Развитие ценностного отношения подростков к музыкальному искусству

Журова Елена Борисовна

Аспирант Учреждения РАО «Институт художественного образования», зав. теоретическим отделом ДМШ им. Н. Г. Рубинштейна, Москва

pianoplay@mail.ru

Аннотация: 
Развитие ценностного отношения подростков к музыкальному искусству

В новом тысячелетии в мировом образовательном процессе наметились тенденции, свидетельствующие об особом значении системы образования в контексте общей и духовной культуры. На современном этапе образованность, интеллект и творческая деятельность признаны в качестве духовных составляющих национальных ценностей, на основе которых реализуется культурно-творческий потенциал личности в жизни общества. Прямая задача образования состоит в развитии этих качеств, и прежде всего в гуманитарной, художественно-эстетической области, определяющей духовные ориентации подрастающего поколения.
В своѐм (ноябрьском 2009 г.) послании Федеральному Собранию РФ Д. А. Медведев, говоря об инициативе «Наша новая школа», в качестве важнейшей выдвинул задачу раскрытия способностей каждого ученика, воспитания его как личности, готовой к жизни в современном мире [13].
Тенденции современного мира характеризуются колоссальными изменениями в обществе, которые также затронули проблемы воспитания и развития детей и молодежи. Как свидетельствуют полученные российскими учѐными данные, у детей в условиях резкой смены социально-экономической ситуации в обществе значительно изменились качественные психические, психофизиологические и личностные характеристики. Изменения выразились в снижении уровня когнитивного развития, социальной и коммуникативной компетентности, нарушении в эмоциональной сфере и др. Вице-президент Российской академии образования Д. И. Фельдштейн, выступая с докладом на заседании РАО, посвящѐнном инициативе «Новая школа» (апрель 2010), высказывает мысль о том, что «сдвинулись границы детства: современные дети позднее проходят два кризисных периода своего развития. Ввиду этого в обществе широко обсуждается вопрос о состоянии современного детства и перспективах его развития» [18].
Таким образом, при построении новой школы возникает множество педагогических проблем. Одна из них связана с разрушением стереотипов жизненных ценностей и приоритетов, обесцениванием эстетической значимости искусства. В связи с этим появляется необходимость воздействия на систему эстетических ценностей детей, так как образовательные стандарты предполагают обязательное наличие у учащихся в процессе обучения сформированной системы ценностей.
«Цели образования – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек». Так, определяя основы педагогики, писал выдающийся ученый, философ, представитель мировой педагогической мысли С. И. Гессен, который ввел научное понятие «педагогика культуры», трактующее педагогику как аксиологически направленную гуманистическую систему, ведущую начало от И. Канта и рассматривающую воспитательный и образовательный процессы как приобщение человека к культурным ценностям, содержанию культурной жизни родного народа и человечества [4].
Эти цели в качестве задач образования отражены в законодательных актах Российской Федерации – в частности, в Законе об Образовании [6]. Соответственно, переход к ценностной парадигме является одной из устойчивых тенденций развития современной школы, о чѐм также свидетельствует проиcходящая аксиологизация мирового образовательного пространства, которая ведет к необходимости определения ценностных приоритетов модернизации роcсийского образования.
Аксиология, как наука о природе ценностей, рассматривает связи различных ценностей между собой, их зависимости от социокультурных и личностных факторов.
Следует отметить, что в начале ХХ века термин «аксиология» был введен в научный тезаурус и стал активно использоваться в философии, социологии и психологии. Однако разработка проблемы ценности долгое время оставалась своего рода монополией зарубежной философии. Сформировавшаяся как определенное направление на основе неокантианских учений (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), она получила широкое распространение в трудах ряда немецких и американских ученых (М. Шелер, Н. Гартман, Д. Дьюи, Р. Б. Перри, С. Пеппер) [11].
В научных трудах ученых-философов (В. Дильтей, М. Вебер, О. Шпенглер) обоснованы причины распада бытия на реальность и ценность. Ценностями они называли те стороны реальности, в которых фокусируются главные желания и устремления данного общества. Так, по мнению М. Вебера, ценность – это норма, способом бытия которой является значимость для субъекта. По убеждению В. Дильтея, «ценность» выступает вполне адекватным понятием, причѐм любая ценностная избирательность в истории выступает как равноправная [11].
В отечественной науке в 60-е годы XX века были определены место и роль теории ценностей, ее значение для развития комплекса наук о человеке и обществе, обозначились перспективы ее развития в единстве гносеологического, социологического и педагогического аспектов (В. П. Тугаринов). В исследованиях ученых (С. Ф. Анисимов, Е.В. Бондаревская, А. Г. Здравомыслов, Л. П. Буева, Ю. А. Замошкин, М. С. Каган, В. Н. Сагатовский, И. Т. Фролов и др.) оформился категориальный аппарат, который включает понятия «ценность», «ценностное отношение», «оценка», «ценностные ориентации».
Так, М. С. Каган утверждает, что для формирования ценностей есть только один путь – духовное общение. Ученый акцентирует внимание на том, что общение есть связь человека с человеком как субъекта с субъектом, это «симметричное взаимодействие» людей, в котором нет учителя и ученика, а есть партнѐры, равные друг другу участники единой деятельности [8].
По мнению Е. В. Бондаревской, ценность – это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем, и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. «Ценности – это предпочтения (или отвержения) определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения» [1]. В исследованиях А. Г. Здравомыслова производные от них ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры [7]. По утверждению М. Р. Гинзбурга, ценности связаны с представлениями о смысле жизни, который является одновременно и основанием развития личности, и еѐ результатом» [3].
Следует отметить, что понятие «отношение» выступает в качестве фундаментальной категории ряда наук: философии, эстетики, психологии, социологии, педагогики и др. В общении человека с искусством именно отношение имеет решающее, ключевое значение, тончайшим образом регулируя всю систему взаимоотношений, стимулируя познавательные и творческие мотивы, превращая интерес в потребность. Ценностное отношение к произведениям искусства способствует формированию гармонично развитой, целостной и творческой личности, так как основой данного отношения являются эстетические и нравственные ценности.
Как отмечает исследователь И. А. Коников, эстетическое, при всей сложности его содержания и при всѐм разнообразии его возможных дефиниций во всех своих проявлениях, остаѐтся носителем отношения, притом, отношения особого рода – субъективного, человеческого, бесконечно многогранного. Из всех основных видов существующих отношений – познание, практика, ценностное отношение – каждый может выступить в эстетической оболочке как модификация эстетического отношения [10 , с. 73]. При этом, по замечанию О. А. Кривцуна, «ценностное отношение избирательно к фактам, оно складывает их в определѐнную иерархию, приводит в соответствие с ментальными установками того или иного общества» [11, с. 177]. В настоящее время эти изменения наиболее заметны, поэтому проблема формирования ценностных отношений учащихся заняла особое место в современной концепции содержания образования.
Сегодня в педагогической науке широко обсуждается новая система ценностей и целей образования. Получает новое рождение концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития (Ш.А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, М. В. Кларин, И. В. Крупина, Н.Д. Никандров, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.).
Новая культуротворческая парадигма образования принципиально отличается от существовавшей ранее, просветительской. Она основана на рассмотрении проблемы формирования ценностного отношения подростков к искусству как к нравственно-эстетической ценности.
В. И. Самохвалова отмечает, что «ценности эстетического восприятия мира, наряду с ценностями познания его, определения смысла бытия в нѐм человека, нравственными ценностями, всѐ больше становятся – и осознаются – фактором, определяющим способ и характер взаимодействия человека с миром, направление его человеческой деятельности» [17, с. 133]. Потому ценностное содержание – ценностные отношения, наполняют любое педагогическое воздействие и взаимодействие педагога с ребѐнком, наполняя совместную деятельность педагога с детьми. При этом, по мнению Н.Е. Щурковой, «содержание взаимодействия преобразуется в ценностное, если за объектом взаимодействия видится ценность и отношение к ценности» [19, с. 28].
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, другим людям, себе самой, а также формирует мировоззрение и ядро мотивации жизненной активности. Таким образом, ценностному отношению как личностному образованию присущи такие черты, как связь с миром ценностей, направленность, связь с духовно-нравственным развитием, формированием мировоззрения. Поэтому именно в подростковом возрасте резко возрастает важность проблемы формирования ценностных ориентаций и ценностных отношений в условиях общения с искусством, что расширяет компенсаторные возможности ребенка и гармонизирует его отношения с миром.
Следует отметить, что в содержание эстетического отношения (по Бурову) включаются особенности объекта отношения, его субъекта; сам характер их взаимосвязи; реализующихся в восприятиях, оценках, переживаниях, суждениях и взглядах, ассоциациях, идеальных представлениях и эстетических потребностях [2]. Как отмечает Л. П. Печко, «в контексте приобретаемого чувственного, эстетического, культурного и художественного опыта в школьном возрасте в различных модификациях на разных его стадиях складываются личные эстетические картины мира и человеческого бытия, жизни общества и личности, картины культуры, художественно-образные модели реальности и фантазии, созданные искусством и преобразованные в индивидуальном эстетическом сознании, в преломлении через личностно-смысловые мотивы и ценности» [15, с. 10]. Опыт эмоционально-ценностного эстетического отношения, по мнению исследователя, является сложной «внутренней средой», зерном растущего эстетического сознания, так как чувства связаны с личной мотивацией, доминантой потребностей. Для старшего подросткового возраста такой опыт возможно получить из книг, произведений искусства, окружающей культурной среды, школьного эстетико-художественного образования, из сферы общения [16, с. 126 ].
Е. Ф. Командышко, развивая традиции Буровской научной школы, отмечает, что ценности эстетического восприятия мира, наряду с ценностями его познания, нравственными ценностями, всѐ больше осознаются как фактор, определяющий способ и характер взаимодействия с миром, направление его деятельности. Исследователь выделяет особое значение музыкального искусства в развитии творческого воображения, т. к. художественные образы, формирующиеся с помощью звуков, характеризуются активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека [9].
Таким образом, воспитание ценностного отношения к искусству способствует формированию у подростков соответствующих личностных качеств. Не случайно А. Н. Малюков считает, что «совокупность отношений ценностной группы оказывает существенное влияние на развитие и становление личности и, в случае успеха, приводит к постепенному формированию направленности и позиции личности…» [12, с. 23]. Необходимо учитывать сложность природы ценности, так как она объединяет объективно-содержательную и субъективно-личностную стороны. При этом ценность можно рассматривать как «ядро» целостности личности, что определяет направленность личности и создает основу единства разнообразных отношений, в которых реально функционирует человек.
Ввиду вышесказанного, следует отметить, что именно в подростковом возрасте резко возрастает важность проблемы развития ценностного отношения, а искусство обретает особую значимость в формировании ценностных ориентаций современных подростков.
В настоящее время актуальным направлением модернизации образования является его гуманитаризация – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых. Исторически сложившееся общее и профессиональное образование обычно подчинено предметно-содержательному принципу и воспроизводит лишь один из процессов развития – усиливающуюся дифференциацию различных предметных областей знаний. Предметные знания в школе остаются разобщѐнными: логический аспект преобладает в ущерб общекультурному. Связи между предметами устанавливаются на основе междисциплинарных знаний, а не через общечеловеческое содержание музыкально-теоретических и исполнительских дисциплин. В результате обучение приобретает формальный, абстрактный характер, преодолеть который можно, только реализуя принципы «предметности» и «содержательности» в широком культурном контексте. Но современная дидактика значительно лучше владеет обучением умениям и знаниям, чем собственно содержательной стороной: она не даѐт понимания предмета в целом (что относится… и к гуманитарным дисциплинам) [14].
В контексте этого нами была разработана программа дополнительного образования по предмету «Музыкальное содержание» для старших классов ДМШ (или ДШИ), в которой представлены ключевые методические вопросы по развитию ценностного отношения подростков к музыкальному искусству [5].
Ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству мы рассматриваем как устойчивое личностно-смысловое образование, в основе которого: 1) гуманистическая центрация (осознание подростком определяющей значимости развития ценностного отношения к искусству); 2) положительное отношение к классическому музыкальному наследию, проявляющееся в устойчивости как эмоционального переживания, так и интеллектуальной отзывчивости при общении с искусством (соответственно, удовлетворѐнности от процесса освоения музыки); 3) направленность подростка на практическую реализацию сформированных ценностей в виде творческой инициативы, активного поиска на уроке, самовыражения в музыке (реализуемые как во время обучения, так и после окончания музыкальной школы); 4) проявление ценностного отношения в виде эстетической потребности, художественных интересов и творческой активности.
Таким образом, под ценностным отношением к произведениям музыкального искусства мы понимаем такое отношение, которое характеризуется эстетической значимостью музыкального искусства для личности, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и, безусловно, практического интереса к нему.
Педагогическая технология развития ценностного отношения к произведениям музыкального искусства включает четыре этапа.
На первом этапе осуществляется расширение опыта учащихся в области музыкального искусства: развиваются представления учащихся о музыке как о важном элементе окружающей жизни; происходит накопление учащимися музыкально-интонационного опыта; развитие ассоциативного мышления учащихся и их интереса к музыкальной классике. Для повышения мотивации учащихся используются развѐрнутый видеоряд, литературные первоисточники, компьютерные технологии, при помощи которых на уроке создаѐтся информационно-образовательная среда. Учащимся предлагаются занимательные задания, тесты, игры, направленные на самостоятельную деятельность; установление ассоциативных связей между музыкальными и зрительными образами. Педагогом используются методы пластического моделирования, сопровождаемого идеомоторной деятельностью, приемы «активного слушания», метод синектики и другие.
Второй этап направлен на побуждение подростка к творческой активности. Его задачами являются: становление эмоционально-положительного отношения к музыке через участие в различных видах музыкальной деятельности; оценочных проявлений, характеризующихся умением детей высказывать эстетическое суждение о музыке и наличием адекватно-поведенческих реакций, формирование сознательного отношения к своим музыкальным переживаниям. В работе с учащимися используется метод «учение через обучение», проектные методы с использованием ИКТ, эвристический и концентрический методы и другие.
На третьем этапе осуществляется формирование у учащихся сознательного оценивания музыкальных явлений, а также формирование избирательного, осознанного отношения к собственным музыкальным впечатлениям, оценка смысловых подтекстов в музыке. Педагогом используется прием сопоставления собственных жизненных эмоций учащихся с художественными (С. Д. Давыдова, Н. Г. Тагильцева), задания на установление ассоциативных связей; интегративные методы обучения, компьютерные, мультимедийные технологии, активное использование интернета в проектной деятельности, межпредметные связи, методы дидактической эвристики, ИКТ и др.
На четвертом этапе осуществляется формирование ценностной позиции личности по отношению к музыкальному искусству, и решаются задачи проецирования накопленного личного опыта ребенка на объект отношений – произведения музыкального искусства, а также формирование потребности в активном проявлении ценностного отношения. При этом используются следующие методы: музыкального обобщения (Э. Б. Абдуллин), музыкального размышления, создания художественного контекста (Д. Б. Кабалевский); приемы временной, пространственной и содержательной синхронизации образовательных проекций, дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели (А. С. Белкин), методы анализа-синтеза, эвристические методы, проектная деятельность, ИКТ. Итогом четвѐртого этапа является наличие музыкального интеллекта (Д. К. Кирнарская), становящегося частью личности подростка, и, соответственно, принятие им музыкальной культуры как части общей духовной культуры личности (по Библеру).
Таким образом, данная технология развития у учащихся старших классов ДМШ ценностного отношения к произведениям музыкального искусства реализуется как целостный процесс, охватывающий все многообразие форм учебной музыкальной деятельности.
Литература
1. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. М.,1995.
2. Буров А. И. «Методологические основы теории эстетического развития личности» (глава монографии). М., 1980.
3. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема: Вопросы психологии, №4, 1989.
4. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995.
5. Журова Е. Б. Программа дополнительного образования детей (старшие классы ДМШ) по предмету «Музыкальное содержание». М.. 2007
6. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992.
7. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.
8. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.,1988.
9. Командышко Е. Ф. Художественно-образная специфика музыкального искусства и развитие на его основе творческого воображения / Педагогика искусства: электронный научный журнал. – №1 2006, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine–1–2006.htm
10. Коников И. А. К вопросу о сущности эстетического // Эстетическое сознание личности. М., 1994.
11. Кривцун О. А. Эстетика. Учебное пособие для вузов. Изд-во «Аспект пресс». М., 1998.
12. Малюков А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Изд.- й центр «Феникс», г. Дубна, 1999.
13. Медведев Д. А. Послание Федеральному Собранию РФ (12 ноября 2009 г.).
14. Педагогический словарь. Интернет-ресурсы.
15. Печко Л. П. Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза. Сб. научных трудов. Статья (1) «Эстетический и художественный опыт личности: структура, компоненты, возможности развития». ГУ ИХО РАО. ВГПУ. М., 2003.
16. Печко Л. П. Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза. Сб. научных трудов. Статья (2) «Накопление и активизация культурного и эстетико-художественного опыта в педагогическом процессе (средний и старший возраст). ГУ ИХО РАО. ВГПУ. М., 2003.
17. Самохвалова В. И. Пути формирования эстетического сознания личности. // Эстетическое сознание личности. М., 1994.
18. Фельдштейн Д. И. Доклад на заседании РАО, посвящѐнный инициативе «Новая школа». Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребѐнка и ситуации его развития. (19–20 апреля 2010 г., г. Нижний Новгород).
19. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. 2-е изд. дополн. Изд-во «Педагогическое общество России». М., 2005.