Международный опыт в сфере образования доказывает значимость раннего гармоничного развития детей – интеллектуального, физического, музыкального, художественного, духовно-нравственного.
В Хангаласском районном управлении образованием по инициативе Первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева, разработали Проект, связанный с интенсивным введением искусства в повседневную жизнь детей и взрослых. Проект имеет лаконичное по форме, но широкое по содержанию название ¬ «Рисуем все». Активное участие в реализации проекта принял директор Покровской детской школы искусств Александр Харитонов.
Концепция проекта разработана на основе Национальной доктрины образования в Российской Федерации», определяющую стратегию направления развития системы образования в России на период до 2025 года; Концепцию художественного образования в Российской Федерации, «Дорожную карту художественного образования» ЮНЕСКО, рекомендации Второй Всемирной конференции по образованию в области искусства (г. Сеул).
[`Рис.] [`Рис.]
В Концепции Проекта определены перспективы развития изобразительного искусства в единстве целей, задач и путей их достижения. Практическая реализация Концепции, по мнению разработчиков, должна опираться на исторически сложившуюся в России и Республике Саха («Якутия») систему художественного образования. Основная идея проекта «Рисуем все» – культура и искусство – важнейшие компоненты всестороннего образования, которое обеспечивает развитие личности.
Рисунок в искусстве народов, населявших с древнейших времен территорию Якутии, имел особое значение. Мало где на Земном шаре сохранилось такое количество древних графических изображений, сколько украшают скалы вдоль берегов Лены. Петроглифы содержат самые разнообразные сюжеты: солярные символы, животных (мамонты, олени, бизоны, лошади), антропоморфные фигуры с шаманскими атрибутами, изображения мифических существ. На древних писаницах с удивительным мастерством переданы изображения животных, сцены рыбной ловли, охоты,ритуальные танцы (Рис.1-2).
Историко-археологическая экспедиция под руководством А.П. Окладникова, проводившаяся на Средней Лене в 1940-1946 гг. с целью изучения писаниц,привела данные о генетической связи древних изображений с древнеякутской письменностью.
Любопытно то, что петроглифы Якутии имеют существенное отличие по технике исполнения от петроглифовдругих регионов – Восточной Сибири и Дальнего Востока. В последних преобладают механические способы воздействия на поверхность скалы – гравировка, выбивка и др., в районе же Средней Лены и других рек Якутии (Алдан, Амга, Олекма, Марха, Индигирка и др.), превосходные удивительные по исполнению наскальные рисунки древних художников сделаны минеральными и органическими красителямикрасно-черных цветов. Народы, населявшие эти места, уже в те далекие времена обладали особым художественным мастерством, которое, видимо, генетически передалось последующим поколениям (рис. 3-4).
Рис. 3-4. Мифологические сюжеты в современных художественных работах. «Превращение Кыыс Мындырыал» (автор Олесова Василина, 16 лет). «Рождение Хангалас Боотура» (автор Алексеева Ньюргуйаана, 12 лет).
Образное восприятие мира, отраженное в наскальных рисунках древних, удивительным образом сохранилось в мышлении многих наших современников, живущих в этом регионе сегодня. Мы знаем, что в искусстве определяющую роль играет художественный образ. Именно художественный образ является главной целью и смыслом любого искусства. Для понимания содержания, воплощенного в произведении и умения создать художественный образ в собственной деятельности, важно сохранить, свойственное всем детям мифологическое мышление, которое, не находя поддержки в процессе становления человека, с возрастом пропадает. Ю.М. Лотман писал о том, что мифологический мир …сознания ...способен «функционировать как генератор ассоциаций и один из активных моделирующих механизмов». В современном мире способность к моделированию действий, ситуаций, предметов особенно актуальна. Это определяет особую значимость в образовании проблемысоздания педагогических условий сохранения у подрастающего человека элементов мифологического сознания, свойственных каждому ребенку. Это под силу только искусству. Именно оно может избавить ребенка в будущем от того, чтобы взаимодействие знаковых систем с различными языками не вызывало для него трудностей в понимании информации.
В мифологическом мышлении ключевое место занимает визуальное представление образа. Теоретик визуальной культуры Вильям Дж. Митчел весьма метко обозначил присущее технологически высокоразвитым культурам возвращение к мифологии. На самом деле, преобладание визуального способа передачи информации над вербальным свойственно мифологическому сознанию и восприятию мира. Модель культурного развития человечества иногда представляется в форме спиралеобразной воронки. Если воспользоваться этой моделью, можно представить, что сделав гигантский виток, культура возвращается на круги своя, конечно на качественно новом уровне. Не удивительно ли, что древний синкретизм сегодня предстает как междисциплинарность, интегративность, а в искусствах выражен синтетическими видами – кино и телевидением.
Традиционная культура народа саха является художественным отражением истории, быта, мировоззрения и доказательством высокого уровня художественного и творческого мышления народа. Многообразные узоры и орнаменты, украшавшие предметы быта, одежду, орудия труда несут глубокую смысловую нагрузку.
Художественное образование в Якутии начинается во II половине ХIX века. В дореволюционной Якутии уроки рисования постепенно были в введены в расписание учебных предметов во всех миссионерских и министерских школах, а предмет «Рисование» включен в годичные испытания во многих учебных заведениях.
В советский период в Якутии впервые было отмечено, что преподавание искусств должно занять надлежащее место в ряду с другими образовательными предметами, обучение должно быть обязательным для всех. Также отмечалось, что должны быть созданы специальные оборудованные классы для занятий рисованием, черчением, лепкой. Всю деятельность по художественному воспитанию подразделяли на изобразительную и драматическую. Изобразительная деятельность включала: рисование, живопись, лепку, работу различными художественными материалами.
Исследования ученых показывают, что визуальная информация занимает приблизительно 80% от поступающих к человеку сообщений. Представления о форме, цвете, характере окружающего пространства человек получает с помощью зрения. Основная часть его мыслей, мечтаний и фантазий формируется с помощью образов. Работа над рисунком учит выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой. Создание образа невозможно без обобщения, без целостного восприятия предметов. Раннее приобщение ребенка к рисованию способствуют развитию речи и психики, работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и память. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать продукт творческой деятельности.
Международный и отечественный опыт в сфере образования доказывает необходимость и важность раннего всестороннего развития детей – интеллектуального, физического, духовно-нравственного, музыкального, художественного. Более того, современный взгляд на педагогический процесс выражает мысль о том, что преподавание предметов гуманитарного, естественнонаучного и математического направлений должно осуществляться через искусство, интенсивно включаемого в образование детей и юношества на всех ступенях – это будет способствовать поддержке культурного наследия, распространению инновационных подходов в образование, и в итоге – повышению его качества.
Это все прекрасно понимают в Управлении образования Хангаласского улуса Якутии. К специфическим проблемам общего художественного образования относятся:
• Как сократить разрыв между массовой школой и культурой;
• Как повысить роль предмета «Изобразительное искусство» на всех уровнях общего образования;
• Как обеспечить учебный процесс квалифицированными кадрами;
• Как обеспечить учебный процесс оптимальным количеством учебного времени;
• Как создать достаточную материально-техническую базу преподавания предмета «Изобразительное искусство» в рамках образовательного учреждения.
В управлении образования Хангаласского улуса выявили 10 причин, объясняющих необходимость обучать ребенка изобразительному искусству.
Занятия изобразительным искусством:
1. формируют визуальную культуру как часть общей культуры современного человека;
2. развивают внимание, память, воображение, творческую фантазию;
3. активизируют мыслительные процессы, учат сравнивать, сопоставлять, домысливать, достраивать, строить гипотезы;
4. стабилизируют психические процессы, благотворно влияют на общее здоровье;
5. гармонизирует отношения человека с миром;
6. воспитывают участие и родственное внимание к миру: к природе, к другим людям, к животным;
7. поддерживают духовно-нравственное развитие личности;
8. способствуют эстетическому восприятию мира, умению ценить и создавать самим красивые и удобные вещи;
9. мотивируют продуктивную художественно-творческую деятельность;
10. предоставляют возможность реализовать себя в любой сфере деятельности, стать «художником своего дела» в любой профессии.
Все это говорит о точном и верном понимании современной ситуации, т.к. все, перечисленные качества, сформированные благодаря освоению искусства и творческой деятельности, представляют в современном мире безусловную ценность для успешности каждого человека и человечества в целом.
Целью Концепции проекта «Рисуем все» является содействие пониманию значимости изобразительного искусства в развитии человека и его роли в повышении качества образования; определение конкретных действий, необходимых для интеграции и продвижения изобразительного искусства на всех уровнях общего образования.
В задачи концепции входит:
• популяризация идеи непрерывного художественного образования: детский сад - школа - дополнительное художественное образование - предпрофессиональное художественное образование - профессиональное художественное образование;
• формирование и развитие эстетического вкуса и художественных потребностей у всех социальных и возрастных групп населения;
• повышение уровня информированности общественности о ценности и социальной значимости изобразительного искусства;
• разработка и проверка критериев оценки эффективности влияния изобразительного искусства на успешность реализации потенциальных способностей личности.
Успех реализации проекта зависит от: повышения роли и статуса предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях улуса (Якутии) за счет разъяснения значимости искусства и увеличения часов на основную и дополнительную художественную деятельность учащихся; осуществления систематического повышения квалификации и профессионально-художественной компетентности учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования и преподавателей художественных школ на занятиях с авторами программ и учебно-методических комплектов, на встречах с художниками, при посещении музеев и выставок; обеспечения необходимой материально-технической базы для качественного преподавания художественных дисциплин и художественно-творческой деятельности учащихся; мотивации учителей и учащихся на участие в художественных выставках, конкурсах, фестивалях, как местного, так и Всероссийского значения.
1. Кашекова И.Э. Доминирующее значение искусства в создании культуротворческого интеграционного образовательного пространства школы. / Профессиональные педагогические сообщества - стратегический ресурс повышения качества образования: материалы Международной научно-практической конференции- М.:Академкнига/Учебник, 2013. – 184 с.
2. Кононова Е.А. Определение критериев визуальной культуры личности. / Электронный журнал: Педагогика искусства. №2, 2015. С.14-19. http://www.art-education.ru/AE-magazine
3. Концепция проекта «Рисуем все». // Форум изобразительного искусства «Рисуем все» 10-11 ноября 2016 года, Хангаласский улус, г.Покровск.
4. Лотман Ю.М. Об искусстве. – С.-Пб.: Искусство., 1998. 704 c.
5. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Средней Лены. - Л.,1972. - С. 11-70.
6. Окладников А. П. О возникновении письменности в Якутии (По материалам наскальных изображений на Средней Лене) // Древняя письменность якутов (материалы научной конференции кафедр Якутского педагогического института. - Якутск, 1942.].
7. Mitchell “What is Visual Culture” in Meaning in Visual Arts: Views from the Outside под ред. Irving Lavin (Princeton, NJ :Institute for Advanced Study 1995) pp 207-217.