ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА ИНДИВИДУУМА КАК ЭЛЕМЕНТ РЕЧЕМУЗЫКИ

Оссовская Мария Петровна
кандидат филологических наук, профессор кафедры сценической речи ФГБОУ ВО «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова» заслуженный работник культуры РФ
Слободчиков Илья Михайлович
доктор психологических наук, профессор зав. лаб. психолого-педагогического сопровождения развития творческой личности ФГБНУ «ИХОиК РАО», Москва
DOI 10.34897/IAECS.2022.90.58.014
Аннотация: 
В статье, в рамках представления комплексного понятия «речемузыка», рассматриваются базовые составляющие «речевого портрета», в контексте индивидуальных личностных,в том числе психофизических характеристик
Научно доказано, что голосовое звучание напрямую зависит от проблем тела и психики, свободный голос это – уверенность в себе, успешная коммуникация и психическое здоровье. Собственно говоря, ориентируясь на эти три составляющие – тело, голос, психика, и построен концептуальный метод раскрытия творческих способностей и возможностей – «речемузыка». Речемузыка – это и шум, и звук, и мелодия в различных проявлениях темпа и ритмических рисунков. Это ритмически организованный вдох – выдох, это согласные или гласные звуки, это слоги, буквосочетания, слова, фразы и т.д., пронизанные мыслью [1]. В научном пространстве уже существуют доказательства единства музыки и речи – своё начало они берут от общих корней и имеют общее происхождение. Нейропсихологические исследования подтверждают, что музыка и речь – психологические родственники, ими руководят одни и те же или рядом расположенные отделы мозга. На протяжении многих тысячелетий между ними происходит обмен информацией, образуя единое речемузыкальное пространство [1]. «…Ритмически организованный звук – речемузыка – (шум, звучание голоса) как постепенное вхождение в слово, а затем и в тело текста. Звучание голоса как имитация шума моря, плеска воды, завывания ветра, пения птиц, отголосков эха в горах, рассвета и заката и т.п. Если студенты точно выполняют эти упражнения, то они начинают постепенно обретать свободу, у них возникают картины мира, созданные в их воображении: они проживают свои истории и делятся своими мыслями…» [2]. Речемузыка как метод при работе над голосом и речью даёт возможность сбалансировать и гармонизировать психоэмоциональное состояние обучающихся, позволяет почувствовать свободу и раскрепощение, творческое самочувствие, а, следовательно, нарабатывается навык правильного звучания, точного взаимодействия и воздействия. В связи с вышеизложенным можно констатировать, что освоение данных навыков и умений способствует раскрытию творческой индивидуальности студента. Использование этого метода на занятиях по сценической речи в театральном вузе, а также на тренингах, проводимых для лиц голосоречевых профессий, даёт стабильный положительный результат. Для работы над голосом и речью, как известно, очень важно иметь уравновешенное психологическое состояние. А как же избавиться, от часто встречающихся у современных обучающихся – стресса от усталости, психоэмоциональных перегрузок, неуверенности в себе, неудач и т.п. – всего того, что мешает раскрытию индивидуального звучания? Для этого и существует система специальных упражнений, психофизического и психоэмоционального характера, позволяющая помимо прочего, создать и проявить индивидуальную речевую палитру. В современном мире очень ярко выявляется психологический аспект, связанный с голосом и речью. Психологический анализ, говорящий нам о поведении и психическом состоянии человека, а если расширить это понятие включением в него особенностей произношения, составляющий звуковой портрет индивидуума – и есть визитная карточка обучающегося. Теоретической основой построения такого портрета является отражение многих психических и физических свойств и состояний человека в акустических характеристиках его речи и голоса [4, 5]. Структуру психологического механизма распознавания слушателем личностных свойств говорящего по его голосу можно представить в виде четырех основных блоков, или звеньев цепи (информационного канала), связывающей говорящего со слушателем: 1-й блок – объективные (реальные) физические и психологические свойства говорящего; 2-й блок – объективные (реальные) акустические характеристики речи и го¬лоса говорящего (интонационно-тембровые, темпоритмические и др.); 3-й блок – это субъективный образ речи и голоса говорящего, возникающий у субъекта восприятия – слушателя. Этот образ, как показали исследования, существенно зависит от жизненного опыта субъекта восприятия, его языковой и общей культуры, разрешающих перцептивных возможностей слуховой системы по отношению к акустическим характеристикам речи (мелодический, тембровый, фонематический, ритмический, эмоциональный слух и др.); 4-й блок – субъективный образ говорящего человека, т.е. совокупность его индивидуально-личностных и типологических свойств, которыми он обладает в представлении субъекта восприятия (слушателя). Этот четвертый блок и есть психологический портрет говорящего по особенностям его голоса, возникающий у слушателя. Естественно, что четвертый блок так же, как и третий, существенно зависит от многих субъективных свойств слушателя (жизненного опыта, знания людей, ассоциативных свойств мозга и памяти, позволяющих связать те или иные свойства личности с особенностями его речи и голоса). Важно учитывать, что виды невербальной информации – эмоциональная, эстетическая, индивидуально-личностная, биофизическая (пол, возраст, рост, вес), социально-типологическая, психологическая, пространственная, медицинская и физических помех – не существуют изолированно в процессе общения, но находятся в теснейшем вза¬имодействии и взаимовлиянии. Взаимодействие различных видов информации осуществляется не только в пределах какого-то одного сенсорного канала, как, например слухового (звуковая речь и звуковые виды невербальной информации), но и между разными сенсорными каналами, например вербальными и невербальными смыслами звуковой речи (фонация), с одной стороны, и зрительными формами невербальной информации, т.е. выразительными движениями, известными под термином «кинесика» (жест, поза, мимика) – с другой. Зрительный канал в значительной степени информативен, поскольку через него проходит около 80% всей информации внешнего мира. Наряду с этим немаловажны кожно-тактильный (например, при общении матери с ребенком и др.) и хеморецептивный (обоняние, вкус) информационные каналы. Физиологической основой взаимодействия вербально-невербальных смыслов является мощная система нервных связей между левым (вербальным) и правым (невербальным) полушариями головного мозга человека. Равным образом взаимодействие разных видов невербальной информации, например слуховой (интонация голоса) и зрительной (жест, поза, мимика), обусловливается межанализаторными нервными связями и интегративными свойствами мозга, объединяющего все виды чувствований и сенсорные каналы в информационный комплекс. Таким образом, невербальная коммуникация в целом предстает как исключительно сложная многоканальная и многоуровневая система параллельного воздействия на человека множества различных видов информации, находящихся в то же время и в постоянном взаимодействии с семантикой слова. На основании сказанного можно обозначить три основных типа информационного взаимодействия в процессе речевого общения: – взаимодействие разных видов невербальной информации в пределах одного сенсорного канала (например, слухового); – взаимодействие невербальных видов информации между разными сенсорными каналами (например, между слуховым и зрительным); – взаимодействие всех видов невербальной информации с собственно речевым вербальным смыслом. Последний вид информационного взаимодействия представляется исключительно важным, поскольку в процессе речевого общения невербальные компоненты – подчеркнем это еще раз – оказывают сильнейшее влияние на смысл произносимых слов и вообще – на всю психологическую сущность общения, в частности на убедительность или неубедительность речи, действенность или недейственность ее на слушателя, искренность или неискренность высказывания. Искренность высказывания характеризуется гармоническим единством вербальных смыслов и невербальных форм речевого поведения (интонация голоса, жест, мимика и др.). В случае же неискренности и тем более – лжи обязательно проявится в той или иной степени дисгармония невербальных смыслов по отношению к вербальным. «Слова даны нам, чтобы скрывать свои мысли», – утверждал Талейран и был прав. Подсознательная, не-произвольная природа невербального поведения сплошь и рядом выдает неискренность человека. Она проявляется не только в дисгармонии невербальных выразительных движений по отношению к словам, но и в противоречиях элементов невербального поведения. Так, фальшивая улыбка выдает себя тем, что не гармонирует с холодным, безучастным, а то и прямо негативным выражением глаз. Ибо при искренней улыбке, прежде всего, улыбаются глаза, «светятся улыбкой». Кроме того, фальшивая улыбка, как «маска светской учтивости», характеризуется (по данным японских психологов) симметричном сокращением лицевых мышц, а при неискренней – несимметричным. Искренность непроизвольно проявляется в гармоническом единстве жеста и интонации голоса. В этой связи известный кинорежиссер С.Эйзенштейн удачно назвал интонацию голоса «звуковым жестом», подчеркивая единонаправленную выразительную сущность этих двух видов невербального поведения человека. Поэтому дисгармонии вербально-невербальных смыслов, как фальшивые ноты в музыке, обязательно улавливаются слушателем-коммуникантом (сознательно или чаще интуитивно-подсознательно) в соответствии с его социальным опытом и природной предрасположенностью. Представляя речемузыку как единую звукоречевую характеристику личности, мы обязаны говорить как о типовых характеристиках, присущих «человеческому» голосу «вообще», так и индивидуальных, конкретно-личностных особенностях. Представленный выше элемент – «голосовой» портрет, в сочетании со смыслообразующей компонентой является важным звеном в комплексе речемузыки. Иными словами – голосовой портрет положенный на «сюжетную» основу, под сюжетом в данном случае понимается сложный комплекс смыслоединиц, формирующийся как результат долгого и сложного содержательного наполнения речи, в процессе личностного, социального развития, воспитания, «культуризации», это и есть один из «краеугольных» камней позволяющий речемузыке проявиться, реализоваться как сложная психофизиосистема. ЛИТЕРАТУРА 1. Психология. Литература. Театр. Кино: коллективная монография / Психологический институт Российской академии образования, Литературный институт им. А.М. Горького; под общ. ред. Н.Л. Карповой Москва: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира. 432 с. 2. Психология, литература, кино в диалоге с театром. Материалы Международной научной конференции. Психологический институт РАО, Литературный институт имени А.М. Горького, Театральный институт имени Бориса Щукина. Москва, 3-5 декабря 2019 г. / Под общ. ред. Н.Л. Карповой. М.: ПИ РАО, 2019. 247 с. 3. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты-XXI век. 2004. 4. Морозов В.П. Эмоциональный слух и методы его исследования // Проблемы экологической психоакустики. М., 1991. С. 240–246. 5. Морозов В.П. Психоакустические аспекты восприятия речи // Механизмы деятельности мозга / Под ред. Н.П. Бехтеревой. М.: Наука, 1988. С. 578–607. 6. Манеров В.Х. Проблемы взаимоотношения эмоционального и индивидуального в эмоциональной речи // Материалы 5-го Всесоюз. совещ. Акустика речи и слуха. Одесса, 1989. С. 30-39. 7. Фейнберг Е.И., Асмолов А.Л. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций: за порогом рациональности // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 6. С. 56–66.