Программа и методика эксперимента по внедрению педагогической модели развития профессиональной культуры художника-мастера традиционного прикладного искусства

Поселѐнова Ирина Владимировна

Аспирант Высшей школы
народных искусств (института),
преподаватель кафедры живописи
Высшей школы народных искусств
(института),
г. Санкт-Петербург

Аннотация: 
Программа и методика эксперимента по внедрению педагогической модели развития профессиональной культуры художника-мастера традиционного прикладного искусства

Необходимость разработки данной модели обуславливается внешними изменениями, происходящими в обществе на современном этапе развития, и качественным уровнем гуманитарной подготовки будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства. Перед профессиональным образованием встают новые задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям современного и перспективного рынка труда, с высокоразвитой профессиональной культурой. В современном обществе перед художником-мастером традиционного прикладного искусства возникают новые проблемы. При условии полного отсутствия централизованных художественно-творческих мастерских, в свое время принимавших на работу и обучавших молодых специалистов, художнику-мастеру необходимо самостоятельно сориентироваться в многообразии современных культурных направлений и развивать народное искусство на основе вековых национально-культурных традиций, тем самым абстрагируясь от направлений массовой, примитивной культуры, активно насаждаемых средствами массовой информации.
Актуальность разработки модели развития профессиональной культуры в процессе гуманитарной подготовки усиливается в связи с качественным уровнем гуманитарной подготовки художников-мастеров. Как показал опрос, проведенный среди студентов средних профессиональных образовательных учреждений в области традиционного прикладного искусства (Палехское художественное училище им М. Горького, Богородское художественно-промышленное училище резьбы по дереву, Холуйское художественное училище им. Н. Н. Харламова, колледж при Высшей школе народных искусств и ее филиале – Институте традиционного прикладного искусства), только 15,3% видят необходимость изучения гуманитарных дисциплин для освоения профессии художника-мастера традиционного прикладного искусства. Более половины опрошенных студентов (54,6%) считают дисциплины гуманитарного цикла незначительными для профессионального становления. И только 30,1% дали неопределенные ответы, предположив, что гуманитарные дисциплины скорее всего нужны, а вот ответить, для чего, они затруднились. Также анализ результатов экзаменов, зачетов по гуманитарным, обепрофессиональным и специальным дисциплинам свидетельствует о высокой художественно-технической подготовленностью и диаметрально противоположным уровнем гуманитарной подготовки выпускников средних профессиональных образовательных учреждений в области традиционного прикладного искусства.
Педагогическое моделирование используется при изучении вопросов, касающихся подготовки новых квалифицированных специалистов, что в свою очередь нуждается в системном рассмотрении трех вопросов: 1) характера профессиональной деятельности, для которой готовят специалиста (виды деятельности, трудовые функции), 2) квалификационные характеристики специалиста, содержащие основные требования к содержанию знаний, умений и навыков (компетенции специалиста), 3) содержание образования, обучения (особенности подготовки). Все компоненты в свернутом виде могут отражать характерные особенности деятельности, требования к специалисту и подготовки.
Развитие профессиональной культуры будущих художников-мастеров в процессе гуманитарной подготовки представляет собой управляемый системный процесс (включающий принципы и содержание гуманитарной подготовки, формы, методы и конкретные педагогические условия), вследствие которого обучающийся способен к усвоению и применению в будущей профессиональной деятельности определенных знаний, научных фактов в области гуманитарных дисциплин, что благотворно влияет на развитие процессов мышления и интеллектуального уровня в соответствии с поставленными целями профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Педагогическая модель развития профессиональной культуры художника-мастера традиционного прикладного искусства в процессе гуманитарной подготовки разработана с учетом инновационного подхода к развитию образования (В. А. Сластѐнин, Л. В. Школяр, В. С. Лазарев и др.) и концепций развивающего обучения (Л. В. Занков, Д. В. Эльконин) (таблица 1).
Таблица 1. Педагогическая модель развития профессиональной культуры художника-мастера традиционного прикладного искусства в процессе гуманитарной подготовки.
Результат: создание высокохудожественных произведений традиционного прикладного искусства, отвечающих лучшим национально-эстетическим и историческим художественным традициям
Цель: формирование профессиональной культуры будущего художника традиционного прикладного искусства и выработка мировоззренческих позиций, способствующих созданию высокохудожественных произведений искусства
1. Виды будущей профессиональной деятельности
- Созидательная собственно художественно-творческая деятельность от возникновения идеи – еѐ проектное решение-материализация проекта в художественной форме.
- Копирование высокохудожественных исторических произведений традиционного прикладного искусства.
- Реставрация уникальных исторических художественных изделий.
- Выставочная деятельность.
- Педагогическая деятельность: разработка учебных программ для обучения исполнительскому мастерству, выполнение образцов поэтапного выполнения учебных работ;
- Научно-исследовательская работа в творческих экспедициях по изучению центров народных художественных промыслов, научный поиск, участие в научно-практических конференциях.
2. Профессиональные качества будущего художника-мастера традиционного прикладного искусства
Общекультурные (гражданские, морально-нравственные, социальные, коммуникативные), формируемые на занятиях гуманитарных предметов
Специфические профессиональные качества, формируемые на занятиях общепрофессиональных и специальных дисциплин
- гуманное отношение к окружающему миру, всесторонняя развитость, общекультурная компетентность, культура речи;
- мировоззренческая активность, эмоциональность, одухотворенность, интеллектуальность и образность мышления, творческий подход к решению задач, культурная самореализация;
- патриотизм, национальная идентичность, гражданская ответственность, законопослушность, дисциплинированность;
- направленность на национально-эстетические и культурные традиции, духовное погружение в эстетическую атмосферу народной культуры нашей страны;
- мобильность, самостоятельность в принятии решения, предприимчивость, лидерские качества, организаторские способности, трудолюбие, мотивации и устойчивый интерес к профессии ответственность за выполняемую работу, увлеченность, самокритичность целеустремленность;
- стремление к творческой самореализации, самосовершенствованию самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию.
- понимание необходимости философского рассуждения и осмысления своего бытия.
- понимание необходимости художественно-образного осмысления и рассуждения
3. Принципы гуманитарной подготовки
1. Интеграция и взаимосвязь гуманитарных дисциплин с дисциплинами общепрофессионального и специального цикла через подробное изучение уникальной национальной русской культуры, еѐ понимание, и изучение в диалоге с культурами других стран.
2. Теоретико-прикладной характер гуманитарной подготовки, профессионально ориентированное содержание гуманитарных дисциплин.
3. Цели и задачи учебных программ гуманитарных предметов, направленных не только на формирование общечеловеческой культуры, но и на развитие профессиональной культуры через включение тем, соотнесѐнных с учебными программами общеобразовательных и специальных дисциплин.
4. В содержании гуманитарных дисциплин рациональный подбор национально-регионального компонента курсов по выбору студентов в цикле общегуманитарных и социально-экономических дисциплин профессионального образования, учитывающий основные накопления общечеловеческой и национальной культуры, высокую воспитательную и гуманитарную насыщенность.
5. Создание в профессиональном образовательном учреждении культурной, гуманитарноориентированной, художественно-творческой эстетической и духовно-нравственной психолого-педагогической среды.
6. Осуществление воспитания на кафедрах гуманитарных дисциплин в контексте народной культуры России.
7. Поддержка и развитие индивидуальности и инициативности каждого обучающегося через семинарские занятия, выполнение курсовых и текущих работ, самостоятельную работу студентов- доклады, рефераты.
Система основополагающих предметных компетенций, соотнесѐнных с профессиональной сущностью будущих художников-мастеров
Основы философии
- обладание мировоззренческой позицией; способностью к осмыслению жизненных явлений, самостоятельному поиску истины, критическому восприятию противоречивых идей, в том числе в области художественно-творческой деятельности в  традиционном прикладном искусстве;
- знакомство с методологией познания художественного творчества;
- понимание сущности и социально-культурной значимости традиционного прикладного искусства;
- формирование интереса к первоисточникам философской мысли, в том числе в области философии культуры и искусства;
Отечественная история
- осознание исторического опыта России как полиэтнического государства с многонациональной исторической культурой и способности понять, что история страны делает человека гражданином.
- знание законов исторического развития общества, хронологической последовательности основных исторических событий;
- сформированность активной жизненной позиции через исторические подвиги собственного народа;
- способность расширения тематики произведений традиционного прикладного искусства через историко-теоретические знания и исторические факты:
- способность к аналитическому разбору каждого исторического события как необходимого для отражения в художественно-творческой деятельности;
- создание целостного представления о той или иной исторической эпохе, соотносимой с особенностями культуры и искусства изучаемого исторического периода.
Композиция в лаковой миниатюрной живописи
Исполнительское мастерство в лаковой миниатюрной живописи
- теоретическое философско-историческое обоснование выбранной темы диплома, отражающее мировоззренческие взгляды студента на конкретное историческое событие;
- выбор колористического решения композиции (с точки зрения философии цвета и традиций русского искусства), максимально отражающей философско-историческое идейно-художественное образное содержание выбранной темы, историческую эпоху;
- линейно-пластическое, графически-композиционное выражение философско-исторической идеи выбранной темы;
- предварительные эскизы, соединяющие цветовое и линейно-пластическое решение темы;
- подбор орнаментальных мотивов и цветового решения росписи, отражающих стиль конкретной исторической эпохи;
Графический и колористический авторский проект, включающий детальную проработку всех элементов изображения и являющийся основой для воплощения в материальной форме.
- детальная проработка костюмов, интерьерной, бытовой и архитектурной среды отвечающей конкретной исторической эпохе;
- портретное сходство изображаемых исторических персонажей;
- соответствие стилистическим традициям конкретного вида традиционного прикладного искусства;
- технически уверенное исполнение белильной подготовки, цветовых подплавок, прописи, орнаментальных мотивов, пробелов на всех элементах исторически точного изображения в материале.
Методы: вербальные, наглядные, практические (выполнение курсовых работ, рефератов), активные на основе диалога в системе учитель – ученик
Формы: лекции, семинары-диспуты, практические занятия, консультации
Педагогические условия формирования профессиональных качеств на учебных занятиях при условии, что преподаватель – носитель и проводник традиционной культуры России
1.Разъяснение значимости предмета для будущей профессии художника-мастера конкретного вида традиционного прикладного искусства.
2.Чѐткая постановка задачи учебного занятия, ориентированная на интеграцию с дисциплинами общепрофессиональных и специальных предметов.
3.Системность, доступность, ориентированность изучаемых тем на историчность учебного материала, соотнесѐнного и историей художественных традиций нашей страны.
4.Использование колористической наглядности, образности и ассоциативности средств обучения.
5.Создание проблемной ситуации, постановка дополнительных вопросов, решение нестандартных творческих задач.
6.Ориентация на самостоятельную работу через рекомендуемую дополнительную учебно-методическую литературу и Интернет источники по гуманитарным дисциплинам.
7.Выделение главного, четкого формулирования выводов с использованием зрительных образов (опорных сигналов), в том числе произведений традиционного прикладного искусства, биографий художников, истории центров народного искусства.
8.Дискуссионность и свободное обсуждение темы занятия и возникающих вопросов в ходе его проведения.
9.Применение комбинированных методов и форм обучения – чередование лекционных, семинарских и других видов учебных занятий.
Критериальный аппарат
1. Итоги успеваемости студентов по гуманитарным дисциплинам (творческие рефераты, курсовые работы, результаты экзаменов/зачетов по дисциплинам на примере предметов «Основы философии» и «Отечественная история»).
2. Результаты интервьюирования студентов, педагогов, заведующих кафедрами, работников учебного отдела, декана факультета по вопросу эффективности проведения эксперимента
3. Уровень качества выполнения дипломной работы:
отражение системы научных знаний по гуманитарным дисциплинам в выборе темы и содержании дипломной работы;
уровень разработанности художественной идеи, основанной на исторических событиях или содержании литературных произведений, философском осмыслении сущности разработанной идеи и соотнесѐнной с технологическими приѐмами конкретного вида традиционного прикладного искусства, материаловедением и будущей проектной деятельностью;
степень художественно-творческого уровня и внесѐнной креативности дипломного проекта будущего художника-мастера по конкретному виду традиционного прикладного искусства, выполненный в материале.
4. Активность участия в научно-практических конференциях.
Соблюдение всех вышеуказанных компонентов моделирования позволит сформировать человека культуры, художника-носителя и творца традиционной русской культуры, разовьет уровень его профессиональной культуры, тем самым повысив уровень качества изделий традиционного прикладного искусства, что в свою очередь сделает выпускников среднего профессионального учебного заведения конкурентоспособными и востребованными на рынке труда в эпоху глобализации.
Изучение гуманитарных дисциплин должны быть направлено на расширение кругозора, формирование мировоззрения и в первую очередь на формирование творческого профессионального мышления. По мысли Н. К. Шабанова, О. П. Шабановой, М. С. Тарасовой, формирование у студентов творческого профессионального мышления – «…это процесс, в ходе которого на основе определенных знаний, научных фактов, их усвоения и применения в активной деятельности происходит развитие операций, процессов, видов и форм мышления, а также качеств ума в соответствии с задачами и условиями профессиональной деятельности» [6, 423].
В условиях среднего профессионального образования развитие творческого мышления может происходить через различные формы занятий, в том числе применение комбинированном форм – чередование лекционных, семинарских и других видов учебных занятий. В процессе лекции преподаватель способствует развитию творческого мышления через эмоционально окрашенное, оригинальное изложение материала, яркого сравнение точек зрения на то или иное явление, выделение главного, четкого формулирования выводов, использование колористической наглядности, образности и ассоциативности средств обучения, применение опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков, значков, ключевых слов и т. п.).
Во время практических занятий, семинаров преподаватель воздействует на развитие мыслительных процессов через создание проблемной ситуации, постановку дополнительных вопросов, решение нестандартных творческих задач, побуждение к самостоятельному осмыслению, обсуждению темы и возникающих в ходе занятия вопросов. Важная роль в обучении отводится самостоятельной работе студента, которую направляет преподаватель, ориентируя студентов на дополнительную учебно-методическую литературу и интернет-источники по гуманитарным дисциплинам.
Занятия по гуманитарным дисциплинам для студентов, обучающихся по специальности «Традиционного прикладное искусство и народные художественные промыслы» должны строиться исходя из профиля учебного заведения. В частности, характерным в преподавании гуманитарных дисциплин будет являться акцент на уникальности национальной русской культуры. Изучив культуру своего народа, можно понять ее сущность и роль в контексте мировой культуры.
Методологической базой моделирования культурно-исторического и духовно-нравственного направления образовательного пространства при подготовке художников-мастеров традиционного прикладного искусства являются антропоцентрические идеи таких отечественных философов, как М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский, И.А. Ильин.
На основе изучения теоретико-педагогических положений отечественных авторов, рассматривающих различные аспекты гуманитаризации профессионального образования (И.Ф. Аненский, А.Ф. Арсланов, Ю.Н. Березин, М.Г. Домбинская, Г.А. Жданова, В.П. Зинченко, Е.Н. Ишакова, С.Е. Каплина, Н.Б. Крылова, Л.Й. Либерман, О.Г. Мокринская, А.К. Нестеров, Т.И. Плаксина, Н.И. Суслов, Н.А. Ульченко, Г.Я. Фаттахова, Л.Г. Рощина, А.В. Толстых, Т.В. С.В. Шевченко, С.А. Щелкунов, и т. д.), и анализа исторического опыта по формированию профессиональной культуры (М.Я. Виленский, П. В. Кузьмин, Б.С. Гершунский, Л.Г. Медведев, М.М.Поташник, В.И. Киреенко, Ю.А. Полуянов, В.Г. Рындак, С.В. Уляев, В.Д. Шадриков), была сформирована и реализована программа эксперимента. Цель экспериментальной работы заключалась в проверке эффективности модели (Таблица 1) и выдвинутых гипотез о возможности повышения уровня сформированных профессиональных качеств у выпускников среднего профессионального образования в области традиционного прикладного искусства на занятиях по гуманитарным дисциплинам.
В качестве рабочей гипотезы была выдвинута идея о том, что обеспечить развитие профессиональной культуры художников-мастеров традиционного прикладного искусства на занятиях по гуманитарным дисциплинам можно при условии если:
1. Осуществление гуманитаризации профессионального образования в области традиционного прикладного искусства будет проходить в условиях взаимодействия историко-традиционных методов и современных форм, направлений обучения гуманитарным дисциплинам, основной целью которых является приобщение будущего художника-мастера к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, а также развитие профессионально-важных качеств (гуманное отношение к окружающему миру, патриотизм, мировоззренческая активность, гражданская ответственность, законопослушность, трудолюбие, направленность на национально-эстетические и культурные традиции, погруженность в эстетическую атмосферу народной культуры, эмоциональное и духовное богатство, целеустремленность, высокий уровень интеллекта, эстетическое отношение к народному искусству и к окружающему миру в целом, развитое профессиональное образное мышление, общекультурная компетентность) составляющих основу профессиональной культуры художника-мастера.
2. Ценностным ориентиром гуманитарной подготовки художников-мастеров в системе среднего профессионального образования в области традиционного прикладного искусства будет выступать углубленное изучение национальной русской культуры.
3. Развитие профессиональной культуры художников-мастеров традиционного прикладного искусства в процессе гуманитарной подготовки будет представлять управляемый системный процесс, включающий принципы, содержание гуманитарной подготовки, формы, методы и конкретные педагогические условия, отвечающий задачам подготовки высококвалифицированных специалистов в области традиционного прикладного искусства.
4. Внедрение в реальную практику учебных программ по гуманитарным дисциплинам, в основе которых лежат принципы целостности, продуктивности и интеграции с содержанием учебных программ по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
В задачи экспериментальной работы входили осуществление замера-среза и выявление исходного уровня развития профессиональной культуры у студентов 1 курса, поступивших в колледж по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы»; разработка шкалы определения уровня сформированных знаний профессиональных культурообразующих качеств у студентов; организация систематического контроля над протеканием и результативностью экспериментальной работы; проведение повторного замера-среза, определяющего динамику формирования профессиональной культуры в экспериментальных и контрольных группах студентов на 4 году обучения при проектировании и исполнении дипломных изделий лаковой миниатюрной живописи; разработка шкалы определения степени художественности, дипломного комплекта изделий лаковой миниатюрной живописи; обработка данных, подведение итогов, анализ полученных результатов экспериментальной работы по исследованию динамики изменений, происходящих в профессиональной культуре будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства, формирование выводов.
Критериями эффективности педагогической модели развития профессиональной культуры художников-мастеров прикладного искусства являются 1) итоги успеваемости студентов по гуманитарным дисциплинам (творческие рефераты, курсовые работы, результаты экзаменов, зачетов по дисциплинам на примере предметов «Основы философии» и «Отечественная история»); 2) результаты интервьюирования студентов, педагогов, заведующих кафедрами, работников учебного отдела по вопросу эффективности проведения эксперимента; 3) уровень качества выполнения дипломной работы (отражение системы научных знаний по гуманитарным дисциплинам в выборе темы и содержании дипломной работы; уровень разработанности художественной идеи, основанной на исторических событиях или содержании литературных произведений, философском осмыслении сущности разработанной идеи и соотнесѐнной с технологическими приѐмами конкретного вида традиционного прикладного искусства, материаловедением и будущей проектной деятельностью; степень художественно-творческого уровня и внесѐнной креативности дипломного проекта будущего художника-мастера по конкретному виду традиционного прикладного искусства, выполненный в материале); 4) активность участия в научно-практических конференциях.
Поскольку одним из критериев эффективности инновационной модели обучения гуманитарным дисциплинам в подготовке художников-мастеров прикладного искусства является отражение полученных в результате экспериментальной работе знаний в содержании дипломных работ, эксперимент проводился на кафедре «Философии» и на выпускающей кафедре «Лаковой миниатюрной живописи» Высшей школы народных искусств (институт), московского филиала ФГБОУ ВПО ВШНИ Института традиционного прикладного искусства, Федоскинского филиала лаковой миниатюрной живописи, Мстерского филиала лаковой миниатюрной живописи им Ф. А. Модорова, Холуйского филиала лаковой миниатюрной живописи им. Н. Н. Харламова. На уровне кафедр по гуманитарным дисциплинам были проведены основные работы по организации экспериментальной работы относительно: ознакомления преподавателей с предполагаемой программой педагогического эксперимента; методической подготовки преподавателей кафедры и разработку инновационных программ, цели, задачи и содержание которых ориентированы на формирование определенных компонентов профессиональной культуры художника-мастера традиционного прикладного искусства; проведения контрольных замеров по выявлению уровня сформированных профессиональных знаний на начальном и заключительном этапе эксперимента; соблюдения педагогических условий направленных на оптимизацию динамики процесса развития профессиональной культуры художников-мастеров традиционного прикладного искусства.
В качестве участников экспертной группы по оцениванию художественных качеств дипломных работ студентов в контрольной и экспериментальной группе, помимо автора статьи, выступали работники учебного отдела, заведующие выпускающих кафедр и искусствоведы – ведущие научные сотрудники Эрмитажа и Русского музея, подготовившие рецензии на каждую дипломную работу.
Формирующий эксперимент проводился со студентами всех специализаций, поступивших в колледж по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», однако особый интерес представляли студенты, поступившие на специализацию «Лаковая миниатюрная живопись». Именно по этим группам проводились констатирующие и контрольные срезы-замеры и была выработана специфическая шкала определения степени художественности, дипломного комплекта изделий лаковой миниатюрной живописи. Впрочем, предложенная теория и полученные результаты могут быть экстраполированы на все специализации традиционного прикладного искусства.
В качестве контрольной группы выступали студенты набора 2007 года. В состав экспериментальной группы вошли студенты набора 2008 года. Экспериментальное исследование проводилось в естественных условиях организации учебного процесса и строилось по трем направлениям.
Первым направлением исследования был констатирующий эксперимент, целью которого было выявление исходного уровня развития профессиональных культурологических знаний у студентов колледжа по специальности «Традиционного прикладное искусство и народные художественные промыслы». Для этого в первые шесть месяцев обучения в колледже в экспериментальной и контрольной группах был проведен первоначальный замер-срез, который позволил получить достоверные данные, представленные в таблице 6. В процессе исследования была разработана шкала определения уровня сформированных знаний профессиональных качеств у студентов (Таблица 2.).
Таблица 2. Шкала выявления уровня профессиональных качеств у студентов.
Уровень профессиональных культурообразующих качеств
Характеристика профессиональных качеств (знаний, умений, навыков)
Комплектование контрольной и экспериментальной групп происходило по одинаковым правилам, на основании среднего балла вступительных экзаменов. Замеры производились синхронно, в начале обучения (I семестр I курса) и на завершающем этапе обучения (VIII семестр IV курса). По итогам первого замера оказалось, что первоначальный уровень профессиональных знаний, качеств у студентов в экспериментальной и контрольной группах практически однородный, что позволяет обеспечить чистоту исследования.
С целью координирования экспериментальной работы в процессе формирующего эксперимента осуществлялось сплошное и выборочное педагогическое наблюдение. Такой метод позволял непосредственно контролировать ход всего учебного процесса, работу преподавателей кафедры «Философии», успеваемость студентов. Метод
I уровень
(неудовлетворительный)
Студент имеет обрывочные знания как в области гуманитарных, так и в области специальных дисциплин;
II уровень
(низкий)
Студент хорошо ориентируется в специальных дисциплинах, имеет осколочные знания в области гуманитарных наук, отсутствуют представления о целостной картине мира, не сформированная мировоззренческая позиция, слабо выражена национальная ориентированность,
III уровень
(средний)
Студент хорошо ориентируется в профессиональных знаниях, так же хорошо в гуманитарных дисциплинах, но при этом не видит связи и поэтому не применяет знания по гуманитарными дисциплинами в профессиональной деятельности, умеренно развитое образное мышление, достаточно развитый эстетический вкус.
IV уровень
Студент наделен глубокими знаниями не только внутри своей профессии, но и в иных сферах науки и культуры (владеет русским и иностранным языком, знает мировую и отечественную историю, философию и литературу); способен к культуротворчеству (умению создавать новое на основе полученных знаний), ярко выражены национальная ориентированность, развитое мировоззрение, эстетический вкус, эмоциональность, духовное богатство, патриотизм, усидчивость, целеустремленность, ориентация на национально-эстетические и культурные традиции, эстетическое отношение к народному искусству и к окружающему миру в целом, развитое профессиональное образное мышление, общекультурная компетентность.
наблюдения использовался также при получении сведений о качестве развития необходимых профессиональных знаний, умений и навыков в ходе проведения учебных занятий по гуманитарным дисциплинам. Методом интервьюирования были получены данные по эффективности проведения эксперимента. Результаты вербального опроса приведены в таблице 3. Количественно-качественная обработка полученных результатов экспериментальной работы проводилась по средствам метода математической обработки данных. Приведенные ниже результаты, полученные в ходе опроса, в целом могут свидетельствовать об успешности проведения экспериментальной работы и указывать на эффективность предложенной модели развития профессиональной культуры художников-мастеров традиционного прикладного искусства на занятиях по гуманитарным дисциплинам.
Таблица 3. Результаты интервьюирования участников по вопросу эффективности проведения эксперимента
Краткое
содержание
ответов
Категории интервьюированных
Студенты, участвующие в
Эксперименте
% соотношение
Преподаватели, участвующие
в эксперименте
% соотношение
Заведующие кафедр, работники учебного отдела
% соотношение
Эффективно
58, 3
77,2
97,5
Не эффективно
9
6

Сложно сказать
33
16
3
Вторым этапом было определение уровня профессиональной культуры художника-мастера на основе сформированных профессиональных знаний, умений и навыков, полученных после обучения в колледже. Профессиональная культура всегда определялась субъектом труда (наличием у него профессиональных знаний, умений и навыков) и результатом его профессиональной деятельности. Поэтому уровень профессиональной культуры художника-мастера определялся при анализе выполнения творческого задания «Проектирование комплекта изделий лаковой миниатюрной живописи». Квалификация художника-мастера определяется не только теоретико-практическим освоением техники и технологии изготовления изделий традиционного прикладного искусства, но и пониманием идейно-философской, исторической, культурологической, духовной сущности этого вида искусства, а также места и роли человека в духовно-эстетическом преобразовании мира. Данный целеполагающий компонент является критериальным в динамике формирования профессиональной культуры художников-мастеров.
На данном этапе ставилась задача определения уровня: знаний по гуманитарным наукам; умения использовать полученные знания по гуманитарным дисциплинам при разработке дипломного проекта; навыков и способностей отразить в своей работе с помощью традиционной техники лаковой миниатюрной живописи особенности национального мировоззрения, культурные, исторические ценности русской культуры.
Умения и навыки в зависимости от их места и роли в обучении художников-мастеров традиционного прикладного искусства были разделены на ряд квалификационных уровней профессиональной культуры, описание которых представлено в таблице 4.
Таблица 4. Шкала определения квалификационного уровня художника-мастера на основе сформированных профессиональных знаний, умений и навыков, полученных после обучения в колледже
Уровень квалификации художника
Обобщенные характеристики сформированных профессиональных качеств выпускника при выполнении проекта изделий
I уровень
(неудовлетвори-тельный)
Слабо выражен уровень осмысления художественных традиций народного искусства, недостаточно высокая мотивация к самостоятельной творческой деятельности, умение самостоятельно выполняет весь технологический процесс создания изделия традиционного прикладного искусства отвечающему среднему уровню художественности.
II уровень
(низкий)
Отчетливо выражен уровень осмысления художественных традиций традиционного прикладного искусства, присутствует мотивация к самостоятельной творческой деятельности, умение самостоятельно выполняет весь технологический процесс создания изделия традиционного прикладного искусства отвечающему удовлетворительному уровню по степени художественности.
III уровень
(средний)
Достаточно высокий уровень осмысления художественных традиций традиционного прикладного искусства; мотивация к самостоятельной творческой деятельности; прослеживается взаимосвязь гуманитарных знаний с предметами специального цикла.
IV уровень
(высокий)
Высокий уровень осмысления художественных традиций традиционного прикладного искусства; мотивация к самостоятельной творческой деятельности; прослеживается взаимосвязь гуманитарных знаний с другими специальными предметами (композиция, моделирование, проектирование) и как результат создание высокохудожественных произведений, отражающих национально философские, культурные, исторические ценности русской культуры.
Третьим направлением стала разработка критериев, по которым можно было определить уровень развития профессиональной культуры художника-мастера лаковой миниатюрной живописи. Критерии оценки были разработаны относительно предложенной автором модели развития профессиональной культуры художника-мастера традиционного прикладного искусства. В ходе формирующего эксперимента определялась степень художественности дипломных изделий лаковой миниатюрной живописи. В процессе исследования анализировались выполненные студентами проекты и сами изделия лаковой миниатюры. Оценивались работы с точки зрения наличия философского, культурного, национального, исторического, образного отражения выбранной темы, а также выбора новых конструктивных форм полуфабриката, связанных с незаурядной темой диплома, образного содержания композиции выполненной миниатюрной росписи дипломной работы и возможности получения единого высокохудожественного комплекса, связанного общей идеей.
Проведенный анализ работ позволил квалифицировать изделия по группам художественности произведения. В данном исследовании под художественностью мы будем понимать «…критерий искусства, его качественную характеристику, основанную на чувственно-образном воплощении реальности и самовыражении художника в соотношении с эстетическим идеалом» [3, 253].
Таблица 5. Шкала определения степени художественности, дипломного комплекта изделий лаковой миниатюрной живописи
Степень художественности
Качественная характеристика степени художественности выполненного комплекта изделий
I степень
Варьирование и интерпретация темы распространенной, в данном виде традиционного прикладного искусства. Простое по форме изделие, выполненное по классической композиционной схеме, в традициях лаковой миниатюрной живописи, не несущее чувственно-образного содержания, слабо отражающее национально философские, исторические особенности русской национальной культуры.
II степень
Новые формы полуфабрикатов, незаурядная тема дипломного проекта. Композиция простая и неглубокая по содержанию. Комплект выполнен в традиционной технике лаковой миниатюрной живописи, содержит слабо выраженное отражение национально философских, исторических ценностей русской культуры
III степень
Выбор классической темы. Найдено новое композиционное решение, в котором тема получает новое образно-идейное звучание. Все изделия составляют единый комплекс высокохудожественных произведений несущий в себе национально философские, исторические ценности русской культуры.
IV степень
Выбор новых конструктивных форм полуфабриката, связанных с незаурядной темой диплома, образного содержания композиции выполненной в традициях миниатюрной росписи дипломной работы. Комплект изделий составляет единый высокохудожественный комплекс, связанный общей идеей. Тема глубоко продумана автором, и своим содержанием работа отражает национально философские, исторические особенности русской культуры.
Таким образом, уровень развития профессиональной культуры художника-мастера лаковой миниатюрной живописи определяется по уровню квалификации художника-мастера (т. е. культурообразующие знания, умения и навыки) и степени художественности дипломного комплекта. Следует отметить, что результаты экзаменов по гуманитарным дисциплинам «Основы философии» и «Отечественная история») продемонстрировали более высокий уровень знаний у студентов экспериментальной группы после обучения. Теоретико-прикладной характер гуманитарных дисциплин способствовал развитию интереса к дисциплинам гуманитарного цикла, который нашел свое отражение в активной аудиторной и самостоятельной работе студентов, а также в активном участие обучающихся в студенческих конференциях, посвященных проблемам традиционного прикладного искусства.
Полученные в результате эксперимента данные свидетельствуют о положительной динамике формирования профессиональной культуры будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства (таблица 6.)
Таблица 6. Сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента по развитию профессиональной культуры художников-мастеров
Показатели
Контрольная группа
(набор 2007 года)
Экспериментальная группа (набор 2008 года)
I
II
III
IV
I
II
III
IV
Уровень профессиональных качеств, имеющихся у студентов на момент поступления в колледж
61,3
34,8
3,9

65,1
31,4
3,5

Уровень профессиональных качеств студентов на завершающем этапе обучения
6
35,3
50,2
8,5
1,2
10,6
65,7
22,5
Квалификационный уровень художника-мастера после обучения
6,3
34,8
40,6
18,3
2,7
15,2
57,4
24,7
Степень художественности, дипломного комплекта изделий, выполненного после обучения в колледже
25,6
27,3
38,7
8,4
5,2
20,4
47,3
27,1
Примечание: I – неудовлетворительный уровень; III – средний уровень;
II – низкий уровень; IV – высокий уровень.
Сравнительный анализ результатов в контрольной и экспериментальной группах свидетельствует об изменениях:
- результаты первого замера-среза (Рисунок 1) демонстрируют примерно одинаковый уровень имеющихся на момент поступления в колледж профессиональных культурообразующих качеств у студентов в контрольной и экспериментальной группах.
Рисунок 1. Сравнительный анализ уровня имеющихся у студентов профессиональных качеств на момент поступления в колледж в контрольной и экспериментальной группах
0,0%
10,0%
20,0%
30,0%
40,0%
50,0%
60,0%
70,0%
I уровень II уровень III уровень IV уровень
контрольная группа
экспериментальная группа
- на завершающем этапе обучения результаты второго замера-среза (Рисунок 2) свидетельствуют, что в экспериментальной группе уровень профессиональных культурообразующих качеств у студентов по IV (наивысшему) уровню выше на 14% результата контрольной группы, по III (высокому) уровню выше на 15,5% результата контрольной группы, по II (среднему) уровню ниже на 24,7% результата контрольной группы, по I (низкому) уровню ниже на 4,8% результата контрольной группы;
Рисунок 2. Сравнительный анализ уровня профессиональных качеств у студентов
на завершающем этапе обучения в колледже в контрольной и экспериментальной группах.
0,0%
20,0%
40,0%
60,0%
80,0%
I уровень II уровень III уровень IV уровень
контрольная группа
экспериментальная группа
- квалификационный уровень художника-мастера после обучения в колледже в процессе выполнения дипломной работы (Рисунок 3) свидетельствует, что в экспериментальной группе относительно IV (наивысшего) стал на 6,4% выше результата контрольной группы, III (высокого) стал на 16,8% выше результата контрольной группы, II (среднего) стал на 19,6% ниже результата контрольной группы, I (низкого) стал на 3,6% ниже результата контрольной группы;
Рисунок 3. Сравнительный анализ квалификационного уровня художника-мастера
после обучения в колледже
0,0%
10,0%
20,0%
30,0%
40,0%
50,0%
60,0%
I уровень II уровень III уровень IV уровень
контрольная группа
экспериментальная группа
-по степени художественности, дипломного комплекта изделий (Рисунок 4)
результаты в экспериментальной группе по IV (наивысший) выше на 18,7% результата контрольной группы, III (высокий) выше на 8,6% результата контрольной группы, II (средний) ниже на 6,9% результата контрольной группы, I (низкий) ниже на 20,4% результата контрольной группы.
Рисунок 4. Сравнительный анализ степени художественности дипломного
комплекта изделий, выполненного после обучения в колледже в контрольной и
экспериментальной группах
0,0%
10,0%
20,0%
30,0%
40,0%
50,0%
I степень II степень III степень IV степень
контрольная группа
экспериментальная группа
Сравнительный анализ подтвердил эффективность разработанной модели формирования профессиональной культуры художников-мастеров традиционного прикладного искусства в процессе изучения гуманитарных наук. Результаты  экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике развития профессиональной культуры будущего специалиста. Дальнейшая научная деятельность в этой области может быть направлена на разработку методов развития  профессиональной культуры, создание методических рекомендаций для преподавателей, развитие культурной среды образовательного учреждения среднего профессионального учреждения и проектирование процессом управления развития  профессиональной культуры художников-мастеров традиционного прикладного искусства.
Литература
1. Зинченко В. П. Живое знание. Самара: СГПУ РАО, 1998. 184 с.
2. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: «Высшая школа», 1990. 142 с.
3. Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория искусства: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. М.: Издательский дом Международного университета в Москве. 2006 год. 253 с.
4. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр Академия, 2002. 576 с.
5. Школяр Л. В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе: В системе развивающего обучения: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.01/ Л. В. Школяр. М., 1999. 348 с.
6. Художественно-педагогический словарь /Сост. Н. К. Шабанов, О. П. Шабанова, М. С. Тарасова, Т. Д. Пронина. М.: Академический Проспект: Трикста, 2005. 423 с.