Совершенствование системы образования, системы управления и контроля эффективности образования в России является важнейшим компонентом Концепции развития образования в России до 2010 года, которая обосновывает осуществление глубоких преобразований в содержании профессионального образования, его значительную модернизацию и ставит перед педагогической наукой и практикой ряд серьезных задач, нацеливающих на воспитание гуманного, творческого, готового к диалогу с окружающими людьми человека.
Очевидно, что сложное и неоднозначное развитие общества в наши дни сопровождается целым рядом изменений, в том числе и в самом подходе к образованию. В области образования ломка устоявшихся между объектами социокультурной деятельности отношений сопровождается появлением новой парадигмы образования, основанной на том, что целью образования как личностно-ориентированной культурной деятельности признается формирование «человека культуры». Это явление детерминировало более интентное обращение ученых к творческому потенциалу личности, к особенностям ее развития и свободного проявления творческих начал. С позиций современной гуманистической парадигмы непрерывного образования формирование личности понимается как важнейшее условие дальнейшей успешной самореализации в труде.
Не вызывает сомнений, что перестройка, происходящая в самой структуре культурных ориентаций, связанная со сложным процессом утверждения в сфере образования гуманистических и демократических принципов, нередко вступающих в резкий конфликт с жесткими правилами рыночной экономики, диктует новые, более гибкие, свободные от идеологических догм подходы к образованию.
Непрерывное образование рассматривается в рамках авторской концепции как необходимое условие самосовершенствования, роста образовательного потенциала личности и общества в целом, как способность адаптации к рыночным отношениям, как среда, в которой наиболее эффективно формируется личность, определяется ее сознательное отношение к участию в образовательном процессе в разные периоды жизни. Не случайно в современной педагогике подчеркивается и необходимость перехода от школы знаний к школе культуры, когда образование становится не только неотъемлемой частью общей культуры, но и ее источником и важнейшим фактором.
Однако само понятие «непрерывное образование» является достаточно широкой областью. Возникает вопрос о его системной организации, позволяющей направлять педагогические усилия более четко. Отечественными и зарубежными учеными разработан ряд педагогических подходов, оптимизирующих непрерывное образование
(социокультурный, системно-синергетический, прогностический, социально-
педагогический и др.); выделены факторы развития его теории и практики (междисциплинарность, сравнительный характер исследований, интеграция и интернационализация научно-педагогического знания, воссоединение обучения с исследованием и повышение его уровня, расширение научных коммуникаций, применение новых информационных и аналитических технологий в исследовательской деятельности и др.). Кроме того, для современной педагогической науки характерно привлечение теоретических разработок из других областей знания – в частности, из теории управления.
Так, созданный для эффективного менеджмента программно-целевой подход, при котором руководитель ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапного действия (формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы), после проведения определенной адаптации может быть использован и в организации образования (прежде всего в старшей школе).
Являясь органичным продолжением развития классических гуманистических концепций образования, рассматривающих человека как высшую ценность, программно-целевой подход имеет, вместе с тем, и свою специфику, которая выражается в следующем: существенная роль культурно-регулирующих и социально ориентирующих функций непрерывного образования в самой структуре программно-целевого подхода; ориентация процесса обучения на конкретный тип учреждения; тесное сотрудничество и сотворчество с будущим работодателем, обеспечивающее наиболее соответствующее спросу на рынке труда планирование в подготовке специалистов.
С точки зрения авторской концепции программно-целевого подхода к формированию личности старшеклассников, наиболее существенным основанием этого процесса является область эстетики, а художественно-эстетические средства являются теми социокультурными инструментами, которые помогают человеку войти в сообщество людей и мир в целом (В.Т. Кудрявцев). Ценностно-смысловая концепция личности определяет сущность развития человека через его отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции человеческого рода (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко). В русле указанной концепции в исследованиях отечественных ученых были выявлены «критерии развития культуры личности: способность к децентрации, самоотдаче; творческий целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; внутренняя ответственность перед собой и другими; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни» [1].
Авторская концепция программно-целевого подхода к формированию личности базируется на идеях Ю.П. Азарова о единстве общего и профессионального развития личности, которое включает три восходящих подсистемы: технологическую (овладение необходимыми для трудовой деятельности навыками); психолого-педагогическую (совокупность отношений личности к себе и к окружающему миру); культурно-личностное развитие, которое предполагает включенность человека в непрерывное образование в течение всей жизни [3].
Для авторской концепции программно-целевого подхода к формированию личности в системе непрерывного образования значимы и научные положения о том, что личность является целеустремленной, самоорганизующейся частицей общества, наиболее важной функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия (А.Г. Асмолов) [4]. В ходе анализа особенностей развития личности в онтогенезе учеными было определено, что формирование личности в системе непрерывного образования осуществляется преимущественно в процессе выработки у него устойчивых способностей к коммуникации, развитии готовности к постоянному
личностному и профессиональному росту, к овладению навыками профессиональной и личностной рефлексии.
В целом, важнейшими методологическими основаниями формирования личности в системе непрерывного социально-культурного образования являются триада единства общего и профессионального развития личности Ю.П. Азарова (технология-отношения-культура); аксиологический принцип («С помощью культуры человек получает широкие возможности интегрировать процесс общекультурного и социально-нравственного развития человека. Да и сама культура является для него инструментом совершенствования собственных профессиональных навыков» [2]); подход к организации образования как к форме социокультурного бытия и способу самореализации и самоактуализации личности; организационное моделирование образовательного процесса на основе программно-целевого подхода; открытость к современным инновационным процессам в педагогике; направленность образовательного процесса на воспитание социокультурной активности личности будущего специалиста, развитие готовности к постоянному росту профессионального мастерства и непрерывному образованию. С нашей точки зрения, программно-целевой подход обеспечивает эффективность управления учебной деятельностью в системе непрерывного образования, осуществляя логическую связь между всеми образовательными ступенями, объединяя их в единое целое, где главной целью становится воспитание высокопрофессионального специалиста. В результате многолетних наблюдений за деятельностью педагогических коллективов различных образовательных учреждений, а также на основе собственной педагогической практики, была разработана педагогическая модель и система блоков, отражающих основные направления педагогической деятельности: блок учебно-творческой деятельности; блок информационно-аналитической деятельности; блок планово-прогностической деятельности; блок обратной связи (фит-бек) и коррекции. Отметим и то, что структура программно-целевого подхода к формированию личности многокомпонентна и включает такие составляющие, как научно обоснованное прогнозирование результатов внедрения программно-целевого подхода к формированию личности; постоянная мониторинговая экспертиза качества его реализации; учет реальных ресурсов и возможностей данного учебного учреждения (кадровый состав педагогического коллектива, контингент учащихся, материально-техническая базу, возможности для ее обновления и др.); горизонтальная и вертикальная диверсификация образования [5]. Также в проведенном исследовании был выявлен ряд педагогических условий реализации программно-целевого подхода. Среди них: постоянное развитие и совершенствование образовательных программ и педагогических технологий в русле прогрессивных современных тенденций; применение индивидуальных траекторий развития учащихся, отвечающих личностно-ориентированному подходу; целостность процесса обучения (временная, пространственная, содержательная); выстраивание гармоничных взаимоотношений внутри коллектива учащихся в процессе совместной творческой деятельности. В исследовании были выделены следующие направления организации культурно-образовательной среды в образовательном учреждении на основе принципов программно-целевого подхода:
1) многоуровневая интеграция предметов художественно-эстетического и гуманитарного циклов; 2) разработка системы интегрированных элективных курсов, направленных на развитие образного мышления, творческой активности, эстетического сознания и готовности учащихся к профессиональному и личностному росту как к целостному непрерывному процессу; 3) осуществление преемственности между всеми ступенями образовательной системы; 4) создание условий реализации творческого потенциала учащихся; 5) воспитание духовности в личности на основе поддержки становления индивидуальной культуры и ее проявлений в процессе созидательной творческой работы.
В целом, реализация программно-целевого подхода к формированию личности старшеклассников ориентирует их на сознательное и глубокое освоение ценностей культуры, понимание необходимости в своей будущей профессиональной деятельности осуществлять «ценностное взаимодействие» (М.С. Каган, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, А.В. Петровский) [6]. Сверхзадачей образовательного процесса становится в этом случае создание условий для развития самосознания учащихся. При этом ценности культуры являются точкой отсчета в определении своего «Я». Таким образом, становление профессионала становится неотъемлемой частью становления культуры личности. В этом случае творческая деятельность превращается в поле самореализации личности, полноценного раскрытия творческого потенциала.
Литература 1. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1994. С. 125. 2. Специалист культуры и досуга нового тысячелетия. (К 70-летию МГУКИ): Материалы «Круглого стола» / под ред. Киселевой Т.Г., Чижикова В.М. М., 2000. С.61. 3. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. Педагогика гармонического развития. Библиотека семейного чтения. М.: Политиздат, 1989. 4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, Академия, 2002.
5. Байденко В.И. Диверсификация образования как объект образовательно-философской рефлексии: постановка проблемы //Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. Пятый симпозиум. Тез. докладов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. С. 12-16.
6. Каган М.С. Художественная культура как система / В кн.: Вопросы социологии искусства: Сб. научн. тр. Редкол.: В.В. Молчанов (отв.ред.) и др.: Ленинград: ГИТМК, 1980. С.76-97; Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1986; Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2005$ Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии, 1984. N 4.
Программно-целевой подход к формированию личности старшеклассников в системе непрерывного образования
Аннотация:
Программно-целевой подход к формированию личности старшеклассников в системе непрерывного образования