Методологические разработки по курсу «Истории отечественного кино» ведутся с момента возникновения киноведческого факультета Всероссийского Государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова. Наиболее разработанные программы по истории отечественного кино для ВУЗов созданы профессорско-педагогическим составом кафедры киноведения: проф. Л.А. Зайцевой, Л.Б. Клюевой, доц. К.М. Исаевой, А.Н. Золотухиной. Именно программа «История отечественного кинематографа», включающая в себя период послевоенного кинематографа, является основой для создания программ для системы дополнительного образования.
Разработанная программа по «Истории отечественного кино» для системы дополнительного образования создана доцентом, кандидатом искусствоведения М.В. Безенковой для Колледжа №11 (г. Москва) в 2010 году и апробирована в системе среднего образования в течение 3 лет. Программа для дополнительного образования для взрослых слушателей была подготовлена М.В. Безенковой для Высшей школы киноинженеров (г. Санкт-Петербург) в 2016 году и апробирована в рамках соответствующего курса в рамках дистанционного обучения.
Дополнительное образование в сфере творческих индустрий востребовано и актуально в эпоху развития новых информационных технологий . Среди взрослых обучающихся креативное образование направлено на становление и развитие творческих способностей и умений, а также на удовлетворение их креативных потребностей в интеллектуальном совершенствовании в сфере профессиональной ориентации.
Многие дополнительные программы в сфере творчества являются продолжением базовых программ соответствующих специализаций, предоставляя новые практические профессиональные навыки и развивая креативную составляющую личности обучающегося. Уникальный образовательный потенциал дополнительного образования в сфере отечественной кинематографии в дальнейшем может активно использоваться в процессе введения профильной переподготовки и повышения квалификации для работников сферы телевидения и журналистики, общегуманитарного высшего образования.
Современная экранная культура, ее перспективы дальнейшего развития как собственно искусства, так и средств массовой информации, кино- и телебизнеса, входящих в современное понимание экранной культуры – актуальное и востребованное знание, позволяющее слушателю компетентно и грамотно разбираться в процессах создания и дистрибуции аудиовизуального контента, выразительных средств искусства кино.
Современное киноискусство не может существовать вне глубоких связей с теорией киноискусства, критикой и современной кино- и цифровой технологической практикой. Вопросы специфики кинематографа, его отношения с реальностью, взаимодействия со смежными искусствами и другие фундаментальные проблемы лежат в основе правильного понимания эволюции кинопроцесса, его периодов, творческого пути мастеров.
Курс «История отечественного послевоенного кино» является важной составляющей дисциплины "История отечественного кино". Данная дисциплина предназначена для всех, кто интересуется искусством кино и современным национальным кинематографом. Она встраивает кинематограф в систему классических искусств, демонстрирует возможности самого молодого искусства с точки зрения развития аудиовизуальной культуры и средств массовой информации. Значение и познавательность данного курса определяется содержащимися в нем материалами по истории, теории и практики классического и современного кино как части общекультурного мирового процесса.
Особое внимание при разработке программ и методическом обеспечении следует уделить важнейшему этапу развития отечественного кинематографа – послевоенному времени вплоть до кинематографа перестройки. В этот период советский кинематограф активно развивался, аккумулируя в своих пластических и монтажно-динамических выразительных средствах одновременно и представления о классической искусстве, и технологические достижения ХХ века.
Слушатели должны научиться грамотно анализировать произведения кинематографического искусства, четко понимать структуру развития таких периодов кинематографа, как период "оттепели", период "застоя" и переходный этап перестроечного кино. Изучение проблем стилистики и художественного мастерства также является одной из важнейших задач данного курса. В курсе показано, что отечественное кино в качестве синтетического искусства тесно связано с литературой, журналистикой, театром, живописью, музыкой, образуя при этом самостоятельную область художественно-публицистического творчества.
Данная часть курса, посвященная послевоенному этапу в развитии отечественного кино, дает возможность осознать специфику элементов, составляющих профессиональный инструментарий работника кино, телевидения (возникшего в это время) и мультимедиа (драматургия, композиция, монтаж, движение камеры и т.д.).
Программа «История отечественного кино» построена с учетом профессиональных особенностей слушателей, что делает ее востребованной, обеспечивает быстрый положительный результат в обучении, познавательном и творческо-личностном развитии. Анализ и обобщение идейно-художественных решений известных и знакомых фильмов отечественного киноискусства позволяют слушателям адекватно воспринимать процессы кинопроизводства, монтажа, принципы актерской игры, операторской работы, элементов работы художника и звукорежиссера. Просмотр с дальнейшим обсуждением фильма с точки зрения заданной педагогом эстетической проблемы составляют методологическое наполнение курса.
Отличительной особенностью данного тематического блока программы является то, что он включает не только анализ развития кинематографической практики послевоенного отечественного киноискусства, но и прослеживает становление и развитие теоретических взглядов и концепций того времени, развитие мультикультурных кинематографических связей (становление кинематографа союзных республик), основ новых технических инновационных тенденций в аудиовизуальной сфере (работа НИКФИ). В ней также анализируются творческие портреты наиболее значимых режиссеров той эпохи: С. Бондарчука, М. Калатозова, Г. Чухрая, М. Хуциева, А. Тарковского, Г. Панфилова, Н. Михалкова, А. Михалкова-Кончаловского, С. Соловьева, К. Муратовой, И. Авербаха, Т. Абуладзе, В. Пичула, О. Тепцова.
Содержание программы способствует формированию у обучающихся креативных личностных способностей, а также развитию компетенций, необходимых в профессиональной кинематографической и мультимедиа-сферах.
Содержание программы ориентировано на следующую целевую аудиторию: взрослые обучающиеся, имеющие желание изучать отечественный кинематограф, или работающие в сфере кинопроизводства, кинопоказа и кинопроката, а также в области мультимедиа.
Основной задачей становится формирование устойчивого интереса к отечественному кинематографу, формирование представления о становлении и динамике развития нашего кино рассматриваемого этапа. Внимание к послевоенному отечественному кинематографу не только отвечает нуждам современной креативной педагогики в деле развития и творческого наполнения личности, но и расширяет спектр методов и форм проведения занятий со студентами в силу разнообразия стилевых и выразительных форм (жанровое разнообразие, авторский кинематограф, телесериал).
Кроме того, такой комплексный подход к развитию аудиовизуального сознания студентов помогает исправить такие существенные недостатки традиционного обучения, как отсутствие визуального контента для семинаров, отсутствие развивающих творческое мышление предметов.
Внимание к всеми любимым лентам отечественного кино (включая популярнейшие комедии Э. Рязанова и Л. Гайдая) позволит стимулировать творческие способности студентов через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры экранного текста, усвоение знаний об истории и развитии отечественного кино. При этом программа, сочетая в себе лекционные и просмотровые занятия, представляет собой своеобразное включение учащихся в процесс восприятия и со-творчества экранных кинопроизведений, то есть погружает их в производственный цикл отечественного кинопроизводства, что всегда интересно и соответствует современным структурам креативных экономик.
Предположительная продолжительность курса, посвященного послевоенному кино, составляет один учебный год. За это время студенты смогут познакомиться с основными произведениями отечественного киноискусства этапов "оттепели", "застоя" и перестройки. Последовательность в изучении исторического материала позволит учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала, выстраивать концептуальные модули и применять теоретические знания в истории кинематографа для современных практических навыков в кинопроизводстве.
Слушатели должны научиться грамотно анализировать произведения кинематографического искусства, четко понимать становление и развитие тенденций отечественного кино определенных этапов. Изучение проблем стилистики и художественного мастерства кино эпохи "оттепели" и "застоя" также является одной из важнейших задач данного курса. Анализ становления отдельных режиссерских персоналий, таких, как Андрей Тарковский, Алексей Герман, Глеб Панфилов и Никита Михалков в полной мере показывает, насколько к этому времени кинематограф «сроднился» с классическими искусствами. В курсе показано, что кино в качестве синтетического искусства тесно связано с литературой, журналистикой, театром, живописью, музыкой, образуя при этом самостоятельную область художественно-публицистического творчества.
Отечественное киноискусство не может существовать вне глубоких связей с теорией киноискусства и критикой – особенно ярко это проявилось в 70-80-е годы прошлого века. Вопросы специфики кинематографа, его отношения с реальностью, взаимодействия со смежными искусствами и другие фундаментальные проблемы затрагиваются в блоке теоретической киномысли, охватывая работы Р. Юренева, С. Фрейлиха, Н. Зоркой, Г. Прожико, Л. Зайцевой и других ярких представителей советского киноведения. Данный блок включает не только анализ кинематографической практики в кинокритике, но и прослеживает становление и развитие теоретических взглядов и концепций.
Структура занятий.
Предполагается проводить занятия по схеме 1+2 или 2+1 (занятие и просмотр). В качестве иллюстративного материала необходимо использовать как просмотры фильмов целиком с их последующим обсуждением, так и фрагменты картин с непосредственным анализом педагога во время просмотра фрагмента. Эта необходимость обусловлена тем, что отечественные киноленты до 70-х годов обладают совершенно иной ритмической структурой, отличной от той, которую привыкли видеть кино- и других экранах. Поэтому необходимо объяснять и показывать на конкретных примерах необходимость того или иного плана, ракурса, смены крупности и монтажной фразы.
Обязательной формой занятий (не менее 30 процентов от общего количества часов) должны стать обсуждения просмотренных фильмов с разных точек зрения:
- с точки зрения отражения времени и исторической действительности;
- с точки зрения актерской игры;
- с точки зрения развития образного киноязыка;
- с точки зрения смысловой наполненности фильма (развитие драматургии, идейно-художественное содержание;
- с точки зрения актуальности и интереса современному зрителю.
Необходимо также предлагать студентам в качестве самостоятельной работы писать свои впечатления от просмотренных фильмов или вести дневник просмотров. Это позволит педагогу сформировать правильное отношение у обучающихся к рассматриваемому периоду в истории отечественного кино (к конкретным кинопроизведениям) и скорректировать собственный метод подачи лекционного и иллюстративного материала (в зависимости от особенностей восприятия экранного произведения обучающимися). Все занятия являются творческим процессом и направлены на развитие воображения, фантазии, формирование эстетически развитой взрослой личности с четкой мотивацией на профессиональную деятельность в области кино- и других видов аудиовизуальных искусств.
К ожидаемым результатам усвоения данного тематического относятся самостоятельные знания студентов:
- о роли кинематографа в системе классических искусств;
- об истории и практике отечественного кино периода "оттепели";
- о тенденциях в развитии авторского кинематографа периода "оттепели";
- о ведущих художественно-творческих направлений в киноискусстве периода "застоя" и об основных мастерах этого периода;
- о переходном времени перестроечного кино, материально-технических трудностях и новых направлениях этого периода.
Подытоживая, хотелось бы отметить основные задачи в освоении программы истории отечественного кино послевоенного времени:
1. Получение знаний об истории, структуре, языке и теории отечественного кино в периоды "оттепели", "застоя" и перестройки (образовательная составляющая).
2. Развитие восприятия экранных произведений, «чтения» их языка, активизация воображения, зрительной памяти, развитие различных видов мышления (в том числе – критического, логического, творческого, образного, интуитивного), умений для понимания идей (нравственных, философских проблем и пр.), образов и т.д., основываясь на творчестве лучших режиссеров советского кино.
3. Развитие креативных практических умений на материале самого продуктивного и разнообразного периода в истории отечественного кино.
Важными особенностями преподавания истории отечественного кино послевоенного времени становятся:
- общая ориентация на творческое становление личности студента (формирование эстетического сознания, художественного восприятия экранных произведений, развитие критического мышления);
- учет психологических особенностей, спектра реальных интересов и предпочтений аудитории на основании различных моделей авторского кинематографа А. Тарковского, К. Муратовой, А. Германа и пр.;
- разработка критериев развития восприятия экранных произведений отечественной кинокультуры и способности к критическому, художественному анализу произведений киноискусства на основе жанровой системы эпохи "застоя";
- методология индивидуального восприятия аудиовизуального произведения переходного периода с точки зрения основных пластических и монтажно-динамических выразительных средств (на материале фильмов эпохи перестроечного кино).
ЛИТЕРАТУРА
Власов М.П. Виды и жанры киноискусства - М.: Знание, 1976.
Добротворский С.Н. Кино на ощупь – СПб.: Сеанс, 2001.
История отечественного кино. Отв. ред. Л. М. Будяк – М.: Прогресс-Традиция, 2005.
Тарковский А.А. Архивы. Документы. Воспоминания. Авт.-сост. П. Волкова - М.: Подкова, Эксмо-Пресс, 2002.
Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-фз (ред. от 24.07.2007) "О государственной поддержке кинематографии российской федерации" (принят ГД ФС РФ 17.07.1996) // "Российская газета", № 164, 29.08.1996; № 188, 31.08.2004; № 297, 31.12.2005; "Собрание законодательства РФ", 06.03.2006, № 10, ст. 1068; "Российская газета", № 141, 04.07.2007; № 164, 31.07.2007
Фрейлих С.И. Золотое сечение экрана - М.: Искусство, 1976.
Фрейлих С.И. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского - М.: Искусство, ТПО «Истоки», 1992.
Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства - М.: Академия, 1997.