ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ВЕДУЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕСИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Кузнецова Наталья Сергеевна Natalya Kuznetsova,
канд. пед. наук, доцент, член СХ РФ, декан, факультет художественного образования, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» филиал в г. Н. Тагиле Candidate of Pedagogic Sciences, member of the Artists Union of Russia, dean, Faculty of Art Education Federal State Autonomous Educational institution of higher education «Russian State Vocational Pedagogical University» branch in the city of Nizhny Tagil e-mail: kuznetsovans@mail.ru
Аннотация: 
Аннотация. Одной из важных целей подготовки будущих педагогов является формирование профессиональных компетенций в области проектной деятельности. В статье представлен опыт организации проектной деятельности в педагогическом вузе на факультете художественного образования в рамках дисциплин методического блока: «Теория и методика обучения изобразительному искусству», «Методика проектной деятельности в изобразительном искусстве». Раскрывается методика проведения проектных заданий по изобразительному искусству. Представлены творческие проекты в области изобразительного искусства, реализованные студентами факультета художественного образования для учащихся образовательных учреждений города Н.Тагила. Abstract. One of the important goals of training future teachers is the formation of professional competencies in the field of project activities. The article presents the experience of organizing project activities in a pedagogical university at the faculty of art education within the disciplines of the methodological block: "Theory and methods of teaching fine arts", "Methods of project activities in fine arts". The technique of carrying out design tasks in fine arts is revealed. Creative projects in the field of fine arts, implemented by students of the Faculty of Art Education for students of educational institutions of the city of N. Tagil, are presented.
С 1 сентября педагогические вузы переходят на программы, разработанные в соответствии с требованиями «Ядра высшего педагогического образования». Методологической основой содержания ядра высшего педагогического образования становится приоритеты национальных целей развития страны, модернизация с опорой на ее ценности и традиции. Важный принцип ядра (основа, сущность) – это принцип гармоничного сочетания теории и практики обучения. В приоритет ядра – единое пространство подготовки педагогов, где в центре – реальные практики школы, в том числе в области проектных технологий. Проект – результат индивидуальной или групповой практико-ориентированной деятельности направленной на решение актуальной проблемы или практической задачи. Проектирование в современной педагогической деятельности рассматривается как способ активизации самостоятельного познания участников образовательного пространства, развития самостоятельной творческой деятельности и мышления [3, с. 99]. В образовательном учреждении метод проектов может быть рассмотрен как важная результативная и практико-ориентированная работа, которая организуется в соответствии с конкретной необходимостью и реальной практической потребностью участников, дает дополнительную возможность с разных сторон изучить предметный материал и получить конкретный результат, представляющий собой значительный вклад в решение поставленной проблемы. Опыт применения метода проекта в обучении студентов профиля «Изобразительное искусство и дизайн» на факультете художественного образования НТГСПИ (ф) РГППУ достаточно разнообразен [2]. В данной статье актуализируем опыт практических занятий по предмету «Теория и методика обучения изобразительному искусству» и «Методика проектной деятельности в изобразительном искусстве». Данные дисциплины формируют у студентов, практические умения руководства различными видами художественной деятельности учащихся с использованием культурно-образовательных практик. Начиная со второго курса по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству» студенты выполняют ряд творческих упражнений и заданий, направленных на использование различных материалов и техник ИЗО: аппликация, работа с пластилином, коллаж и др. Приведем пример заданий, разработанных студентами с использованием данных техник, в контексте примерной рабочей программы «Изобразительное искусство. Интегрированная программа: 5-8 (9) классы. ФГОС» под ред. Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской, Е.С. Медковой. Так, аппликация, самая распространенная и посильная техника деятельности учащихся разного возраста, вызывает интерес у студентов в работе, так как обладает разнообразными приемами работы: аппликация из цветной фабричной бумаги; из бумаги, приготовленной самими учащимися; обрывная аппликация; коллаж [1, с. 48]. При проектировании урока по теме 6 класса «Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов» студенты предложили выполнить творческое упражнение-разминку с использованием приема – модульная аппликация из цветной фабричной бумаги. Заготовленные из цветной бумаги геометрические элементы (модули), выкладываются на листе бумаги в форме дворца (замка) в стиле архитектуры барокко, готика, модерн. По теме 7 класса «Коллаж – особая форма искусства» студенты разработали коллективное проектное задание «Календарь. Коллаж». Выполнение работы включает следующие этапы. Первый этап «Создание узоров». На половине листа рисуем половинку узора по мотивам народной росписи. Складываем бумагу пополам. Придавливаем. Разворачиваем и получаем готовый узор. Сделать таких узоров можно сколько угодно. Второй этап «Рисуем животное на основе пятна». На листе, разведенной в воде краской, делаем кляксу (пятно). Помогает краске растечься, чтобы пятно приобрело форму. Далее включаем свою фантазию и дорисовываем детали, превращая пятно в животного. Эскиз готов. Третий этап «Подготовка элементов календаря». Берем лист крафтбумаги и переносим эскиз животного, увеличивая его до необходимого размера, вырезаем. Также, вырезаем ранее заготовленные узоры и заготовленную форму месяцев календаря (можно распечатать или выполнить самостоятельно). Четвертый этап «Собираем все элементы календаря». Украшаем вырезанными узорами форму животного. Берем лист цветного картона - основа. На него клеем месяцы календаря, животное и украшаем оставшимися узорами. Календарь готов. Подобный проект можно провести по темам «Народный костюм. Одежда», «Народные праздники. Святки», «Расписывание изразцов» и др. Пластилин (пластилинография) приобрел популярность как изобразительный материал для работы на плоскости. Пластилин находит широкое применение как аппликативный материал, он хорошо приклеивается на любую плоскость, создавая как гладкие поверхности так и рельефные [1, с.49]. Так, знакомство с темой рельеф рекомендуется начинать с выполнения простых упражнений на основе одного приема (раскатывание жгутов – «Буквица», «Образ цветка»), а затем, с использованием и соединением различных приемов: раскатывание, сплющивание, прищипывание, заглаживание, создается сюжетная композиция по мотивам известных художественных произведений (К. Коровин «Море и фрукты» (1917 г.), П. Голубятников «Натюрморт с грушами. На самолете» (1934 г.)). На третьем курсе в рамках дисциплины «Методика проектной деятельности в изобразительном искусстве» художественные, творческие проекты проводятся на базе образовательных учреждений и учреждений культуры города (МБОУ Лицей, МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов, ДШИ № 1, детская студия художественного развития и эстетического воспитания «Мастерская художника», МБУК «Нижнетагильский музей изобразительных искусств» и др.). Художественные проекты проводятся в сотворчестве педагога вуза, методиста, учителя, учеников, и самих студентов. Так интересным стал проект, объединяющий разные предметы, который был реализован в МБОУ Лицей. Для 5 класса студенты организовали творческий проект «В гостях у радуги», объединивший предметы: изобразительное искусство, мировую художественную культуру, словесность. Проблема, с которой обратился руководитель класса – отсутствие в речи учащихся достаточного количества «цветовых» прилагательных, необходимых для описания пейзажных картин. Для решения данной проблемы была предложена цель задания – создать палитру «цветовых» прилагательных, востребованную на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры, словесности. В результате коллективной работы по каждому основному цвету было выявлено от 25 до 36 оттенков. Каждый обнаруженный оттенок получил индивидуальное название: от простого соединения цветовых прилагательных, например, «бледно-лазоревый», до ассоциативно-метафорического, например, «крем-брюле». Получилась цветовая палитра и палитра «цветовых» прилагательных. Работа в группе сплотила участников проекта, так как каждый смог высказать свою точку зрения, вступить в диалог, достичь продуктивного положительного результата, презентовать результат социуму. В рамках профориентационной работы для учащихся школ города студенты реализовали проект с элементами LEGO-конструирования. LEGO-конструирование является одним из актуальных направлений инновационного развития образования, в котором образовательная деятельность обучающихся проходит в непосредственном взаимодействии с искусственным интеллектом, что позволяет эффективно реализовать требования ФГОС, а LEGO-конструктор, выступает средством решения художественных задач при формировании художественного образа. Для учащихся было предложено выполнение творческого задания из элементов конструктора LEGO на тему «Образы нового года из LEGO» Основа задания - интегрированное упражнение «Дорисуй начатое другим». Задание является толчком к возбуждению фантазии и воображения, что важно при создании художественного образа. Ребятам предлагаются листы бумаги, на которых дано линейное изображение (полукруг, точка, полоска, кривая и т. д.). Необходимо внести пояснения, такие как: можно повернуть рисунок и выбрать понравившееся положение; дорисовать изображение; использовать максимально всю поверхность листа. Упражнение выполняется по заданной теме. После чего учащимся предлагается выполнить изображенный образ с использованием LEGO-конструктора. Важным обобщающим этапом подготовки студентов к проектной деятельности, является умение организовывать и провести выставку и мастер-классы в области изобразительного искусства. Так в 2021 году студентами пятого курса был реализован проект «3/300». Проект «3/300» посвящен 300-летию города Нижний Тагил и направлен на выявление и поддержку молодых граждан (от 4 до 35 лет), проживающих в муниципальном образовании город Нижний Тагил, одаренных в области визуального искусства. Проект стал победителем городского конкурса проектов молодых граждан «Твоя инициатива» в рамках областного проекта «Банк молодежных инициатив» и получил финансовую поддержку. В рамках проекта была проведена городская выставка-конкурс «Если б Мирон и Ефим Черепановы не придумали паровоз!» и два мастер-классы по печатной графике и коллажу. В проекте приняли участие воспитанники МБУ ДК «Юбилейный», МБУ ДО ГДДЮТ, МБОУ Лицей, МБОУ СОШ № 32, МАУ ДО ДДДЮТ, МБОУ СОШ № 6 им. А. П. Бондина, МБУ ДО ДДТ Ленинского района «СП Бригантина», МБУ ДО «Детская художественная школа № 1», МБОУ ДО ДДТ Ленинского района, детская студия художественного развития «Зебра в горошек», ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж», изостудия «Колибри», студия «Мастерская художника» НТГСПИ (ф) РГППУ, МБУ ДО «Н-Павловская ДШИ» (филиал Новоасбестовская ДШИ, п. Новоасбест), МБУ ДО «Н-Павловская ДШИ», студенты факультета психолого-педагогического образования и факультета художественного образования НТГСПИ (ф) РГППУ, а также молодые художники в возрасте до 35 лет. 132 автора представили 160 работ по живописи, графике, декоративно-прикладному искусству (гобелен, вышивка, роспись, художественное стекло) и макетированию. Мастер-класс по печатной графике по теме «Монотипия» познакомил учащихся 11 класса МОУ СОШ№ 6 с видами (монотипия, гравюра на картоне, линогравюра) и технологией печатной графики, основными материалами и инструментами техники (типографская краска, мастихин, валик, бумага). Участники освоили приемы выполнения графического изображения средствами монотипии. В завершении встречи каждый из ребят смог попробовать выполнить графическое изображение самостоятельно. Мастер-класс по коллажу на тему «Образ Нижнего Тагила» был проведен на факультете психолого-педагогического образования НТГСПИ (ф) РГППУ. Организаторы встречи подготовили виртуальную экскурсию по исторической части города Н.Тагил, а затем провели мастер-класс по коллажу на тему «Образы Нижнего Тагила»: участники встречи методом обрывной аппликации «восстанавливали» изображения известных тагильских зданий. Реализация проекта «3/300» расширила границы участников, вовлекла в социально-значимый профессиональный диалог по вопросам истории культуры города и современному его состоянию более 300 молодых граждан (от 4 до 35 лет), проживающих в муниципальном образовании город Нижний Тагил, одаренных в области визуального искусства. Организованная на факультете художественного образования НТГСПИ (ф) РГППУ проектная деятельность позволяет студентам раскрыть свой профессиональный и творческий потенциал, получить практический опыт в работе с экспозицией, с информацией рекламного характера (афиша, каталог, приглашение), развить свои личностные качества (коммуникабельность, активное отношение к жизни, умение работать в команде), сформировать профессиональные компетенции будущего педагога. ЛИТЕРАТУРА 1. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобраз. искусства. М.: ВЛАДОС, 2004. 172 с. 2. Кузнецова Н. С., Чебакова Е. А. Педагогические инновации в области внеаудиторного образования и культурно-образовательных практик в процессе подготовки студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. 2019. № 2. URL: http://www.arteducation.ru/pedagogika-iskusstva-37. 3. Савенкова Л. Г., Курбатова Н. В. Современные проблемы подготовки учителя изобразительного искусства вуза // Актуальные проблемы преподавания искусства в общеобразовательных организациях Российской Федерации: сб. науч. статей / ред.-сост. О. И. Радомская; под общей ред. О. В. Стукаловой. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. 252 с