РАСШИРЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРОФЕССИЙ ОБЛАСТИ ИСКУССТВА В ПРОСТРАНСТВЕ КАРНАВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Семенова Елена Александровна

кандидат педагогических наук, докторант, научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии» Российской академии образования.

Аннотация: 
В статье описывается авторская модель модернизации высшего образования сферы культуры и искусства. на примере профессии режиссер театрализованных представлений и праздников Автор предлагает практические варианты раскрытия карнавального потенциала искусства, а также доказывает, что пространство карнавальной культуры - неотъемлемый компонент профессионального и личностного становления будущих студентов-режиссеров.

Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания 2015/Р9

 

Расширение потенциала профессий в области искусства в пространстве карнавальной культуры представляется нам наиболее органичным процессом, так как природа художественного образа искусства парадоксальна и амбивалентна. Другой вопрос, каким образом войти молодому художнику в это карнавальное поле и в каком качестве? Носителями современной карнавальной культуры, как правило, являются субкультуры, художники, маргиналы, дети, фольклор. Практически внутри каждой молодежной культуры есть своя субкультура, внутри студенческой субкультуры есть еще одна «подстуденческая», или интерактивная культура. Когда студенческая субкультура, так или иначе, вступает в общение с какой-либо субкультурой, происходит обмен символикой, мировоззренческими установками и т.д. Для студентов творческих профессий это имеет особенное значение. Искусство изначально неформально, и часто растет из профанного мира. Кто-то из действующих художников сказал о том, что если бы вы только знали из какого мусора рождаются мои шедевры. Карнавальная культура, как писал М.М. Бахтин, это время утопическое, время рождения новых обновленных смыслов. Облик художника от эпохи к эпохи меняется, и главным образом смещаются акценты в качествах художественного мышления. Постмодернизм задал свои критерии художественного мышления. Сегодня карнавальные проявления художника начинает отождествляться с качествами художественного сознания. Б. Гройс размышляет о том, что в эпоху капитализма требования к художнику специально занижаются, это обусловлено тем, что «динамика капитализма направлена в первую очередь на создание новых рынков, то есть на поиск новых потребителей для одних и тех же товаров» [1, c.353]. Но есть и вневременные категории художественного сознания, которые неподвластны цензуре, моде. Есть понятие - архетип художника, который выходит из моды, потом опять входит в нее, и так до бесконечности циркулирует в истории. Но это не значит, что этот архетип исчезает. Так и карнавальное сознание – это универсальная архетипическая категория, за счет которой возможно предъэстетическое предъхудожественное мировосприятие мира в категориях комического, смешного. Мы считаем, что карнавальный архетип художника появился в истории как «протест современных художников против … этого систематического занижения требований, которое манифестирует их неравенство – по сравнению с более ранними эпохами, когда от художников требовалось больше»[1,c.352]. Пример тому – авангард, постмодерн. В связи с этим в нашем исследовании возник образ Клоуна, который до сих пор так и не «узаконен» ни одной наукой как разновидность художественного сознания, а именно как Универсальная, не только специфическая для определенного вида искусства клоунады, но общечеловеческая одаренность, из которой произрастает вся последующая художественная деятельность. Это некая пред-эстетическая начальная категориальная ступень мышления, в которой содержаться в зачатках все ростки сознаний художественных и нехудожественных. Личность как минимум двое. Внутренняя сущность, с которой мы в постоянном диалоге - и есть феномен Клоуна, который и есть наш виртуальный Клоун, который проецирует наше будущее, невидимое никому кроме нас до определенного момента, видимо оно только мне и ему (точнее нам двоим), так, другими словами находясь внутри нашего с ним дружеского союза мы движемся по смутному пути жизни, и видим впереди то, что никому кроме нас не видно – наше призвание. Клоун и есть проводник в пространство карнавальной культуры на принципах диалектического поведения. Помимо необходимого, с нашей точки зрения, внесения поправок в содержание образовательных программ по обогащению их карнавальным содержанием, в целом действующая на сегодняшний день программа образования на факультете режиссуры театрализованных представлений и праздников требует существенной модернизации. Перспективным видится изучение студентами природы диалектического поведения клоуна в пространстве карнавальной культуры, как необходимый аспект познания выбранной профессии. В связи с этим, открываются следующие возможности повышения уровня образовательных программ по профессии режиссура театрализованных представлений и праздников за счет обогащения их карнавальным компонентом. Особенностями педагогических условий и возможностей освоения профессии студентами-режиссерами ТПП является их опора на следующие принципы: 1.приобщение к профессии посредством освоения карнавальной культуры, 2.практическое и теоретическое применение знаний в области карнавальной культуры в профессиональной, учебной деятельности, 3. включение в процесс изучения карнавальной культуры личного опыта, 4. погружение в профессию посредством развития карнавального мировосприятия. Программу «Карнавальный компонент - как способ обогащения содержания образования по специальности режиссер ТПП на современном этапе» представляется осуществлять в несколько этапов: 1.использование дополнительных ресурсов (как научно-теоретических, так и практических), 2. организация постоянно-действующего пространства (лаборатории) уличного театра, 3. летние межсессионные занятия (выездные семинары) по научно-практическому освоению карнавальной культуры,4. привлечение специалистов области уличного театра для проведения мастер-классов. Понятие «карнавальное пространство» опирается на следующие понятия научного знания. Мы придерживаемся мысли М. Хайдеггера относительно индивидуализации пространственной категории: « …объективность объективного мирового пространства есть фатальным образом коррелят субъективности сознания, которое было чуждо эпохам, предшествовавшим европейскому Новому времени»[5,с.313]. В связи с этим пространство рассматривается нами как результат деятельности субъекта, ее продукт… Пространственность может быть по-настоящему понята именно на уровне человеческого индивида. «Мы также опираемся на положения Ю.М. Лотмана о пространстве: «пространственная организация есть одно из универсальных средств построения любых культурных моделей»[2,с.442]. Она также обеспечивает построение и карнавального пространства. Мы воспользовались пространственной характеристикой интеграционного пространства И.Э. Кашековой, применив ее для определения карнавального пространства, рассматривая его как «совокупность и сочетания несовместимых, но дополняющих друг друга разнородных объектов, между которыми устанавливаются диалогические, со-бытийные связи»[3]. И.Г. Шендрик утверждает, что образовательное пространство субъекта есть результат осмысления культурной среды. Карнавальное пространство – это, прежде всего, символическое пространство поиска и обретения как личностно-важных смыслов, так и общественно-значимых. Более подробно остановимся на понятии «среда». Среда рассматривается нами в русле исследований, в которых это понятие представлено с точки зрения наличия возможностей для создания условий, способствующих воспитанию и развитию. Выделение наиболее значимых элементов, содержащихся в образовательной среде, рассматривается во многих исследованиях в качестве критериев оценки, выраженности ее образовательного потенциала (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л.Рубинштейн и др.). Нами разделяется специфическая педагогическая образовательная среда как комплекс условий, влияний, возможностей становления личности студентов-режиссеров ТПП по культурно-заданному образцу и среда, заряженная карнавальным потенциалом, содержащая в себе комплекс условий становления личности вопреки культурно-заданным образцам. Это среда, которая содержит, генерирует смеховой аспект мира. Освоение карнавальной культуры в процессе профессионального становления студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников положительно отражается на формировании у студентов качественной способности порождать карнавальное пространство «новые культурные смыслы, актуализировать культурное наследие путем его переосмысления…»[4]. В исследовании определены основные принципы создания методики преподавания карнавальной культуры на факультете режиссуры ТПП: 1.диалектическое восприятие действительности, присущее человеческому сознанию, неразрывно связано с карнавальными механизмами, позволяющими «увидеть» мир в его незавершенности (М.М. Бахтин), амбивалентности, парадоксальности; 2. художественному сознанию присуща способность «видеть парадоксы действительности», а также продуцировать «художественный парадокс»; 3. «владение искусством интерпретации», поэтому карнавальная художественная деятельность очень созвучна работникам творческих профессий[4]; 4.в основе индивидуализации, создании субъективной, художественной картины мира участвует комическое творчество, которое подчас нуждается в определенном педагогическом руководстве. Профессиональные компетенции студентов-режиссеров: (карнавальный компонент):1. Владение навыками карнавализации искусства и реальности. 2.Наблюдение за культурными процессами в их динамике и противоречии. 3.Создание новых актуальных карнавально-праздничных форм искусства. Профессиональное становление будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников понимается нами как противоречивый процесс, предполагающий необходимое «карнавальное отзеркаливание» всех образовательных, творческих процессов на каждом этапе, чтобы циклически завершить каждый период. Профессиональное становление студентов-режиссеров неразрывно связано с процессами, происходящими в современной культуре. Имея отношение к карнавально-праздничным формам развития культуры – как одним из древнейших способов развития человека и культуры, будущий режиссер должен владеть современными способами карнавализации реальности, предвидеть динамику развития культурных процессов в обществе, создавать на основе владения карнавальными механизмами «общезначимые, универсальные, актуальные для данного времени карнавально-праздничные художественные формы». Все эти компоненты профессионального становления студентов-режиссеров ТПП служат формированию у студентов важнейшей «культуротворческой преобразовательной деятельности»[4]. Выявлены педагогические условия реализации модели освоения карнавальной культуры в условиях уличного театра студентами-режиссерами театрализованных представлений и праздников: 1. Взаимосвязь учебных дисциплин по специальности с «внеурочными занятиями по освоению карнавальной культуры студентами-режиссерами театрализованных представлений и праздников. 2. Внедрение «карнавального компонента» в содержание курса обучения на факультете режиссуры театрализованных представлений и праздников. 3. Организация постоянно-действующего уличного театра как среды и как пространства, в котором и будет проходить освоение карнавальной культуры студентами-режиссерами театрализованных представлений и праздников. Уличный театр как питательная среда для создания своего карнавального художественного пространства. 4. Постепенное переосмысление устоявшегося на сегодняшний день образа профессии режиссера театрализованных представлений и праздников с помощью современного представления о карнавальных видах искусства. Разработаны критерии уровня освоения карнавальной культуры студентами: уровень научно-теоретической подготовки; способность трансформировать профанный смеховой (личный) опыт в карнавальные, художественные образы; стремление к самостоятельному накоплению карнавального художественного опыта; способность осмыслять традиционные праздничные формы карнавальными средствами[4]. Выявлено, что для формирования и поддержания стремления, интереса в студентах осваивать профессию через «увеличительное стекло карнавала» важно следующее: 1. Создать ситуацию, при которой освоение карнавальной культуры включает, точнее, опирается на личный карнавальный опыт студентов. Дать почувствовать студенту уникальность и неповторимость этого опыта. 2. Дать студентам на практике открыть самим карнавальные принципы, заложенные в их будущей профессиональной деятельности. 3. Аккумулировать в студентах латентный детский карнавальный опыт» в процессе профессиональной художественно-творческой деятельности. 4. Создать среду, которая будет содержать в себе карнавальный потенциал. Наиболее сложным аспектом включения в профессиональное становление студентов карнавальной культуры представляется следующий: добиться понимания среди педагогов необходимости и важности систематического освоения карнавальной культуры на протяжении всей профессиональной деятельности будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников. Для этого необходимо расширить сферу профессиональных интересов студентов за счет включения в их обучение основ современного уличного театра. Это очень осложняет ситуацию в области применения основ карнавальной культуры на базе уличного театра в профессиональном становлении студентов-режиссеров ТПП, так как уличный театр – как объект профессионального изучения студентов-режиссеров отсутствует в программах по специальным дисциплинам. Также качественное изменение образа профессии режиссера ТПП предполагает за счет увеличения и активизации в обучении карнавального компонента в целом: 1. «демократизацию образовательного процесса» (Мы исходим из положения О.М, Дьяченко и Н.Е. Вераксы о том, что «карнавальное содержание требует и карнавальных форм его освоения»); 2. «осуществление постоянной «мониторинговой экспертизы»[4] динамики освоения карнавальной культуры студентами ; 3. соотнесение содержания программ обучения с параллельным карнавальным образовательным процессом; 4. избегание повторов; 5. в связи с тем, что нами впервые выделены такие понятия как «карнавальный художественный потенциал личности», «индивидуальная культура личности» применительно к профессиональным критериям режиссера театрализованных представлений и праздников, развитие данных критериев требует дополнительного «научно-обоснованного прогнозирования результатов» профессионального становления по данным критериям, кроме того, в связи с новыми введенными понятиями в область профессии режиссера театрализованных представлений и праздников это требует создания дополнительного «научно-методического обеспечения и разработку педагогических моделей по освоению карнавальной культуры студентами-режиссерами театрализованных представлений и праздников; 6. новое, разработанное «педагогическое сопровождение и индивидуализацию работы со студентами»[4] по освоению карнавальной культуры. 7. Также это требует дополнительного внимания к возрастным особенностям студенческого возраста и специфики в освоении карнавальной культуры, владение которой требует разностороннего бытового (житейского) и художественного опыта, сформированности мировоззрения. На что требуется определенный временной ресурс. 8. Это предполагает «усиление компонента самостоятельной работы студентов» по развитию эрудиции, интеллекта, чувственной сферы, расширения сферы интересов и многое другое. Уникальность создаваемых педагогических условий освоения карнавальной культуры студентами-режиссерами театрализованных представлений и праздников в условиях уличного театра заключается в привлечении для определения сути профессии ранее неосвоенных областей, например таких как: 1. Ориентация на совмещение смехового, (профанного) личного опыта с профессиональной деятельностью, в частности с развитием и формированием уровня индивидуальной карнавальной культуры у студентов-режиссеров ТПП. Это условие позволяет включить, в основном невостребованную образованием, в том числе и художественным, индивидуальную смеховую культуру студентов в часть постижения профессии. В частности личный смеховой мир студентов огромную роль играет в создании художественного карнавального образа, будь то образ искусства клоунады, образ праздника, или образ своего уличного театра («Театра для себя» - понятие Н. Евреинова). 2. Взаимозависимость индивидуального смехового мира студентов и профессионального роста обращает внимание на ранее не освоенные данной профессией области: Клоунскую маску, детскую карнавальную игру, уличный театр как театра для себя, вырастающий из «Моей индивидуальной Клоунской маски» и ее общением с искусством и жизнью, из процесса взаимодействия меня и моей Клоунской маски» и пр. Зависимость ценности и уникальности создаваемой студентом-режиссером праздничной формы от качества взаимодействия, игры Клоунской маски с действительностью. 3. Этот включенный в профессиональную компетенцию режиссера театрализованных представлений и праздников аспект (Клоунады) делает необходимым серьезно всмотреться в феномен клоуна, как носителя и творца новых форм искусства. В целом же, создание педагогических условий освоения карнавальной культуры студентами-режиссерами ТПП во многом зависит от педагогических возможностей уличного театра. К педагогическим возможностям уличного театра в процессе освоения карнавальной культуры студентами-режиссерами театрализованных представлений и праздников следует отнести следующие: 1. Его демократичность, неофициальность; 2. Театрализация искусства вырастает из органичной потребности человека театрализовывать ежедневную жизнь. Поэтому театрализация в уличном театре – понятие на стыке искусства и жизни; 3. Природа уличного театра тесно связана с процессом «создания праздника в атмосфере праздника». 4. Актер уличного театра, носит черты клоуна, художника-постмодерниста, ребенка. 5. В уличном театре происходит «превращение всеобщих значимых форм, способов и средств культуры во внутренние, активные и только данному индивиду присущие мотивы и цели его дальнейшей деятельности»[4] и наоборот, за счет карнавальных механизмов осуществляется преобразование личностно-значимых явлений и образов в общественно-значимые. 6. Уличный театр – понятие символическое, пороговое, пограничное или «лиминальное». В нем «улица» понимается в переносном, символическом значении. Улица – это выход одной реальности за свои пределы. Так уличный театр – это перетекание искусства из одного пространства в другое, «вползание профанного мира» в пространство искусства и наоборот… Поэтому актер уличного театра – это «клоун», «лиминарий», «маргинал», тот, кто всегда находится между двух миров, тот кто открыт, вечно не завершен (М.М. Бахтин). Педагогические условия освоения карнавальной культуры студентами-режиссерами театрализованных представлений и праздников направлены также на создание средствами уличного театра постмодернизма поликультурного, интеграционного пространства, как соединяющего так и сталкивающего различные точки зрения, людей совершенно различных увлечений и профессий как художественных так и далеких от искусства с целью создания среды потенциально и открыто карнавальной. Уникальность профессионального становления студентов-режиссеров ТПП состоит в «непрерывном процессе карнавализации реальности». Это вовсе не означает, что мы предлагаем студенту «беспрерывную праздничность», это значит, что каждый этап профессионального становления несет в себе потенциал карнавально-художественного его осмысления, что по нашему мнению является важнейшей составляющей данной профессии. Принципы методики: 1.диалектическое восприятие действительности неразрывно связано с карнавальными механизмами, 2. художественному сознанию присуща способность «видеть парадоксы действительности», 3. «владение искусством интерпретации», поэтому карнавальная художественная деятельность очень созвучна работникам творческих профессий [4]; 4. в основе индивидуализации, создании субъективной, художественной картины мира участвует комическое творчество, которое нуждается в определенном педагогическом руководстве (художественной направленности В процессе обучения будут использованы методы формирования и поддержанияу студентов интереса к профессии: 1. опора на личный карнавальный опыт студентов; 2.открытие студентами карнавальных принципов, заложенных в их будущей профессиональной деятельности; 3.активизация «латентного детского карнавального опыта» в процессе профессиональной художественно-творческой деятельности; 4.среда как карнавальный потенциал. Искусство клоунады как карнавальная среда; В результате, проделанной работы по расширению профессии в пространстве карнавальной культуры будет изменяться сам образ профессии и свое видения себя в этой профессии. Это будет возможно посредством «демократизации образовательного процесса»: 1. «осуществления постоянной «мониторинговой экспертизы динамики» освоения карнавальной культуры студентами (понятие О.В. Стукаловой); 2. соотнесения содержания программ обучения с параллельным карнавальным образовательным процессом; 3. избегания повторов; 4. «научно-обоснованного прогнозирования результатов» 5. разработки педагогических моделей по освоению карнавальной культуры 6. нового, разработанного «педагогического сопровождения; 7. индивидуализации работы со студентами» по освоению карнавальной культуры. 8. дополнительного внимания к возрастным особенностям студенческого возраста и специфике освоения карнавальной культуры, владения которой требует разностороннего бытового (житейского) и художественного опыта, сформированности мировоззрения. 9. Дополнительного временного ресурса на формирование начального уровня карнавальной культуры. 10. Усиления компонента самостоятельной работы по развитию эрудиции, интеллекта, чувственной сферы, расширения сферы интересов и многое другое.

ЛИТЕРАТУРА 1. Гройс Б. Политика поэтики, М.: Ад Маргинем Пресс, 2013, -400с. 2. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: Искусство, 1998, - 285с. 3. Кашекова И.Э. Педагогические технологии построения интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства, диссертация доктора пед. наук, М.:2007, 414 с. 4. Стукалова О.В. Высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусства: совремпенное состояние и перспективы развития: диссертация доктора пед. наук., М.: 2011, - 427с.