В последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности
резко возрос как в отечественной, так и зарубежной психологии. Усиление внимания к
этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности,
предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как способность к
саморазвитию и самосовершенствованию. Это продиктовано в России социально-
экономическими словиями, обострившими конкурентоспособность на профессиональном
рынке труда.
Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по
философии и психологии», изданном в 1902 году. В настоящее время этот термин
отсутствует в отечественной справочной литературе, в то время как в зарубежной он
трактуется неоднозначно. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как
«реализация собственного потенциала». Растущий интерес отечественной науки к
самореализации личности как к проблеме можно проследить в увеличивающемся числе
диссертационных исследований и публикаций (Л.А. Анцыферова, Д.А. Леонтьев, Л.А.
Коростылева, Э.В. Галажинский, О.В. Питерская и др.).
Изучением самореализации личности занимались представители различных
психологических школ. Однако до сих пор не существует единой концепции
самореализации. Методологическая сторона проблемы изучения самореализации
личности состоит в недостаточной определенности этого понятия.
На современном этапе развития представлений о самореализации представляется
невозможным даже классифицировать это понятие по форме – является ли это явлением,
процессом, потребностью, свойством или чем-то иным. Одни исследователи продолжают
считать самореализацию явлением, обусловленным присущей природе человека
предопределенностью быть самоактуализирующимся существом, а другие, отрицая
предопределенность, предпочитают говорить о процессуальной детерминации
(Э.В. Галажинский, 2002). Сложность изучения самореализации состоит еще и в том, что
самореализация не может наблюдаться непосредственно и объективно, мы можем
наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта.
Самореализацию трудно измерить в силу ее высокой субъективности, трудно
контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов, что
затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования.[1]
В целом теоретические проблемы исследования самореализации заключаются в
том, что при огромном многообразии теоретических подходов к ее пониманию на
сегодняшний день в науке не существует не только теории самореализации, но и сколько-
нибудь единого подхода к определению понятия. Большинство психологических теорий
стремятся к объяснению самореализации или сходного понятия такого же уровня,
например, самоактуализация в теории А. Маслоу (1997), идентичность в теории
Э. Эриксона, стратегия жизни в отечественной психологической теории (К.А.
Абульханова-Славская, 1991) и др.
Теоретические разночтения просматриваются не только в концептуальных
вопросах, касающихся природы самореализации и механизмов ее осуществления, но и
условий и факторов, оказывающих влияние на ее успешность. Например, в
диссертационном исследовании, посвященном проблеме самореализации личности,
Л.А. Коростылева (2001) отмечает, что Р.А. Зобов и В.Н. Келасьев выявили две группы
факторов, оказывающих влияние на самореализацию:
1) зависящие от человека (ценностные ориентиры, готовность к самостроительству,
гибкость мышления, воля и др.);
2) не зависящие от человека (социальная ситуация, уровень жизни, материальная
обеспеченность, влияние на человека средств массовой информации, состояние
экологической среды).
С точки зрения И.П. Смирнова, решающим фактором в реализации самого себя,
своего потенциала являются не природные задатки человека сами по себе, а
сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и
воспитания, обучения труду.
Е.В. Селезнева подчеркивает, что человек может самореализовываться как
уникальная целостная личность только во встрече с другими.
По мнению Катаева основным условием самореализации личности является
наличие у человека развитого самосознания и рефлексии с актуализированной
способностью познавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные
способности и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и
профессионального роста.
Из вышеизложенного видно, что в исследовании самореализации личности
превалируют односторонние аналитические стратегии, где доминирует какая-либо одна
психологическая позиция, рассматривающая данный феномен либо с точки зрения
мотивации, либо с точки зрения установки, либо процесса и т.д. Более того, анализ
теоретических и эмпирических исследований указанной проблемы свидетельствует о том,
что при рассмотрении самореализации авторы не фиксируют формы проявления, виды и
структурные характеристики, а также не выделяют вполне однозначно условия и факторы
ее оптимизации.
Вышеуказанное, послужило основанием для построения и обоснования
полисистемной концепции исследования самореализации личности, в основе, которой
представлен системный подход. Реализация – это процесс выполнения системой действий,
траты ресурсов и взаимодействия с окружающей средой для ее улучшения, создания в ней
новых полезных элементов или уничтожения вредных в соответствии с поставленными
целями и принятыми решениями.
Процесс осознанной реализации личного предназначения в соответствии с
талантом называется самореализацией. Человек может самореализоваться только при
взаимодействии со средой, оказывая на нее воздействие, улучшая ее и создавая в ней что-
то новое [2]. Данный процесс тесно связан с проявлением себя в обществе, демонстрацией
полезных качеств, способностей, своего таланта и характера [8]. Поэтому их важно
осознавать и активно улучшать.
Также самореализация зависит от текущих представлений учащейся молодежи о
себе и окружающей среде – его парадигмы. Она изменяется в процессе самоактуализации,
при этом путь самореализации может быть скорректирован, улучшен, но цель жизни
всегда остается неизменной.
Если самоактуализация больше связана со знаниями о себе и мире, их осознанием,
анализом, накоплением и планированием, то самореализация связана с фактическими
действиями, принятием решений, удовлетворением потребностей и достижением целей.
Самореализация – самый важный, сложный и ресурсоемкий процесс в жизни. На
его выполнение может уйти большая часть времени и ресурсов, имеющихся у человека.
Возможно, потребуется и вся жизнь, или он может не успеть достичь цели своей жизни.
Поэтому очень важно правильно распределять крайне ограниченные ресурсы
человека и иметь представление о каждом последующем шаге.
Для этого необходимо выполнить планирование процесса самореализации. Далее
обратимся к планированию: планирование есть почти везде и всегда.
Планирование – это процесс анализа текущей деятельности, формирование плана
действий и оптимального распределения ресурсов для достижения поставленной цели.
Результатом планирования самореализации является личная миссия. При ее составлении
важно учитывать не только конечную цель жизни, но и другие аспекты:
•В миссии должны быть отражены ценности человека, которые он будет создавать
при самореализации.
• Каждый пункт миссии должен соответствовать внутренним принципам, быть ими
ограничен для минимизации ошибок и нанесения вреда.
• Цель должна соответствовать таланту человека, чтобы их достижение было
наиболее легким и приносило удовольствие.
Проблема соотношения обучения и развития всегда признавалась одной из
стержневых проблем педагогики. Начиная с работ Я.А. Коменского, шел поиск научных
основ обучения, в качестве которых признавались индивидуальные возможности ребенка,
их изменения в процессе возрастного развития. В его известном фундаментальном труде
«Человек как предмет воспитания» подробно излагаются особенности психического
развития ребенка в различные возрастные периоды. Он считал обучение и воспитание
могучими факторами развития ребенка. К его рассмотрению обращался один из наиболее
известных отечественных психологов Л.С. Выготский. Он подверг резкой критике теорию
швейцарского психолога Ж. Пиаже, отстаивающего идею о том, что развитие идет
безотносительно к обучению, а также другие позиции, которые в целом приводили к
отрицанию роли обучения в развитии ребенка. Л.С. Выготский [5] выделил и обобщил
следующие наиболее широко распространенные точки зрения на вопрос о соотношении
обучения и развития:
- обучение и развитие – два независимых процесса; обучение «надстраивается» над
созреванием; обучение чисто внешне использует возможности, которые возникают в
процессе развития;
- обучение и развитие – два тождественных процесса; [6].
По мере обогащения психологической и педагогической теорий уточнялись
представления о каждом из этих понятий. Постепенно понятия обучения и развития
обретали статус междисциплинарных и базовых категорий. Общеупотребляемыми стали
следующие трактовки понятий:
- обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического
опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков;
- развитие – это процесс количественных и качественных изменений организма,
нервной системы, психики, личности.
Со временем ученые и практики пришли к пониманию того, что педагогика
интересуется не только развитием психики (психическим развитием), но и развитием
личности. Отправной точкой для разработки педагогических стратегий обучения и
воспитания становились психологические концепции личности. Смена концепции
развития личности в психологии немедленно сказывалась на смене концепций обучения и
воспитания, принимаемых педагогической теорией и практикой [7]. (Системы
развивающего обучения,используемые в школе // Педагогика. Педагогические теории,
системы, технологии. – М.: Академия, 1999. – С. 263-293.)
В последние годы внимание общественности все чаще привлекают идеи
развивающего обучения, с которыми связывается возможность принципиальных
изменений в школе. Еще в начале 30-х годов прошлого столетия выдающийся
отечественный психолог-гуманист Л.С. Выготский обосновал возможность и
целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По убеждению,
«педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского
развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».
Ф.Ф. Королев указывает на важность и необходимость системного подхода к
изучению психологических явлений, определив его признаки: целостность,
взаимодействие элементов связи и отношения, обуславливающие структуру системы.
Целостность предполагает, что все части сложной системы служат общей цели.
Изменение одного параметра в системе влияет на все остальные. Другими словами,
система – это не простая сумма или даже совокупность элементов, а целостный комплекс
элементов, находящихся в определенных связях и отношениях.
На наш взгляд, таким комплексом элементов применительно к феномену
самореализации может служить полисистемность, т.е. отдельные микро- и макросистемы,
обеспечивающие вариативность, масштабность и степень интенсивности самореализации
личности. Основными постулатами в построении полисистемной модели самореализации
личности, с нашей точки зрения, могут служить следующие основания:
- комплекс разноуровневых систем, обеспечивающих успешность самореализации
личности;
- исследование самореализации как функциональной системы, раскрывающей связи
и соотношения между различными ее уровнями и характеристиками;
- возможность изучения горизонтальных и вертикальных связей между различными
системами и признаками;
- обоснование системообразующих, интегративных образований самореализации;
- направленность на изучение системы и индивидуальных характеристик
самореализации личности.
Подсистемы используются как управляемые ресурсы для выполнения функции
системы [3]. Надсистемы управляют системами или создают новые, делая их своими
элементами, также для выполнения своей функции [4]. При этом каждая система
одновременно является надсистемой для своих подсистем и подсистемой для своих
надсистем. У подростка есть надсистемы: одни из них являются искусственными,
созданными самим человеком: здания, организации, города, государства и т.п. Другие же
являются естественными: леса, моря, горы, материки, планеты, галактики и т.д. Подобные
системы создаются гораздо более сложной надсистемой. Человек называет ее по-разному
– Бог, Вселенная, Судьба и т.п., но смысл одинаков.
Надсистема – это более сложная система, имеющая свою модель поведения,
способности, структуру, законы, ресурсы и предназначение, в которые данная система
входит как подсистема. У каждой системы есть цели, которых она достигает за счет
изменения своего состояния с помощью личных ресурсов и взаимодействия с
окружающей средой. Достижение цели дает результаты, новые ресурсы.
Каждая система создается ее надсистемой с одной главной целью, которую она
должна достичь за время своего существования. Это, в свою очередь, поможет достичь
определенной цели надсистемы, улучшит ее, и приблизит к ее главной цели, и так далее
по иерархии вверх.
Предназначение – это оптимальное состояние системы, ради которого она
создается, в процессе достижения которого она выполняет свою функцию в соответствии
с моделью поведения, улучшает существующие, уничтожает вредные или создает новые
уникальные системы, что улучшает надсистему и позволяет ей достигать своего
предназначения.
Для реализации предназначения нужно достичь определенного оптимального
состояния, т.е. развить себя, и значительно улучшить окружающую среду. Из
формулировки личного предназначения можно определить цель своей жизни, свою
миссию и призвание.
Миссия – это стратегический план действий и промежуточных, тактических целей,
который нужно реализовать системе для самореализации и достижения цели жизни в
соответствии с талантом и ценностями, используя призвание и личные ресурсы, и
ограничиваясь законами и принципами.
Призвание – это совокупность способностей и технологий, позволяющих системе
воздействовать на определенные признаки и достигать определенных целей с
оптимальной успешностью и эффективностью.
Цель жизни – это нечто уникальное в окружающей среде, шедевр, который создаст
система при самореализации, достигнув своего оптимального состояния.
Самореализация в значительной степени зависит от ценностей, которые формируют
образ идеальной жизни.
Ценность – это идеал, который является причиной для развития и самореализации
системы и мотивирует ее на постановку и достижение целей.
То есть, предназначение определяется теми ценностями, которые человек хотел бы
иметь в своей жизни в процессе и после его реализации, например, свободу, счастье,
гармонию, любовь и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1997. – 392 с.
2. Бакиева Э.В. Формирование потребности в профессиональной самореализации у студентов технического
вуза: дис. … канд. пед. наук. – Шуя, 2012.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
4. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. –
1997. – №4. С. 11–17.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
6. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 2006
7. Лазарев М.А. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира // Гуманитарное
пространство. Международный альманах. – Т.2. – No 4. – 2013. C. 666-674.
8. Стукалова О.В., Лазарев М.А. Особенности профессионального становления будущих педагогов в
образовательной среде высшего учебного заведения // Педагогика искусства: электронный научный
журнал. – No 3. – 2012, http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-
2012/Stukalova_Lazarev_21_10_2012.pdf - (1-6; 0,5 п.л.) [21.10.2012]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация:
В данной статье рассматриваются психолого-педагогические проблемы самореализации
молодежи в условиях развития образования и учреждений культуры на постсоветском пространстве.
Предложена методология теории педагогического регулирования в учреждениях, становления в области
культуры и образования.