ПРОФЕССИЯ ИСКУССТВОВЕД: ЕДИНСТВО ЗНАТОКА, ИССЛЕДОВАТЕЛЯ, МАЙЕВТИКА

Жуковский Владимир Ильич

доктор философских наук, профессор Сибирского Федерального университета, Красноярск.

Аннотация: 
В статье определены основные понятия современной теории изобразительного искусства, обозначена роль искусствоведа, носителя концептуальных положений теории, в единстве таких профессиональных аспектов, как знаток, исследователь, майевтик. Показана роль концептуальной модели искусствоведа в процессе профессионального обучения. Характеризуется отраслевая специфика подготовки бакалавров искусствоведения в вузе. Структурируется деятельность искусствоведа, призванная профессионально выполнять адаптационную функцию медиатора между произведением искусства и зрителем.

Профессиональное становление будущих специалистов сегодня рассматривается как деятельность в рамках конкретной образовательной модели профессии, соответствующей их будущей профессиональной деятельности. Современный этап социально-культурного развития предъявляет специальные требования к результатам освоения образовательных программ для бакалавров направления подготовки «история искусств». Модель профессии выступает своеобразной основой проектирования подготовки будущих искусствоведов на уровне квалификации «бакалавр» в процессе обучения в вузе и является связующим элементом, объединяющим вокруг себя все остальные ее компоненты. В числе этих компонентов: мотивационно-целевой (индивидуальность личности), содержательный (знания, умения, навыки), личностный (самооценка, самоанализ, прогнозирование), технологический (способы практических действий). Модельные представления о профессиональных качествах будущей деятельности студента-искусствоведа прогнозируют теоретические и методические аспекты профессионального становления студентов в вузе. Инновационный потенциал обучения будущих искусствоведов реализуется на основе учета результатов искусствоведческих исследований ученых Сибирского Федерального университета по направлению «Актуальные проблемы теории изобразительного искусства». Концептуальной основой модели профессионала-искусствоведа в вузе служит современная теория изобразительного искусства, которая является познавательным инструментом освоения своей предметной области. В искусствоведческом исследовании «Теория изобразительного искусства» выдвигается ряд концептуальных положений, позволяющих заложить фундамент теоретического знания об изобразительном искусстве в единстве произведений различных видов и жанров [5; 10]. В «Теории изобразительного искусства» также обозначена роль носителя концептуальных положений современной теории, которым выступает искусствовед в единстве таких его профессиональных аспектов, как знаток, исследователь и майевтик. Здесь же определена главная задача искусствоведа-профессионала – выполнять адаптационную функцию медиатора между произведением искусства и зрителем. Другой концептуальной базой модели, успешно применяемой в учебном процессе университета, является система методов образовательной деятельности, построенная на ключевых положениях теории визуального мышления [3; 6]. Развитие культуры визуального мышления открывает студенту-искусствоведу возможность развития модельно-репрезентативной формы мышления, развивает способность видеть мир не только в его поверхностной «кажимости», но и таким, какой он есть в своей сущности [5, с. 94-102]. Целостная модель профессиональной деятельности бакалавра представляет собой систему знаний, которая обеспечивает формирование трех аспектов его качеств – знаниевого, исследовательского и майевтического, объединенных четвертым качеством – его мировоззрением. Исходя из этого ориентира, конструируется образовательный процесс бакалавра искусствоведения: определяются дисциплины, формирующие его профессиональные качества, а также дисциплины, способствующие решению задач личностного роста, становления мировоззрения. Искусствовед-знаток – эрудит, способный тонко различать художественные стили, эпохи и авторские произведения различных жанров; специалист, умеющий выявлять и вербально кристаллизовать исторические, религиозные, мифологические, сюжетные и прочие детерминанты, координационно определяющие то или иное творение истории изобразительного искусства в тот или иной период жизни творца. Такой элемент как «знаниевость» включает в себя действительно системное знание, организующее массу информации, связанной с произведениями, рассеянными по хронологии мировой истории искусства. Целостность здесь задается теоретическими и методологическими основами – теми элементами теории и методологии истории искусства, которые формируют системное видение бакалавра, как в отношении отдельного произведения искусства, так и в отношении всей массы существующих произведений. И тогда методология истории искусства логически выступает принципом интеграции, позволяющим увидеть стилевое родство произведений [5, с. 438-443]. Искусствовед-исследователь – аналитик, деятельность которого направлена на глубинное проникновение в умозрительную суть знаковой модели, которой является конкретное произведение искусства как чувственно явленная сущность. Исследовательская составляющая предполагает умение бакалавра проникать в сущность произведения искусства, а это требует целенаправленного развития его визуального мышления и практического освоения технологий такого проникновения – схемы и общенаучных методов исследования (например, наблюдение, измерение, анализ и синтез), но в применении к искусствоведческим задачам. [5, с. 444-452]. Искусствовед-майевтик – профессионал искусствоведческой сферы, цель которого – всесторонняя и бережная помощь в порождении и осуществлении полноценного процесса диалога зрителя с произведением искусства. Майевтика – это важнейшая составляющая искусствоведа, суть которой – умение организовать встречу зрителя и произведения. Поэтому это качество требует знаний зрительской психологии (общей, возрастной, социальной), знаний педагогики как способа организации образовательного пространства, а также знания всех тех дисциплин, которые занимаются организацией общения (индивидуального и группового). Наиболее важна здесь майевтическая практика, позволяющая интегрировать эти знания и выработать способы организации общения с произведением в различных условиях. Следовательно, бакалавр искусствоведения – это полноценный искусствовед-профессионал, обладающий целостной системой знаний и опыта (способов действия), которая формирует его в единстве трех аспектов и позволяет реализовать себя в этих направлениях [5, с. 463-468]. Освоение студентами модели профессии бакалавра («история искусств») начинается на этапе адаптации в первый год обучения: учитывается уровень подготовленности, сформированная система ценностей, отношение к будущей профессиональной деятельности. Несомненно, изначальные склонности влияют на выбор студентом будущей профессии, они являются благоприятным фоном, на котором формируется профессиональная картина мира. Модель профессии позволяет выделить три основных группы учебных процессов, взаимосвязанных друг с другом, но имеющих при этом относительно самостоя¬тельные направления: учебно-знаниевый процесс, научно-исследовательская работа; майевтическая практика. Учебно-знаниевый процесс предполагает преимущественное изучение творчества мастеров искусства, стилей, эпох, жанров, техник искусства, художественных материалов. В последующие годы обучения развитие профессиональной культуры бакалавров зависит от содержания и методов учебного процесса, системы профессиональных знаний и умений студентов, развития творческого опыта, коммуникативных способностей и приобретения навыков профессиональной пригодности. Научно-исследовательская работа студентов включает в себя целый спектр мероприятий. Специалисты обучают студентов осуществлять синтетический подход к анализу произведений искусства, выступающих репрезентантом эпохи в истории культуры и репрезентантом художественного стиля конкретного мастера. Научно-исследовательская работа студентов – это также комплекс взаимосвязанных процессов, направленных на изучение ключевых проблем зрительского восприятия. Преподаватели университета обращаются к педагогическим технологиям, которые позволяют организовать образовательный процесс на прикладном, практическом уровне (художественно-профессиональные тренинги, предметные игровые действия и др.). Блоки и дисциплины учебного плана объединены «смысловым ядром», едиными принципами взаимодействия всех дисциплин. Общая цель направлена на деятельностно-творческий характер взаимодействия студентов и стимулирование их продуктивного общения [7]. Учеными университета разработана экспериментальная методика формирования компетентности будущих бакалавров, в процессе апробации которой выявляется творческая самореализация студентов [8]. Во время профессиональной подготовки студентов решаются задачи: • развития визуального мышления; • формирования интереса к методологии и практике научного поиска; • стремления к самостоятельным разработкам, к постоянному самосовершенствованию. Таким образом, модельное качество «бакалавр искусствоведения» включает в себя четкую и здоровую мировоззренческую позицию, которую определяет целостная система знаний и опыта, позволяющая студенту полноценно реализоваться во всех трех направлениях профессиональной деятельности –знаниевом, исследовательском и майевтическом. Единство знатока, исследователя и майевтика на базе ставшего мировоззрения и есть завершенное качество бакалавра искусствоведения, а потому бакалаврская выпускная работа как заключительный этап образования должна быть ориентирована на разворачивание всех этих аспектов. Тогда критериями полноценности такой работы выступают: видение целостности материала; полнота знаний; умение глубинно исследовать произведение искусства; способность организовать встречу зрителя и произведения искусства; стремление сформировать систему отношений к себе, своему делу, окружающему миру в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве. – М.: В. Шевчук. – 2009. – 289 с. 2. Гераимчук И.М. Теория творческого процесса. Киев: Эдельвейс, 2012.–269 с. 3. Жуковский В. И. Визуальное мышление в процессе художественного творчества // Философия и культура. – 2014. – № 4. – С. 618-627. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.4.10770 4. Жуковский В. И. Произведение искусства в эпицентре художественной культуры // Философия и культура. – 2013. – № 11. – С. 1613-1620. 5. Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства: [монография] СПб: Алетейя, 2011. – 496 с. 6. Жуковский В.И., Пивоваров Д. В. Интеллектуальная визуализация сущности. – Красноярск: КрГУ, 1998. – 222 с. 7. Жуковский В. И., Тарасова М. В. Образовательный потенциал художественной культуры // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2014. –№ 2. – URLМ. В.: http://www.art-education.ru/AE-magazine-2-2014.htm 8. Образовательная функция художественной культуры: монография / В. И. Жуковский [и др.]. – Красноярск: Сиб. Федер.ун-т., 2013. – 222 с. 9. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: статьи по истории искусства. – СПб.: Акад. Проект, 1999. – 393с. 10. Zhukovskiy W. I. Modern Theory of Visual Art: Regional Project // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2014. – № 8. – P. 1301-1311.