Cовременная образовательная система находится на стадии перехода. Многие исследователи склонны констатировать даже ее глубокий кризис, который выражается в консерватизме традиционных систем образования, отставании от запросов современной жизни, углубляющемся разрыве между стремительным развитием общественной жизни и содержанием образования, слишком медленной адаптации к меняющимся социальным условиям, падении эффективности традиционной образовательной практики, несоответствии затрат и получаемого образовательного результата.
Таким образом, необходимо пересмотреть содержание образования: оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, сформированное эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нѐм, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Содержание высшего профессионального образования на основе актуализации его гуманитарной составляющей может быть трактовано достаточно широко. От решения задач, вытекающих из этой трактовки, зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Это предполагает осуществление принципиально новой направленности образования, которая меняет привычное представление о его цели как формировании «систематизированных знаний, умений и навыков», сложившейся в то время, когда ни средняя, ни высшая школы не ставили своей основной задачей передачу ценностей общечеловеческой и национальной культуры.
Обращение к эстетическим позициям постмодернистских концепций в контексте проблем профессионального становления специалистов в высшем образовании обусловлено несколькими причинами:
1. Феномен постмодернизма находится в настоящее время в фокусе философского, культурологического, педагогического интересов, о чѐм свидетельствуют не только большой массив фундаментально-аналитических работ, посвященных этому феномену, и неуклонный рост публикаций, но и оформляющаяся традиция популяризации постмодернизма.
2. Постмодернизм – это антидогматический способ понимания действительности, открывающий многие ранее недоступные позитивные перспективы исследования инновационных процессов в жизни, науке, художественной культуре конца XX в. Постмодерн не распределяет культуры на высокие и низкие, достойные и недостойные. Границы культур прорываются, открываются возможности субъективных спонтанных толкований без последовательности и гармонии. Происходит утрата веры в идеологию и в оценки, претендующие на то, чтобы быть объективными и универсальными.
3. По наблюдениям ученых, идеи постмодернизма глубоко проникли в современную культуру и всѐ более интенсивно захватывают общественное сознание и культуру, что и вызывает потребность анализа взаимодействия данного феномена и современного образования, также не избежавшего влияния постмодернистских идей.
В конце XX веке произошла десакрализация всех форм бытия человека, что означает переход от глубинно-осмысленного бытия к повседневно выраженному, прагматически ориентированному существованию. Признаком такого бытия является нарастающий темп жизни, который порождает неизбежное чувство краха, приближающейся катастрофы.
По мере вхождения общества в постиндустриальную эпоху, а культуры – в эпоху постмодерна меняется и статус знания. Научное знание рассматривается как вид дискурса. Проблема науки всѐ чаще связывается с различными аспектами изучения языка, лингвистическими концепциями, теориями коммуникации. Изменения же, происходящие в науке, связаны с двумя функциями: исследованием и передачей информации и знания.
Структура современного научного знания оказалась необыкновенно зависимой от социокультурной ситуации: ее формы и способы существования становятся идентичными формам и способам организации социальной системы. Доминантной структурой и формой организации научного знания является в этом контексте диалог, актуализирующий ориентацию ученых на развитие авторского самосознания, поиск самостоятельной исследовательской позиции, на специфические способы репрезентации научных достижений.
Говоря об изменениях образовательного пространства и педагогических технологий, необходимо отметить особое значение личностных показателей, коммуникативных установок и речевой культуры, энтузиазма и интуиции преподавателя, способности которого к убеждению, эффективной полемике и аргументации, диалогу являются необходимым компонентом образовательных технологий, нацеленных на реализацию как образовательных, так и воспитательных задач.
Таким образом, в процессе передачи знания современный преподаватель выступает не только и не столько носителем истины и экспертом в данной области знания, но и равноправным коллегой, участвующим в совместном исследовании проблемы, априорно не имеющей однозначного решения. Формирование научного знания, диалектика исследования и образовательных стратегий предполагает «формирование равных» и рост роли получения профессиональной компетенции.
Рассматривая постмодернистские концепции в аспекте проблематики профессионального становления студентов в вузах, можно выделить несколько направлений их влияния на этот процесс.
Во-первых, постмодернизм влияет на сам процесс получения знаний. С точки зрения постмодернизма, мир – это текст, где главное – обмен информацией, которая, благодаря современным технологическим возможностям, может быть достаточно быстро добыта, но при этом обезличена и не проверена. Это очень ярко проявляется в постепенном замещении реального общения Интернет-коммуникацией – проблема, вызывающая тревогу не только у педагогов, но и у психологов, социологов, физиологов.
Как образно пишет современный исследователь, «…вступив в это царство, человек может путешествовать по нему до бесконечности, получая удовольствие от интернет-общения, но совершенно не замечая, что по мере «путешествия» он оказывается всѐ более и более недееспособен, всѐ более отрезан и отчужден от реальных деятельностных процессов, протекающих в обществе» [Громыко Н.В, с. 55].
Рождающееся отчуждение прямо пропорционально чувству самоуверенности от владения информацией, которое свойственно многим современным студентам. Легко добываемая информация не имеет ценности, кроме фактографии; она не становится личностно значимой. Кроме того, возникает и легкость порождения текстов: исследователи отмечают такое современное явление, как Интернет-графоманию [Психология Интернет-графомании]. Сюда, на наш взгляд, следует включить и проблему плагиата, с которой сталкиваются все преподаватели. Бесконечно множащиеся рефераты, курсовые работы и дипломы, почти буквально повторяющие друг друга, – настоящий бич современного высшего образования. Легкость получения информации приводит к опасной тенденции постоянного цитирования, отказу от собственного мнения, неверию в свои интеллектуальные силы.
Во-вторых, в эпоху постмодернизма меняется сам тип общения между людьми. Приобщение к скоростным информационным потокам, пониманию мира как пространства игры и жизни, как процесса порождения мнимостей (симулякров) может вызвать деструкции в сознании (одним из видов такой деструкции является клиповость мышления). Опасность состоит и в том, что стремительно разрушается культура теоретического знания. Одной из причин нам видится тотальная дегуманитаризация образования и наступление массовой культуры.
В-третьих, влияние постмодернистских концепций с их негативизмом по отношению к традициям классического гуманитарного знания сказывается на утрате восприимчивости современной молодежи к сложным теоретическим текстам. Студентам всѐ сложнее, например, самостоятельно формулировать проблемы и понятия. Современные студенты, более информационно компетентные, в реальности становятся всѐ менее и менее знающими.
Студенты практически не умеют мыслительно концентрироваться, у них крайне ослаблены способности воображения, рефлексии, понимания и т. д.
При этом угасание творческого воображения сопровождается глубокими нарушениями в чувственной и психической сферах: возрастает чувство одиночества, тревожности, страха, агрессивности; нарастают аутизм, фрустрация, в целом – негативно-депрессивное мироощущение. Показательно, что исследования выявляют устойчивую тенденцию нарастания всех этих процессов от поколения к поколению.
Ученые также отмечают свойственные современным молодым людям инерцию, неполноценность восприятия, выражающиеся как в выборе круга чтения и оценках прочитанного, так и в тех жизненных идеалах, которые формируются под воздействием многих причин.
В-четвертых, влияние постмодернистских идей сказывается и в постепенной утрате способности действовать.
В то же время постмодернизм – это реальность социокультурной ситуации, т. е. только отрицание и отталкивание его идей не может быть конструктивным в поиске путей совершенствования процессов профессионального становления.
Эффективность процесса становления «себя как профессионала» во многом определяется степенью согласованности идеального и реального образа профессии. Осуществление себя в профессии формирует самосознание человека, его мотивацию на самореализацию и самоутверждение, выстраивание жизни как глубоко осознанного, духовно наполненного и целенаправленного пути. Профессиональное становление специалиста в сфере культуры и искусства в современных условиях во многом определяется наличием установки студентов на выбор образа жизни, который связывается с представлениями о ее высоком качестве, успешности, статусе и т. д. Безусловно, реализация такой профессиональной направленности личности происходит не в пользу профессии специалиста в сфере культуры и искусства, что приводит к разочарованиям, задержкам профессионального и личностного роста, снижению творческой активности студентов на последних курсах обучения. У многих студентов появляется неуверенность в своем профессиональном будущем. В результате развивается кризис профессиональной идентичности личности, который стимулирует конфликты и потребность выбора другой профессии (И.В. Андреева, А.А. Гусейнов, А.К. Семенов и др.). Утрата представлений о миссии своей профессии, о профессиональном долге и профессиональной чести, об основах профессионального мастерства и профессиональной гордости, т. е. тех понятий, которые не могут быть порождены прагматизмом, ориентациями на материальный комфорт, приводит к глубокому кризису в профессиональном образовании в области, являющейся с современных позиций непрестижной (например, работа педагога дополнительного образования) или слишком элитарной, когда достижение успеха в специальности требует особого таланта, сверхзатрат и т. д. (имеются в виду области искусства). Между тем процесс профессионального становления включает в себя выстраивание образа будущей профессии, определение ценностного отношения к ней. Очевидно, что содержание образования и организация обучения должны создавать оптимальные условия для интериоризации норм и ценностей человеческого опыта, выражения отношения к профессиональным знаниям и способностям, формирования умения целостного осмысления собственной деятельности и себя как ее субъекта.
Таким образом, в современном высшем образовании возникает необходимость решения проблем профессионального становления на всех его стадиях: от профессионального выбора, самоопределения до профессиональной адаптации и совершенствования, что связано с процессом культурно-творческого развития личности (Ю.П. Азаров). С позиции авторов статьи, одним из направлений решения данных проблем является раскрытие перед будущим специалистом не только основ его профессии, но и смысла бытия через понимание характера и способов взаимодействия с окружающим миром. В этом случае студенты должны осмыслить свое предназначение, осознав избранную профессию как личностно значимую ценность.
В данном контексте усиливается значимость активного внедрения принципов гуманитаризации содержания образования, что оказывает влияние на развитие творческой активности будущих специалистов в сфере культуры и искусства. Как показала практика, инициативному, творчески относящемуся к своей профессиональной деятельности специалисту в области культуры и искусства нужны, в частности: 1) глубокие знания в различных областях науки; 2) особые личностные качества; 3) специальные знания и умения, способствующие активизации профессионально-творческого потенциала личности; 4) высокая мотивационная готовность к профессионально-творческой самостоятельной деятельности. Кроме того, специалист в области культуры и искусства должен обладать ярко выраженной творческой личностной позицией, стремлением к творческому поиску. Важнейшей детерминантой профессионального становления являются внутренняя значимость деятельности в сфере культуры и искусства, удовлетворенность его результатами, самим творческим процессом.
Важно отметить и то, что профессиональное образование, являясь частью культуры постмодернизма, отражает многообразие взаимодействий личности и социальных проявлений, их единство и противоречия. Состояние современного образования во многом не отвечает потребностям общества в специалистах различных областей деятельности, поэтому сегодня высшее образование находится в состоянии модернизации, поиска новых путей становления профессионала. Классическая форма образования целиком исчерпала свой потенциал передачей знаний и информации. По своей сути она безлична, рассчитана только на просвещенного индивида, на подготовку человека знающего, в то время как мир нуждается сегодня в человеке, понимающем других людей, другие культуры, специфику современного бытия, осознающем значимость выбранной им профессии в социокультурной ситуации.
Сегодня образование, и в первую очередь профессиональное образование, находясь в поиске своего содержания и структуры, стремится самостоятельно определить свою роль в обществе, оказать реальное влияние на его изменения. Налицо своеобразная обратная связь: социальные изменения привели к таким тенденциям в образовании, которые, в свою очередь, влияют на ситуацию в обществе. Осознание изменений, происходящих в образовании, их источника и направленности невозможно без перехода к новым методологическим принципам. Современное понимание сущности высшего образования основывается на взаимодействии разных способов освоения мира: научном, художественном, философском, религиозном – рождая новое синергетическое видение мира, основанное на его многомерности и самоорганизации (И.Пригожин, И.Стенгерс).
С точки зрения синергетического подхода совокупность отношений между субъектами образовательного процесса может рассматриваться как сложная система, содержащая в себе многообразие форм и способов отношений между субъектами; открытая система, испытывающая на себе влияние социальных отношений более высокого порядка, нелинейная система, т. к. разные субъекты, помещенные в одну и ту же среду, изменятся по-разному [Журавлев В.А. и др. С. 63]. Таким образом, постмодернистское состояние культуры только усиливает влияние раздробленности и интерпретации на систему образования, что, с одной стороны, усложняет образовательную практику, а с другой – дает возможность каждому студенту выстроить собственную траекторию профессионального развития в зависимости от интересов, способностей и ожиданий. Таким образом, перед студентом встает сложнейшая задача, связанная с самостоятельностью в профессиональной сфере: самопознание, самоопределение, самовыражение, самореализация себя в профессии.
Самостоятельность и активность студента сегодня становится наиболее значимой составляющей в профессиональном образовании. Современное профессиональное образование, по мнению Р. Рорти, одновременно существует в двух видах: непосредственно образование как приобщение к существующей традиционной культуре и эдификация как самостоятельное развитие личности посредством диалога с современной культурой (Р. Рорти).
Большинство исследований в области профессионального образования сходится во мнении, что сегодня профессиональные навыки могут реализоваться только при личностном осознании социальной значимости какой-либо деятельности. Британский исследователь Дж. Равен разделяет качества, формируемые у будущего специалиста, на два уровня: фундаментальный уровень, включающий специфические профессиональные умения, и высший уровень, задействующий личностные качества, такие как коммуникативность, способность к рефлексии, инициативность и пр. (Дж. Равен).
Самоопределение в профессии предполагает наличие определенного механизма (индивидуального), обеспечивающего вхождение студента в специальность, в том числе:
- убеждение в социальной значимости и востребованности профессии;
- необходимость профессионального саморазвития, основанная на личностном интересе;
- особенности профессионального поведения, профессиональная межличностная коммуникация;
- самооценка профессиональной активности и постоянной коррекции взаимодействий с окружающим миром;
- способности к селективному восприятию окружающей действительности, к сознательному выбору и обоснованию своего жизненного выбора.
От самоопределения в будущей профессии зависят взаимоотношения молодого человека с окружающими его людьми, отношение к собственной деятельности, осознание собственной индивидуальности и ее значимости. В результате такой активности формируются и укрепляются качества личности, необходимые для профессиональной деятельности.
Можно выделить общие и инвариантные качества, которые необходимо формировать в будущих профессионалов.
1. Интегративные профессиональные качества, то есть способность к обобщению знания и умений и их использованию в профессиональной деятельности. В данном случае интеграция понимается как целостный взгляд на мир, как взаимосвязь, взаимодействие науки, культуры с окружающей жизнью, как системность научного и художественного мышления.
2. Общие профессиональные качества, такие как социальная ответственность, коммуникативность, активность, инициативность, позволяющие специалисту ориентироваться, приспосабливаться и проявлять себя работе.
3. Психологические профессиональные качества, а именно свойства личности, способствующие становлению профессиональной рефлексии, умению использовать креативные подходы в работе.
4. Специальные профессиональные качества, заключающиеся в специфических особенностях профессии (специальные знания, умения).
В современной высшей школе система занятий должна строиться на актуальных принципах, способствующих саморазвитию студента. К ним относятся следующие:
1. Вариативный и вероятностный характер культуры выдвигает на первый план вопрос о диалогичности образовательного процесса (М.М. Бахтин, В.С. Библер).
2. Перенос активного интереса к предмету из контекста занятия в свободную творческую деятельность, в результате чего деятельность становится ведущей частью молодежной культуры.
3. Интегративный принцип, создающий возможности мобилизации разносторонних связей с различными видами знания и деятельности.
4. Особую важность в практике представляет погружение в процесс творчества (научного, художественного или профессионального).
5. Важным принципом в освоении художественной культуры можно назвать перенос полученных впечатлений, умений или знаний из одной области науки или деятельности на другие (В.В. Давыдов, О.И. Никифорова).
6. Особая важность создания творческой, свободной среды занятий.
Построение профессионального обучения в русле данных подходов способствует переходу развития в процесс постоянного саморазвития.
Состояние неупорядоченности, инвариантности возможностей в современной культуре определяет главный принцип профессионального становления студента – активность личности, стремление к постоянному саморазвитию, созидающая деятельность. Сформированная индивидуальная профессиональная культура реализуется в динамических характеристиках поведения и деятельности специалиста, что сказывается на различных формах взаимодействия людей.
Литература
1. Бакушинский А. В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. – М.: Сов. художник, 1981.
2. Громыко Н. Интернет, постмодернизм и современное образование//Кентавр № 27 (ноябрь 2001).
3. Журавлев В.А., Харитонова В.А., Санникова О.В., Меньшиков И.В. Образование: стратегия развития и синергетика // Перемены. – № 2. – М., 2002
4. Керимов Т.Х. Постмодернизм// Современный философский словарь. – Лондон: Панпринт, 1997.
5. Коммерсантъ, 1999, № 4.
6. Лиотар Ф. Состояние постмодерна. – Спб: «Институт экспериментальной социологии», М.: Издательство «АЛЕТЕЙЯ», 1998.
7. Маньковская Н.Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). – М.: ИФ РАН, 1995. – 220 с.
8. Марача В.Г. Образовательное пространство-время, освоение интеллектуальных функций и образовательные институты в контексте индивидуализации / Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации. Сборник научных трудов по материалам IV Всероссийской научной тьюторской конференции. – Томск: Пилад, 2000. – С.61–70.
9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М.,1986; Пригожин И. Конец определенности. – Ижевск, 1999.
10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2002.
11. Селиванов Н.Л. Роль компьютера как творческого инструмента в процессе социализации современного подростка. – // Педагогика искусства: сетевой журн. 2008, №4. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine.
12. Селиванова Т.В. Значение проектной культуры для художественного образования в контексте развития новых информационных коммуникационных технологий// Педагогика искусства, 2007, № 1. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2007/selivanova_7-04-2007.htm.
13. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». – М.: Компания Спутник+, 2004.
14. Rorty R. The Consequences of Pragmatism. Minnesota, 1982.