Введение
Общеизвестно, что появление и дальнейшее введение федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования вызвало в свое время немало дискуссий. В основном разногласия касались сложности измерения планируемых результатов, в том числе и по предметам искусства, поскольку в условиях одного учебного часа в неделю на предмет «Музыка», равно как и на предмет «Изобразительное искусство», сформировать определенный уровень художественных знаний, умений и навыков и т.п. далеко не просто. Тем не менее, по результатам опроса участников всероссийского съезда представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры, подавляющее большинство педагогов рассматривает федеральный государственный образовательный стандарт в качестве действенного механизма достижения планируемых результатов [2].
Вместе с тем, современные учителя обращают внимание и на то, что в условиях глобализации современные дети подвержены риску утраты национальной идентичности. Несмотря на приоритеты модернизации российского образования – ценностное отношение к русской истории, к подвигу русского народа, к Русской Православной Церкви, к русскому языку и литературе, к русскому искусству, в целом к «русскому миру», – сегодняшний школьник не всегда интересуется отечественной литературой, порой небрежен к родному языку, зачастую поверхностно разбирается в русской истории, и нередко теряется в ответе на вопрос: «Что значит, быть русским человеком?»
Размышляя о том, как, или через что можно ощутить «русскость», стоит напомнить слова Владимира Ивановича Даля. Этот русский писатель, этнограф и собиратель фольклора об этом говорил так: «…ни призвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или другой народности. Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа – мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски» [10].
На наш взгляд, искать принадлежность к русской народности надо в образе мысли человека. Дух проявляется не просто мыслью, а вектором её направленности. Постичь то, как русский человек мыслил, значит понять, почему он поступал так, а не иначе. Своими поступками человек утверждает одни ценности и опровергает другие. Именно система ценностей, по мнению Н.И. Лапина «образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей» [7]. Ценностное проживание тех или иных культурных ситуаций, культурных сценариев и моделей поведения может стать толчком для «пробуждения» национальной памяти. То есть, по опыту ценностного проживания человек может идентифицировать себя в культуре.
Нельзя сказать, что в повседневной жизни дети не вращаются в многообразном поле своей родной культуры. На семейных или школьных праздниках они погружаются в русскую традицию, обычаи и обряды, на уроках литературы и родного языка знакомятся с фольклором, через предметы искусства постигают богатство, многообразие русской души, красоту родной природы и т.д. Однако интериоризация, перевод во «внутренний план» ценностей русской культуры и выработка собственных ценностных ориентаций, невозможны только на уровне осознания. В этом процессе активную роль играет чувство «со-переживания», точнее оно определяет реальность принятия смысла, значения, ценности личностью, а не просто его понимание.
Эмоционально ребёнок переживает то, что ему близко и дорого, что волнует его. А волнуют детей зачастую проблемы, связанные с их повседневной жизнью, в том числе – со школьной жизнью. И вот тут мастерство педагога заключается в том, чтобы любую проблему, любой, интересующий ребёнка объект рассмотреть под углом зрения русской, национальной культуры или традиции. В этом случае учитель обеспечит естественное вхождение своих учеников в русскую культуру, исходящее как бы от самого ребёнка, от его спонтанно возникшего чувства, желания и интереса. Он не просто создаёт ситуацию проживания явления русской культуры, а связывает это с реальной жизненной потребностью школьника. То есть, помогает ребёнку найти ответ на волнующий его сегодня вопрос в прошлом, в культурной традиции своего народа. При этом учитель и ученик становятся в позицию совместного поиска, сотрудничества и сотворчества.
Такой подход сродни педагогическим воззрениям С.Т. Шацкого, школа которого была ориентирована на творчество детей, на самостоятельный поиск решения проблемы. В ней учащимся предоставлялась свобода выбора творческого дела, направленного на решение прикладной задачи, важной как для него самого, так и для окружающих. То есть, воспитание призвано было не изолировать детей от острых вопросов действительности, а учить решать проблемы в соответствии с общечеловеческими ценностями. А педагог в ней выступал в роли равного друга и товарища.
С.Т. Шацкий в своей статье «Изучение жизни и участие в ней» писал: «С каждой темой программ необходимо соединить практическое выполнение того или другого жизненного и понятного для детей дела… Это значит довести её до практического конца, до проверки своих навыков и знаний реальным делом. Такая постановка комплексной проблемы устанавливает её связь с жизнью, связь действенную и общественно направленную и делает саму разработку темы естественной и простой» [11, 291]. В значительной степени данная технология перекликается с «методом проектов», который зарождался в отечественной педагогике в 20-30 годы XX столетия.
Материалы и методы
В сегодняшней педагогике проектно-исследовательской деятельности учащихся отводится особая роль. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам проектирование и исследование должно способствовать формированию универсальных учебных действий и получению метапредметных результатов освоения образовательных программ. В разное время проектная деятельность в общей педагогике в целом, и в педагогике искусства в частности, становилась объектом исследования: как метод формирования мотивационной сферы личности [5], как «условие корреляции урочной и внеурочной деятельности учащихся» [4], как фактор творческого развития учащихся [12], как способ развития индивидуальности ученика, построения гибкого и многовариантного процесса обучения, моделирования конечного результата работы [6] и др.
В данной статье проектно-исследовательская деятельность рассматривается в рамках педагогической технологии, которая позволит самому ребёнку, как режиссёру, создать культурный сценарий: с идеей (замысел), с материалом (литературные, музыкальные, художественные, этнографические, исторические источники), способом воплощения идеи (различные технологии), с выбором состава исполнителей (как индивидуальное, так и коллективное творчество), с конечным результатом (работа в творческой лаборатории). Только в этом случае, на наш взгляд, произойдёт то, что выше названо ценностным проживанием.
На начальном этапе для педагога важно не пропустить высказанное детское суждение или волнующую его жизненную проблему, наконец, проявление простого любопытства, – того, что ляжет в основу проектно-исследовательской деятельности. А далее задача учителя естественно и ненавязчиво вместе с детьми искать ответы на волнующие их вопросы в русской культуре прошлого и настоящего, создавая, возможно, культурный продукт будущего. Неслучайно, в переводе с латинского «проект» означает брошенный вперед, то есть замысел в виде прообраза объекта.
Результаты
Проектно-исследовательская деятельность проводилась в течение 2016 – 2017 гг. с учащимися 5-6-х классов на уроках «Индивидуальный учебный проект – Музыка» в государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы «Школа № 1619 имени М.И. Цветаевой». Общее количество школьников, участвовавших как в индивидуальных, так и в коллективных исследовательских проектах составило 8 человек. В процессе исследования школьники не только выявили ценностную, содержательную составляющую солдатских песен, музыкальные средства выразительности, характерные для данной разновидности фольклора, но и сформулировали своё определение солдатской песни, как яркого феномена русской культуры, в котором отразились обобщённые мысли и чувства всего русского народа в лице его лучших представителей – воинов, солдат, защитников. А ещё, – отразилась сама природа этого солдата: преданность, жертвенность, смекалка, выносливость, юмор и задор, любовь к Родине и др. Именно эти качества вызывают в нас гордость и восхищение. Таким людям хочется подражать и соответствовать.
Однако в нашем случае цель проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки – сочинить современную солдатскую песню, которая бы отражала жизнь и идеалы сегодняшних младших солдат, то есть кадетскую песню, но с чертами народности (отражение быта, культуры и характера народа). Анализируя немногочисленные тексты дошедших до нас кадетских песен, стихов и воспоминаний, и, сравнивая их с кадетскими традициями сегодняшнего дня, дети пришли к выводу: у кадет исторически сложилась целая структура традиций и заповедей, связанных как с внешним, так и с внутренним содержанием их службы. К внешним традициям относилось трепетное отношение к форменной одежде, содержание её в чистоте и порядке. Огромные требования предъявлялись к внешнему облику кадета в целом. Он, прежде всего, должен был быть грамотным, эстетически воспитанным молодым человеком, соблюдающим все правила этикета, если можно так выразиться – «рыцарь в мундире».
К слову сказать, в народе кадетские школы называли «рыцарскими академиями». Кадеты и сегодня верны таким традиционным ценностям, как нерушимое кадетское братство и недоносительство: «Все, как один»; забота старших о «братьях меньших» (младших кадет); мужественное несение тягот службы; «честность во всём»; сознательное чувство восхищения и гордости за старших товарищей, из желания им подражать; участие в парадах; «уважение к молящемуся»; сохранение корпусных традиций. Но была и есть главная, внутренняя составляющая для каждого кадета – это верность России и уважительное отношение к ее прошлому, к русским обычаям; «охранение» нашей национальности, сохранение русского строя и выправки. Без этого главного, как выразился генерал-лейтенант Парский Д.П., командующий армией в Первой мировой войне, все иные традиции «обращаются лишь в пустую внешность».
Удивительным образом многое из жизни младших солдат перекликается с тем, что волновало, было дорого для русского солдата во все времена. И самое главное, в каждой из исследованных детьми песен, будь она трагического или шутливого характера, они наблюдали стойкий и самоотверженный дух русского человека. Эти внешние и внутренние ценности и легли в основу содержания текста нашей кадетской песни, а музыку мы сочинили в лучших традициях народной солдатской песни: активная и призывная интонация, чёткий маршевый ритм, простая и удобная для исполнения в строевом шаге мелодическая линия.
Кадеты
1 куплет:
Девиз кадет - «Отечество и честь,
Геройство, стойкость, мужество и сила».
И корпуса кадетские в России снова есть,
И без кадет Россия не Россия.
Припев:
Несём мы гордо звание кадет,
У всех у нас завидная судьба.
Кадетский корпус - школа с юных лет}2 раза
Её мы не забудем никогда} 2 раза
2 куплет:
Кадет всегда с иголочки одет,
В парадном строе и на бальных танцах.
Но если надо, он готов лишения терпеть,
Солдатом в жизни быть, а не казаться.
Припев.
3 куплет:
У нас, кадет, нет рыцарских доспех,
Но рыцарские правила нам близки,
Когда мы: «Все за одного и как один - за всех»,
Мы, как один, стоим за флаг Российский.
Припев.
Обсуждение
Идеей проекта послужила любознательность пятиклассника-кадета, проявленная на уроке музыки при знакомстве с русской народной (солдатской) песней «Солдатушки, бравы ребятушки», а точнее, – его недоумение по поводу того, что солдатские народные песни – это культурное явление прошлого, обусловленное конкретными историческими или военными событиями. Значит ли это, что если нет военных действий сегодня, то нет и таковой разновидности фольклора? Может ли существовать солдатская народная песня в наше время? Имеют ли кадеты, как младшие солдаты, свои народные песни?..
Вопросы сыпались один за другим, и оставлять их без ответа педагог не имеет права. При этом учителю необходимо понимать важность этого открытия для ребёнка: все вопросы продиктованы жизненной потребностью в существовании такой песни, которая бы отражала его жизнь, жизнь кадета – младшего солдата. Ученику, проявившему неподдельный интерес к аспекту современности солдатской народной песни, было предложено продолжить поиск ответов на все его вопросы и исследовать проблему под следующим углом зрения: «Солдатская народная песня: от истоков до наших дней».
Исследование началось с наиболее интересующей детей кадетской песни, как отдельной ветви солдатского фольклора. Первое поверхностное знакомство с кадетскими песнями XIX века (это время взято как период расцвета кадетских корпусов в России) не дало ожидаемых результатов. Они в большинстве своём сохранились в форме стихов и отражали жизнь кадет в общих характеристиках (как и современные авторские песни про кадетство). Но всё же ребята нашли знаменитую старинную народную кадетскую песню «Фуражка», дошедшую до нашего времени вместе с нотным текстом. Содержание песни немного разочаровало их, так как отражало только несерьёзный характер молодых солдат: их шутливые наблюдения за воспитателями, щёгольство, забота о внешнем лоске (восхищение и восхваление красивой и элегантной формы), в целом озорство. Да и музыка соответствовала тексту – звучала разухабисто, как-то не по-военному.
Из истории школьники знали, что кадетские корпуса выполнили и просветительскую функцию, первоначально возложенную на них при создании, и готовили исключительно офицеров, будущих защитников Отечества. Поэтому жизнь как царских, так и современных кадет нельзя назвать лёгкой, хотя ребячество присутствовало всегда. В процессе поиска возникла идея создать такую кадетскую песню, в которой бы отразились все главные черты кадет вообще и кадетской жизни, в частности. Отсюда главной целью нашей работы стало проектирование современного образца солдатской (кадетской) песни на основе полученных знаний об истории развития данной разновидности фольклора.
Так как проект коллективный, ученики распределили зоны поиска. Это позволило каждому из них проявить свои способности в близкой им области. Одни школьники обратились к истокам (истории) возникновения и развития солдатского фольклора, для выявления общих признаков и характеристик. Другие – анализировали музыкальную сторону этих песен. Кто-то исследовал дошедшие до нашего времени стихи, картины, фотографии, заметки и статьи о традициях и быте кадет XVIII–XIX вв., сравнивал с повседневными заботами современных кадет. Задача же учителя заключалась в грамотной организации этого творческого процесса: выбирать из многообразия информации и художественных источников самое главное, отражающее характер русского солдата, его мысли и чувства (именно они станут содержанием нашей песни); находить в солдатских песнях нечто общее, что характерно этому жанру в целом; делать больший акцент на интонационно-содержательном анализе песенного фольклора и др.
Школьники настолько увлеклись творческим поиском, что он плавно перетёк в серьёзное исследование. Они затронули огромный пласт солдатского фольклора. Так, например, одно из первых упоминаний о солдатской песне ребята нашли в дошедшей до нас летописи от конца XIV века. В современном понимании это и не песня вовсе – нет рифмы, ее трудно напеть, своей стилистикой и развёрнутым сюжетом она больше напоминает былину: «В великом Новгороде // Стоят мужи новгородские // У Святыя Софеи на площади, // Бьют вече великое, // Говорят мужи таково слово: «Уже нам не поспеть на пособь // К великому князю Дмитрию // Он Оку реку перевозится…» [9]. Однако эта песнь – единственный факт, подтверждающий, что новгородцы участвовали в Куликовской битве, хотя Новгородская республика не подчинялась Москве.
Обращаясь к военно-исторической, художественной и этнографической литературе, юные исследователи пришли к выводу, что в солдатских народных песнях отразились все значимые события русской военной истории, а вместе с этим, – оценка самих солдат тех или иных военных действий, их характеристика и отношение «язвительной насмешки» к врагу, их искренняя преданность в прославлении близких народу полководцев и царей, Д. Донского, Пётра I, А. Суворова, М. Кутузова, и т.д., их удивительное качество с одной стороны не падать духом и «шутить под пулями», а с другой – осознавать фатальность и неизбежность «погибели» в бою. Многие из этих песен проникнуты глубоким патриотическим настроением, которое сочеталось с художественным изображением неприкрашенной и тяжелой солдатской службы: лагерные учения, казармы, муштра, разлука с родными и близкими.
Наверно поэтому в русском фольклоре такое разнообразие жанров солдатской песни: былинные, баллады (жестокие романсы), хвалебные канты и гимны, корильные, поминальные (похоронные), шуточные частушки времён Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 гг. Но больше всего школьники встретили строевых, походных песен. К слову сказать, походная солдатская песня входила в стратегическую систему А.В. Суворова, как наиболее действенный способ поднятия боевого духа, идейный арсенал русской армии. При этом неизменным компонентом таких песен остаётся четкость ритма, скорость темпа (120 шагов в минуту), простая для запоминания и исполнения мелодика, маршевый характер.
По окончании проектно-исследовательской деятельности ученики, увлечённые творчеством, с воодушевлением пели свою песню родителям, друзьям и одноклассникам. Им искренне хотелось, чтобы она прижилась в кадетском корпусе, передавалась из класса в класс, а может – из корпуса в корпус, и стала поистине народной в кругу кадет. Педагога же, учителя музыки, волновало одно: нашли ли дети в процессе проектно-исследовательской деятельности ответы на свои вопросы? Что ещё ценного они вынесли из опыта работы над проектом?
Школьники поделились своими суждениями, и самым удивительным высказыванием было то, что народные солдатские песни по своему смыслу представляются им современными. Действительно, солдатские песни тесным образом связаны с устойчивыми элементами жизни русского народа, и всё, что заложено в самой природе народной песни, устремлено в настоящее и будущее. Дети на собственном опыте убедились, насколько «активна традиция по отношению к новой действительности» [1]. Исследуя солдатский фольклор, они становились сопричастными жизни своего народа, его ценностям, а сочиняя свою солдатскую песню, то есть «перекидывая мостик» в сегодняшний день, – идентифицировали, «узнавали» себя в русской культуре, присваивая эти ценности, «примеряя их на себя», моделируя себя будущего [3].
Выводы
Проектно-исследовательская деятельность в музыкальном образовании учащихся основной школы, организуемая как целенаправленный процесс «естественного вхождения детей в поле русской культуры» и создания обучающимися нового культурного и творческого продукта, представляет собой возможность овладения специфическими приемами изучения, освоения и создания музыкального произведения, способствует формированию национальной идентичности, и тем самым, становится для школьников способом познания окружающего мира, музыкального искусства, других людей и самого себя.
Предлагаемая последовательность осуществления проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки – возникновение идеи, изучение материалов, поиск возможных путей и средств развития идеи, применение различных способов её воплощения, индивидуальное и коллективное творчество в сочинении текста и мелодии, – позволяет обучающимся воссоздать, представить само «рождение песни» и пройти путь автора и исследователя, поэта, композитора и режиссёра, реализующего свой замысел.
Такой подход к реализации проектно-исследовательской деятельности подводит современных учеников к пониманию родной культуры, русского характера и русской души, обеспечивает «погружение» в музыкальные и поэтические традиции своего народа, активизирует творческий потенциал детей, а в итоге создает условия для достижения планируемых результатов обучения и успешного общего музыкального образования обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Благодарности
Авторы статьи выражают благодарность:
Соколовой Диане Юрьевне, директору государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа № 1619 имени М.И. Цветаевой» за поддержку идеи проектно-исследовательской деятельности и продвижение результатов работы учителя и обучающихся – текста и музыки современной кадетской песни.
Седуновой Виктории Георгиевне, заместителю директора по содержанию образования государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа № 1619 имени М.И. Цветаевой» за содействие в реализации проектно-исследовательской деятельности.
Валиевой Светлане Викторовне, заместителю директора по качеству образования государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа № 1619 имени М.И. Цветаевой» за поддержку и внимание к авторским инициативам.
Командышко Елене Филипповне, доктору педагогических наук, доценту, ведущему научному сотруднику лаборатории интеграции искусств и культурологии имени Б.П. Юсова федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» за научные консультации в ходе проектно-исследовательской деятельности.
1. Алексеева, О.А. Русская народная песня как этнокультурный концепт: Дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. – Белгород, 2006.
2. Алексеева, Л.Л., Олесина, Е.П. Современные проблемы преподавания учебных предметов искусства / Л.Л. Алексеева, Е.П. Олесина // Педагогика искусства. – 2016. – №4. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alekseeva_olesina_8-22.pdf.
3. Бондаренко, Т.И. Моделирование процесса педагогической импровизации на уроке музыки / Т.И. Бондаренко // Искусство и образование. – 2007. – № 5.
4.Веденеева, Т.Е. Проектная технология как условие корреляции урочной и внеурочной деятельности учащихся / Т.Е. Веденеева // Дидакт. – 2003. – Методика. – №3. – С.50 – 55.
5.Влияние антиципации личности на возникновение и развитие мотивации музыкального восприятия // Психологические механизмы регуляции активность личности / под. ред. В.Г. Леонтьева, Ч.1. – Новосибирск, 2001.
6.Волков, И. П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы / И.П. Волков. – М.: Просвещение, 1990.
7. Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н.И. Лапин // Социологические исследования. – 1996. – №5. – С.5 – 7.
8. Лощилов, И.Н. Кадетские традиции / И.Н. Лощилов // Памятка Российского кадета. – СПб., 2001.
9. Новгородцы идут против Мамая: песня № 23 из раздела «Песни Древней Руси» / Исторические песни. Баллады // Сост., подг. текстов, вступ. статья и примеч. С. Н. Азбелева. – М.: Современник, 1986. – С.662.
10.Словарь афоризмов русских писателей / А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов; под рук. А. Н. Тихонова. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2004. (Н. Новгород : ГИПП Нижполиграф).
11.Шацкий, С.Т. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1 / С.Т. Шацкий // Под редакцией Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1980.