В ФГОСе дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014 г. прописано, что необходимо развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни у каждого воспитанника должна быть сформирована совокупность взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых ему для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности по отношению к объектам реальной действительности. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и нерационально. На помощь воспитателю приходят инновационные технологии.
Инновационными технологиями называют педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время:
- мультимедийные технологии - технологии,
- интерактивные технологии,
- проектная технология, метод проектов,
- исследовательская технология или технология проведения учебных исследований,
- здоровьесберегающие технологии и другие.
Думаем, что решить поставленную перед педагогами-воспитателями задачу можно, используя проектный метод в дошкольном образовании как один из методов интегрированного обучения дошкольников, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Проектный метод делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей, оптимизирует учебный процесс в ДОУ.
Нами была разработана модель проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного учреждения, которая представлена в таблице «Модель проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного учреждения» (см. ниже).
Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении должно стать внедрение проектной деятельности в работу с детьми старшего дошкольного возраста
Задачами развития становятся:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие самостоятельности [1, 98].
Проектная деятельность - это не только осознанная, самостоятельная деятельность ребенка по поиску новых знаний, но и:
-способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, воспитанника и воспитанника;
- способ взаимодействия с окружающей средой;
- поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели[5,30].
Реализация проектной деятельность в образовательном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста должна базироваться на таких педагогических принципах, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.
Этапы проектно-исследовательской деятельности детей в дошкольном образовательной учреждении следующие:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.) [3,272].
При организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста необходимо использовать следующие методы: методы обучения поисковым процедурам; метод постановки проблемы; метод наблюдений; метод сравнения и аналогии; «мозговой штурм»; методы обсуждения; проблемный диалог; эвристическая беседа; синектическая дискуссия; рефлексия; методы эмоционально- личностной направленности.
Кроме того, экспериментирование можно включать в другие формы работы с воспитанниками: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.
Критерии отслеживания результатов проекта: экспертные оценки реализации проекта могут осуществляться по двум направлениям:
- уровень интеллектуального развития детей;
- уровень основной направленности инновационной деятельности. [2,19]
Уровень интеллектуального развития детей:
- использование детьми усвоенных способов интеллектуальных
действий и их интеграция в разные виды деятельности;
- повышение уровня интеллектуально-творческой деятельности детей;
- изменение качества умственной деятельности детей (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариантности в ее решении);
- качество готовности детей к школьному обучению (диагностика
знаний, умений, навыков).
Уровень основной направленности инновационной
деятельности:
- изменение деятельности педагогов;
- качество в разработке и реализации обучающих программ;
- результаты изменения содержания и форм образовательного процесса;
- личностный рост педагогов (индикаторы - степень вовлеченности педагогов и инновационный процесс, повышения уровня профессионального интереса и творческой активности);
- изменение отношения родителей к деятельности и интеллектуальному
развитию своего ребенка (индикаторы - степень участия родителей в
совместных с детьми мероприятиях, в жизни и деятельности детского сада) [4, 21];
- изменение интерьера ДОУ (индикаторы - экспертные оценки).
Таким образом, метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада.
Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Практика показывает высокую эффективность результатов использования проектной деятельности в аспекте общего и интеллектуального и творческого развития детей. Важной составной частью такого образования является внедрение в практику дошкольных учреждений комплексных образовательных блоков [7].
ЛИТЕРАТУРА
Ерофеева Н. Управление проектами в образовании [Текст] / Н. Ерофеева // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 94–106.
Купецкова Е.Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития [Текст] / Е.Ф. Купецкова // Управление ДОУ. – 2013. – № 4. – С. 18–24.
Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе [Текст] / А.М. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Этвейс, 2010. – 272 с.
Петренко А. Образовательные и социально-педагогические проекты-условия эффективной управленческой деятельности / А. Петренко // Управление школой. – 2015. – № 2 (409). – С. 19–22.
Селевко Г.К. Педагогические компетенции и компетентность [Текст] / Г.К. Селевко // Управление сельской школой. – 2014. – № 3. – С. 29–34.
Слободский А. Л. Управление компетенциями [Текст] : учеб. пособ. / А.Л. Слободский. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ. – 2013. – 75 с.
Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. САД ДЕТСТВА. Новая модель дошкольного образования. – М.: Русское слово, 2012.