ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Криницына Анастасия Вячеславовна

кандидат педагогических наук, зав. лабораторией эстетического развития и психолого-педагогических исследований творческой личности ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Аннотация: 
В статье разработана и охарактеризована специфика психологических особенностей сопровождения творческого самоопределения школьников в условиях современного информационного пространства. Описаны закономерности самоопределения в условиях сети Интернет. Проанализированы результаты исследований творческого самоопределения школьников с применением художественно-творческой деятельности. Разработаны основные принципы психологической работы по развитию творческого самоопределения в условиях современного образования. Автором охарактеризованы особенности методов развития самоопределения в информационной среде.

Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 27.8719.2017/8.9

В современном образовательном пространстве учащиеся испытывают всё большее влияние различных внешних условий и предпосылок самоопределения. Одним из важнейших условий является информационное пространство, в котором находятся, развиваются и взаимодействуют школьники. Важнейшей задачей педагогов и психологов является психологическое сопровождение творческого самоопределения школьников в современном информационном пространстве.

В процессе исследования, проводившемся на базе ГБОУ «Школа № 121» г. Москвы в 2016/2017 учебном году, была поставлена цель: разработка принципов и направлений психологического сопровождения творческого самоопределения учащихся в информационном пространстве. В процессе исследования была проанализирована переписка с детьми, изучена информация в социальных сетях, проведено наблюдение. Исходя из результатов, сферой информационного пространства в данном исследовании является, в основном, пространство сети Интернет, компьютерные игры, телевидение и радиовещание. Изучив условия формирования самоопределения учащихся в информационном пространстве, можно понять, каким образом можно развивать отношения с миром и собой в процессе самоопределения, корректируя их воздействие на ребёнка в целях полноценного и гармоничного его развития [1,3].

Психолого-педагогическое сопровождение определяет процесс совместной деятельности педагогов и психологов, предполагающий разработку сущности, направлений, методов развития личности каждого учащегося в образовательной среде.

Выявлены психологические основы и закономерности  сопровождения творческого самопознания в информационном пространстве. Основным процессом, влияющим на творческое самоопределение учащихся, является информационная социализация. Процесс информационной социализации рассматривали многие психологи: Е.П.Белинская, Н.А.Голубева, О.В.Гребенникова, Т.Д.Марцинковская [4, 6, 7, 13, 14].

Информационная социализация понимается исследователями как процесс социализации в условиях информационного пространства (рассматриваемого как влияние средств массовой информации и средств массовой коммуникации). Социализация понимается как процесс включения учащегося в социум, приспособления и обособления человека в усло­виях конкретного общества [16]. Сеть интернет, радиовещание, печатная продукция выполняет большую функцию в формировании самоопределения, выбора места в мире у современных учащихся. Самоопределение учащихся в информационном пространстве выражается в активном его освоении, выстраивании образа «Я» в общении с другими, ознакомлении с различными пластами информации [2, 5].

На основе выделенных А.В.Мудриком факторов социализации можно проанализировать самоопределение в информационном пространстве на основе информационной социализации [16]. Так, первая группа факторов социализации (мегафакторы) включает в себя влияние на самоопределение учащихся в условиях мира, планеты, осознания себя как человека, землянина. Данное осознание начинает появляться у учащихся с подросткового возраста. Вторая группа, макрофакторы отражаются в определении самих себя учащимися как гражданина какой-либо страны, города, включает этническое самоопределение. В условиях информационного пространства такое самоопределение отражается в самопрезентации детей в социальных сетях, выборе контента, который они просматривают в интернете и СМИ. Мезофакторы социализации включают в себя собственно информационно-коммуникационные условия социализации учащихся (СМИ, Интернет и т.п.). Мезофакторы влияют на социализацию также с помощью микрофакторов: конкретного общения в сети Интернет, по программам (WhatsApp), на уроках ИКТ в школе, в процессе общения в субкультурах (в том числе и компьютерных группах).

Самоопределение в процессе информационной социализации наиболее эффективно и продуктивно для развития личности учащихся тогда, когда оно проходит в творческом направлении. Способность к творческому самоопределению – это основа выбора своего места в современном информационном мире, информационном пространстве интернета, умения творчески анализировать поступающую из СМИ и СМК информацию, формировать своё «Я» в электронных пространствах, жизненной цели, позиции, будущей профессии.

Творческое самоопределение учащихся в информационном пространстве  происходит с помощью механизмов:

Идентификация с различными реальными и художественными героями информационного пространства, с художественным образом, который ребёнок встречает в СМИ и СМК, с детьми и взрослыми-участниками коммуникации, с окружающим миром в целом.
Обособление (осознания отличий самого себя от других на основе индивидуальности собственной творческой деятельности, предпочтения оформительских и других художественных средств, разотождествление с героями своих и чужих произведений).
Самопознание как осознание своего образа «Я» с помощью выбора вида, сюжета и содержания своего творчества, художественного стиля, на основе восприятия продуктов творческой деятельности в СМИ и СМК взрослых и сверстников, сравнения себя с ними.
Рефлексия  через осмысление своего творчества, активизирующегося в ходе размышлений по поводу созданного проивзедения, самоанализа на уровне, доступном младшему школьнику).
Децентрация как выход за пределы присущего детям и подросткам эгоцентризма, через отклонение от себя и продуктов художественно-творческой деятельности и взгляда на себя «со стороны», через прочтение комментариев, предпочтение других («в частности, «лайки»), обсуждение на форумах)

Заложить основы творческого самоопределения учащихся на разных возрастных этапах позволит грамотное психолого-педагогическое сопровождение [2,13].

Выделены основные аспекты психологического сопровождения творческого самоопределения учащихся:

Познавательный аспект, включающий образ «Я» учащегося в информационном пространстве, отождествление с художественными образами и героями СМИ и СМК, «облик» своей страницы в социальных сетях, фотографий в интернете [2,3];
Эмоционально-ценностное и эстетическое отношение к специфике информационного пространства, осваиваемого учащимся, развитие самооценки через анализ речевого и зрительного контента, комментарии и взаимное оценивание с другими школьниками.
Деятельностный аспект: мотивация к творческому самоопределению в СМК и реальной жизни, художественная активность и готовность преобразовывать окружающий мир и информационное пространство.

Разработаны основные принципы психологического сопровождения творческого самопознания школьников в современном информационном пространстве:

Принцип индивидуального подхода к ребенку, учета возможностей и способностей учащихся в процессе психологической работы.
Принцип гуманистичности и этики. При сопровождении важно учитывать условие «не навреди»: как в процессе диагностики, так и в развивающей работе.
Конфиденциальности, которая проявляется в соблюдении тайны в отношении персональных данных учащихся.
Принцип системности. Необходимо учитывать все особенности и аспекты развития личности учащихся. При исследовании самоопределения в условиях информационного пространства, необходимо придавать значение поведению и развитию учащихся на уроке, во внеурочной деятельности, их возрастным и индивидуальным особенностям.
Принцип целостности: целостный, всесторонний подход к изучению, диагностике и развитию личности каждого учащегося (как в информационном пространстве, так и вне его).   
Принцип активности и субъектной позиции учащегося.

Сохранение и укрепление психологического здоровья. Эффективным способом творческого самоопределения учащихся является работа с метафорой в информационном пространстве. Метафора является эффективным методом сохранения  психологической устойчивости и здоровья, так как является непрямым и мягким способом работы психолога по развитию образа «Я», оценки своей творческой деятельности. Она применима в тренинговой и индивидуальной работе, а также при удалённом общении, через переписку и скайп.

Принцип культурной среды и творческой позиции. Нахождение ребёнка в информационном пространстве должно включать в себя приобщение к мировой культуре и формирование творческого «Я». Данный принцип является базовым и проникает во все остальные.

Безусловно, что все эти процессы содержат в себе множество рисков. Но так как эти процессы давно являются реалиями современной жизни школьников, необходимо их учитывать. Основными рисками являются следующие:

Низкое качество художественной и другой творческой продукции в СМИ и СМК.
Невозможность самостоятельного отбора содержимого.
Недостаточность художественных средств.
Психологическая и другая незащищённость своих данных и творческих результатов учащихся[8].
Риск интернет-зависимости.

Для преодоления рисков необходимо психологическое сопровождение, в центре которого стоит творческая деятельность учащегося. Среда информационного пространства частично отражает реалии современной жизни. Самовыражаясь, находясь внутри сетевого пространства, дети так или иначе формируют образ собственного «Я», развивают рефлексию.

Психолого-педагогическое сопровождение определяет процесс совместной деятельности педагогов и психологов, предполагающий разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на развитие личности каждого учащегося. Можно предположить, что сопровождение ребёнка вполне совместимо с формированием творческого подхода.

В целях эффективного психологического сопровождения  следует применять следующие формы работы:

Диагностическое направление включает изучение художественной и творческой деятельности детей и подростков, в частности - в области аудиовизуальных искусств и СМИ, корректное выявление и наблюдение за учениками «группы риска» в сети Интернет (учитывая этические принципы). В 2016 году в ГБОУ «Школа № 121» проведено изучение самоопределения школьников в информационном пространстве интернета и СМИ. Выявлено, что учащиеся проявляют большой интерес к социальным сетям, компьютерным играм, телевидению и интернету. Многие из школьников выставляют результаты собственной творческой деятельности на своей личной странице в социальной сети, в отдельных творческих группах либо в блоге. В данном случае мы не рассматривали художественную ценность таких работ, но стоит отметить, что все компоненты творческого самоопределения (познавательный, эмоциональный, деятельностный) были представлены на страницах детей. Наиболее часто посещаемая социальная сеть для учащихся 6-9 классов – это «Вконтакте». Маловостребованные учащимися аспекты самоопределения в информационном пространстве – газеты, рекламные ролики. В качестве объектов для самоидентификации учащиеся выбирают героев мультипликационных и художественных фильмов, популярных блогов [12]. Подробная диагностика позволяет более эффективно организовывать развивающую и консультативную работу, воздействовать на познавательный, эмоциональный и поведенческий аспект самоопределения школьников, преодолевая возможные риски информационного пространства.
Консультационное направление, включающее психологическое консультирование детей и родителей, педагогов по вопросу решения трудностей и  проблем, в сфере информационного взаимодействия, в индивидуальной и групповой форме.
Коррекционно-развивающая работа, включающая арт-технологии снятия негативных последствий взаимодействия в информационном пространстве. Наиболее эффективным является применение разных форм арт-терапии (сказкотерапия, изотерапия, маскотерапия, музыкальная, танцедвигательная, песочная терапия, фототерапия и другие). Причём применение таких форм возможно и в реальном пространстве, и в информационном (например, применяя элементарные приёмы компьютерной графики либо простейшие программы-симуляторы электронных синтезаторов). Каждая из форм арт-терапевтической деятельности психолога содержит особенное наполнение, специфическое для него и по-разному раскрывающее «Я» школьников. Творчески самовыражаясь, учащиеся активизируют собственное самопознание, рефлексию. Применение в сопровождении арт-технологий является эффективным методом формирования самоопределения, самопознания, формирования «Я» школьников.  Другим важным элементом является переписка с учащимися в социальных сетях, на форумах, общение в созданных педагогами и психологами электронных пространствах [2, 13, 14].
Профилактическое направление, включающее творчество и социальные игры в социальных сетях (как правило, это - литературное и изобразительное творчество), изучение субкультур в интернете; электронное творчество и исследование одарённости детей и подростков [10].
 Психологическое просвещение. Включает обучение творческой самопрезентации в реальной жизни (психодрама, социодрама, ролевая игра, театр), приёмы медиаобразования как способы влияния на самопознание учащихся, обучение детей, начиная со школьного возраста, а также их родителей и педагогов правилам информационной психологической безопасности. Также важным является обучение учащихся приёмам преодоления «компьютерной зависимости» [8].

Таким образом, процесс самоопределения в информационном пространстве является немаловажным условием развития личности учащихся. С помощью различных направлений психологического сопровождения становится возможным влиять на процессы, проходящие в электронных пространствах. Самым важным является формирование творческого самоопределения, самопознания, способности преобразовывать своё «Я» в различных жизненных и учебных ситуациях.

 

  1. Авдулова Т.П. Альтернативный выбор подростков в информационном пространстве. // Психология обучения, 2012, No. 11, 71–82.
  2. Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений.// Психологические исследования, 2011, 6(20), 8
  3. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. В кн.: Образование и информационная культура. М.: Центр социологии образования, 2000. С. 395–431.
  4. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30. С. 5.
  5. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. - М.: Акрополь, 2010. – 440 с.
  6. Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход. // Психологические исследования, 2011, 6(20), 2.
  7. Гребенникова О.В., Пархоменко А.Н. Современная молодежь в информационном обществе: представления об информации и информационные предпочтения // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30. С. 8.
  8. Данилов С.А. Риски и потенциал интернет-социализации молодежи. // Известия Саратовского университета, Сер. Философия. Психология. Педагогика, 2012, 12(2), 40–47.
  9. Изотова Е.И. Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора. // Мир психологии, 2010, No. 3, 102–111.
  10. Иоскевич, Я.Б. Интернет как новая среда художественной культуры / Я.Б. Иоскевич - СПб.: РИИИ, 2006. – 169 с.
  11. Костяк Т.В. Личностные факторы информационной социализации молодежи. // Психологические исследования, 2012, 5(26), 8.
  12. Криницына А.В. Исследование творческого самопознания подростков в условиях современной информационной среды // Проблемы творческого развития личности в системе образования. – М., ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2017. С.88-93.
  13. Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков. // Мир психологии, 2010, No. 3, 90–102.
  14. Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве. // Психологические исследования, 2012, 5(26), 7.
  15. Могилевская Татьяна. Сетевое искусство / Т. Могилевская // Художественный журнал. – 2001. - № 34-35.
  16. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.