ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РКИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Юдушкина Олеся Васильевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры связей с общественностью и речевой коммуникации ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

Аннотация: 
В статье рассмотрены возможности преподавания русского языка как иностранного в условиях цифровой образовательной среды. Особое внимание уделено технологии «eLearning» (электронного обучения), включающей широкий спектр приложений и процессов, направленных на вербальное и невербальное обеспечение доступа студентов к учебным материалам. Отмечена немалая роль психолого-педагогической поддержки студентов преподавателями при организации дистанционного обучения, так как процесс взаимодействия в данной среде и предприятия информации осуществляется в период опосредованного взаимодействия в образовательном пространстве.


Современная цифровая образовательная среда в преподавании РКИ представляет собой дополнительные возможности различных информационных систем, позволяющие сделать процесс обучения наиболее насыщенным и увлекательным. Благодаря открытости и доступности цифровой образовательной среды, обучение русскому языку как иностранному получает новый импульс для развития. Методика обучения русскому языку как иностранному, возможно, на наших глазах переживает поворотный момент, схожий по значимости с тем, что происходил в 70-е годы ХХ века с внедрением коммуникативного и лингвострановедческого подходов. Перенос основных дидактических и методических принципов РКИ в цифровую среду требует внимательного изучения психолого-педагогических условий. 
Говоря о принципах построения виртуальной образовательной среды и подчеркивая её открытость и доступность, хотим также определить и другие факторы, влияющие на восприятие цифрового социокультурного контента. Материал, размещенный в цифровой образовательной среде, должен быть представлен на высоком качественном уровне, как с точки зрения дидактических требований, так и с точки зрения технического исполнения. Качество образовательной среды очевидным образом складывается из качества входящих в неё компонентов. Цифровой образовательный курс должен быть единым в своём содержании, оказываемой психолого-педагогической поддержке и технологической логике. Поэтому необходимо обратить внимание на некоторые особенности системы психологических и педагогических приемов в преподавании русского языка как иностранного. 
А.Н. Богомолов определил цифровую образовательную среду, как   «своеобразную техническую, технологическую, содержательную и организационную  «площадку», на которой размещаются различные электронные образовательные, прикладные ресурсы, инструментальные средства, в  том числе коммуникационные, позволяющие организовать взаимодействие как постоянно контактирующих, так и  разделённых пространством и  временем субъектов обучения» [1].
На сегодняшний день в связи с активным переходом на дистанционную систему образования идет внедрение наиболее перспективных направлений образования – электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ). В 2020 и 2021 году практика внедрения такой системы обучения показала своеобразную эффективность и определила дальнейшую стратегию развития системы образования. Особенно это отразилось на изменениях в методике преподавания русского языка иностранным обучающимся разных уровней владения языком (от А1 до С1). Использование электронного обучения на занятиях по РКИ также регламентировано ФЗ №273 «Об образовании» [2], что является основой для подготовки квалифицированных и востребованных кадров, а также потребностями общества. 
Стоит отметить, что изучением психологических аспектов электронного обучения при реализации образовательных программ в образовательных учреждениях занимаются многие ученые-педагоги, психологи, социологи, культурологи и др. Информатизация современного образования (В.П. Симонов, В.И. Зверева, А.И. Субетто и др.), ИКТ и содержание образования (И.В. Роберт, А.П. Ершов, Е.И. Машбиц и др.), виды современных информационно-коммуникационных технологий (М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др.) [5, С. 78-85]. Всё это говорит об актуальности и востребованности различного рода специалистов, помимо педагогов, обеспечивающих электронный учебный процесс грамотно и качественно. 
Разработка материала для электронной среды обучения имеет большую трудозатратность, требует достаточный уровень квалификации, и удачно может исполняться только с учетом психических и педагогических особенностей этой формы образования. Характерные черты главного компонента цифрового образования: взаимодействие соучастников учебного процесса, организация деятельности, личные черты, контроль и оценка знаний.
В связи с этим, обратимся к современному пониманию технологии  «eLearning» (электронного обучения), включающей широкий спектр приложений и процессов, направленных на вербальное и невербальное обеспечение доступа студентов к учебным материалам. Г.К. Селевко утверждает, что «любую систему или подход к обучению можно признать технологией, если она удовлетворяет следующим критериям: наличие концептуальной основы; системность (целостность частей); управляемость, то есть возможность планировать, проектировать процесс обучения, варьировать средства и методы с целью получения запланированного результата; эффективность; воспроизводимость» [8, С. 234]. На сегодняшний день мы можем выделить несколько технологий «eLearning», направленных на развитие речевых навыков в области РКИ, а также способствующих психологическому комфорту обучающихся во время их совместной или самостоятельной работы над культуроведческим текстом, текстом аудирования, просмотром видеофрагментов или изучением новой лексики (См. Таб. 1).
Таблица 1.
Потенциал этих технологий в РКИ дает возможность повысить уровень образовательного процесса в соотношении с индивидуальными потребностями иностранных обучающихся, учитывать их уровень знаний и соотносить интересы в изучении культурологического наполнения языковых курсов, а также оптимизировать образовательный процесс в соответствии с профессиональным опытом преподавателя. Так формируется адаптивная цифровая образовательная среда, в которой задействованы следующие эмоциональные элементы:  позитивное мышление, внутренние ресурсы и возможности, физическое и эмоциональное здоровье. Так формируется интеллектуальная, эмоционально-оценочная и поведенческая сферы каждого участника педагогического процесса [8]. И, как результат, в процессе обучения определяются элементы профессионального мышления обучающихся: систематизация, концентрация, выделение главного в содержании.
Таким образом, мы видим, что основным педагогическим началом в цифровой образовательной среде становится визуализация учебной информации. Благодаря этой технологии мы можем решить ряд педагогических задач в обучении РКИ: активизировать учебную и познавательную деятельность, сформировать визуальное мышление студента согласно уровню обучения, работать над зрительным восприятием и образным представлением знаний, повышать визуальную грамотность и культуру.
 Цифровое обучение подразумевает конкретные коммуникации между субъектами образовательного процесса, к которым предъявляются особые требования по всем параметрам нетворкинга – психолого-педагогическим, организационным, техническим. «Почти все исследователей (Бейтс, Дэниел, Кабанова, Прохоров, Сьюарт и др.) обращают внимание на большую роль межличностного общения, также подчеркивая значение обратной связи в данном процессе. В обучении же нужно придерживаться последующих главных принципов результативного нетворкинга: кропотливая организация дидактического диалога; организация индивидуальной поддержки обучающихся, консультации, предоставление информации о будущих дистанционных событиях, о размещении новой информации в пределах курса; чередование интерактивной работы в оптимальном соотношении с самостоятельной работой» [9, С. 72].
Обучение может быть двух типов: синхронное или асинхронное. Синхронное требует одновременного участия преподавателей и студентов и их нетворкинга в режиме действительного времени (видеоконференция, онлайн трансляции, онлайн чаты и др.). Асинхронное взаимодействие отличается большей гибкостью и предоставляет вероятность обучаемому самому выбирать комфортное для него время для работы с материалом (электронная почта, подкасты, блоги, презентационный материал и др.). Два данных типа нетворкинга можно также распределить на групповое (большие или малые группы) и индивидуальное, деятельное (диалог) и пассивное (без обратной связи).
Основной фактор, который касается коммуникативной составляющей цифрового обучения – студенты не должны ощущать себя изолированными друг от друга, от преподавателя и от внешнего мира. Программа обучения обязана подразумевать множество способов и приемов для создания атмосферы взаимодействия между участниками образовательного процесса. Общение педагога с обучаемыми – незаменимый компонент слаженного психологического развития, который позволяет вносить значимые изменения в показатели коммуникативной компетенции.
Для создания комфортных условий обучения также необходим следующий фактор – организация цифрового обучения, в которой можно представить следующие задачи:
- помощь образовательных курсов (упор на практике задания, независимое функционирование с информацией и др.);
- размещение учебного материала студентам (электронная почта, видео конференции, среда удалённого обучения и др.);
- консультации (справочные материалы, ответы на возникающие проблемы);
- контроль информации (тест, видео опрос, кейс технологии и др.);
- организация общения обучающихся (коллективные формы обучения).
От подобного процесса цифрового обучения будет зависеть степень качества образовательной работы обучающихся и уровень усвоения учебного материала.
Общей характеристикой любых форм дистанционных учебных технологий обучения становится акцент на самостоятельную работу обучаемых и умение эффективно использовать свое время. Ю.А. Дубровская считает, что «системообразующим фактором дидактической организации цифрового обучения является преподавательское сопровождение как управленческие действия, которые направлены на развитие познавательно-практической независимости обучающихся» [3].
Имея вольный, практически ничем не регламентируемый график обучения, нужно иметь немалую самомотивацию и дисциплинированность для овладения дисциплинами и своевременного анализа материалов и осуществления заданий. Поэтому, образ человека, благополучно использующего удаленные образовательные технологии, немыслим без особенной мотивации, умения руководить своим временем, самодисциплины.
М.А. Сорочинский отмечает, что «при создании разных средств цифрового обучения нужно еще на этапе их проектирования, а также при заимствовании их в учебном процессе, учесть очень важные психолого-физиологические нюансы восприятия человеком информации, представленной в визуальной форме. Для увеличения самостоятельности студентов в цифровом обучении преподавателю нужно уделять внимание организационным моментам (устанавливать точные сроки анализа материала и осуществления заданий, производить постоянный мониторинг активности обучающихся, организовывать установочные собрания или курсы по различным проблемным вопросам по нужности и др.), что послужит повышению мотивации, и как следствие, развитию независимости в ходе обучения» [9, С. 72].
Контроль информации при дистанционном обучении представляет одни трудности (неэффективность репродуктивного обучения и соответствующего контроля информации; проблема аутентификации индивидуума учащегося при контроле и др.). Тем более, на сегодняшний день, наибольшее распространение приобрело множество типов удалённого контроля: рефераты (в цифровом виде), эссе, личные проекты, тестирование в онлайн режиме, онлайн экзамены и др.
Анализ знаний в пределах цифрового обучения очень эффективен при заимствовании балльно-рейтинговой организации, позволяющей более непредвзято оценивать знания учащихся, мотивирует их к самостоятельному поиску материалов. «При организации балльно-рейтинговой системы оценки необходимо уделить особое внимание следующим основным особенностям: деление всего курса на блоки; введение контрольных мероприятий по содержанию курса / блока; установка контрольных точек; определение балльно-рейтинговой шкалы; доведение до обучающихся градации оценок, сроков сдачи работ, перевода баллов в итоговую оценку; открытый доступ для просмотра журнала прохождения контрольных точек и регистрации выполненных работ по тематике курса» [9, С. 72]. При этом за конкретные типы работ, которые выполняются обучающимися в течение всего семестра, выставляются баллы, конкретное число баллов начисляется за экзамен или зачет, далее все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по предмету, переводящийся в традиционную систему оценок.
Психолого-педагогические нюансы цифрового обучения складываются из специфической опосредованной среды, особенностей взаимодействия в данной среде и предприятия информации в период опосредованного взаимодействия. Эти нюансы предопределяют организацию этой формы обучения, применяемые средства и методы, а также формы контроля и оценочную работа образования.
Таким образом, отметим главные психолого-педагогические факторы, необходимые при организации процесса цифрового обучения при использовании элементов дистанционных учебных технологий:
Коммуникации (межличностное и групповое взаимодействие).
Организация (структура курса, поддержка).
Самоорганизация (личностные особенности, тайм менеджмент).
Контроль (контроль и анализ знаний).

ЛИТЕРАТУРА
1. Богомолов, А. Модели виртуальной среды обучения иностранному языку / А. Богомолов // URL: http://docplayer.ru/28402203-Obrazovatelnyh-informacionno-kommunikacionnyh.html. (дата обращения 01.02.21).
2. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г. С. 55-57.
3. Дубровская, Ю.А. Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного обучения: Дис. … канд.пед. наук / Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина. СПб., 2005.
4. Дьякова, Т.А., Хворова, Л.Е. Онлайн-урок русского языка как иностранного в условиях цифровой трансформации педагогической деятельности / Т.А. Дьякова, Л.Е. Хворова // Русистика. 2020. Т. 18. № 2. С. 209–219. http://dx.doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-2-209-219
5. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения / Н.Ю. Марчук. – Педагогическое образование в России. – 2013. – №4. – С. 78–85.
6. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]: монография. – Эл. изд. - Электрон.текстовые дан. (1 файл pdf: 174 с.). - Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018. – Режим доступа: http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf. (дата обращения 02.12.21).
7. Ряузова, О.Ю., Юдушкина, О.В. Работа с культуроведческим текстом с использованием QR-кода при обучении иностранных студентов русскому языку (А1 – А2) / О.Ю. Ряузова, О.В. Юдушкина // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал [Электронный ресурс]. №1. 2020.     С. 56 – 64. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/ ryauzova_yudushkina_56-64.pdf (дата обращения: 12.11.2021).
8. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко // В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
9. Сорочинский, М.А. Психолого-педагогические особенности использования электронного обучения / М.А. Сорочинский // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 274–278. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770085.htm. (дата обращения 20.11.21).
10. Уддин, М.А. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения и личностные особенности студентов, обучающихся на основе дистанционных технологий / М.А. Уддин // Психологическая наука и образование. – 2012. – №5. – С. 38-49.
11. Электронное (дистанционное) обучение - стратегически перспективное направление образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fdomgppu.ru/node/7522 (дата обращения 20.11.21).