ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

КРИНИЦЫНА АНАСТАСИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Кандидат педагогических наук, научный сотрудник ФГНУ ИХО РАО, Москва

Аннотация: 
В статье раскрываются важнейшие основы и принципы, по которым происходит формирование художественного мышления детей. Выявлены основные направления формирования и становления мышления младших школьников в художественной деятельности. По мнению автора статьи, художественное мышление выступает необходимой для детей образной, эмоциональной формой отражения и познания окружающего мира, способом целостного, эмоционального и творческого познания других людей и самого себя с помощью художественного образа. В современной педагогической ситуации, выявленные принципы помогут педагогам и психологам грамотно и эффективно сопровождать развитие художественного мышление, которое в свою очередь влияет на общее развитие личности, особенности обучения, воспитания, самоопределения младших школьников.

В настоящее время, когда развитие нестандартной, разносторонней творческой
личности является важнейшей целью современной школы, формирование у детей
художественного мышления становится чрезвычайно важной задачей педагогов и психологов
уже на начальной ступени школьного образования. Принципы развития художественного
мышления у детей основаны на том, что оно является основой мышления не только
Художника, но и личности в целом.
В ходе решения задачи формулировки принципов художественного мышления
использовался метод теоретического анализа отечественной и зарубежной психолого-
педагогической литературы – исследований как творческого, так и художественного
мышления. В современной образовательной среде начальной школы наблюдается
противоречие между возросшими требованиями к всесторонне развитой, духовно и
культурно воспитанной, творческой личности ребёнка и реалиями школьного обучения и
воспитания. О важности для школьников умения художественно и творчески мыслить
сказано в “Законе об образовании” (редакции 2013 года), а также в Федеральных
государственных стандартах (ФГОС) для начальной школы.
В процессе исследования развития художественного мышления была
проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования
(А.Л. Андреев, Л.С. Выготский, В.В. Канащенкова, Т.И. Кучина, А.А. Мелик-Пашаев,
В.И. Петрушин, С.Л. Рубинштейн и другие).
Художественное мышление детей рассматривается в исследовании как форма
эмоционально-образного отражения и познания ими действительности в процессе создания
либо освоения художественного образа.
Развитию художественного мышления как такового, культурного и эстетического
аспекта становления когнитивной сферы уделяется мало внимания в психолого-
педагогических исследованиях. Тем не менее практика школы и современные
воспитательные системы должны быть ориентированы на обогащение детей не только
знаниями, навыками, формированием словесно-логического мышления, учебно-
теоретическим материалом, но и умением художественно осмыслять жизнь, думать
творчески, быть исследователем. Многим детям сегодня не понятен язык художественного
произведения, у них слабо развито образное мышление, основы которого являются
особенностью младшего школьного возраста. Именно поэтому актуально понимание
педагогами и психологами основ, особенностей, направлений формирования
художественного мышления в младшем школьном возрасте.
Основания и принципы развития художественного мышления младших
школьников
На начальной ступени школьного образования наиболее важной задачей является
освоение новой социальной роли, новых знаний, познание в широком смысле. Для младшего
школьного возраста, когда сильна сензитивность к художественно-творческой деятельности и
искусству, художественное мышление выступает необходимой детям образной,
эмоциональной формой отражения и познания окружающего мира. Художественное
мышление используется детьми не только на уроках изобразительного искусства, музыки,
труда, чтения, но и на других уроках, а также во внеурочной деятельности.
При развитии художественного мышления младший школьник гармоничнее и полнее
познает мир, ярче воспринимает произведения искусства, свой класс, взрослых, происходит
развитие всех познавательных процессов. Формирование художественного мышления в
младшем школьном возрасте проходит ряд этапов, для чего необходимы следующие
психолого-педагогические условия: включение в самостоятельную творческую деятельность,
создание педагогами и психологами творческой и эстетически насыщенной среды, опора на
психологические механизмы развития мышления, развитие познавательной, эмоциональной и
поведенческой сфер личности школьника в единстве.
Выявлено, что художественное мышление младшего школьника развивается в
художественной продуктивной деятельности, которая направлена на создание
художественного образа.
Мета-принципами развития художественного мышления в младшем школьном
возрасте являются:
.Опора на ведущую деятельность – учебную (а также сохраняющуюся значимость
игровой деятельности у детей 6–7 лет). Таким образом, художественное мышление тесно
связано с учебной деятельностью ребёнка, учебной мотивацией, познавательными
способностями школьника.
.Сензитивность к искусству и достаточную синкретичность мышления
(сохраняющуюся с дошкольного детства) младших школьников. Художественный образ
младших школьников ярок, целостен, индивидуален.
.Принцип разноуровневого развития. Так как развитие мышления в младшем
школьном возрасте переходит от образного к вербально-логическому, доля логической,
рациональной составляющей, произвольности в художественном мышлении детей сильно
различается: к 9–10 годам нарастает доля логического, увеличивается произвольность
художественного мышления. Это позволяет выделять уровни, этапы развития
художественного мышления младших школьников.
.Принцип единства чувственного развития, познания и деятельности: художественное
мышление формируется в целостном единении эмоционально-чувственного понимания
художественного образа, эстетического, образного и логического познания и готовности к
художественно-творческой деятельности.
Так, С.Л. Рубинштейн полагает, что младший школьник начинает видеть
противоречия, и у него возникает необходимость в таком способе мышления, который бы
решил их [26]. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец считали, что в формировании
художественного мышления выражаются накопленные возрастные (и индивидуальные)
новообразования и особенности познавательной деятельности [5, 9].
Теоретический анализ литературы позволил, таким образом, установить, что
художественное мышление младшего школьника развивается в художественной
продуктивной деятельности, которая направлена на создание художественного образа.
В исследовании художественного мышления младших школьников можно выделить
три основания (исходя из трёх принципов – “чувство, мысль, действие”):
1) основание образного мышления и креативности: художественное мышление
опирается на когнитивные способности ребёнка, в частности - образное мышление;
2) эстетическое и эмоциональное основание художественно-творческой
деятельности: художественное мышление развивается по мере обогащения
художественно-эстетического опыта, эмоционально насыщенного познания
художественной картины мира, искусства.
3) творческое основание: художественное мышление развивается в непосредственной
связке с творческой активностью, мотивацией к деятельности ребёнка.
Наиболее важное направление исследования художественного мышления детей –
рассмотрение его в контексте развития познавательной сферы. В частности, развитию
художественного мышления способствует развития креативных способностей и творческого
мышления ребёнка.
По мнению Д.Б. Богоявленской, творческое мышление характеризуется
нестимулированной активностью в данной ситуации, которая выражается в желании выйти за
пределы проблемы [4]. По В.Н. Дружинину, творческое мышление – мышление, связанное с
преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и
пр.) [7]. Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной
активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности [22].
Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин и другие учёные полагают, что основная
характеристика творческого мышления – несогласованность программы, цели, задачи и
творческого продукта, результата. В отличие от творческого, художественное мышление ещё
больше направлено на создание продукта художественной деятельности.
Значимая особенность художественного мышления состоит в том, что оно выражается
в познании мира с помощью эмоциональной сферы и с использованием художественного
образа; таким образом, можно говорить об “эмоциональном мышлении”. В случае с актом
художественного мышления ребёнка в нём соединяются интеллект и аффект, действуя
неразрывно и подкрепляясь эстетическим отношением к действительности. Художественное
мышление основано на эмоциональной сфере детей; так, эмоции оказывают влияние на
художественно-творческую деятельность, где и проявляется художественное мышление.
Ребёнок, применяя и мысль, и эмоцию, выбирает объект, воспринимает образ, познаёт.
В результате анализа литературы (исследований Д.Б.Богоявленской, В.С.Мухиной и
др.) было выявлено, что художественное мышление детей рассматривается на основе
развития у них образного мышления [4, 19].
Связь познания и искусства выделяли многие исследователи. А.А. Потебня,
Д.Н. Овсяннико-Куликовский полагали, что искусство само по себе уже есть познание мира
[23, 3]. Но, как уточняет Л.С. Выготский, художественное творчество – это особое,
эмоциональное мышление и познание мира [6]. Н.Л. Лейзеров полагает, что художественное
мышление отличается от образного созданием произведения [14].
В современной школе уделяют меньше внимания развитию образного мышления, чем
словесно-логического. Тем не менее необходимое растущей личности художественное
мышление развивается на базе образного (становление которого, по мнению отечественных
учёных, таких как Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец и др., завершается примерно к поступлению
в школу) и является его более совершенной подсистемой, тесно связанной с творческим
мышлением, которое активно развивается на уроках и обладает собственно художественно-
эстетической составляющей [1, 9].
Несмотря на зависимость от уровня развития образного мышления, художественное
мышление использует данные и логического мышления, и всех произвольных
познавательных процессов.
Основной категорией в понимании художественного мышления детей является
“образ”. Мышление с помощью художественного образа целостно, гармонично, способствует
развитию творческой личности и воображения детей.
Развитие художественного образа младшими школьниками имеет следующие
направления:
.Формирование образа-замысла произведения в процессе работы воображения.
.Создание образа-произведения (образ-процесс и образ-результат) в процессе
художественно-творческой деятельности.
.Возникновение образа-восприятия художественного произведения (своего или
другого автора).
Художественное мышление детей следует развивать в каждом из этих направлений
одновременно, целостно, так как между ними существует сильная взаимосвязь.
Формирование умения мыслить образами сильно влияет и на познавательную (развитие
воображения, мышления, креативности), и на эмоциональную сферу детей. Дети учатся
видеть мир более эмоционально насыщенно, с эстетических и этических позиций, с позиций
эстетического идеала. В.И. Петрушин полагает, что детям полезно уметь мыслить
художественными образами, а также видеть и понимать их [21].
Младший школьник, не всегда владеющий логическими и рациональными способами
постижения мира, имеет потребность выразить своё отношение к реальности целостно, ярко,
насыщенно – с помощью воображения и фантазии. Поэтому для детей важно, что в
художественном образе сочетается осознание формы, содержания, пространства, времени,
фактуры, цвета, эмоциональной насыщенности и многое другое. Несмотря на то что создание
и восприятие образа – процесс субъективный, оно выражает целостное, интегративное
отражение мира, поэтому можно сказать, что оно позволяет видеть мир гармонично, часто – с
нескольких точек зрения.
Можно сказать, что художественное мышление является способом наиболее
целостного, эмоционального и творческого познания окружающего мира, а также самого себя
с помощью художественного образа.
Важнейшим аспектом в развитии художественного мышления детей является
эмоциональная сфера. В образном, а тем более художественном мышлении роль эмоций
крайне велика. Так, Л.С. Выготский полагал, что создание художественного произведения –
работа эмоционального мышления, “эмоциональное действие” [5].
А.Н. Леонтьев соотносил мышление и эмоции с позиций деятельностного подхода и
полагал, что одно невозможно без другого [15]. Художественное мышление младших
школьников синкретично, в нём особенно тесно связаны мысль и эмоция, их практически
невозможно разделить в процессе создания ребёнком художественного образа. Е.П. Крупник
полагает, что художественное мышление – особое отношение к произведениям искусства
[13]. Эмоции действуют не в конкретный момент, а сопутствуют процессу художественного
мышления – созерцанию искусства, постановке цели, выбору объекта, форм выражения,
эстетическому отношению, осмыслению результатов, рефлексии. Художественное
отношение переводит образцы культуры в систему ценностей ребёнка с помощью работы
художественного мышления. Эстетические переживания в процессе художественного
мышления несут когнитивную и эмоциональную природу.
Наконец, художественное мышление непосредственно связано с творчеством детей.
Творческая деятельность, создание художественного произведения – цель художественного
мышления. Так, М.С. Каган полагал, что художественное мышление – это психологическая
структура, определяющая и являющаяся источником творчества [11]. А.Л. Андреев полагал,
что художественное мышление является выражение своего индивидуального “Я” в
творческой деятельности [2]. Художественное мышление мотивирует детей на
художественно-творческую деятельность и функционирует в ней. Таким образом,
художественное мышление включает в себя образное мышление, эмоциональный и
эстетический компонент и опирается на творческую деятельность.
Применение принципов развития художественного мышления младших
школьников в психологической и педагогической практике
В ходе исследования установлено, что в процессе развития художественного
мышления формируются основы творческой личности детей, умение познавать себя и
окружающий мир и гармонично развивать как эмоциональную, так и познавательную сферу.
Выявлено, что диагностика художественного мышления – это изучение процесса
постижения детьми художественного произведения, а также всего окружающего мира с
художественной точки зрения.
Диагностика проводилась на базе ГБОУ СОШ № 121 в 1–4 классах. По результатам
диагностики дети распределяются на группы по разработанным группам развития
художественного мышления (в зависимости от степени развитости мышления). В ходе
первичного обследования было выявлено, что 70% учащихся начальной школы имеют
средний уровень развития художественного мышления, 19% – высокий, 11% – низкий.
Художественное мышление большинства детей сформировано, но носит фрагментарный
характер. Мотивация к художественной деятельности достаточно высока.
Таким образом, для развития художественного мышления у младших школьников
необходимо соблюдение следующих принципов:
1. Воспитание и развитие мотивации к художественно-творческой деятельности,
потребности в ней ведёт к полноценному развитию художественного мышления.
2. Создание условий интересной, свободной художественной активности,
направляемой педагогом, повышает интенсивность художественного мышления детей.
Развитие самостоятельности художественного мышления. Обсуждение результатов этой
активности, развитие рефлексии по поводу продукта творчества, произведения искусства.
3. Необходимо развивать образное и логическое мышление как одну из основ
мышления художественного, а также развивать художественное внимание (умение замечать
и выделять художественные образы), память (умение их запоминать для последующей
комбинации в воображении), воображение.
4. В целях гармоничного развития художественного мышления необходимо
обеспечивать развитие эмоциональной и эстетической составляющей – формировать и
поощрять неутилитарное, бережное и гармоничное отношение к Миру, к искусству, к
Другому, к самому себе. Важны эмоциональная наполненность урока или занятия,
эмоциональная отзывчивость самого педагога. Необходимо воспитывать умение понимать,
осмыслять и создавать художественные образы.
5. Опора на возрастные и индивидуальные особенности детей 1–4 классов.
Дифференцированный подход. Учёт новообразований возраста: растущая произвольность
познавательной сферы, переход от игровой к учебной деятельности, формирование
интеллектуальной рефлексии детей.
6. Овладение школьниками языками различных видов искусств, психологическая и
педагогическая помощь в выражении ими своих художественно-творческих замыслов без
ущерба инициативе и самостоятельности детей. Художественные средства и методы, с
помощью которых происходит развитие художественного мышления, должны быть
интересны ребёнку (вызывать потребность применять), хорошего качества (соответствуют
стандартам и отобраны с помощью специалистов), доступны их уровню развития, развивать
эмоциональную и познавательную сферу.
7. Создание атмосферы уважения, терпимости, доверия, доброжелательного
отношения, равенства, самостоятельности. Дети должны чувствовать определённую свободу
действий и мысли, быть самостоятельными, но при этом понимать, что взрослый их
поддержит, поможет им.
8. Равномерное развитие познавательного, эмоционального и поведенческого
компонентов в художественном мышлении детей.
9. Соединение “индивидуального” и “коллективного” в развитии художественного
мышления: формирование индивидуального подхода, индивидуальные методы развития,
опора на особенности характера и психики ребёнка; при этом развитие происходит в
групповой деятельности, идёт параллельно с общением, рефлексией, диалогом, обсуждением
в социуме.
Таким образом, в ходе исследования установлено, что в процессе развития
художественного мышления формируются принципы и основания творческой личности
детей, умение познавать себя и окружающий мир и гармонично развивать как
эмоциональную, так и познавательную сферу (единство оснований чувственного,
когнитивного и деятельностного аспектов развития художественного мышления). Соблюдая
выявленные основания и принципы, педагоги и психологи смогут наиболее эффективно
осуществлять сопровождение художественного мышления младших школьников, что будет
способствовать гармоничному развитию личности каждого ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА
.Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства Текст. / Б.Г. Ананьев // Психология художественного
творчества. Минск, 1999. - 752 с.
.Андреев А. Л: Художественная мысль как эстетическая категория. М.: Наука, 1981.- 298 с.
.Блинова Л.В. Взгляды Д.Н. Овсянико-Куликовского на психологию художественного творчества //
Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 88. – С. 63-67.
.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб,
заведений. — М.: «Академия», 2002. - 320 с.
.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991. -96 с.
.Выготский Л.С. Психология искусства. – Р.-на-Дону, 1998.
.Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.
.Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. // Вопросы
психологии. - 1988. - №6. – с.34-35
.Запорожец A.B. Избранные психологические труды. — М., 1986, т.1 -316с.
.Ильин Е.П.. Психология творчества, креативности, одаренности. – Спб., 2012 . – 830 с.
.Каган М.С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории //
Педагогика культуры. – 2005. - № 3-4.
.Канащенкова В.В. Художественное мышление и условия его развития в старшем дошкольном возрасте
// Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 2 . – с. 104-108.
.Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. - М.: «Институт психологии РАН», 1999. — 240
с.
.Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве / М.: Наука, 1974. – 130с.
.Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983.
.Мелик-Пашаев A.A. Как развивать художественное восприятие у школьников. — М.: Педагогика, 1988.
38 с.
.Мелик-Пашаев А. А. и др. Психология одаренности: художественная одаренность / Под ред. А. А.
Мелик-Пашаева. - М.: МИОО, 2005, 125 с.
.Михайлова М.В. Развитие художественно-образного мышления детей 6-7 лет средствами музыкально-
драматической деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / М., 2010.- 145 с.
.Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика,
1981. - 238с.
.Новые идеи в философии // Психология мышления. - СПб., 1912. - Вып. 1.
.Петрушин. Психология и педагогика художественного творчества. – М., 2008. - 490 с.
.Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука,
1988. С. 21-25.
.Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М., 1976. -617 с.
.Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина-М., 1998
.Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника - М., 1999.
.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб., 1998. – 688 с.
.Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления. -Л.: Издание ЛГУ, 1982.-82 с.
.Тихомиров О. К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.:
Академия, 2002.
.Туник Е.Е.. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика
Плюс», 2002.
.Эльконин Д.Б. Детская психология - М., 1960.