На сегодняшнем этапе возможность возрождения певческой культуры заключается в чувственном восприятии интеллектуального, духовного и коммуникативного потенциала современного общества за счет применения оптимальных методов и принципиально новых идей в области музыкального образования. Высшая школа сегодня сохраняет лучшие традиции педагогической науки и на этом фундаменте строит новую образовательную концепцию. Многие компоненты образовательного процесса, рассматриваемые через призму современных проблем, выдвигаются в силу своей значимости из рядовых составляющих на приоритетное место. Введение нового ФГОС ориентирует педагогов педагогических вузов на решение актуальных проблем взаимодействия с учениками, имеющих теоретическое и практическое значение в процессе обучения и воспитания. Возникает необходимость анализа педагогического общения, творческого взаимодействия и воспитания педагога и студента в образовательном процессе в классе вокала. В различных педагогических ситуациях в процессе взаимодействия студента и педагога на этапе первоначального вокального обучения не всегда складывается полноценное творческое доверительное общение. Вследствие этого возникают психологический дискомфорт, который отрицательно влияет на творческий процесс занятий в целом. Могут возникнуть нежелательные профессиональные мышечные зажимы, которые в дальнейшем будут мешать плодотворному вокальному обучению. В педагогической литературе затруднения в общении педагога и ученика в процессе учебной деятельности исследуются с целью определения причин и факторов, вызывающих коммуникативный барьер. Этой проблеме посвящены исследования Г.М. Андреевой, В.А. Кан-калика, А.А. Леонтьева, К.Д. Ушинского и т д. А.А. Леонтьев говорил о том, что педагогическое общение как профессиональное общение учителя с учениками всегда должно быть направлено на создание благоприятного педагогического климата.[4] В.А. Кан-Калик подчеркивал, что общение-это система коммуникативного взаимодействия педагога и воспитуемого, содержанием которого является обмен информацией. [3] Общение в музыкальной педагогике, особенно в вокальном обучении, связано с определенной спецификой учебного процесса. Коммуникативная часть этого процесса (межличностное взаимодействие) подразумевает наличие необходимых педагогических качеств и способностей, которые являются определяющими в развитии творческого характера обучения. Готовность к творческому общению, как студента, так и преподавателя служит важным показателем полноценной творческой подготовки на вокальных занятиях. Поэтому, формирование творческого общения актуализируется в условиях творческой атмосферы в вокальном классе, где формы диалогического доверительного общения являются целью коммуникативного взаимодействия педагогического воспитания в вокальном классе. Формы диалогического общения в этом случае становятся решающими, в связи с творческим характером обучения.[2] Выявим некоторые проблемы вокального обучения: Процесс формирования вокальных навыков тесно связан с погружением обучающихся в работу голосового аппарата и отдельных его частей. Для обучающихся вокальному искусству профессионально, подобная практика является нормой. В условиях занятий для студентов, не имеющих начальной музыкальной подготовки, возникает ситуация, при которой некоторые студенты не всегда понимают поставленных перед ними вокально- технических задач, часто не видят конечной цели своего обучения. В результате само вокальное исполнительство начинает представляться обучающимся чем-то очень сложным и практически недостижимым, и может способствовать постепенной потере интереса к занятиям. В этом случае кропотливая работа педагога заключается в правильном педагогическом воспитании на первоначальном этапе обучения. В процессе преодоления сложных технических задач преподаватель и студент находят новые способы коммуникативного взаимодействия. Одновременно с этим большинство студентов желают овладеть певческой техникой как можно быстрее. Однако современные исследования, посвященные методам воспитания певческого голоса, как правило, трактуют режим бережного звукообразования, постепенного усложнения певческой техники. В связи с этим, очень важно выявить условия, повышающие эффективность процесса формирования навыков академического вокала у студентов, среди которых особую значимость имеют: использование простых по структуре упражнений, каждое из которых направлено на решение одной вокально-технической задачи; предельная концентрация со стороны студентов в процессе выполнения упражнений; подбор вокального репертуара на основе индивидуальных предпочтений и в соответствии с их вокально- техническим уровнем. Процесс формирования вокальных навыков характеризуется нахождением правильных режимов работы всех частей голосового аппарата, а также развитием мышц, участвующих в процессе голосообразования. Иными словами, формирование вокальных навыков есть процесс «нахождения голоса», связанный с установлением правильного певческого режима, с развитием верных двигательных навыков, которые впоследствии автоматизируются и дают возможность поющему полностью переключить свое внимание с технической стороны процесса голосообразования на выполнение художественных задач. Принято разделять вокальные навыки на две группы: технические (к данной группе относят навыки, связанные с правильным функционированием голосового аппарата и отдельных его частей в процессе пения, такие как: дыхание, свободное голосообразование, точное интонирование мелодии, артикуляция); исполнительские (к данной группе относят навыки, связанные с исполнительской культурой: владение режимами звукообразования, характерными для различных стилей эстрадной вокальной музыки, особенности произношения поэтического текста музыкальных произведений). Часто на данном этапе возникает ситуация, когда хорошо усвоенные на первой стадии вокально-технические навыки начинают выполняться неверно. Данная ситуация носит временный характер. В подобных случаях целесообразно сделать небольшой перерыв в занятиях, в течение которого вновь возникшие, неверные вокально-технические навыки забудутся, а старые, выработанные на первой стадии – сохранятся. Помимо работы по закреплению сформированных базовых певческих навыков, вторая стадия посвящена работе над исполнением песенного материала. Выбор песенного материала осуществляется на основе предпочтений обучающегося и в соответствии с уровнем его вокально-технических навыков. Разучивание «технической» стороны песен (поэтического текста и вокальной мелодии) является домашней работой студента. Сложные методические фразы отрабатываются на занятиях посредством медленного их исполнения под аккомпанемент фортепиано. Процесс исполнения музыкальных произведений характеризуется передачей поэтического текста песни посредством голоса. Ввиду этого, основная работа над песенным материалом посвящается формированию у обучающихся исполнительской культуры. Для самообразования начинающего вокалиста будет очень полезна книга педагога Н. Б. Гонтаренко «Сольное пение: секреты вокального мастерства». Она включает в себя систему по постановке певческого голоса, основанную на обобщении методического опыта зарубежных и отечественных вокальных школ [1]. В основе метода Н. Б. Гонтаренко лежит последовательная работа, направленная на освобождение от зажимов всех групп мышц, участвующих в процессе голосообразования. Данная работа основывается на комплексе беззвучных упражнений (дыхательных, артикуляционных), и упражнений со звуком, направленных на формирование резонансного принципа голосообразования, расширение вокального диапазона, развитие силы голоса. Все упражнения в книге сопровождаются иллюстрациями и рекомендациями по правильному их выполнению. Современная учеба требует от студента большой самоотдачи, самообучения, большего слухового восприятия. На сегодняшний день, повышение эффективности процесса формирования вокальных навыков у студентов в большой степени зависит от вовлеченности их в процесс обучения и ощущения причастности к творческому процессу. Понимание осознанности процесса обучения способствует более точному направлению педагогического воспитания, что значительно повышает эффективность коммуникативного взаимодействия педагога и студента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 155с. 2. Грибкова О.В. Творческое общение в исполнительской деятельности дирижера-хормейстера. – М.: AС-Траст, 2008. – 186с. 3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.-.М.,1987 4. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.,1997 5. Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. – Л.: Музыка, 1977. – 89с. 6. Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. – М.: Прометей, 1995. – 30с.