РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

Седова Лариса Ивановна

соискатель Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Аннотация: 
Автор статьи рассматривает проблему развития духовной культуры у современных подростков в контексте освоения декоративно-прикладного творчества и активного участия в социокультурных проектах. При этом главным условием реализации социокультурных проектов становятся новые формы творческой деятельности. В их основе – популяризация семейных традиций, бережно хранящих реликвии своего рода. Автором показано, что развитие духовной культуры у подростков связано с выполнением творческих заданий по описанию и сохранению семейных материалов культурно-исторического характера.

1.       ВВЕДЕНИЕ

          Современные тенденции, происходящие в обществе XXI века, диктуют новые требования к формированию творческих и социально-ценных качеств личности. Исследователи подчеркивают необходимость возврата к духовным ценностям, носящим общечеловеческий характер, которые служат объединяющим началом в формировании и развитии подрастающего поколения.

          Большинство современных исследователей подразумевают под духовностью интеллектуальное богатство человека, его воспитанность, образованность и культуру. Так, исследователь В.И. Мурашов определяет «духовность»: 1) как историческое сознание, 2) целостность психической деятельности человека, 3) единство добра, истины и красоты (Мурашов, В.И.) [4].

          По мнению исследователя И.Г. Петрова, образы и понятия – два способа развивать «духовность» при опоре на опыт непосредственной жизнедеятельности и поведения, так как «духовность» – это всегда процесс из сопряженных визуальных (образных) и отвлеченных (понятийных) потоков, актуализируемых языком и текстом (Петров, И.Г.)[5, с.117]. Как высший регулятор «духовность» направляет, корректирует силу и слабость нервной деятельности, импульсов, посылаемых темпераментом, характером и волей. Она выступает как атрибутное опосредование всех процессов жизни, деятельности и поведения [там же, с.117].

          Исследователь В.И. Слободчиков связывает два понятия: «духовность» и «нравственность». В наибольшей степени, по мнению ученого, «духовность человека обнаруживает себя и становится способом его жизни» (Слободчиков, В.И.)[6, с.33].

          М.С. Каган утверждает, что «духовность – это совокупность нравственных качеств личности человека, его душевная чистота, мир и гармония во взаимоотношениях людей» (Каган, М.С.) [1].

          Мы придерживаемся мнения исследователя Р.И. Лозовской, которая дает следующее определение: «Под духовной культурой личности понимается способ человеческого существования, основанный на устремленности к высшим человеческим ценностям, на потребности творческого созидания своей жизни, совершенствования себя и окружающего мира ...» (Лозовская, Р.И.) [3, 16].

          Важным для нашего исследования является развитие социально-ценных качеств личности в процессе творческой деятельности, которые исследователь Е.Ф. Командышко характеризует как: 1) стремление к преобразовательной деятельности; 2) реагирование на решение социальных проблем; 3) ценностное отношение к окружающему миру и культуре; 4) проявление культурно-творческой инициативы. При этом культурно-творческая инициатива характеризуется «склонностью к активным самостоятельным действиям, показателями выполнения завершенной творческой работы, особенностями проявления эстетической культуры и важнейших ценностных качеств, определяющих ориентацию личности на духовные, культурные ценности» (Командышко, Е.Ф.) [2, 10].

          В нашем исследовании развитие духовной культуры у подростков связано с погружением в декоративно-прикладное творчество и выполнением творческих заданий (индивидуальных и совместных) под руководством педагога. При этом главным условием реализации духовного развития подростков становятся новые формы социокультурных мероприятий - социокультурные проекты.

2.       МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

          Осуществление практической работы по развитию духовной культуры заключается в реализации условий приобщения к декоративно-прикладному творчеству и проведению комплекса социокультурных мероприятий, направленных на обеспечение духовно-нравственного развития детей и молодежи. Важное значение в осуществлении данного процесса в настоящее время обретают формы и методы социокультурных проектов.

          Социокультурный проект: «Семейная реликвия».

          Цель проекта: патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование высоких нравственных качеств путем вовлечения учащихся в общественно-значимую деятельность по оказанию помощи различным группам населения по систематизации, описанию и сохранению семейных материалов культурно-исторического характера.

          Основные задачи проекта:

          - популяризация семейных традиций, бережно хранящих реликвии своего рода;

          - подготовка виртуальных «семейных гостиных» на интернет-портале www.relikvija.ru;

          - распространение и тиражирование лучших практик в этой сфере;

          - документирование и популяризация семейного историко-культурного наследия;

          - привлечение внимания широкой общественности, государственных и муниципальных органов власти и управления, СМИ, представителей науки и культуры к необходимости активного включения в работу подрастающее поколение.

          Механизмы реализации социокультурного проекта:

           - вовлечение подростков к целенаправленной деятельности по оказанию помощи ветеранам войны и труда, участникам боевых действий, малоимущим и социально незащищённым слоям населения;

          - сбор материалов культурно-исторического характера (фотографии, документы, другие семейные реликвии);

          - размещение материалов на выставках в общественных и школьных музеях.

          Главной задачей проекта является создание общероссийской базы семейных реликвий как инструмента популяризации традиций граждан России различных национальностей, укрепления гармонизации межнациональных отношений, воспитания гордости и патриотических чувств по отношению к семейным и национальным реликвиям.   

          Социокультурный проект: Московский форум «Помним. Гордимся. Храним».

          В рамках Форума организованы: выставка семейных реликвий; встречи школьников с ветеранами войны и труда, мастер-классы и консультации по составлению родословной; концерты с участием детских творческих коллективов и профессиональных артистов, театрально-музыкальный салон на тему 200-летия Бородинской битвы; финал конкурса школьников ЦАО города Москвы «История моей семьи в истории России»; практическая конференция «Семейная реликвия как инструмент патриотического и нравственного воспитания молодёжи».

           Творческий конкурс детей и молодежи «Моя семейная реликвия».           Цель конкурса: приобщение подрастающего поколения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Изучение исторического прошлого России и культурного наследия семьи, воспитание ценностного отношения к семье, основанного на уважении и передаче лучших традиций от поколения к поколению.

          Конкурс среди детей включал следующие номинации:

          - семейная реликвия (её описание, представление);

          - мультимедийная презентация;

          - сочинение, рассказ, эссе;

          - объект изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества (рисунок, фотография, поделка и др.).

          3. РЕЗУЛЬТАТЫ

          В процессе теоретико-эмпирического исследования были достигнуты следующие результаты:

          1) разработана технологическая модель развития духовной культуры у подростков на основе интегративного подхода, объединяющего спектр разных видов социокультурной и художественно-творческой деятельности;

          2) выявлено, что мотивационно-ценностный компонент духовно-нравственной культуры школьников выполняет регулирующую и мотивационную функции, что формирует представления о правилах поведения и общения, о качествах личности человека, о ценности Родины, «малой» Родины, семьи;

          3) обоснованы разные виды социокультурных проектов в рамках серии целенаправленных мероприятий проекта «Семейные реликвии»: конкурсы творческих работ, выставки, презентации и т.д. Такие мероприятия можно рассматривать в качестве самостоятельной проектной модели решения локальной ситуации, т.е. решения определенной социальной и педагогической задачи.

          В ходе опытно-экспериментального исследования, охватившего более 850 детей и молодежи разных учебных заведений, были получены следующие результаты:

          - обоснована методика развития духовной культуры у подростков в условиях освоения декоративно-прикладного творчества (в процессе подготовки к проекту «Семейные реликвии);

          - установлено, что организация совместных социокультурных мероприятий способствует воплощению художественных идей у подростков, развивает творческие и социально-ценные качества личности.

          4. ОБСУЖДЕНИЕ

          В настоящее время наблюдается тревожная тенденция размывания семейных ценностей, ослабления института семьи как основной ячейки гражданского общества. А ведь каждая семья является носителем национальных традиций. При этом семейные реликвии одновременно являются наглядным свидетельством вклада той или иной национальности в укрепление и развитие нашего государства.

          Сегодня в социокультурной деятельности участвует большая армия специалистов: педагогов, воспитателей и менеджеров различных направлений и специализаций. Цель социокультурной деятельности – создание условий для реализации и сочетания интересов множества действующих в социокультурной сфере субъектов: взрослых граждан, родителей и детей, ветеранов войн и современной молодежи.

          Как известно, семейные реликвии - это документы, предметы, вещи, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение. Такими вещами могут быть художественные изделия, поделки, сделанные руками старшего поколения, что является уникальным материальным носителем, отображающим конкретные исторические события. Реликвии и связанные с ними события играют значимую роль в передаче семейных традиций, являются своего рода катализатором социализации и развития духовной культуры подрастающего поколения.       

          5. ВЫВОДЫ

          На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

          - Обращение к социокультурным проектам, пронизанным исторической памятью о прошлом и активизация творческой деятельности детей открывает для подрастающего поколения мир нравственных чувств – любви, уважения, чувства долга, ответственности, указывает на то, что является в жизни наиболее ценным и главным.

          - Разработанная методика подготовки социокультурных проектов позволяет реализовать развитие творческих и социально-ценных качеств у подростков и создает необходимые условия для проявления культурно-творческой инициативы, формирует духовные потребности и ценностные ориентации.

          - Реализация социокультурных проектов способствует расширению опыта декоративно-прикладного творчества, что создает особую творческую среду, сквозь призму которой глубже осознаются ориентации подростков на духовные, культурные ценности.

          6. БЛАГОДАРНОСТИ

          В подготовке статьи были учтены рекомендации Е.Ф. Командышко, доктора педагогических наук, доцента, ведущего научного сотрудника Института художественного образования и культурологии Российской академии образования и её практические советы к развитию культурно-творческой инициативы у подростков.

 

ЛИТЕРАТУРА

Каган, М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. – 415 с.
Командышко, Е.Ф. Универсальная модель творческого развития учащейся молодежи. Методические рекомендации. –М.: ИХО РАО, 2011. -56с.
Лозовская, Р.И. Развитие духовности личности в системе музыкального образования. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2006. – 150 с.
Мурашов, В.И. Идея духовности. – М.: Гелос, 2000. – 198 с.
Петров, И.Г. Образ и понятия, материальное и нематериальное, осознаваемое и неосознаваемое в контексте познания индивидуальности // Мир психологии. -2011. - №1. С.116 – 126.
Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.