Стратегические направления образовательной политики в настоящее время претерпели существенные изменения, которые связаны с повышением значения высшего образования в современном обществе. В системе высшего образования настойчиво происходит смена парадигмы в изменении системы подготовки студентов: консервативной, с преимущественно традиционными формами и методами подготовки, к новой системе – практико-ориентируемой с требованиями гуманизации образования и индивидуализацией образовательного процесса. Характерологическими задачами модернизации сферы высшего образования являются адекватность, многообразие, гибкость, мобильность, экономичность, новое содержание, проектирование новых образований[3]. Эти задачи отражают новое мышление участников образовательного процесса: как педагогов, так и студентов. В этой связи становится актуальной тема участия современной психологической науки в системе высшего образования. Всё это в особой степени относится к театральному профессиональному образованию. Выдающийся отечественный режиссёр и педагог Г. А. Товстоногов приветствовал соединение науки психологии с театральным искусством, настаивая на том, что ”нам на помощь должна прийти наука, но этому мешает, с одной стороны, наш скепсис, с другой – погружение учёных в свои проблемы” [7]. Способность к творческому труду классически считается базовой для деятельности актёра. Основным качеством актерской личности считается способность к перевоплощению. Безусловно, для сценической деятельности эта способность является центральной [6]. Однако среди гуманистических тенденций развития системы театрального образования сегодня можно выделить важнейшую: ориентацию на личностное развитие. Фокус внимания театральных педагогов необходимо направить на характер мотивации будущего специалиста: его отношение к труду, потребность в самовыражении и в общении, в реализации своих способностей, в стремлении добиваться максимальных результатов в избранном деле. Г.А. Товстоногов в своё время писал: ”Трудно определить творческие критерии, по которым можно сделать прогноз на успешный профессиональный путь артиста. Но с точки зрения поведенческих характеристик прогноз сделать можно“ [7]. Обобщая опыт наблюдений за актёрами – студентами Санкт – Петербургской Академии театрального искусства, театральный педагог Н.В. Рождественская полагает, что можно говорить о способности к саморегуляции, устойчивости к стрессу, пластичности в постановке целей и их достижению, как о гранях творческой одарённости [4]. Специфика театральной среды и актёрской профессиональной деятельности отличается высоким уровнем эмоционального напряжения и неопределённости. Профессия актёра является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения профессионального выгорания. Эти условия требуют наличия у актёров навыков эффективного преодоления стрессовых ситуаций для максимальной реализации творческой личности. Эмоциональная чувствительность – необходимое психическое свойство для актёра. Согласно исследованию, уровень нейротизма, эмоциональной возбудимости у 60% респондентов (актёров, студентов) соответствует показателям “высокий” и “очень высокий” [5]. Однако при анализе конкретных наблюдений за актёрами профессиональных театров и студентов Российской Академии театрального искусства выявляется повышенный процент лиц с эмоционально - демонстративной акцентуацией характера [4], отличающейся ориентированностью на внешнего наблюдателя, высокой потребностью в признании, отсутствием устойчивого поведения на основе предшествующего опыта. Данный стиль обработки психогенных трудностей затрудняет коммуникацию в ходе профессиональной деятельности и осуществляется за счёт декомпенсации путём использования неадекватного уровня самоконтроля(79% респондентов) и избегания(74% респондентов)[5]. Высокий уровень самоконтроля блокирует спонтанность, что ведёт также к снижению способности к импровизации, воображению, как важным элементам творчества. В случае использования стратегии избегания актёр лишает себя возможности проявления всего спектра своей личностной и творческой индивидуальности. Данное обстоятельство в сочетании со свойствами психики личности демонстративного типа создаёт условия для возникновения внутреннего конфликта и нестабильного психического состояния. Редукция особенностей физиологических и психических процессов к описанию закономерностей актерской деятельности делает весьма проблематичным включение подобных описаний в практику воспитания актера [6]. Потребность влияния, воздействия и самоутверждения занимает значительное место в психологической системе потребностей творческой личности наряду с мотивацией творческого самовыражения. Основой этой тенденции являются волевые качества личности артиста – способность к саморегуляции, и как следствие этого – его высокая работоспособность. Таким образом, в настоящее время назревает потребность в разработке широкого спектра методов измерения параметров поведения специалистов этой отрасли, а также внедрения в образовательную среду механизмов формирования конструктивных копинг-стратегий, как вид креативных практик. Важнейшей задачей высшего профессионального образования, в том числе театрального, становится переход от парадигмы передачи знания к парадигме научения самостоятельно находить и обрабатывать информацию[9]. В связи с этим в современных условиях результатом образования должно быть не столько усвоение студентом новых идей, сколько формирование у него предпосылок для изменений в собственном поведении, которые можно понимать как навыки социализации, как готовность к выполнению задач предстоящей профессиональной деятельности. Однако, согласно исследованию среди студентов и молодых актёров принятие ответственности, как поведенческой стратегии, соответствует только 11% респондентов, планированию решения проблем 53%. 62 % опрошенных актёров выражают в качестве преобладающей тенденции в деятельности стремление к престижу, абсолютное меньшинство опрошенных - стремление к достижению результата [5]. Такая расстановка приоритетов в профессиональной деятельности, в том числе актёрской, ограничивает раскрытие творческого потенциала и построение успешного профессионального пути. Основной предпосылкой гуманизации профессионального образования является психологическая компетентность педагогических кадров. Такие педагоги готовы понимать особенности студентов ( тип личности, индивидуальность, личный стиль, поведенческие особенности). Например, согласно исследованиям, выборка, так называемых конфликтных студентов, характеризуется значительно более выраженным преобладанием важных ценностных ориентаций по сравнению с неконфликтными студентами, а именно направленностью на активные социальные контакты, саморазвитие, достижения, сохранение собственной индивидуальности[8]. Театральный педагог работает со студентом на уровне социально‑психологических отношений, техника его воздействия на ученика - это техника социальной регуляции поведения. Педагога в первую очередь должны интересовать те профессионально‑характерологические изменения личности студента, воздействуя и ориентируясь на которые, он может строить наиболее эффективную линию конкретной педагогической работы с тем или иным студентом. Этому в большей степени может способствовать правильно сформированная образовательная среда. Влияние условий образования на обучающегося в той же степени важно, как и влияние ученика на условия, в которых осуществляется образовательный процесс. Это обратное влияние по существу задаёт гуманитарную направленность образовательной среды через включение значимых для студента знаний и использование комфортных, принимаемых студентами технологий обучения и стилей взаимодействия в процессе обучения [1]. Театральный педагог М.О. Кнебель отмечала, что в театральной педагогике в задачи воспитания входит не только формирование профессиональных умений и навыков, но, в первую очередь, развитие личности актёра и элементов профессионального общения, как центрального звена всего педагогического процесса [4]. Современные театральные педагоги (Е.В. Князев, ректор Театрального института им. Б.В. Щукина) поддерживает традицию: “Школа – это воспитание личности. Для нас важнейшими ценностями являются воспитание нравственности, подлинности человеческих проявлений, духовных устремлений студентов“ [2]. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу индивидуально-творческого подхода. Основное назначение этого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей. Изучение психологических аспектов готовности актёра к профессиональной деятельности является актуальной задачей науки и педагогики.
ЛИТЕРАТУРА 1. Абаев А. М. Общая классификация подходов к изучению и формированию образовательной среды. Новое в психолого-педагогических исследованиях, №3(27), ИД РАО, 2012, С. 177-181. 2. Князев Е.В. Театр не должен разрушать, газета Культура, №28, 2015, С. 8. 3. Рубцова Н. Е. Системный характер психологического содержания профессиональной деятельности // Инициативы XXI века. 2015. № 1-2. – С. 68 - 70. 4. Савостьянов А. И. Общая и театральная психология, Санкт – Петербург, Изд. ”КАРО “, 2007. 5. Сергиенко Е.Л. Копинг - стратегии в структуре профессиональной деятельности актёров драматических театров // Инициативы XXI века. 2015. № 3. – С. 102-104. 6. Собкин В.С., Феофанова Т.А. К вопросу о диагностике актёрской одарённости, М.: НИИ общей педагогики, 1978. – С.15-24. 7. Товстоногов Г. А. О критериях актёрского и режиссёрского образования// Художественное творчество. М.-Л.: Наука, 1983, С. 75. 8. Черняева Т. В Индивидуально - психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вуза: автореф.дис. … канд. психол. наук : 19.00.05. – Ярославль, 2008. – 91 с. 9. Bach. S., Haynes Ph., Smith J.L. Online learning and teaching in higher education. – London: Open University Press, 2007.