ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА

Радомская Ольга Игоревна

 кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт  художественного образования и культурологии Российской академии образования» 

Аннотация: 
В статье определены пути эффективного внедрения инновационных форм обучения в области поликультурного развития с учетом социокультурной среды региона. Доказано, что педагогически грамотное руководство творческим процессом влияет на динамику художественного развития младшего школьника и находит отражение в самостоятельной творческой деятельности. Профессиональная деятельность учителя способствует развитию творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста. Интегрированный подход к организации уроков и внеурочных занятий позволяет обучающимся в начальной школе понимать истоки различных видов художественной деятельности и приобретать базовые понятия и навыки из области каждого искусства.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.7452.2017/8.9).

 

На современном этапе возросло внимание к поискам путей эффективного внедрения в практику педагогического вуза инновационных форм обучения в области художественно-творческого развития с учетом социокультурной среды региона.

Система формирования педагогического мастерства, повышения его уровня должна охватывать теоретическую и практическую подготовку педагогов [12, 153].

Педагог должен особое внимание уделить построению системы организации познавательной и творческой деятельности обучающихся.

Хозяинов Г.И. рассматривать планирование как особый процесс совместной деятельности педагога с обучающимися, включая «всесторонний анализ содержания, формулировку цели и соответствующие ей моделируемые результаты, пути и средства достижения цели –  методы обучения, используемые дидактические средства, логическую последовательность изложения учебного материала»  [12, 40].

При организации практики в общеобразовательной  школе необходимо обратить внимание на выявление реальных возможностей студентов.

В процессе реализации цикла занятий или уроков в школе должна использоваться как индивидуальная, так и групповая работа. Кроме того, необходимо использовать дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его мотивации к занятиям, уровню мышления, памяти, воображения. Планирование занятий должно осуществляться  с учетом индивидуального опыта обучающихся [11].

Предлагаем примерный план практической работы студентов педагогических вузов в начальной школе.

Подготовительный этап. Заключается в проведении установочной конференции. На конференции демонстрируются материалы, демонстрирующие возможности баз практики.
Ознакомительный этап.  Предполагает ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности. Студенты наблюдают за работой класса. Также в этот период  выполнение диагностических заданий.
Основной этап. Информационно-коммуникационные образовательные технологии; технологии проектного обучения; деловые игры. Работа в классе по плану, выполнение диагностических и иных заданий практики.
Аналитический этап. Выполнение диагностических и иных заданий практики. Проведение открытых уроков. Ведение дневника практики.
Завершающий этап. Завершение работы над выполнением заданий практики. Подготовка отчетных материалов, оформление портфолио, презентационных (коллективных и/или индивидуальных) материалов от каждого класса. Проведение конференции по итогам практики, на которой студенты представляют свои материалы.

Именно в процессе профессиональной деятельности будущего педагога    усваиваются знания,  идет формирование профессионально значимых личностных качеств, приобретается педагогический опыт.

С.В. Большакова отмечает «потребность формирования сопричастности обучающегося к художественной культуре через личностное отношение, проявляющееся в творческой деятельности» [1]. Раскрытие личностного потенциала будущего учителя осуществляется в освоении разных видов художественной деятельности, определении индивидуального отношения к искусству и умении поделиться своими идеями с  обучающимися.  

Особое значение на современном этапе приобретает развитие у студентов чувства прекрасного, умения понимать и ценить произведения искусства, ценить красоту вокруг, поэтому важно научить студентов организовывать занятия художественным творчеством школьников. Е.П. Олесина, О.В. Стукалова уделяют особое внимание гуманитаризации образовательного процесса подготовки будущих педагогов [3].

Мы опираемся на идеи Б.Т. Лихачева, что  «художественное творчество, создание художественных образов, художественное осознание и отражение явлений мира, выражение человеком своего эстетического отношения к действительности в произведениях искусства есть высшая ступень такого отношения» [2, 99]. Художественное творчество представляет собой  сознательную целенаправленную, активную деятельность человека, которая направлена на преобразование действительности с целью создания новых оригинальных идей, теорий, проектов, художественных произведений.

 Нами предлагается уделить особое внимание организации уроков изобразительного искусства и технологии в начальной школе, а также построению системы внеурочной деятельности.

Формирование общего представления о роли искусства в жизни общества и каждого отдельного человека и практических навыков творческого решения задач в разных областях науки и социокультурных практик. Подготовка всесторонне образованных учителей начальных классов требует решения ряда научно-методических задач.

Путями  эффективного внедрения инновационных форм обучения в области поликультурного развития с учетом социокультурной среды региона являются:  во-первых, выявление педагогических условий развития детского творчества как показателя эстетического и творческого развития детей в условиях взаимодействия базового и дополнительного образования; во-вторых, создание модели организации разного уровня дошкольного, начального, основного, высшего педагогического образования, основанной на взаимодействии разных дисциплин, образовательных областей, изучаемых предметов с учетом социокультурной среды региона.

Мы разделяем идеи Б.П. Юсова, считая, что гуманитарный синтез является одним из путей гармонизации  образовательной системы, в том числе художественно-творческого развития.  По словам ученого, «искусство неизбежно соседствует с историей, географией, антропологией, этнографией, культурологией, экологией, астрономией» [13].

Именно учитель начальных классов, являющийся специалистом широкого профиля способен обеспечить широкое изучение искусства, включить в содержание уроков разные виды искусства и культуры.

Оптимизация педагогического процесса происходит с помощью интегрированных технологий, которые обеспечивают взаимодействие и взаимосвязь искусства, науки и культуры.

Интегрированные педагогические технологии в начальной школе дают возможность будущим учителям начальных классов  проводить уроки изобразительного искусства и технологии  в соответствии с современными требованиями к художественному развитию младших школьников.  Интеграция искусств обеспечивает наличие  устойчивого интереса к изучаемым видам искусства, художественным традициям своего народа, различным видам художественно-творческой деятельности. Учитель формирует целостный взгляд на мир обучающихся, приобщая их к доступным видам творческой деятельности. 

  Педагогическое творчество и профессиональные качества  будущих учителей начальных классов обеспечивается инновационными педагогическими технологиями: уроками, объединенными сквозной темой, уроками-путешествиями, комплексными блоками уроков, метапредметными проектными технологиями, художественными событиями и т.д.

  Необходимо разработать систему художественно-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов средствами интеграции искусств.

В таблице 1 представлен авторский вариант содержания педагогической практики преподавания изобразительного искусства, технологии и организации внеурочной деятельности в  начальной школе.

Л.Г. Савенкова определила современные требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в школе, предполагающие «единство обучения и творчества, практической деятельности и развития навыков восприятия эстетического в действительности и в искусстве, единство традиционного рисования на плоскости и объемно-пространственных видов художественной деятельности (лепки, декоративно-прикладного искусства, дизайна)» [5].

В рамках подготовки студентов к педагогической практике в школе предлагается изучить методическое пособие для учителя по изобразительному искусству 1-4 класс (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова)  [4].

Опираться в разработке уроков и внеурочных занятий предлагается на учебники «Изобразительное искусство» для начальной школы Л.Г.  Савенковой, Е.А. Ермолинской [7,8,9,10]. Данные учебники направлены на общее художественно-творческое развитие обучающихся в начальной школе. Особенностью учебников является то, что младшие школьники обращаются к разным видам искусств, используют на уроках знания, приобретенные на других учебных предметах, учатся поиску дополнительной информации для выполнения творческих заданий, коллективных работ и проектов.

В конце практической работы в школе студентам предлагается провести художественное событие, являющееся важной обобщающей «предшествующих видов и форм работы осваиваемых одним и тем же коллективом детей и взрослых» [6]. Л.Г. Савенкова определяет художественное событие как особый коллективный вид творчества. Художественное событие предполагает отсутствие зрителей, все присутствующие (учитель, ученики, родители)  являются непосредственными участниками,  то есть предполагается  свободное проживание в среде в соответствии с темой и сценарием.  Художественное событие проводится как внеурочное занятие, обеспечивающее взаимодействие детско-взрослой общности  и направленное на создание особой эстетической среды, которая необходима для художественного образования и воспитания.

Социокультурная среда региона должна быть задействована в процессе подготовки художественного события, организации учебной и внеучебной деятельности в школе. Например, тематическое посещение музея, выставки, парка, театра обогатит и дополнит содержание уроков.

Интегрированный подход к организации уроков и внеурочных занятий,  направленный на модернизацию содержания гуманитарного образования,  обеспечит осмысление  истоков различных видов художественной деятельности будущими учителями и обучающимися в начальной школе.

 

Большакова, С.В. Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью подростка в формировании субъектного отношения к искусству / С.В. Большакова.   Автореф. дис. канд. пед. наук.  – М., 2004
Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. Пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов /Б.Т. Лихачев – М.: Просвещение, 1985.
Олесина, Е.П., Стукалова, О.В. Гуманитаризация образовательного процесса подготовки будущих педагогов: концептуальные положения и перспективы / Е.П. Олесина, О.В. Стукалова // Казанский педагогический журнал. – 2015. - № 3. – С. 124 – 129.
Савенкова, Л.Г., Ермолинская, Е.А., Богданова Н.В. Изобразительное искусство 1-4 класс. Методическое пособие для учителя. / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В.  Богданова – М.: Вентана-Граф, 2015.
Савенкова, Л.Г. Освоение изобразительного искусства в школе: интегрированный подход [Электронный ресурс]  / Савенкова, Л.Г. // Педагогика искусства. – 2016. – № 3. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/savenkova_32-40_0.pdf
Савенкова, Л.Г. Художественное событие – современная составляющая интегрированного полихудожественного обучения [Электронный ресурс] / Л.Г. Савенкова // Педагогика искусства. – 2017. – № 3. –– URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/savenkova _48-54.pdf.
Савенкова, Л.Г., Ермолинская, Е.А.  Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Савенкова, Л.Г., Ермолинская, Е.А.  Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Савенкова, Л.Г., Ермолинская, Е.А.  Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Савенкова, Л.Г., Ермолинская, Е.А.  Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф, 2018.
Теоретические основы организации обучения в начальных классах: учебное пособие. Рек. ФГАУ "ФИРО" / под ред. В. П. Сергеевой. — М.: Академия, 2014
Хозяинов, Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя: Метод. пособие / Г.И. Хозяинов – М.: Высш. шк., 1988.
Юсов, Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях /Б.П. Юсов //Когда все искусства вместе… Полихудожественное развитие учащихся разных возрастных групп. – М. - Мурманск, 1995. – С.6-48.