ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЕГО РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курбатова Наталья Викторовна Natalia Kurbatova
к.п.н., проректор Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Vice-Chancellor, Ph.D. (Pedagogy), The Academy for Watercolors and Fine Arts of Sergei Andryaka e-mail: kurbatovanv@уаndex.ru
DOI 10.34897/IAECS.2022.95.77.020
Аннотация: 
Аннотация. В статье анализируются результаты экспериментального исследования профессионального опыта учителя изобразительного искусства, охарактеризовано его современное состояние, основные виды педагогического опыта и опыта художественной деятельности учителей изобразительного искусства; актуальные виды профессионального опыта, на развитие которых ориентирована реализация дополнительных профессиональных программ на базе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и Ассоциации учителей предметной области «Искусство» города Москвы, председателем которой является автор статьи. Abstract. The article analyzes the results of an experimental study of the professional experience of a teacher of fine arts, characterizes its current state, the main types of pedagogical experience and the experience of artistic activity of teachers of fine arts; relevant types of professional experience, the development of which is focused on the implementation of additional professional programs on the basis of the Academy of Watercolor and Fine Arts of Sergey Andriyaka and the Association of Teachers of the subject area «Art» of the city of Moscow, chaired by the author of the article.
В современных условиях, когда новые вызовы времени объективно обусловливают рост требований к профессионализму педагогов, их профессиональной компетентности, специального внимания заслуживает феномен профессионального опыта педагогов как базовая, фундаментальная составляющая их профессиональной компетентности. Предметом проводимого нами исследования является профессиональный опыт учителей изобразительного искусства, в структуре которого мы выделяем как педагогический опыт, так и опыт художественной деятельности, и культурный опыт, имеющие самостоятельное значение в формировании у учителя изобразительного искусства необходимых профессиональных компетенций. Разработанная нами Концепция развития профессионального опыта учителей изобразительного искусства в системе дополнительного образования предполагает актуализацию и расширение позитивного профессионального опыта учителей изобразительного искусства на основе системной интеграции их личного культурного опыта, опыта художественной деятельности и педагогического опыта, его обобщения, осмысления и интерпретации для дальнейшего применения в практике преподавания изобразительного искусства. Поэтому одной из решаемых нами исследовательских задач является выявление актуального состояния профессионального опыта учителей изобразительного искусства и тех видов их профессионального опыта, развитие которых необходимо для их успешной профессиональной деятельности в современных условиях и, соответственно, для развития которых необходимо создавать условия в системе дополнительного образования педагогов. Проведено эмпирическое исследование профессионального опыта учителей изобразительного искусства, которое позволяет охарактеризовать его современное состояние и основные виды как педагогического опыта, так и опыта художественной деятельности учителей изобразительного искусства; определить актуальные виды профессионального опыта, на развитие которых мы ориентируем реализацию дополнительных профессиональных программ на базе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и Ассоциации учителей предметной области «Искусство» города Москвы (региональная общественная организация в составе РОО «Единая независимая ассоциация педагогов») под председательством автора статьи. Рассмотрим далее некоторые результаты проведенного исследования, проанализируем полученные в ходе него эмпирические данные. Исследование проведено в форме анкетирования и устных опросов, собеседований, интервьюирования учителей изобразительного искусства. Прежде всего, учителям было предложено оценить значение личного профессионального опыта для повседневной педагогической практики, осуществления выбора, принятия решений в профессиональной деятельности в образовательной организации и соотнести значение / роль профессионального опыта с другими факторами, влияющими на характер их педагогической деятельности, включая знания и навыки, полученные в ходе высшего и дополнительного профессионального образования; методические рекомендации, пособия, литературу; установки руководства образовательной организацией; советы, пример, помощь, поддержку коллег; творческие союзы, ассоциации, объединения художников и/или преподавателей изобразительного искусства. Учителя располагали перечисленные факторы по степени значимости. В результате было установлено, что именно личный профессиональный опыт имеет определяющее значение, оказывает наибольшее влияние на осуществляемый учителями выбор, принятие ими решений в повседневных педагогических ситуациях, именно личный профессиональный опыт обусловливает характер педагогической деятельности учителей – ему они доверяют в наибольшей степени, как показало дополнительное интервьюирование, собеседования, обсуждения данной темы с учителями изобразительного искусства. Что касается других факторов, то вслед за личным опытом идет опыт коллег, установки руководства образовательной организации, а знания, умения и навыки, полученные в системе профессионального образования, уходят на задний план. Для той группы учителей изобразительного искусства, которые являются членами нашей ассоциации, данный фактор имеет большое значение – а именно второе по значимости место после личного опыта отдали ему члены нашей ассоциации. В собеседовании педагоги пояснили, что деятельность в рамках ассоциации является для них главным источником нового профессионального опыта, который определяет характер их профессиональной деятельности. С учетом анализа массовой практики профессиональной деятельности учителей изобразительного искусства, на которую накладывает определенный негативный отпечаток, часто заниженный статус образовательной области «Искусство» относительно других образовательных областей, в частности, – включенных в ЕГЭ, в анкету был включен вопрос о соотношении позитивного и негативного опыта профессиональной деятельности учителей изобразительного искусства. Вопрос был сформулирован следующим образом: «Чего в Вашем опыте больше – позитива или негатива? Является ли Ваша ежедневная работа скорее преодолением негатива или подпитывается позитивом из опыта Вашей школьной практики?». Педагогам предстояло выбрать один из пяти вариантов в соответствии с традиционной шкалой «точно да – скорее да, чем нет – и да, и нет в равной мере – скорее нет, чем да – точно нет». Данную шкалу в нашей анкете мы дали с пояснениями, в более развернутой форме, чтобы педагогам было проще определиться: – позитива точно больше и он подпитывает каждый новый день в школе, позволяет получать радость и удовлетворение от работы; – скорее позитив доминирует в прошлом опыте, во всяком случае, есть позитивные моменты, на которые можно опереться; – 50х50 – трудно выбрать, чего больше – было и хорошее, и плохое, в итоге получается нейтральное отношение к работе, к школе; – скорее доминирует негатив в прошлом опыте, его надо преодолевать, но его преодоление – путь к профессиональному росту, к успеху; – негатива точно больше и это довольно тяжелый груз, который препятствует получать радость и удовлетворение от работы. Негатив в ответах ожидаемо присутствовал, но абсолютное доминирование негативного опыта отметило сравнительно небольшое число педагогов (12%). Другие учителя, отметившие «скорее» доминирование негативного опыта (23%) стремятся видеть в нем мотивирующий к профессиональному развитию фактор, учиться на ошибках, преодолевать имевшиеся проблемы и, опираясь на уроки прошлого, успешно развивать свою педагогическую деятельность; стремятся к профессиональному росту. Тревожным показателем является, на наш взгляд, «нейтральная позиция», которая сигналит о невозможности учителя прийти к доминированию позитивного опыта, а тщетные попытки преодолеть негатив приводят к такому своеобразному равновесию, которое скорее демотивирует и формирует нейтрально-равнодушное отношение педагога к качеству и оценке его профессиональной деятельности, отсутствию стремления к успеху (32% респондентов выбрали эту позицию). Таким образом, чуть более 50% учителей изобразительного искусства не смогли оценить свой профессиональный опыт как позитивный («точно» или «скорее»), что отчетливо свидетельствует о существующих проблемах и острейшей необходимости создавать условия для расширения у учителей позитивного профессионального опыта, целенаправленно формировать его средствами дополнительного образования, методической поддержки учителей и др. Отдельный вопрос был посвящен соотношению двух основных составляющих в профессиональном опыте учителей изобразительного искусства – опыта педагогического и опыта собственного художественного творчества / художественной деятельности. Условно говоря, педагогам предстояло принять решение, кто они в большей мере – педагоги или художники: «педагог-художник» или «художник-педагог», а, возможно эти два компонента профессионального опыта равновесны, гармонизированы и успешно дополняют друг друга. Педагоги выбирали одну из следующих позиций: – я точно больше педагог, это основная профессия, а художником не могу себя считать, т.к. опыт именно художественной деятельности у меня практически отсутствует; – скорее педагог, так как художественной практики в моем личном опыте было мало и постепенно на нее не стало хватать времени и сил; – 50х50 – в моей профессиональной жизни есть и педагогическая, и художественная деятельность в равной мере; – скорее художник, так как художественная практика занимает в моей жизни важное место и, отталкиваясь от нее, я преподаю ИЗО; – я точно больше художник, так как это моя основная профессия, а педагогическая – вторая, на основе моего художественного творчества. Подавляющее большинство учителей изобразительного искусства (72%) отнесли себя к педагогам, выбрав либо «точно педагог», либо «скорее педагог, нежели художник», еще 16% выбрали «50х50» и 12% отнесли себя в большей мере к художникам, нежели к педагогам на основе своего личного профессионального опыта. С учетом ожидаемого немалого удельного веса негативного опыта (что, собственно, подтвердило анкетирование), в одном из вопросов анкеты мы сделали акцент на позитивном опыте. Педагоги отвечали на вопрос, что является для них источником позитивного опыта, какой опыт мотивирует их к развитию педагогической практики преподавания изобразительного искусства. В числе предложенных нами источников для выбора были следующие: опыт собственного художественного творчества в детской художественной школе; опыт собственного художественного творчества в ВУЗе; опыт собственной работы, сотрудничества в мастерской художника-профессионала; опыт выполнения художественных изделий в мастерских народного творчества; опыт преподавания изобразительного искусства в школе; опыт руководства детской ИЗО-студией в системе дополнительного образования; опыт преподавания изобразительного искусства детям в других организациях; опыт собственного художественного творчества в семье, под руководством или при участии родителей, старших родственников; опыт посещения художественных галерей, музеев, выставок; опыт наблюдения за деятельностью художников, преподавателей изобразительного искусства. В результате мы получили три группы источников, которые по количеству выборов заняли первое, второе и третье места. На первом месте оказался опыт собственного художественного творчества либо в детской художественной школе, либо в вузе и опыт преподавания изобразительного искусства в школе; на втором месте – опыт преподавания изобразительного искусства в других организациях и опыт наблюдения за деятельностью других преподавателей изобразительного искусства; на третьем месте оказался опыт посещения художественных галерей, музеев, выставок, наблюдения за работой художников-профессионалов и собственного творчества в мастерских народного творчества (или в мастерских художников-профессионалов) или в семье при участии родителей, старших родственников. Собеседование с учителями изобразительного искусства показало, что такой рейтинг источников опыта обусловлен не их значимостью, силой воздействия на формирование профессиональных компетентностей у педагогов, а его доступностью, его наличием в реальном опыте учителей изобразительного искусства. Для большинства из них опыт сотрудничества с художниками-профессионалами остается в категории опыта, который они желали бы получить, но не имели такой возможности, как и опыт собственного художественного творчества в семье, в мастерских и т.д. Опыт наблюдения за работой других преподавателей изобразительного искусства учителя называют одним из наиболее значимых для их профессиональной деятельности видов опыта, но и этот опыт является малодоступным для учителей изобразительного искусства в реальной практике. Мы выделили также целый ряд видов опыта, которые имеют важное значение для профессионального развития и деятельности учителей изобразительного искусства. В перечень вошло более 20 видов опыта. Учителям предстояло охарактеризовать, какие виды профессионального опыта и в каком объеме они имеют (или не имеют). Варианты ответов, характеризующих каждый из предложенных видов опыта были даны следующие: «такой опыт у меня есть и очень большой – это важная часть моей педагогической практики»; «опыт есть, но небольшой / давний / не в системе»; «только лишь несколько единичных случаев такого опыта»; «есть только опыт наблюдения за такой работой других педагогов»; «у меня нет такого опыта». В результате выборов учителями имеющихся у них видов опыта обозначилась тенденция доминирования 3-х вариантов характеристики опыта, что ожидаемо: «опыт есть, но небольшой / давний / не в системе»; «только лишь несколько единичных случаев такого опыта»; «есть только опыт наблюдения за такой работой других педагогов». Каждый из этих вариантов ответа получил в среднем 30% выборов. При этом обозначились группы видов опыта, которые наиболее часто были отнесены к одной из этих трех характеристик. К позиции «опыт есть, но небольшой / давний / не в системе» наиболее часто были отнесены: опыт сотворчества – совместного творчества с ребенком – создания художественного произведения; опыт проживания ситуации успеха в творческой деятельности (личного успеха); опыт проживания ситуации успеха учениками в ходе уроков ИЗО или внеурочной деятельности; опыт посещения лично учителями художественных галерей, выставок, музеев; опыт организации и совместного посещения с учениками художественных галерей, выставок, музеев; опыт индивидуализации / дифференцированного подхода к организации работы учеников – постановка разных задач. К позиции «только лишь несколько единичных случаев такого опыта» наиболее часто были отнесены: опыт организации коллективной работы детей над художественным произведением – коллективное сотворчество; опыт устной презентации собственного художественного произведения (в т.ч. в творческих объединениях / организациях / в рамках выставок); опыт организации и проведения выставок детского художественного творчества (рисунков и др.); опыт личного участия в пленэре – выполнения художественных работ в природе / городе, др.; опыт создания мотивирующих педагогических ситуаций, расширяющих эмоциональный опыт детей, мотивирующих их к творчеству; опыт виртуальных экскурсий в художественные галереи, музеи, на выставки – лично учителя; опыт создания ситуаций успеха для учеников на уроке / во внеурочной деятельности. К позиции «есть только опыт наблюдения за такой работой других педагогов» наиболее часто были отнесены: опыт проведения экскурсий по выставке и/или презентацией работ детьми – участниками; опыт организации и проведения пленэра для группы детей; опыт эмоционального подъема восхищения красотой, мотивирующего к творчеству, вдохновляющего к созданию художественных произведений; опыт наблюдения за работой художников-профессионалов; опыт организации и проведения виртуальных экскурсий в художественные галереи, музеи, на выставки для учеников; опыт участия в работе жюри конкурсов детского творчества и оценки детских работ по критериям конкурса. Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что личный профессиональный опыт имеет первостепенное значение для учителей изобразительного искусства как фактор их профессионального роста и фундамент их профессиональной компетентности, профессионального мастерства. Специальное внимание к количеству и качеству личного профессионального опыта у учителей отражает личностно ориентированный подход к дополнительному профессиональному образованию, которое должно предполагать и анализ имеющегося у педагогов личного профессионального опыта, и создание условий для расширения его актуальных видов. Результаты эмпирического исследования позволили выявить актуальные виды как педагогического опыта, так и опыта художественной деятельности, развитие которых актуально для современных учителей изобразительного искусства, включая опыт позитивного общения, взаимодействия с участниками образовательных отношений, совместной с ними игровой, творческой деятельности; опыт педагогического сопровождения творческой самореализации детей, сотворчества с детьми; опыт применения разных форм и способов художественной деятельности. ЛИТЕРАТУРА 1. Ануфриева Д.Ю. Развитие личного опыта педагога в процессе его профессиональной подготовки: автореферат дис. ... доктора педагогических наук. Москва, 2010. 40 с. 2. Акишина Е.М. Развитие профессиональных установок студентов в образовательной среде вузов сферы культуры и искусства // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 169–170. 3. Акишина Е.М. Современные тенденции художественного образования как ответ социокультурным вызовам // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 29–32. DOI 10.24412/1991-5497-2021-186-29-32. 4. Савенкова Л.Г. Методология и история интегрированного полихудожественного образования // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: материалы V Международной научно-практической конференции, Таганрог, 31 марта 2022 года. Ростов-на-Дону Таганрог: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2022. С. 32–40. 5. Савенкова Л.Г. Образовательный потенциал художественных практик. Народное искусство в художественном образовании: традиции и инновации // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2022. № S3 (38). С. 239–243. 6. Савенкова Л.Г., Васильева Е.Ю. Формирование культурных и культурно-творческих компетенций в процессе в процессе освоения мировой художественной культуры // Ценности и смыслы. 2021. № 4 (74). С. 113–129. DOI 10.24412/2071-6427-2021-4-113-129.