Профессиональная подготовка воспитателей к проектированию в области художественно-эстетического развития дошкольников

ГОРИНА ЛЮБОВЬ ВЯЧЕСЛАВОВНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии образования СГУ имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

КОЛЕСНИЧЕНКО ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии образования СГУ имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

Аннотация: 
Одним из способов формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования является вовлечение их в проектную деятельность в области художественно- эстетического развития детей. Реализация принципа интеграции в образовательном процессе дошкольной организации требует от педагога овладения технологией художественно-педагогического проектирования. В статье раскрываются основные этапы освоения студентами технологии художественно-педагогического проектирования, рассматриваются конкретные образовательные ситуации. Авторы считают, что субъектный художественно-эстетический опыт обуславливает профессиональное самоопределение будущих воспитателей на культурно-ценностном уровне.

Значительное место, которое занимает искусство в сфере жизнедеятельности дошкольников, требует от воспитателя овладения технологией художественно- педагогического проектирования [1; с. 92]. Как отмечают Л.В. Школяр и Л.Г. Савенкова, особая и недооцененная роль в создании эстетической составляющей дошкольного образования принадлежит воспитателю [6, c. 6]. В настоящее время в связи с введением ФГОС ДО актуальность приобретают принципы интеграции и взаимодействия искусств, полихудожественный подход к организации творческой деятельности детей, индивидуализация и понимание детского художественного творчества как культурной практики. Программа подготовки бакалавров к художественно-педагогическому проектированию включает в себя несколько этапов. Значение первого этапа подготовки состоит в том, что студенты накапливают субъектный художественно-эстетический опыт. По мнению И.Э. Рахимбаевой, при таком подходе «происходит нарастание творческого потенциала, активности субъекта, его инициативности, самостоятельности, ответственности в выборе, принятии и реализации  решений, креативности, способности и готовности к сотрудничеству, профессиональной компетентности» [4, с. 82]. На лекциях и практических занятиях по дошкольной педагогике мы широко применяем прием художественного контекста (Л.В. Школяр). Так, например, раскрывая тему «Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен», мы показываем, как воплощался образ ребенка в изобразительном искусстве, литературе и музыке, как менялось отношение к детству в разные исторические эпохи. Раскрывая содержание других педагогических дисциплин, на конкретных художественных примерах показываем, что искусство и художественное творчество включается во все сферы жизнедеятельности ребенка. Проигрывая разные формы и приемы работы с детьми, преподаватель и студент находятся в постоянном культурном и эстетическом диалоге. Этот важнейший личный человеческий фон обретает особую значимость в обогащении субъектного художественно-эстетического опыта студентов. Мы полагаем, что полученные студентом художественные впечатления и переживания, благодаря их личностно-смысловому характеру, станут основой для творческих интерпретаций и художественно-образных ассоциаций, будут востребованы в различных жизненных, культурных и образовательных ситуациях. На втором этапе происходит освоение процедур художественно-педагогического проектирования. К ним мы относим оценку потребностей педагогической практики, постановку целей и конкретизацию задач, анализ условий, поиск адекватных технологий, конструирование учебных и оценочных материалов, анализ результатов. Результатом самостоятельной работы студентов становятся учебные проекты (например, выполняя проект «Образ ребёнка в искусстве», студенты собрали коллекции (в форме презентаций): «Произведения живописи и графики, изображающие детей»; «Ребенок и воспитатель в изобразительном искусстве», «Мир детских игр и забав в музыке» и др.). В процессе разработки, реализации и защиты проекта студенты осваивают такие процедуры, как оформление проектной документации, ее технологический анализ, рефлексия и оценивание осваиваемых форм педагогической деятельности. На этом этапе широко применяются активные методы обучения: дискуссии, деловые и учебно-имитационные игры. Большое место на этом этапе отводится непосредственному вовлечению студентов в художественно-творческую деятельность. Студентам предлагаются творческие задания и игры, основанные на принципе перевода из одного художественного ряда в другой: моделирование художественного образа через звучание, изображение и движение (цветовое воплощение музыки, пластическое интонирование, мелодизация поэтических текстов и др.). Большое место в системе подготовки на этом этапе занимают задания на освоение специфических методов педагогики искусства: создание художественного  контекста, метод эмоциональной драматургии, создание композиций, драматизация, метод нахождения интонируемого смысла, метод осознания личностного смысла, художественный парадокс, сравнение различных способов воплощения одного и того же сюжета, моделирование художественной игры. Выполняя подобные творческие задания, студент получает возможность выражать средствами искусства свои чувства, переживания, замыслы и оценки [2]. При выполнении заданий роль преподавателя проявляется в создании творческой атмосферы на занятии, поощрении любых проявлений субъективно-личностного видения. Важно, проанализировав творческие работы студентов, четко обозначить многозначность и неоднозначность художественных ассоциаций, возможность и правомерность сопоставления разнообразных выразительных средств, выражающих сходную эмоциональную модальность. Другой формой работы, направленной на развитие умения выделять, описывать и анализировать педагогические факты, является сравнительный анализ современных технологий, методик и парциальных программ художественно-эстетической направленности. Например, студентам предлагается проанализировать программы и распределить их на группы в зависимости от того, какой тип взаимодействия искусств лежит в основе курса: связывающий, интегративный, коррелятивный, преобразующий. Третий этап подготовки – применение студентами процедур художественно- педагогического проектирования при выдвижении собственных проектов. На этом этапе действенными формами подготовки выступают научно-исследовательская деятельность студентов в творческих группах, дипломное проектирование, педагогическая практика. В процессе работы в творческих группах мы уделяем большое внимание проектированию образовательных ситуаций. Основная форма образовательных ситуаций – игровая, хотя в старшем дошкольном возрасте усиливается роль реально-практических и условно- вербальных образовательных ситуаций. Возрастные особенности детей дошкольного возраста позволяют педагогу включать детей (и включаться самому) в игровые действия со звуком, цветом, движением. Кроме того, объектами художественно-педагогического проектирования студентов на третьем этапе являются педагогические системы и процессы (например, проект детского сада с приоритетным направлением художественно- эстетического развития, комплексно-тематическое планирование на полихудожественной основе и др.). Исследование показало, что умение проектировать и реализовывать в педагогическом процессе детского сада условия, необходимые для художественно- эстетического развития детей, детерминировано стремлением к успешной педагогической деятельности и напрямую связано с изменением позиции студента-бакалавра на активную ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015 4 и самостоятельную.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горина Л.В. Готовность менеджеров дошкольного образования к обеспечению качества художественно- эстетического развития детей // Методики и технологии обеспечения и оценки качества образования / под ред. В.В. Ткачевой. Киров: МЦНИП, 2013. С. 91-95. 2. Лазарев М.А. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2013. Том 2. № 4. С. 666-674. 3. Печко Л.П. Основания восприятия и оценивания эстетических свойств природы как выразительных // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2012. Том 1. №. 3. С. 601-606. 4. Рахимбаева И.Э. Становление субъектности студентов в образовательном пространстве факультета искусств // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11. № 1. С. 80-83. 5. Савенкова Л.Г. Борис Петрович Юсов выдающийся современный ученый: педагог, мыслитель, исследователь // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2012. Том. 1. №. 1. С. 11- 23. 6. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Сад детства: Новый взгляд на дошкольное образование. М.: ТЦ Сфера, 2014. 128 с. 7. Школяр Л.В. Проблемы и перспективы современного преподавания искусства // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2013. Том. 2. №. 4. С. 601-606. 8. Savenkova L.G. Humanization of education as the condition of the modern school’s development // Humanity Space. International Almanac. 2014. Vol. 3. № 1. pp. 62-72. 9. Shkolyar L.V. Scientific schools of Art pedagogy and modern educational practice // Humanity Space. International Almanac. 2013. Vol. 2. № 1. pp. 74-77.