В современном дошкольном образовании принцип культуросообразности означает то, что содержание всех образовательных областей должно быть приведено в такую же логику, в которой оно находится в культуре. Отдельные виды художественного творчества сегодня уже не существуют изолированно друг от друга, что выражается не только в появлении новых и синтетических видов и жанров искусства, но и в интегративности художественного мышления человека, в заметном расширении художественной сферы. Философ П. Флоренский рассматривал развитие каждого искусства в жизни людей как путь от частного искусства к духовным ценностям, которые гораздо шире рамок отдельного искусства [1]. Художник и педагог В.В. Кандинский полагал, что каждый вид искусства сравнивает свои элементы с элементами другого [2]. Это дает ключ к проектированию содержания образовательной области «Художественное творчество» на основе принципа культуросообразности как своеобразной модели микросоциума ДОУ [3; 4].
Дети дошкольного возраста в большей степени «деятели», чем «созерцатели». Деятельность понимается как специфически человеческая форма активного отношения к жизни, содержание которой составляет познание и созидание на основе освоения и развития наличных форм культуры [5; 6]. Творчество рассматривается при этом как деятельность высшего уровня познания и преобразования человеком окружающего мира (природного и социального). А творчество художественное – как деятельность, связанная с эстетическим познанием и преобразованием окружающего мира по законам гармонии [7; 8]. В процессе творческой деятельности, направленной на изменение окружающего мира (создание чего-либо нового, неповторимого, уникального), изменяется и сам человек – становится творческой личностью [9].
Художественно-продуктивная деятельность рассматривается как специфическая детская активность, в которой ребенок обретает «господство» над материалами, овладевает различными человеческими орудиями (художественными инструментами), создает оригинальный (субъективно новый) продукт, реализует и познает свое «Я» и тем самым выражает эстетическое отношение к миру и самому себе. В грамотно организованной педагогом художественной деятельности ребенок раскрывает свое знание-представление о мире на уровне культурных и личностных смыслов [10].
Педагогическая модель художественного образования в ДОУ
Ведущая позиция, определяющая основные принципы проектирования образовательной области «Художественное творчество» в системе современного дошкольного образования, – методологическая установка, отстаивающая самоценность культуры и понимание искусства как процесса и результата художественного творчества, с помощью которого ребенок познает окружающий мир и себя самого в этом мире. В художественной деятельности ребенок осваивает эмоционально-образный способ мировосприятия, при этом предметом познания является эмцоционально-ценностное (эстетическое) отношение к окружающему миру, универсальным инструментом выступает художественный образ, а результатом – эстетическая картина мира (мироотношение).
Содержание художественного образования на всех ступенях образования человека, начиная с дошкольного возраста, – это запечатленный в разных видах искусства духовный опыт всего человечества, раскрывающий вопросы бытия человека и смысла жизни с эстетически-мировоззренческих позиций.
Основополагающая идея инновационной модели состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях – восприятие, исполнительство, творчество – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру. Эту идею раскрывает ряд принципиальных положений.
Первое. Разнообразные виды художественной деятельности детей предстают перед ними как искусство. При этом принципиально меняется традиционное понимание методики как сложившейся системы способов, методов и приемов, искусственно привнесенных педагогом «извне». Методика начинает выступать обобщенным способом конкретизации универсального содержания разных видов искусства. Образовательный процесс при этом строится «изнутри» в форме культуроосвоения и культуротворчества.
Второе. Центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а смыслы – как универсальный способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со спецификой содержания художественного образования, смыслы выражены эстетическими понятиями: красиво/некрасиво, добро/зло, правда/ложь, живое/неживое, реальность/фантазия и многие др. Эти понятия предстают как проблемное поле культуры, которое дети успешно осваивают в активном творческом процессе на основе эмпатии, мышления и воображения. В результате не искусство «опускается» до ребенка, а ребенок «возвышается» до искусства, что возможно лишь в культуросообразном образовании.
Третье. Проблемное поле культуры персонифицируется в образе человека (художника, мастера, конструктора, дизайнера, педагога, родителя), который передает ребенку выкристаллизовавшийся опыт человечества и помогает научиться смотреть на мир «глазами человека».
Четвертое. Проектирование базисного содержания образовательной области «Художественное творчество» возможно в условиях многоуровневой интеграции познавательной и художественной деятельности детей при соблюдении ряда важнейших условий:
– необходимо качественное изменение, преобразование художественного материала (своеобразная трансформация), что позволяет открыть в нем внутренние, скрытые, существенные связи и отношения, в результате чего дети самостоятельно проходят путь «открытия» знания или обобщенного способа действия, художественной техники;
– в качестве знания выступает не «застывшая» информация, а процесс ее выведения (принцип моделирования художественного процесса, Л.В. Школяр [6]);
– выведение знания протекает как творческий процесс реального или мысленного экспериментирования с художественным материалом с целью постижения сущности (смысла) эстетического объекта или явления.
Цель художественного образования – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, гармонизация мировосприятия, создание в сознании целостной картины (образа) мира. Важно раскрыть понятие «картина мира» как новый термин, вошедший в широкий педагогический тезаурус, но еще не получивший педагогическую интерпретацию, и обосновать подходы к достижению поставленной цели.
Картина мира – это целостное миропонимание, интегрирующее знания человека об окружающей действительности и себе самом (как части мироздания) на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры.
В сознании каждого человека картина (или образ) мира начинает складываться уже в дошкольном детстве на основе накапливаемого познавательного и эстетического опыта, который выступает как определенным образом структурированная система всех представлений и знаний, а также способов интеллектуальной и практической деятельности. Со временем в такие модели мира начинают включаться представления о себе как части мироздания.
Такие понятия, как живое и неживое, количество и качество, пространство и время, часть и целое, причина и следствие, движение и покой, изменение и развитие, единичность и множественность и многие другие, входят в эстетический опыт ребенка-дошкольника и преобразуются в мировоззренчески-эстетические, поскольку именно они позволяют ему осмыслить различные взаимосвязи и взаимозависимости между различными объектами окружающей действительности и создать смысловую основу картины мира.
Основной способ построения целостной картины мира в сознании ребенка дошкольного возраста – это эмпирическое обобщение как осмысление и структурирование чувственного опыта. Эмпирические знания фиксируются в наглядных представлениях, а их обобщение осуществляется с помощью образных средств познания и расширения смыслового контекста, в котором ребенок выявляет и свободно применяет понятие или умение.
Художественная деятельность обеспечивает культурные и психолого-педагогические условия для освоения каждым ребенком общих способов постижения искусства и его вхождения в проблемное поле общечеловеческой культуры. Это индивидуальное творчество и сотворчество, в котором ребенок осмысливает содержание и постигает смысл своей деятельности. Именно эта невидимая внутренняя работа ребенка – скрытый от внешнего наблюдения процесс порождения гармоничной формы как носителя смыслов – культурных и личностных, а также процесс мысленного и реального экспериментирования с языком искусства (изобразительно-выразительными средствами) – становится важнее законченного результата. Формообразующие и гармонизирующие ориентиры, задаваемые детям как задачи развития, должны носить, прежде всего, эстетический характер. Причем сами эти свойства являются для детей не готовыми, раз и навсегда данными, а выступают предметом творческого поиска.
Образовательная область «Художественное творчество» включает такие виды детской продуктивной деятельности, как изобразительное творчество, художественный труд и художественное конструирование. Специфика всех этих видов деятельности в том, что детям раннего и дошкольного возраста предоставляется возможность осваивать общекультурный опыт человечества, реально или мысленно (в воображении) экспериментировать с различными материалами (бытовыми, природными, художественными), их свойствами и способами своего воздействия на них и самостоятельно создавать художественные образы как выражение индивидуальной картины мира, включающей уникальный образ «Я». В результате у детей формируется многогранный художественный опыт (разумеется, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями) и базовая культура творчества.
Полихудожественный подход. В основе идеи интеграции разных видов изобразительного искусства в детской художественной деятельности лежит понятие полихудожественного развития (Б.П. Юсов). Все искусства выступают при этом как явления жизни в целом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в разных видах художественного творчества. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусств – на уровне творческого процесса. Этот подход нужно отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого – по их сюжету и содержанию. Интегрированный подход предполагает также учет географических, исторических, культурогенных факторов сознания произведений искусства в едином потоке культуры.
Основная линия развития ребенка в художественной деятельности – его творческое самоопределение в историческом пространстве и времени культуры [5]. Специфика художественно-продуктивной деятельности обусловлена тем, что ребенок осваивает общекультурные способы создания конкретных предметов (или образов), выражения своих мыслей (замыслов, идей, планов, оценок) и свободно переносит их в разные содержательные контексты, наделяя культурными и личностными смыслами.
Рассмотрим это положение на примере умения ребенка завязывать узелок и бантик. Сначала ребенок научается завязывать узелки и бантики в трудовой деятельности самообслуживания (повязывает шарф, завязывает шнурки на обуви и тесемки на куртке и шапке). Затем это умение переносится в более широкий смысловой контекст: ребенок завязывает узелки и бантики, надувая воздушный шар, помогая маме завязать фартук или красиво упаковать подарок. На занятиях художественным трудом он использует это умение для оформления праздничных открыток, изготовления лоскутных куколок, гирлянд, новогодних игрушек и т. д. А педагог, проектируя варианты интеграции познавательной и художественной деятельности детей, вкладывает в «узел» и «бантик» универсальный смысл, понимая, что «бант» в своей основе имеет конфигурацию бесконечник, воплощающий всеобщую идею взаимосвязи и развития. С этой точки зрения «узел» рассматривается не только как точка, но и как место и время соединения разных противоположностей, например: лево/право, верх/низ, вчера/сегодня, прошлое/будущее и т. д. Таким образом, идея «узла» помогает ребенку осмыслить универсальный смысл понятия о различных взаимосвязях и взаимоотношениях в окружающем мире.
Педагогическая модель художественного образования в ДОУ предполагает развитие следующих универсальных способностей детей:
- способность эстетического переживания, которое возникает на основе эмпатии и воображения, проявляется в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, проходя путь становления от ориентировочного действия к появлению эстетических интересов и предпочтений до формирования нравственно-эстетической направленности как позиции личности;
- способность к активному освоению разноаспектного художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной, активной, творческой деятельности, а на этой основе – к личностному росту и саморазвитию;
- специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство, творчество), поскольку в эстетическом воспитании детей ведущая деятельность – художественная, развивающий характер которой обусловлен овладением детьми обобщенными и самостоятельными способами художественной деятельности.
Основным методом образования и воспитания детей дошкольного возраста выступает метод пробуждения предельно творческой самодеятельности, а основную педагогическую ценность являет не результат деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие, направленное на создание целостной картины (образа) мира. В результате у детей начинает формироваться опыт самоорганизации, самодеятельности, самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности (в т. ч., самостоятельной) и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах творческого взаимодействия.
Дети раннего и дошкольного возраста испытывают острую потребность в обогащении впечатлений. В ограниченном пространстве дошкольного учреждения они начинают испытывать интеллектуальный и эстетический голод», который может быть утолен только благодаря насыщению бытового и образовательного пространства «умными» и «красивыми» предметами, разнообразными материалами, с которыми можно действовать, свойства которых можно исследовать и моделировать, с помощью которых можно создавать свое игровое пространство и по поводу которых можно общаться с другими детьми и со взрослыми.
Современный педагог использует широкий спектр разнообразных форм своего содержательного взаимодействия с детьми и их родителями как в образовательном пространстве ДОУ, так и за его пределами. Это могут быть искусствоведческие беседы и рассказы, экскурсии в художественные музеи на арт-выставки, прогулки и познавательные экскурсии по городу (поселку), мастер-классы, образовательные проекты, основанные на интеграции интеллектуальной и эстетической деятельности, дидактические игры и упражнения с художественным содержанием, разнообразная художественная деятельность детей на специально организованных занятиях (лепка, аппликация, рисование, художественное конструирование, художественный труд) и в свободной деятельности с учетом индивидуальных интересов и способностей, умелое сочетание индивидуальных и коллективных форм работы детей, художественное экспериментирование. Многие из этих форм давно известны в дошкольной практике, стали классическими, их выбор педагогом стабильно приводит к ожидаемым результатам. Некоторые формы (мастер-класс, проект, искусствоведческая беседа) являются относительно новыми, поэтому требуют не только надежной апробации, но и теоретического осмысления.
Общение между педагогом и детьми в условиях интеллектуально-эстетической интеграции наиболее успешно складывается в форме субъект-субъектного взаимодействия, которое предполагает, что педагог – это человек, вызывающий активный, устойчивый интерес к предмету общения и себе самому как личности (партнеру, собеседнику, носителю информации). Общение педагога с ребенком и детей друг с другом проходит в форме продуктивного сотрудничества и сотворчества.
Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов, для которых характерно следующее:
- выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;
- расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);
- вовлечение в проектную деятельность других людей — взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;
- обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;
- презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции);
- отсутствие единой для всех образовательной задачи и единого критерия оценки результата.
Развивающая предметно-пространственная среда. Отбор произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства для развития эстетического восприятия и обогащения культурного опыта детей определяется постепенным усложнением образовательных задач, степенью освоения художественного «языка» и конкретным смысловым контекстом (темой, сюжетом).
Педагог может руководствоваться следующими принципами:
– художественно-эстетическая ценность произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
– многообразие видов и жанров изобразительного искусства; разнообразие художественных материалов и способов (технологий) их обработки в декоративно-прикладном искусстве;
– доступность содержания произведений искусства восприятию и осмыслению детьми конкретного возраста;
– целесообразность интеграции познавательной и художественной деятельности, взаимосвязи интеллектуального и художественного развития;
– взаимосвязь трех уровней художественно-эстетической деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество);
– возможность формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру на основе содержания произведений искусства и содействия созданию гармоничной картины мира.
Желательно познакомить детей с творчеством художников, дизайнеров и мастеров декоративно-прикладного искусства, проживающих в их родном крае (городе, поселке, деревне). Возможна демонстрация учебного видеофильма с записью творческих встреч детей с мастерами искусства или обзором арт-выставок, музейных экспозиций.
Психолого-педагогические и культурные ресурсы (условия): эстетизация образовательного пространства; проблематизация содержания изобразительной деятельности; взаимосвязь организованных занятий с экспериментированием и самостоятельным творчеством; общение с подлинным искусством; полихудожественный подход; интеграция изобразительного искусства с другими видами детской деятельности (игра, конструирование, литература, музыка, театр); опыт сотворчества (с педагогом, другими детьми, художником).
Вариативность образовательных и художественных технологий, гибкость использования педагогических методов и приемов обеспечивают многогранность художественного развития дошкольников.
Следует выделить основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность освоения детьми содержания образовательной области «Художественное творчество»:
- интеграция познавательной, художественной, игровой деятельности;
- разнообразие и постоянная смена видов художественно-продуктивной деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития;
- полихудожественный подход – интеграция разных видов искусства и детского художественного творчества;
- подготовка каждым ребенком индивидуально или в сотворчестве с другими детьми и взрослыми (педагогами и родителями) конкретного продукта как успешно достигнутого результата деятельности (фиксация и презентация результата в форме оригинального художественного продукта);
- наличие специально оборудованного места (центр творчества в групповой комнате, мастерская, изостудия, дизайн-студия, центр ремесел, «город мастеров»), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства;
- индивидуальные программы развития каждого ребенка с учетом его интересов, способностей, темпа развития, степени участия родителей.
Разнообразие художественных материалов. Для полноценной самостоятельной деятельности детей рекомендуется применение самых различных художественных материалов и инструментов (орудий) изобразительной деятельности. Дети рисуют не только цветными карандашами, кистями или мелками (восковыми, пастельными, меловыми), но и любыми другими предметами (прутиками, деревянными палочками, зубными щетками, ватными палочками, тряпочками, ватными тампонами), собственными пальчиками и ладошками, локтями, ногами и всем телом, оставляющим следы на снегу (песке); овладевают простейшими приемами граттажа, принта, монотипии (техники графического оттиска).
В качестве основы или фона, на который наносятся рисунки, помимо бумаги, используется песок, глина, снег, стекло, стена, бытовые вещи (одежда, носовые платки) и даже тело ребенка (элементарный бодиарт). Помимо красок используются цветной песок, соус, зубная паста, губная помада, песок, манная крупа и т. д. Это способствует развитию осмысленной моторики (В. Т. Кудрявцев). Важно и то, что разнообразие материалов, инструментов, способов создания образа и свобода выбора инициируют детское художественное экспериментирование. Смена и свободный выбор материалов обеспечивают разнообразие контекстов и осмысленную смену контекста, что принципиально важно для формирования эстетических обобщений и осмысленных знаний.
Выводы
Содержание образовательной области «Художественное творчество» проектируется на основе принципа культуросообразности, который понимается как моделирование информации и процесса ее творческого освоения детьми в соответствии с культурой (мировой, национальной, региональной) и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Представленная педагогическая модель и реализующие ее учебно-методические комплекты (УМК) широко используются педагогами более двадцати тысяч дошкольных учреждений России, Беларуси, Украины, Узбекистана, Эстонии и других стран мира, что подтверждает важнейший критерий педагогической инновации – успешное внедрение и активное использование нововведения в современной практике. При этом внимание педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений направляется на решение следующих вопросов:
– поиск инновационных форм организации художественного образования (разнообразных и гибких), установление глубоких взаимосвязей между ними;
– создание оптимальных условий для обогащения культурного опыта и личностного роста каждого ребенка с учетом особенностей его развития; разработка индивидуально-дифференцированного подхода к детям;
– переосмысление значения и содержания самостоятельной художественной деятельности детей и ее генетической связи с игрой; обеспечение ресурсов для самореализации и саморазвития дошкольников;
– установление баланса между репродуктивным и творческим освоением детьми художественного опыта в разных формах взаимодействия с педагогом, родителями и другими детьми (занятия, творческие проекты, игры, праздники);
– осуществление системного подхода к художественному развитию детей в гармонизированных условиях общественного и семейного воспитания.
Литература
1. Флоренский П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях // Декоративно-прикладное искусство. – 1980. – № 7. – С. 24–29.
2. Кандинский В.В. О духовном в искусстве // Искусство и образование. 1998. – № 3. – С. 78 – 80.
3. Лыкова И.А. Образовательная область «Художественное творчество» // Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий. / Науч. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Цветной мир, 2012. – 320 с.
4. Лыкова И.А. Проектирование целей и содержания эстетического воспитания дошкольников в культуросообразном образовании // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. – 2011. – № 2. (В соавторстве в Ф.Н. Вахабовой, Н.Г. Ачиловой.) (0,6 п.л.)
5. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия РАО. – 2001. № 4. С. 4–64.
6. Школяр Л.В. Педагогика искусства как актуальное направление гуманитарного знания // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. – 2006. – № 1.
7. Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. – Дубна: Феникс+, 2008. – 239 с.
8. Торшилова Е.М. Эстетическая компетентность: содержание и смыслы. – Дубна: Феникс+, 2008. – 100 с.
9. Мелик-Пашаев А.А. Художественная культура: трансляция и (или) порождение // Мир психологии. – 2000. – № 3.
10. Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников. Дис. … д-ра пед. наук. – М., 2009. – 350 с.
11. Бережная М.С., Фузейникова И.Н., Педагогическая модель социокультурной адаптации личности в процессе гуманитарного образования // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. – 2011. – № 3.