Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 27.7384.2017/8.9
Проблема развития творческих качеств личности актуальна на разных этапах истории педагогической науки. С творческим развитием личности связаны научно-теоретические исследования в области педагогики и психологии известных отечественных ученых и педагогов (Т.И. Артемьев, Б.С. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Кабалевский, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.). В работах ученых раскрывается специфика развития творческих способностей и творческой одаренности детей разного возраста, а понятие «творческие способности» тесно связано с понятием «творческая деятельность».
Рассматривая психологические особенности творческого развития младших школьников, многие исследователи обращают внимание на важность формирования способностей ребенка в процессе разных видов деятельности.
В «Толковом словаре русского языка» В. Даль определяет «способность» как природную одаренность, талантливость, а также умение и возможность производить какие-либо действия [2]. По мнению психологов-исследователей для формирования любой способности необходима деятельность, которая требует этой способности и не может без нее осуществляться. Поэтому способности, необходимые для занятий искусством, необходимо формировать и развивать в процессе художественно-творческой деятельности.
Творческая деятельность, по мнению ученых, развивает способности на основе имеющихся задатков, а задатки, как известно, у разных детей оказываются часто различными и количественно, и качественно.
Б.М. Теплов определил способности как индивидуально-психологические особенности личности, которые необходимы для успешного выполнения продуктивной деятельности или её освоения, которые не сводятся к знаниям, умениям, навыкам [6].
Л.С. Выготский отмечал, что важной сферой развития многих психических функций является искусство, что обусловлено естественным ходом эволюции человека. Искусство, по мнению ученого, является важнейшим фактором выживания человеческой популяции, оно выполняет немало важных функций в социуме и жизни отдельных индивидуумов [1].
В настоящее время основной целью современного образования выступает формирование общей культуры детей, базирующейся на развитии творческих способностей и интересе к художественной деятельности. Следует также отметить, что перед современной педагогикой XXI века стоит проблема формирования личности, которая гармонично сочетает в себе как эмоциональное, так и рациональное начала.
В отечественной педагогике и психологии процесс развития творческих способностей младших школьников достаточно хорошо изучен. Исследования в области физиологии показывают, что мозг ребёнка интенсивно растет. Для развития мозга большое значение имеет многообразие и интенсивность функционирования уже существующих структур, а также стимулирование образования новых. Однако для успешного формирования творческой активности необходимо подкрепление данного процесса соответствующими стимулами с опорой на оптимальные условия.
В исследованиях ученых и педагогов отмечается, что классическая система образования построена таким образом, что преимущественно развивается левополушарное мышление. То есть учат детей мыслить логически и очень мало уделяют внимание развитию образного мышления, формированию воображения, фантазии, интуиции. Такой подход значительно ограничивает процесс развития личности, делает его односторонним. Не случайно С.Л. Рубинштейн писал: «Пора восстановить чувственность в ее правах! Чувственное познание – исходная форма познания» [4, 96].
Американский психолог П. Торренс был в числе первых, кто обратил внимание на особенности работы полушарий головного мозга человека. Ученый провел эксперимент, в ходе которого было установлено четыре типа мышления:
1) левополушарное мышление (строится на логике и анализе);
2) правополушарное мышление (мыслительным процессом движут эмоции, интуиция и образы);
3) смешанное мышление (в равной степени активно и правое, и левое полушарие, каждое из которых включается в нужный момент);
4) интегрированное мышление (правополушарное и левополушарное мышление работают одновременно).
Торренс подчеркивал, что среди выделенных типов мышления нет хороших и плохих, каждый имеет свои преимущества и недостатки [8].
Ученые в последнее время все больше придают значение развитию именно правополушарного мышления. По их мнению, можно определить преобладание деятельности правого полушария, если человек полагается на интуицию при принятии решений, доверяет своим чувствам и ощущениям, не стремится к лидерству и управлению. Также замечено, что у такого человека музыка способна вызвать переживания, а кинофильм – сильные эмоции. Преобладание же левополушарного типа мышления, наоборот, придает человеку импульс быть лидером и организатором. При этом ему не сложно произнести убедительную речь, проанализировать любую проблему.
Исследователь Л.Г. Савенкова отмечает, что организация педагогической работы с детьми в настоящее время должна строиться таким образом, чтобы равномерно были задействованы разные виды мышления: логическое, художественно-творческое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестезическое и др. То есть «должны работать одновременно правое и левое полушария, поскольку самой природой обусловлена двойственность деятельности нашего мозга» [5, 38].
Известно, что у одних людей лучше развито правое полушарие мозга, которое обеспечивает образное мышление, а у других – левое полушарие, которое отвечает за логическое мышление. Эта теория множество раз подвергалась научной критике, однако в сознании современного человека прочно закрепилось понятие, что творческое и логическое начала личности напрямую зависят от преобладания деятельности правого либо левого полушарий. Это отражается, по мнению исследователей, в способностях человека, его характере. Принято считать, что «широта интересов, богатство духовных запросов и влечений, общий интеллектуальный кругозор – все это своего рода психологические параметры личности, определяющие ее внутреннюю содержательность, ее значимость» [7, 23].
Следует учитывать, что творчество младших школьников важно не само по себе, а в той мере, в которой оно способствует развитию деятельности ребенка. В развивающей деятельности развиваются и способности, причем важное значение приобретает активизация творческого воображения. В качестве источника воображения в педагогической науке и практике рассматриваются разные виды деятельности: игровая, художественная, музыкальная, конструктивная.
Исследователь Е.Ф. Командышко разработала и реализовала на практике цикл творческих заданий к развитию творческого воображения с определенной последовательностью (цикличностью). Среди них: 1) задания, основанные на восприятии искусства и способствующие воздействию на внутренний мир личности, его эмоциональную сферу; 2) способствующие формированию ассоциаций: образных, зрительных, смысловых, двигательных; 3) задания, включающие технологию развития художественно-образных представлений; 4) модели творческих заданий, направленных на развитие мотивов самовыражения в художественно-творческой деятельности. В основе заданий – отношение учащихся к искусству, коммуникативная позиция как форма художественного общения, которая детерминирует качественно своеобразный способ организации творческой деятельности. Таким образом, обнаруженный цикл открывает новые возможности педагогических путей развития художественно-творческого воображения (Командышко Е.Ф.) [3].
Педагогами-музыкантами было также замечено, что для эффективного развития творческих способностей младших школьников важным фактором является организация музыкальных занятий с чередованием разных форм художественной деятельности: 1) восприятие музыки; 2) вокально-хоровая работа; 3) инструментальное музицирование. Отмечая важность развития детей в процессе инструментального музицирования, психологи придают особое значение мелкой моторике рук и связывают данный процесс с развитием речи. Это связано с тем, что зоны головного мозга, отвечающие за проекцию кистей рук, расположены рядом с зоной, отвечающей за речевые навыки.
Следует напомнить, что еще Д.Б. Кабалевским поднимался вопрос о включении музыкальных инструментов в процесс творческого развития школьников. Однако до сих пор данный вопрос остается актуальным для музыкальной педагогики.
В настоящее время существует достаточно большое количество музыкальных инструментов разных моделей и модификаций. Но звуковысотные инструменты, такие как металлофоны, треугольники, по мнению специалистов, не способствуют решению основных задач музыкального воспитания. Также существуют педагогические разработки по внедрению в учебный процесс блок-флейты. Однако освоение данного инструмента, по мнению учителей, на начальном этапе музицирования для детей является процессом сложным и затруднительным.
Известный педагог-музыкант Эдельвена Яковлевна Смелова в 80-х гг. прошлого века предложила решение проблемы музыкально-творческого развития учащихся с помощью инструментального музицирования на свирели. Имя Э.Я. Смеловой неразрывно связано с применением на уроках музыки в общеобразовательных школах инструмента, который так и называют «Свирель Э.Смеловой». Педагог рассматривала обучение игре на данном инструменте как вводную ступеньку в мир музыки, как средство развития музыкальности ребенка, доступное каждому.
Следует отметить, что игра на свирели Э. Смеловой одновременно задействует работу обеих рук, активизируя деятельность головного мозга в целом, то есть включая в работу правое и левое полушария. Предлагаемая арт-терапевтическая, коррекционно-развивающая методика Э.Я. Смеловой полностью вбирает в себя все необходимые виды деятельности, не имеет противопоказаний. Было замечено, что развитие и координация движений, задействующих работу губ и мышц рта, способствует развитию речи у детей, их более свободному чтению, грамотному письму, лечению дисграфии. Учителя начальной школы отмечают прогрессивные изменения в этой области у своих детей: школьники допускают меньше ошибок при письме, заметно улучшается почерк, значительно повышается работоспособность и другие показатели.
Хотелось бы отметить, что через развитие регуляции длины вдоха и выдоха при игре на свирели увлекательно и незаметно проходит работа с эмоциональным состоянием ребёнка, поскольку короткий вдох и длинный выдох – это самое распространённое средство для снятия нервных перегрузок. Как известно, дыхание - энергетическая основа речи. При слабом дыхании затрудняется образование звуков, а правильная постоянная работа с дыханием при игре на свирели развивает силу мышечных сокращений, позволяет активизировать работу артикуляционного аппарата. Потому игра на свирели – одно из средств, корректирующих и сохраняющих психологическое и физическое здоровье ребёнка. Коллективное музицирование (игра в оркестре, ансамбле) также решает многие психологические проблемы общения. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.
Таким образом, коллективное музицирование обладает огромным влиянием на личностные качества и психологические стороны ребенка, данный вид деятельности способствует практическому воплощению не только творческого потенциала, но и, в целом, гармонизации ребенка с окружающим миром.
1. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб: Азбука, 2016.
2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2001.
3. Командышко Е.Ф. Проблема творческого развития личности в контексте зарубежных научных исследований // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2010. - № 1. - URL: http://www.art-education.ru /AE-magazine/
4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во «Академии наук СССР», 1957.
5. Савенкова Л.Г. Полихудожественное образование как фактор формирования современного типа мышления и сохранения здоровья детей и юношества // Культура, опыт, воображение развивающейся личности в художественном образовании. Сборник научных трудов. Выпуск II. Под общей ред. Л.П. Печко. М., 2008. С.30-41.
6. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.:МОДЭК,2009.
7. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс,1994.
8. Torrance E.P. The Search for Satori and Creativity. Buffalo. N.Y.: Creativity Education Foundation,1979.