В профессиональном образовании ювелира умение работать с иллюстративным материалом: книгами по разным видам изобразительного искусства, альбомами произведений декоративно-прикладного искусства, проспектами выставок, каталогами с художественными фотографиями — это краеугольный камень, фундамент успешной проектной деятельности.
Использование большого количества книг, умение выделить из многообразной информации суть, которая станет основой для воплощения проектной деятельности – залог успешной творческой работы у начинающего художника- ювелира. Способность на основе компиляции разнообразного материала и его трансформации создать свою оригинальную композицию также необходимо развивать у студентов в процессе обучения проектированию.
Будущий художник-ювелир учится тонко воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира, отражать воспринятое в творческих работах с учетом технологии ювелирного дела сначала в проектах, а затем при выполнении изделия в материале. Для воплощения проектов в металле художники-ювелиры освоили различные виды формообразующих техник: ковка, литье, монтировка, филигрань. Учебные задания построены так, чтобы за время обучения студенты освоили как можно больше композиционных приемов, нашли свой авторский стиль в проектировании.
В проектной деятельности художник – ювелир использует разнообразные иллюстрированные книги: исторические, археологические, архитектурные, зоологические, ботанические и т. д. Также источником вдохновения могут быть фотоальбомы музейных собраний, торговые каталоги ювелирных фирм, фотоальбомы флоры и фауны, технические схемы, альбомы авто- и мото – любителей, географические карты и т. д. Как студенту разобраться в этом многообразии изобразительной информации, не запутаться и выбрать именно то единственное, что ляжет в основу нового проекта ювелирного изделия?
Рассмотрим основные источники иллюстративного материала:
Каталоги современных ювелирных фирм. Для анализа современных тенденций моды в ювелирном деле каталоги полезно не просто пролистывать, но и выполнить графические зарисовки и копии изображенных там изделий. Так приемы декорирования, приемы композиционного построения ювелирных изделий запоминаются надолго и лучше всего. Новые технологии в современном ювелирном деле чаще всего разрабатывают и применяют фирмы из Европы (Италия, Германия), а также из стран Востока (Китай, Корея, Индия). В то же время наличие ювелирного украшения в глянцевом каталоге не всегда является признаком высокого художественного уровня этого украшения. Нередко встречаются каталоги с великолепным полиграфическим исполнением, но со спорными в художественном плане изделиями. Только изучение и хорошее знание истории искусства, истории ювелирного искусства, развитие эстетического вкуса позволяет объективно оценить художественные достоинства (или недостатки) ювелирных изделий.
Торговые каталоги. Ювелирные изделия массового производства встречаются в основном в торговых каталогах. В таких каталогах ювелирных изделий, выполненных в техники литья или штампованных намного больше, чем выполненных вручную эксклюзивных украшений. Упрощение и удешевление технологических приемов для массового выпуска ювелирных изделий ведет к упрощению формы и конструкции, к неинтересному, невыразительному силуэту. Формы и декор ювелирных изделий массового производства часто бывают маловыразительными. Но и в торговых каталогах иногда можно встретить изделия, которые способствуют активизации творческой мысли у студентов.
Каталоги антикварных салонов , торговых домов («Кристи», «Сотсби» и др.), интересны, прежде всего, разнообразием географии тех мест, откуда поступили ювелирные изделия. Выполненные в разных странах, они отражают этнографические, местные особенности подхода к дизайну металла, как основного материала для ювелирных изделий, технологические и художественные приемы его декорирования. При работе с такими изданиями можно уделить внимание использованию драгоценных камней в ювелирных украшениях.
Журналы по ювелирному делу, такие как «Ювелирный мир», «Платинум», «Антикварное обозрение», «Русский ювелир», «Ювелирная Россия» и т. д., отражают современное состояние ювелирной отрасли в России и во всем мире. Выполнение студентами зарисовок ювелирных изделий, опубликованных в этих журналах, дает представление об основных тенденциях в творчестве художников-профессионалов, их экспериментальных поисках в области формы, в деле использования новых материалов и разнообразие технологических приемов, а также раскрывают устойчивые традиции в работах народных мастеров. Иллюстративный материал позволяет акцентировать внимание студентов на характерных чертах ювелирных украшений для повседневной жизни и роскошных украшений для торжественных случаев.
Альбомы традиционных народных промыслов России. Искусство народных промыслов является частью национального достояния, сохранить и умножить которое входит в миссию будущих художников-ювелиров. Причастность к этому студенты должны ощутить и прочувствовать уже в пору ученичества.
В народных художественных промыслах России при изготовлении ювелирных изделий применяются разнообразные технологические приемы художественной обработки металлов. Расписные эмали Ростова Великого и Сольвычегодска, Усольские эмали по литью, эмали фабрики Поповых в Великом Устюге, черневое искусство аула Кубачи, филигрань Красного села и Мстеры — эти произведения можно рассматривать, наслаждаться их красотой, тонкостью работы, удивляться композиционным приемам построения. Во всех этих изделиях присутствует растительный орнамент, удивительный по своей красоте, простоте читаемости форм, декоративности, стилизации. Особое внимание студентов обращается на взаимосвязь техники выполнения в металле и на композиционное решение растительного орнамента в ювелирном искусстве
Студенты могут выполнить зарисовки – наброски украшений или ювелирных изделий: шкатулок, коробочек, ароматников и т. д. Зарисовки ювелирных изделий народных художественных промыслов дают материал для дальнейшей творческой работы. Шедевры русских ювелиров традиционных промыслов России — великолепный материал для учебной работы, для начинающих ювелиров. На этих произведениях студенты осваивают азы композиционной грамотности по орнаментальной композиции в ювелирном искусстве. Именно на примере ювелирных изделий народных художественных промыслов закладывается фундамент для дальнейшего творчества студентов. Этот материал позволяет не только копировать те или иные мотивы, но и, перерабатывая их, придавать современное звучание традиционным приемам художественной обработки металла в ювелирном деле.
Изучив работы ювелиров народных художественных промыслов, студенты смогут увидеть, например, как и какими путями можно работать над растительным орнаментом в ювелирной композиции. Наследие русских мастеров, русских ювелиров, всегда было той базой, от которой отталкивались преподаватели, чтобы научить студентов высоко ценить творческое наследие, следовать тем традициям, которые нам достались от предков, и создавать на этой основе свои новые ювелирные композиции. Изучение истории художественных промыслов России дает бесконечные возможности для развития творческой мысли.
Книги по орнаментике изделий художественной обработки металла. Художественная обработка металлов включает великое множество техник, приемов, как для ювелирного дела, так и для других видов художественного металла: архитектурного металла (литого и кованого), интерьерных изделий из металла, осветительных приборов (бра, торшеры, настольные лампы). Художественные возможности металла как основного материала в ювелирном искусстве необходимо осмыслить. В этом студентам помогает изучение многочисленных орнаментов, выполненных в металле. Конструктивный и орнаментальный строй этих изделий роднит то, что они выполнены из одного материала — металла. Принципы композиционного построения художественных изделий из металла, их орнаментальных мотивов едины. Поэтому те композиционные приемы, которые применялись в архитектурном металле, могут быть использованы и для композиции ювелирных изделий.
Для последующей работы над проектами ювелирных изделий можно использовать зарисовки кованных и литых решеток, украшающих улицы городов (решетки Москвы и Санкт-Петербурга) и оград церквей и монастырей; просечного металла (дымники, карнизы церквей, кресты, венчающие главы церквей и т. д.); предметы украшения интерьеров (бронзовые каминные и настольные часы, люстры и т. д.).
Книги по различным видам декоративно-прикладного искусства. Наличие огромного количества книг по орнаментальной композиции дает возможность разнообразить выбор тех орнаментальных мотивов, которые лягут в основу композиции ювелирного изделия.
При выборе исходного, отправного мотива для последующей работы важно учитывать специфику каждого материала, из которого сделана та или иная вещь. От материала (дерево, камень, кость, глина, ткань) зависят свои приемы декорирования, орнаменты, толщины при выполнении орнамента в изделиях. Это необходимо помнить в ходе зарисовок, чтобы орнаментальный подход при проектировании отражал особенности материала, его возможности, его структуру. Так как основной материал в ювелирной композиции – металл, то важно, перерабатывая орнаментальные мотивы с других видов декоративно-прикладного искусства, учитывать возможности металла – его пластику, технологические приемы его обработки. Изучение стилистики орнаментов обогащает возможности композиции ювелирного искусства.
Музейные каталоги, представляющие ювелирные коллекции. Изучение студентами каталогов ювелирных изделий, хранящихся в собраниях крупных музеев Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Суздаля, Владимира, Ростова Великого, Смоленска, Ярославля и других городов России дает творческий импульс для проектирования, для дальнейшей творческой деятельности. Выявление уникальных особенностей местных ювелирных школ, как прошлых исторических эпох, так и современности находит отражение в работе над композицией. Внимание студентов обращается на стилистическое решение, ассортимент ювелирных изделий, их конструктивное и образное решение, колористическое и пластическое начало.
Опубликованные в каталогах коллекции ювелирного искусства имеют музеи Москвы: Государственный Исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный музей искусства народов Востока, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и другие. Каталоги музеев Московского Кремля: Оружейной палаты, Алмазного фонда, Патриаршего дворца дают не только необходимую информацию для разработки ювелирной композиции, но и приобщают студентов к изучению истории нашей Родины.
Вдохновляют будущих художников – ювелиров и издания из собраний Петербургских музеев: Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного музея этнографии народов СССР.
Музейные каталоги по художественной обработке металла. Особое внимание студентов необходимо сконцентрировать на художественных изделиях из металла. Знакомство со всевозможными видами художественной обработки металла, такими как чеканка, гравирование, выпиловка, литье в изделиях, украшающие интерьеры, будет полезным для будущих ювелиров. Предметами изучения могут стать напольные, каминные, настенные часы и художественная бронза. Осветительная арматура – люстры, торшеры, бра; мебель с отделкой металлом (ампирная мебель), кованая мебель; письменные приборы (чернильницы, пресс-папье); металлическая посуда (медная, оловянная, серебряная,); подносы, самовары, чайники, наборы
для кофе; конская упряжь, оружие; предметы культового назначения (потиры, кресты, оклады). Особо стоит обратить внимание студентов на пластику металла в кованых решетках; льющиеся плавные линии литого металла из бронзы и чугуна, чеканка из меди подсказывают интересные композиционные решения. Источником для композиции ювелирного изделия могут стать также великолепные вазы из собрания Эрмитажа выполненные из резного камня с бронзовым декором русскими мастерами.
Книги с изображениями растений, животных, птиц, рыб. Богатый мир флоры и фауны привлекает внимание художников-ювелиров своим многообразием. Работа с фотографиями живой природы имеет некоторые особенности. В ювелирном деле необходимо избегать натурализма. Перенос понравившегося изображения в ювелирное изделие напрямую, без дополнительной декоративной переработки недопустимо. Один из способов декоративной переработки растений — стилизация. «Стилизация — придание художественному произведению черт какого-то определенного стиля. Например, стиль: готика, классицизм, ампир, модерн, и т. д.» [3]. Для стилизации растений художник должен обладать определенной суммой знаний в области истории искусства, истории орнамента, истории ювелирного искусства и умением применить эти знания на практике. Таким образом, рисунки или фотографии растений, животных, птиц, рыб, переработанные и декоративно осмысленные, дают весьма интересные находки для композиции ювелирных изделий. Тем более что традиционные приемы стилизации и трансформации растительных и животных форм использовались в ювелирных изделиях разных исторических эпох и художественных стилей.
Изучение флоры и фауны позволяет выявить характерные особенности объекта и переработать их в зарисовках, включить в проект ювелирного изделия.
Удивительный и разнообразный мир фауны нашел отражение в произведениях ювелирного искусства. Изображение бабочек и птиц, змей и животных неоднократно служили начальным мотивом для многих ювелирных украшений (брошей, браслетов, колец, серег, колье и т. п.). В этом помогают студентам книги с иллюстрациями художников- анималистов (В.А. Ватагин, И.С. Ефимов и др.).
Фото-альбомы с художественными фотографиями (пейзаж, состояние природы). Природа служит источником вдохновения у художников разных специальностей, в том числе и ювелирам. Великолепное движение морской волны, кружащиеся по ветру листья – такие мотивы, запечатленные в фотографии, дают импульс фантазии ювелира, простор для художественного творчества. Интересно получаются в ювелирных изделиях такие природные явления, как радуга, кристаллы инея, осмысленные и декоративно переработанные. Предельное состояние природы особенно выразительны — ветер, тайфун, шторм, мороз (узорочье на стекле), — может послужить также основой для композиции ювелирного изделия.
Возможно, в каком-то случае художник-ювелир увидел эти мотивы в природе, а творческая фотография послужила основой композиции ювелирного украшения.
Фото-альбомы с фотографиями архитектурных памятников. Одна из образовательных целей при работе студентов с архитектурными фотоальбомами – выработать чувство художественного стиля у студентов, которое пригодиться им и при проектировании ювелирных изделий, ведь наиболее четко характерные черты стиля проявляются в архитектуре.
История архитектуры представляет собой неисчерпаемый источник идей для ювелирной композиции. Ювелирное искусство не случайно называют миниатюрной архитектурой. Необходимо обращать внимание будущих художников-ювелиров на сопоставление отдельных элементов определенного стиля в архитектуре с теми же элементами или мотивами, повторенными в металле. В некоторых фотоальбомах есть не только общий вид архитектурного памятника, но и отдельные элементы – портики, колоннады, бельведеры, архитектурные обломы и т. п. В ходе проектирования ювелирных изделий отдельные архитектурные детали могут быть основой композиции.
Сочетание архитектурного сооружения с художественным металлом представляет удивительную гармоничную картину. Решетки, ворота, козырьки, выполненные при помощи художественной ковки или литья, обогащают архитектурный образ здания. В архитектуре классицизма, историзма,
модерна, можно найти тот мотив, который послужит вдохновением для ювелирной композиции. В современном прочтении этих направлений также можно найти мотивы для ювелирной композиции.
Обзор перечисленного выше иллюстративного материала – это только необходимый минимум для начала работы по композиции ювелирных изделий. Многообразие ассортимента ювелирных изделий, широкие технологические возможности металлов и способов их декорирования, а также композиционные и конструктивные особенности ювелирных украшений бесконечны, как и бесконечен список литературы, который можно порекомендовать для проектной деятельности будущему художнику- ювелиру. Использование иллюстративного материала – необходимое условие для успешной проектной работы вне зависимости, какие креативные задачи решает художник – учебные (на студенческой скамье), работает на заказ (подчиняется художественным вкусам заказчика), или решает собственные творческие задачи. Но наличие книг не является необходимым и достаточным условием для работы над композицией. Проектная работа требует от художника творческого подхода в развитии воображения, восприятия, развития творческой инициативы и использование иллюстративного материала из книг, альбомов, каталогов помогает в работе.
Рекомендуемая литература:
1. Бернякович З. А. Русское художественное серебро XVII — начала XX веков в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1977.
2. Болин в России. Придворный ювелир конца 19 — начала 20 веков: Каталог выставки в Музеях Московского Кремля / Под общ. ред. К. Болина и П. Булатова. М.: Новый Эрмитаж-1, 2001.
3. Булыко А. Н. Большой словарь иностранных слов. М.: Мартин, 2007.
4. Ватагин В. А. Изображение животного. М.: Сварог и К о , 1999.
5. Гилодо А. А. Русское серебро: XIX — XX века. Из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Сер. Русский художественный металл. М.: Береста, 1994.
6. Гончарова Л. Н. Металл в народном искусстве Русского Севера. Чеканка и медное литье. М.: Редакционно-издательский центр ГИМ, 2000.
7. Государственная Оружейная палата. Альбом. М.: Советский художник, 1988.
8. Ефимов И. С. Об искусстве и художниках. М.: Советский художник, 1977.
9. Максимович В. Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование. Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. М.: Флинта, 2000.
10. Разина Т. М. Русская эмаль и скань. М.: Госместпромиздат, 1961.
11. Ювелирный Олимпх-2004: Каталог выставки. СПб .: Мир камня , 2004.
12. Magnificent jewels which will be sold an auction by Christie's. Geneva , 1992. Каталог ювелирных украшений аукциона Кристи , 1992.
13. S-Sothby's. Flora and fauna. Jewelry. New York , 2000. Sale 7524.
Работа с иллюстративным материалом как основа проектирования ювелирных изделий в процессе профессионального обучения художника-ювелира
Аннотация:
Использование иллюстративного материала из книг, альбомов, каталогов – необходимое условие для успешной проектной работы художника. В проектной деятельности художник – ювелир использует разнообразные иллюстрированные книги: исторические, археологические, архитектурные, зоологические, ботанические и т. д. Также источником вдохновения могут быть фотоальбомы музейных собраний, торговые каталоги ювелирных фирм, фотоальбомы флоры и фауны, технические схемы, альбомы авто- и мото – любителей, географические карты и т. д.