразных заданий (в комбинаторных
заданиях составлять варианты декора, осуществлять сортировку предметов,
раскрашивание); «контрольно-результативной» функции – позволяющие осуществить
оценку освоенного в форме приемлемой для дошкольников «игры – веселого теста»
(«Посвящение в мастера», «Что, где, когда? В гостях у мастеров»).
Применение данных ресурсов целесообразно в различных формах детской
деятельности: детско-взрослые мастер-классы (с включением «виртуального»
персонажа, обучающего детей технике или «записи» этапов предстоящего мероприятия в
цифровом формате); создание медиаресурсов «Энциклопедии промыслов нашего края»
(«Сказ о войлочном царстве», «Сказки и были Хохломы»); составление собственных
«коллекций» (предметов, орнаментов); ролевые игры в «путешествие к мастерам», в
которых фильмы позволят создавать особую среду – «декорации» для их развертывания.
Важно, чтобы образовательный процесс не был перегружен медиаресурсами и материалы
не отвлекали детей от самой деятельности (творчества, игры).
Эффективность образовательного процесса приобщения дошкольников к
народному декоративно-прикладному искусству медиасредствами обеспечивается
следующими педагогическими условиями:
- последовательная и системная работа по приобщению детей к народным
промыслам, ориентированная на общие цели и смысловые перспективы в развитии детей
(формирование начальных ценностных ориентаций, уважения к традициям страны,
развития визуального мышления и художественно-творческих способностей,
стимулирование субъектных проявлений и становления целостной картины мира), и
целесообразное использование разнообразных (качественных и соответствующих
нормативным требованиям, встраиваемых в общую логику образовательного процесса)
информационных ресурсов;
- освоение народных промыслов в «контексте традиций» (Б.М. Неменский,
Т.Я. Шпикалова), позволяющее представить не сам по себе предмет, «выхваченный» из
среды, а традиции народа, зафиксированные в предмете, создавать «эпизоды-сюжеты»,
вокруг которых возможно представление промыслов в разнообразных связях с историей и
народными обычаями (традиции гостеприимства, трудовых и праздничных событий,
жизни семьи) за счет календарно-тематического планирования и использования синтеза
искусства, «погружающих» детей в народную культуру. Медиаресурсы должны
представлять собой серию материалов, включающих музыкальный, литературный
материал, видео- и аудиоинформацию, создающие эффект «путешествия» (присутствия,
погружения, игры);
- проведение понятных современным дошкольниками и верных с точки зрения
этнографии параллелей между народным искусством, художественными и культурными
традициями разных народов и этносов, показа диалога культур, общего и уникального в
народной культуре с целью формирования «целостной картины мира» (О.А. Ботякова,
Л.В. Пантелеева). И, в данном аспекте, использование обогащающих, а не
«дублирующих» медиаресурсов, их применение наряду с традиционно используемыми
материалами (в гармоничном сочетании) и разнообразное «действенное» освоение мира
(обследование предметов, экспериментирование, продуктивная и игровая деятельность);
- использование медиаресурсов в разных функциях, при возможности с высокой
степенью интерактивности (с помощью интерактивных досок, планшетных технологий),
позволяющих детям экспериментировать в процессе освоения, с применением особых
методов и приемов сопровождения детской деятельности, создающих условия для
«вдумчивого видения», активного присвоения информации; продуманного, гармоничного
и уместного (!) их применения в разных формах организации детской деятельности;
- обеспечение содержательно интересного и эмоционально насыщенного
взаимодействия взрослого и ребенка с помощью соблюдения позиции «со-
воспринимающего» искусство вместе с детьми и созданием особой творческой
атмосферы, обеспечивающей становление «Я-позиции» и проявления предпочтений,
интересов, самостоятельности посредством вариативности детской деятельности,
предоставления выбора.
Об эффективности образовательного процесса, проектируемого на основе данных
условий, свидетельствуют повышение познавательного интереса детей к осваиваемой
информации, системные и обобщенные, основанные на разных связях представления
детей о народных промыслах развитие умений анализировать, сравнивать, выделять
общее и различное (когнитивные проявления), яркие эмоциональные реакции в процессе
её усвоения, эмоциональный отклик на выразительные образы предметов народных
промыслов, секреты народных мастеров и культурные традиции, интересные
декоративные решения (эмоциональные проявления), перенос в собственную
декоративную деятельность художественных приемов, развитие эстетических и
комбинаторных способностей, предпочтений, творчества в дизайн-деятельности
(субъектно-действенные проявления), «закрепление» интереса в собственном
коллекционировании предметов промыслов, стремлении «узнать больше», посещая музеи
и мастер-классы, установление связей между художественными традициями разных
народов, прокомментированные эстетические оценки и интересные суждения о предметах
промыслов, истории, проявление бережного отношения к предметам в условиях мини-
музея (ценностные проявления).
ЛИТЕРАТУРА
1. Барышева Т.А. Теоретические и методологические аспекты проектирования электронно-
коммуникативных технологий как средства развития креативных свойств личности. Электронный ресурс.
Код доступа: http://lib.herzen.spb.ru/text/barysheva_9_68_76.pdf.
2. Вербенец А.М. Использование современных информационных технологий в процессе
художественно-эстетического развития дошкольников. // Детский сад от А до Я, 2009, № 4 (40). С. 4–25.
3. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации
для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов. / Авт. Кол.
А.М. Вербенец, Б.А. Столяр, А.В. Зуева, М.А. Зудина, О.А. Коршунова. – СПб.: Изд-во ГРМ, 2008. – 214 с.
4. Новоселова С.Л, Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997. – 164 с.
5. Осин А.В. Технологии и критерии оценки образовательных электронных изданий. Код
доступа: http:// www.ito.edu.ru/2001/ito/p.html/.
6. Торшилова Е.М. Ценностные ориентации и художественный вкус современных детей и
подростков. // Педагогика искусства. Электронный научный журнал, № 2, 2012. Код доступа: http://www.arteducation.
ru /AE-magazine/.