ПРОЦЕСС МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ЛОГИКЕ ПРОГРАММЫ «ОМСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ»

БУРЛАК ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики музыкально-эстетического воспитания ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Аннотация: 
В статье дан анализ полиэтнического аспекта современного российского общества, озвучены проблемы, стоящие перед современниками по возрождению и сохранению этнического разнообразия нашей страны, рассмотрен один из путей решения обозначенных проблем - в процессе музыкального образования с национально-региональным компонентом в общеобразовательной школе. В статье обозначены основная идея, цель, задачи программы «Омская музыкальная летопись», выделены подходы, методические принципы, основополагающие методы, критерии отбора национально-регионального музыкального материала, а также структура программы.

Россия исторически сложилась как многонациональное, многоэтническое
государство, и нет такого другого государства в мире, которое бы объединило такое
множество народов. Многообразие культур, традиций и обычаев всегда было характерно
для России. Но история нашей страны сложилась так, что на сегодняшний день перед
российским обществом наиболее остро встала проблема ликвидации последствий жесткой
унификации и регламентирования национальных культур в Российской империи и СССР.
Омская область, как часть России, тоже является многонациональной. Поэтому
перед омичами, равно как и перед всеми жителями нашей страны, стоит сложнейшая
задача – возродить, и, самое главное, сохранить самобытную культуру каждой нации, в
большем или меньшем объеме представленную на территории нашего региона. Ведь
именно «культура, по мнению Библера В. С., позволяет нам... как бы заново порождать
мир» [1; 290].
В программе «Омская музыкальная летопись» представлена попытка решить
данную задачу в процессе музыкального образования с национально-региональным
компонентом в общеобразовательной школе.
Программа «Омская музыкальная летопись» предполагает использование 10 -
15 % урочного времени, отводимого государственным стандартом РФ для реализации
национально-регионального компонента, и раскрывает его содержание с 1 по 8 класс.
В данной программе не представлена программа базового предмета, а обозначен
лишь национально-региональный компонент и время его изучения в структуре учебного
предмета «Музыка». Учитель может по своему усмотрению использовать предложенный
музыкальный репертуар и дополнительно включать другой, в зависимости от уровня
подготовки класса и других условий, не нарушая при этом образовательных стандартов и
логики изучения программы.
Основная идея программы – воспитание национального самосознания и
толерантности, чувства глубокой сопричастности к судьбе своего края, города, к славным
делам своих предков и современников.
Целью преподавания музыки в опоре на национально-региональный компонент в
общеобразовательной школе является освоение учащимися музыкальной национальной
культуры региона как части общероссийской и мировой культур.
Задачи программы:
. формирование слушательской культуры школьников на основе
представлений о музыкальном прошлом и настоящем родного края;
. формирование представлений о музыкальной культуре и традициях региона;
. формирование творческого отношения к культуре;
. формирование национального самосознания;
. формирование национально-культурной толерантности;
. формирование и развитие музыкально-исполнительских навыков на основе
музыкального материала Омской области.
Программа реализует следующие подходы:
. культурологический;
. историко-культурный;
. поликультурный;
. региональный.
Среди многих уже известных методических принципов, на которых базируется
программа, хотелось бы выделить принцип деятельного, творческого освоения
музыкального искусства.
Среди основополагающих методов данной программы можно отметить:
. метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
. метод художественного контекста.
Критерии отбора национально-регионального музыкального материала:
. художественная ценность;
. педагогическая целесообразность;
. воспитательная значимость;
. отражение исторических и культурных событий региона;
. возможность ознакомиться с музыкальной культурой различных
национальностей, проживающих на территории Омской области.
Структура программы «Омская музыкальная летопись» выстроена по линейному
и концентрическому принципам.
Линейный принцип позволяет выстраивать в логической последовательности темы
в течение одного учебного года. Концентрический принцип реализуется по двум
направлениям: национальная и региональная культура.
Так, например, тема «Энциклопедия народного музыкального творчества»
изучается в 1, 3 и 7 классах. Учащиеся последовательно знакомятся с детским игровым
фольклором, календарным народным творчеством, лирическими песнями, плачами и
причитаниями, особенностями драматургии свадебного ритуала (на примере песенного
фольклора региона). Однако если в первом классе учащиеся изучают только русский
фольклор Омской области, то уже в 3, и особенно в 7 классе активно включается в
репертуар по слушанию музыкальный фольклор народов, проживающих на территории
Омской области, реализуя при этом принцип поликультурности.
В 4 классе раскрывается тема «Многоцветие музыкальной картины Омского края»,
полностью посвященная национальной культуре народов Омской области. Учащиеся
постигают особенности казачьей, украинской, белорусской, казахской, татарской,
немецкой, латышской и армянской народных культур, пытаются осознать общность
национальных культур в системе российской и мировой культур. Так реализуется
национальная и поликультурная составляющая программы.
2, 5, 6 и 8 классы, хотя и имеют разные темы («Омск музыкальный», «Судьбы,
связанные с Омском», «Музыка Омска, отражающая исторические события России»),
тем не менее, объединены общей задачей – освоение музыкального наследия Омского
региона. Содержание 2 и 8 классов знакомит учащихся с концертными площадками,
театрами, лучшими творческими коллективами и композиторами города Омска. В 5 и 6
классах ребята познают историю материальной и духовной культуры родного города,
которая, конечно же, делает его характер, его дух неповторимым. С Омском связаны
судьбы замечательных людей Отечества - деятелей науки, искусства, общественной и
политической мысли. Каждое произведение построено по своим логическим законам, но в
каждом из них перемешалось прошлое и настоящее, люди и судьбы. Так реализуется
региональная составляющая программы, которая может стать базой для формирования
здорового чувства патриотизма, национального самосознания и толерантности. [2; 4-20].
Программа предполагает проведение не менее 4 уроков в год, при этом учителю
предлагается на выбор от 5 до 7 разработанных уроков в год (при сохранении 10-15 %
урочного времени, отводимого стандартом РФ на изучение национально-регионального
компонента). В полном объеме программу можно использовать как факультативную.
На уроках школьники смогут проследить интонационную, стилевую и
содержательную эволюцию музыкального искусства Омской области, практически
ознакомиться с музыкальной историей и многонациональными традициями региона, без
чего, на наш взгляд, невозможно формирование общей музыкальной культуры личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. –
М.: Политиздат, 1991. – 413 с.
2. Бизина-Аккерман Е.В., Бурлак, О. А. Омская музыкальная летопись: программа по предмету «Музыка»
для 1-8 классов общеобразовательных школ с методическими рекомендациями (национально-
региональный компонент). – Омск: Ом. гос. пед. ун-т, 2013. – 140 с.