В настоящее время понятие «психологическое сопровождение» достаточно часто используется в профессиональной деятельности психологов, социальных педагогов, специалистов управления. В то же время в российской высшей школе пока не сложилось целостных, концептуальных представлений о системе психологического сопровождения профессиональной подготовки специалиста. Различные аспекты психологического сопровождения (психологическое сопровождение профессиональной адаптации студента, формирование профессиональной самостоятельности и устойчивости, профилактика профессиональных деформаций, адаптация и реадаптация профессорско-преподавательского состава) нашли свое отражение в диссертационных исследованиях последних лет; отдельные компоненты системы психологического сопровождения созданы или разрабатываются в ряде российских вузов, во многих из них начали свое функционирование психологические службы. Однако проблема психологического сопровождения деятельности вуза в целом, психологического сопровождения как системы и процесса, охватывающего все структурные элементы высшей школы, в настоящее время не нашла достаточной разработки. В определении понятия «психологическое сопровождение» единого мнения в отечественной науке пока не сложилось. Преимущественно оно употребляется в двух контекстах: научно-теоретическом и практико-методическом. В первом случае речь идет о научной разработке системы сопровождения или отдельных его элементов, определении его задач, функций и т.д. Во втором – понятие «сопровождение» употребляется в связи с конкретными задачами по решению социально-психологических или психологических проблем. Психологическое сопровождение также определяется как постоянный, длительный процесс участия специально подготовленного педагога-психолога в антиципации, диагностике и разрешении личностных проблем студента. Т.И. Волкова рассматривает психологическое сопровождение как часть психологического обеспечения профессионального становления личности. Психологическое обеспечение профессионального становления специалиста в ее диссертационном исследовании рассматривается как наиболее широкое понятие. Психологическое сопровождение является его составной частью и включает оказание психологической помощи и самопомощи. При этом психологическая помощь, входящая и в то, и в другое понятие, понимается как двухуровневая, т.е. в широком, жизненном контексте и в конкретно-профессиональном, что, на наш взгляд, несколько затрудняет понимание соотношений указанных понятий. Понимание психологического сопровождения как оказания психологической помощи и самопомощи нам представляется несколько суженным. Обобщая анализ современных диссертационных исследований, относительно соотношения понятий «психологическое сопровождение», «психологическое обеспечение» и «психологическая поддержка», можно констатировать, что психологическая поддержка в большинстве исследований употребляется в контексте, близком к психологической помощи. Последняя называется областью и способом деятельности для содействия человеку в решении широкого круга психологических проблем, обусловленных жизнью в социуме. В ряде выполненных в последние годы исследований понятия «психологическая поддержка» и «психологическое сопровождение» определяются как близкие по смыслу. Психологическая поддержка составляет одно из направлений психологического обеспечения личностно-развивающего образования, при этом психологическое обеспечение понимается как содействие развитию личности студента, его личностных качеств, обеспечивающих успех в последующей профессиональной деятельности, самостоятельность и активность. Такое понимание психологического обеспечения близко к нашему пониманию психологического сопровождения профессиональной подготовки личности специалиста в вузе. В современных исследованиях российских ученых рассмотрены отдельные аспекты понятия «психологическое сопровождение», раскрыты его существенные особенности и характеристики. Так, А.В. Брушлинский считал, что основная проблема психологического сопровождения профессиональной подготовки специалиста в вузе это, прежде всего создание системы условий для саморазвития личности молодого человека. Он отмечал, что для высшей школы особенно важна система общих, личностных, психических качеств и процессов студентов: мотивация, способности, рефлексия и т.д. При этом лучше всего, когда студенты овладевают соответствующими психологическими знаниями и психотехникой на основе собственной жизни и жизни своих близких, т.е. реальных проблемных ситуаций, возникающих в ходе их деятельности и общения. Важным условием творческого развития студентов А.В. Брушлинский также считал понимание студентами действенности психологической науки в преодолении ими жизненных трудностей и подлинный интерес к ней. Исследователь Л.А. Петровская указывает в качестве недостатка современного вузовского образования то, что нередко человек выходит из вуза недостаточно осведомленным о возможностях своего интеллекта, трудностей в общении, внутренних конфликтов. Причина этого, прежде всего, в преобладании информационного подхода в высшем образовании. В этой связи важной формой психологической поддержки в вузе может быть само преподавание курса психологии, содержание которого должно варьироваться в зависимости от задач будущей профессиональной деятельности студентов. При этом одна из важнейших задач психологического сопровождения – ориентировать будущего специалиста на самодиагностику, самопознание, собственный психологический потенциал. Автор К.А. Абульханова-Славская указывает, что важной задачей психологического сопровождения, наряду с развитием самосознания, является овладение личностью в студенческом возрасте рефлексией как способом выявления и осмысления жизненных проблем и задач. Такая рефлексия может стать продуктивной и не приводить к излишнему самоконтролю. К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, что студенческий возраст является сензитивным периодом для развития рефлексивной способности. Данное положение позволяет выявить формирование рефлексии как одно из направлений психологического сопровождения. В связи с необходимостью обеспечения психологического сопровождения подготовки студентов в вузе подчеркивается значение психологической службы в этом процессе. Так, Б.Б. Коссов также подчеркивает, что акцент в развитии личности необходимо делать на саморазвитии, подкрепленным развитием самостоятельности, включая целеполагание и планирование. Важным условием саморазвития личности, по его мнению, - этой регулярная оперативная диагностика и самодиагностика, которая выполняет роль обратной связи в развитии личности. Эффективная диагностика личности, осуществляемая психологической службой, должна опираться не на информацию об одном, узком виде деятельности, а о жизнедеятельности в целом, носить системно-стилевой характер. В ряде исследований подчеркивается партнерская основа психологического сопровождения, его недирективный характер, обращается внимание на установление партнерского учебного сотрудничества между субъектами образовательного процесса, что позволяет педагогу активно влиять на личность обучаемого, создается атмосфера взаимного доверия и «живого» участия. Недирективность, не обязательность психологического сопровождения представляется нам принципиально важным условием его эффективности в вузе. В противном случае вместо сопровождения получается административное навязывание, порождающее лишь внутреннее сопротивление и отторжение. Такие явления хорошо известны, в частности, как следствие привлечения студентов к «обязательным» воспитательным мероприятиям в погоне за массовостью и отчетностью. Ю.В. Слюсарев основными характеристиками понятия «сопровождение» считает, помимо недирективности, оказание психологической помощи и направленность ее не столько на решение конкретных, отдельных проблем личности, сколько на ее развитие и саморазвитие в целом, активизацию внутреннего потенциала, ресурсов и возможностей человека. В.С. Мухина и В.А. Горянина отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. В диссертационном исследовании А.А. Терсаковой, посвященном поддержке развития личности студента в педагогическом вузе, автор утверждает, что личностное развитие студентов возможно на всех этапах профессионализации при условии проведения специальной работы по осмыслению, рефлексии, выявлению способов и механизмов изменения субъектности. Интерес представляет положение автора о том, что процесс личностного развития студента требует психологической самоподдержки и поддержки со стороны преподавателей и студентов вуза, направленных на конструирование их субъектной реальности, а также на овладение механизмами и способами саморазвития. Психологическая поддержка студентов вуза осуществляемая в процессе изучения психологических дисциплин должна быть, по мнению А.А. Терсаковой, направлена на формирование качественно новых смыслов и целей связанных с осознанием личностью развивающих возможностей учебной деятельности, а также на развитие самоконтроля и самоорганизации их поведения. Автором выделены этапы проведения психологической поддержки: диагностический; выявления проблемных зон, требующих изменения и совершенствования; поисковый этап, апробирование влияния различных форм и методов учебной работы по психологическим дисциплинам на развитие личности; формирующий этап - осваивание личностно- развивающих стратегий учебной деятельности и поведения, создающих условия для саморазвития и увеличения личностного ресурса в процессе субъект-субъектного взаимодействия с педагогом. В ряде исследований сопровождение рассматривается как поддержка здоровых, нормально развивающихся людей, столкнувшихся на определенных этапах своего развития с определенными проблемами. В этой связи больший акцент делается на технологических и методических аспектах сопровождения, профессиональных качествах, которых оно требует от психолога или социального педагога. Так, Т.Г. Яничева определяет психологическое сопровождение как систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, направленных на создание оптимальных условий личностного развития будущего специалиста. С содержательной точки зрения – психологическое сопровождение профессионального становления субъекта в условиях многоуровневой организации образовательной деятельности может быть представлено как процесс содействия формированию у будущего специалиста ряда личностных качеств, таких как: -способность и готовность к самостоятельному, обоснованному, свободному и ответственному выбору; -стремление к профессиональному обучению после окончания вуза, самостоятельному профессиональному развитию и самосовершенствованию; - психологическая готовность к профессиональной деятельности в соответствии с приобретенной профессиональной квалификацией. В ситуации сопровождения М.Р. Битянова выделяет три основных компонента: путник, сопровождающий и путь, который они совместно проходят. Опираясь на данное определение, можно сказать, что сопровождение – это оказание помощи и поддержки на определенном этапе становления личности, предполагающее совместные действия сопровождаемого и сопровождающего, их взаимную активность, взаимодействие. Таким образом, в определении понятия «психологическое сопровождение» принципиальными, на наш взгляд, являются следующие моменты: 1. Психологическое сопровождение следует рассматривать как особый вид межличностного взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, преследующий цель активизации внутренних ресурсов развития личности последнего. 2. Психологическое сопровождение предполагает оказание помощи и поддержки развивающейся личности на определенном этапе ее жизненного пути. 3. Психологическое сопровождение является технологией, создающей комфортные условия для развития личности студента, преподавателя, сотрудника вуза и более успешного выполнения ими своих личностных и профессиональных функций. 4. Психологическое сопровождение – система организационных, социально- психологических и психолого-педагогических мер, направленных на оптимизацию профессионального и личностного развития будущего специалиста и осуществляемых в рамках деятельности психологической службы вуза. 5. Принципиально важной является недирективность психологического сопровождения, его «не обязательность» для сопровождаемого, добровольность и полная свобода последнего в обращении за помощью. 6. Психологическое сопровождение предполагает включение в свое пространство не только контингента студентов, но и других элементов и структур высшего учебного заведения: профессорско-преподавательского состава, сотрудников управления и административных служб. Это обусловлено тем, что оптимизация процесса профессионального развития специалиста требует и оптимизации психологической среды, психологического климата, в котором это развитие осуществляется.
ЛИТЕРАТУРА
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – 3-е изд.- М.: Генезис, 2000. – 298 с. 2. Журавлева Е.А. Формирование профессиональной устойчивости социального педагога в условиях обучения в вузе. Дис. … канд. Пед.наук.- М., 2004. 3. Караванов А.А. Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности курсантов младших курсов военного вуза. Автореф. Дис. Канд. Психол. Наук. – Курск, 2004. 4. Лазарев М.А. Технология творческого развития студентов педагогических вузов на основе формирования художественной культуры // Гуманитарное пространство. Международный альманах. – 2012 – Том 1. – № 3. С. 523-532. 5. Психологическая поддержка в вузе. Круглый стол // Психологический журнал, Т. 15, 1994. 6. Подвойский В.П., Крылова Т.В. Совершенствование профессиональной подготовки преподавателей вуза // Гуманитарное пространство. Международный альманах. – 2012 – Том 1. - № 2. С. 352-369. 7. Мухина В.С., Горянина В.А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО. Воспитание и развитие личности: Материалы международной научно-практической конференции/ Под ред. В.А. Горяниной. – М., 1997. – С. 4-12. 8. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. Дис. Канд. Психол. Наук. – СПб., 1992. 9. Терсакова А.А. Психологическая поддержка личностного развития студента в педагогическом вузе. Дисс. … канд. Психол. Наук. – Армавир, 2002. 10. Шевкиев Б.А. Психологическое обеспечение личностно-развивающего образования в техническом колледже. Дис. канд. психол. наук. – Ставрополь, 2004. 11. Яничева Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки // Журнал практического психолога. – 1999. - №3. – С. 101-119.