ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА

КУСТИКОВА ЮЛИЯ ОЛЕГОВНА

Аспирант, Московский государственный университет культуры и искусств

Аннотация: 
Воспитание и развитие социально-активной личности, становление специалиста – сложный и противоречивый процесс, и поэтому воспитательная система должна реализоваться посредством объективного воспитательного процесса, который представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие с окружающей природно-социальной средой, прежде всего с педагогами и воспитателями.

Опыт активного обучения во всех звеньях системы профессионального образования
показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно
решать целый ряд задач, труднодостижимых в традиционном обучении:
- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и
интересы;
- воспитывать системное мышление специалиста, включающее целостное
понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
- давать целостное представление о профессиональной деятельности и её крупных
фрагментах;
- учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать
социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного
принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям
и установкам профессионального коллектива, общества в целом;
- овладевать методами моделирования, в том числе математического, инженерного
и социального проектирования.
А. А. Вербицкий считает, что в настоящее время вряд ли можно назвать
профессиональное учебное заведение, где так или иначе не использовались бы те формы и
методы, которые принято называть активными [1; 3].
Современная социальная ситуация характеризуется негативными тенденциями:
идеологической нестабильностью, ростом правонарушений, наркомании и алкоголизма.
Анализ состояния криминогенной обстановки в студенческой среде это подтверждает.
М. В. Буланова-Топоркова полагает, что студенческий возраст характеризуется
достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на предшествующих
процессах психологического, социального развития.
Если же изучить студента, как личность, то возраст 18–20 лет – это период
наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и
стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом
социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С
этим связано начало «экономической активности». Это время спортивных рекордов,
начало художественных, технических и научных достижений [4]. Этот процесс
проанализирован в работах таких учёных, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон,
В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др.
Научные представления о природе социальных систем, сформулированные на фоне
интеграции естественных и гуманитарных исследований, связаны с именами таких
учёных, как А.Н. Аверьянов, И.Г. Геращенко, Э.Н. Гусинский, М.Л. Калужский,
В.Н. Кузьмин, В.Н.Садовский, В.П. Симонов, В.А. Слободчиков, А.Д. Урсул, В.Г. Юдин и
др.
В системе высшего профессионального образования сложился опыт,
характеризующий различные модели и технологии формирования социальной активности
студенчества. Однако сложившаяся ситуация осложняется рядом противоречий:
- между потребностью перехода к личностно ориентированному подходу в
подготовке специалиста, способного адекватно реагировать на негативные явления в
социальной среде, и сложившимися стереотипами унифицированного образования;
- между постоянно растущими требованиями к социальной активности, будущих
специалистов и слабой разработанностью теоретических основ её формирования в
воспитательной системе вуза;
- между традиционной системой воспитательной работы, пропагандирующей
мероприятийный подход, и важностью воспитательной системой учёта, специфики
будущей профессии;
- между открывающимися возможностями новых молодёжных объединений и
организаций, возникающих в студенческой среде, и отсутствием апробированных форм и
методов реализации активности студентов в социально полезной деятельности.
Расширение воспитательного пространства вузов за счёт связей социального
партнёрства и межведомственной интеграции в свете новых требований к воспитательной
работе вуза показывает необходимость решения следующей проблемы: при каких
педагогических условиях влияние воспитательной системы на социальную активность
будущего специалиста будет наиболее эффективным?
Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной
системы вуза будет эффективным, если:
- разработана и внедрена в педагогический процесс вуза модель воспитательной
системы, базирующаяся на системном и деятельностном подходах, отражающая динамику
её развития, внешние, внутренние и интегрирующие педагогические условия, личностные
новообразования, проявления, установки;
- освоение опыта волонтёрской деятельности студента – будущего педагога – будет
ориентировано на продуктивную общественно-педагогическую работу и базироваться на
принципах самоуправления и социального партнёрства;
- научно-методическое и технологическое обеспечение воспитательного процесса
будет представлено как совокупность ценностно-смыслового, субъектно-средового,
функционально-деятельностного и организационно-методического компонентов системы,
механизмов их взаимодействия;
- определена и апробирована система диагностики показателей социальной
активности, выраженной в комплексе содержательных и ориентированных составляющих,
социального потенциала и групповой сплочённости, критериев результативности
воспитательной системы, позволяющих оптимально реагировать на происходящие
изменения в социальной среде.
А. А. Вербицкий по этому поводу отметил, что концепция знаково-контекстного
обучения лежит в русле деятельностной теории усвоения социального опыта, которая в
наибольшей мере способна объяснить и прогнозировать процессы перестройки в сфере
профессионального образования. Посредством активной «пристрастной» (А. Н. Леонтьев)
деятельности осуществляется присвоение социального опыта, развитие психических
функций и способностей человека, систем его отношений с объективным миром, с
другими людьми, с самим собой. С этих позиций основная цель вузовского или иного
профессионального образования – формирование целостной деятельности студента в
период его обучения [3; 5].
Кабардино-Балкарский государственный университет определяет свою миссию как
федерально-региональный центр образования, науки, культуры, информации и
просвещения. Для ведущего исследовательского университета важнейшей целью
становится интеграция образования и науки, а среди основных задач фигурируют:
производство знаний (наука) и передача знаний (учебный процесс).
Основой для разработки и принятия планов воспитательной работы на кафедрах,
факультетах в МГАКХиС (Московской государственной академии коммунального
хозяйства и строительства) служат различные программы. Цель программ – обеспечение
необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и
других условий для развития воспитания в МГАКХиС, обновление содержания и
структуры воспитания на основе отечественных и национальных традиций и
современного опыта обеспечения многомерности и интегрированности учебного и
воспитательного процессов.
Исполнители и соискатели Программы: ректорат, кафедры, факультеты,
общественные организации, научные, научно-методические, учебно-методические и
воспитательные подразделения дополнительного и послевузовского образования
академии.
Развитие активности студента в МГАКХиС осуществляется через
- развитие культуры поведения через тренинги по общению и личностному росту,
участие в работе молодёжного центра;
- участие студенческой группы в общеуниверситетских делах («День знаний»,
«Посвящение первокурсников», «День рождения МГАКХиС», «Международный день
студентов», фестиваль «Студенческая весна», спортивные эстафеты и др.);
- организацию совместных дел студентов, основанных на их интересах и
личностных особенностях;
- развитие студенческого самоуправления на основе системы жизнедеятельности,
выбранной совместно со студентами;
- организаторскую помощь по участию представителей студенческого коллектива в
Совете кураторов, в студенческом Совете по самоуправлению;
- организацию развивающих мероприятий, экскурсии, посещение театров,
концертов, выставок, музеев;
- контроль за текущей и семестровой успеваемостью студентов;
- знание условий жизни и быта студентов группы в общежитии, оказание им
помощи в улучшении культурно-бытовых условий.
В МГАКХиС большое внимание уделяется научным исследованиям по линии
общественных наук, поскольку конкретные и продуктивные рекомендации по борьбе с
терроризмом, преодолению кризисных явлений и деструктивных тенденций,
стабилизации ситуации в неспокойных регионах, горячих точках, выстраиванию
отношений на базе толерантности позволяют улучшить экономическую ситуацию в
стране в целом.
Анализ Московской государственной академии коммунального хозяйства и
строительства показывает, что основными направлениями деятельности являются:
разработка и управление вузовскими комплексами различных видов; интеграция высшего
профессионального образования (ВПО) и среднего профессионального образования
(СПО) на базе вузовского комплекса с правом единого юридического лица и учетом
специфики и задач, входящих в него структур; интеграция и оптимизация структур
управления и организации ВПО и СПО в вузовском комплексе с учетом менеджмента
качества образования, Болонского процесса и перехода на систему зачетных единиц;
совершенствование системы нормативного обеспечения функционирования комплексов
высшего профессионального образования – интегрированных многоуровневых
учреждений профессионального образования; инновационные разработки в области
образования в учреждениях ВПО и СПО; модульно-рейтинговые технологии в
образовании; разработка моделей и технологий воспитания студентов в духе
толерантности, вовлечения молодежи в созидательную жизнь общества.
Между тем социологические исследования в учебных заведениях МГАКХиС
показывают, что имеет место значительное ухудшение социального самочувствия и
снижения уровня социальной активности социальной молодёжи. Имеет место утрата
частью студенчества оптимизма и веры в возможность справедливого устройства
общества.
Мы считаем, что воспитание студенчества сегодня происходит в крайне
противоречивых условиях. С одной стороны, оно осуществляется в обстановке
значительного ослабления идеологического прессинга, расширения свободы
деятельности, самостоятельности и инициативы. С другой стороны, воспитание
студенчества происходит в крайне сложных, неблагоприятных условиях. Студенты остро
реагируют на углубление социально-экономических противоречий в стране, обнищание
значительной части населения, в том числе и студентов.
Тревожной тенденцией в системе воспитания студентов является снижение
воспитательного потенциала учебного заведения, обусловленное неподготовленностью
кадров к работе в новых условиях.
В МГАКХиС внедрены некоторые элементы Болонской системы, наиболее
приемлемые для российского образовательного сообщества.
Цели Болонского процесса:
– гармонизация национальных образовательных программ, образовательных систем
высшего образования в странах Европы;
– национальные системы образования европейских стран должны взять всё лучшее,
что есть у партнёров;
– приобретение единой Европой большей привлекательности на мировом
«образовательном рынке».
В первую очередь механизмом, обеспечивающим реализацию и достижения
поставленных задач, является повышение мобильности студентов, преподавателей,
управленческого персонала, укрепление связей и сотрудничества между вузами Европы.
Основными категориями, важными для понимания сути Болонского процесса,
являются: академическая мобильность – это возможность для студентов (прежде всего),
преподавателей, административно-управленческого персонала вузов «перемещаться» из
одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые
почему-либо недоступны в своём вузе, преодоления национальной замкнутости и
приобретение общеевропейской перспективы. Согласно рекомендациям Болонской
декларации, каждому студенту желательно проводить, по крайней мере, семестр в
некотором другом вузе, предпочтительно за рубежом [2]. У нас в МГАКХиС эти
рекомендации не действуют.
По мнению ректора МГАКХиС А. Г. Чепурного студенты получили право выбора
лектора, сдавать экзамен придётся другим преподавателям, однако некоторые положения
Болонского процесса, реализуемые в вузе, носят декларативный характер. Это тоже одна
из причин снижения уровня социальной активности студента – не чувствовать себя
полноценным человеком, который имеет право голоса.
Процесс развития социальной активности студентов в воспитательной системе вуза
как социально-педагогический процесс является сложной системой, которую можно
представить в виде модели:
Мы пришли к выводу, что большую роль в жизни общества играет студенческая
молодежь, так как она представляет собой ту социальную группу, которая несет в себе
огромные потенциальные возможности будущего. Обучение и воспитание молодежи
является важным средством ее социального развития, способом приобщения к будущей
профессиональной деятельности. В связи с этим проблема воспитания общественной
активности студенческой молодежи приобретает исключительно важное значение в
деятельности МГАКХиС и успешно решает все задачи для этого. Это возможности
участия в работе молодёжного центра, участия студенческой группы в общевузовских
делах, организация совместных дел студентов, основанных на их интересах и личностных
особенностях; организация развивающих мероприятий, экскурсии, посещение театров,
концертов, выставок, музеев и т. д.
Также среди традиционных мероприятий, ежегодно проводимых в академии,
можно назвать издание Сборника научных трудов молодых учёных МГАКХиС; участие в
организации и проведении Международной конференции молодых учёных, аспирантов и
студентов «Актуальные проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства городов и
населенных пунктов», Форума молодых учёных России; выставку инновационных
проектов молодых учёных.
Таким образом, МГАКХиС даёт студенту все возможности для формирования в
себе социально активной личности.
Новое социально-политическое устройство общества требует формирования
личности нового типа, соответствующей целям и задачам развития этого общества. От
качества обучения и воспитания студентов зависит судьба нашей страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. – М., 1974. С. 109–110.
2. Бакова З.Х. «Кабардинская литература, как предмет преподавания». Нальчик, 2009. С. 146.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. – М.:
Высш. шк., 1991. С. 4.
4. Ганич Е.С. Сущность воспитания социальной активности студенческой молодежи в современной
высшей школе/ Е.С. Ганич// Культурное разнообразие в эпоху глобализации/ Cultural Diversity in the
Epoch of Globalization: материалы международной конференции. Март 2006 г./ отв. ред. Н.И. Курганова.
– Мурманск: МГПУ, 2006. – Ч.1. – С.160–162.
5. Формирование социально активной личности: материалы конференции / Отв. ред. И.И. Купцов. Рязань,
1990. С. 34.