Аннотация:
В данной статье представлен опыт работы автора данной статьи по развитию эмоциональной выразительности у детей младшего возраста на театральных занятиях в условиях дошкольных образовательных организаций. Изложены результаты педагогического исследования, в рамках которого выявлено, что занятия по освоению театральной культуры оказывают положительное влияние на развитие эмоциональные сферы ребенка. Раскрыто понятие «эмоциональная выразительность». Приведены примеры форм и направлений деятельности, эффективно влияющих на раскрытие у детей эмоциональной выразительности при проведении театральных занятий
Проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста остается актуальной на сегодняшний день. На важность и значимость развития у детей эмоционально-чувственной сферы указывал Л.С.Выготский: «эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля» [6, с.115]. В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 1.6., выделена проблема «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [11]. Современные исследователи, педагоги и психологи уделяют этому вопросу большое внимание, создаются специальные программы по формированию у детей эмоционального интеллекта, влияющего на развитие способности ребенка успешно ориентироваться в социуме [10, с.184]. Внимание к этой проблеме основано на том, что в дошкольном возрасте происходит активное развитие всех психических процессов у детей, необходимость развития эмоциональной сферы является актуальной и значимой на протяжении всего периода взросления ребенка.
В большом психологическом словаре по данной проблеме указывается, что «важнейшей особенностью эмоций является то, что они могут обобщаться и передаваться, поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, – он формируется также в результате эмоциональных сопереживании, возникающих в общении с другими людьми и, в частности, вызываемых средствами искусства» [3, с.561]. Б.П.Юсов обращал внимание педагогов на то, что развитие эмоциональной сферы детей будет осуществляться наиболее эффективно, если развитие детей будет идти через искусство [20, с.120]. В этой связи, следует подчеркнуть, что возможности театра в развитии детей младшего возраста широки, многообразны, доступны, но, к сожалению, на сегодняшний день в полной мере в общеобразовательных организациях не используются. Именно занятия театральной деятельностью, при их грамотной организации, могут быть направлены на формирование духовного и эмоционального мира личности, это доказывается многовековым опытом, так как «театр является транслятором, передатчиком от одних поколений к другим представлений о человеке, о его свойствах и отношениях с миром, общении, доведенных до высокой степени абстракции, но в то же время обладающих качествами чувственной образности, эмоционального насыщенных, всегда сопряженных с некоторой оценкой» [14].
Целью нашего педагогического исследования стало формирование эмоциональной выразительности у детей младшего школьного возраста через развитие театральной культуры. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Центре развития талантов ребенка г. Сургута с детьми в возрасте с 4 до 7 лет.
Для реализации поставленных целей использовались следующие формы организации занятий:
– Игровая форма – способ совместного творческого общения и сотворчества, между педагогом и детьми, по освоению разнообразных видов и форм игрового взаимодействия, через воплощение в конкретное действие литературного сюжета, замысла и выполнению осмысленных соответствующих игре действий, направленных на обучение детей вести себя в процессе игровой ситуации, сюжета, роли [5].
– «Вживание в роль» – означает проявление ребенка в конкретных действиях и ситуациях, прочувствованного им персонажа, которого он будет играть на сцене. [16, с.332].
– «Создание воображаемой ситуации» – придумывание или выдумывание детьми неизвестного ранее творческого результата при помощи таких приёмов, как: а) создание нового объекта через наделение качествами одного персонажа качествами другого; б) погружение в иную среду героя для нахождения новых ситуаций и видов деятельности; в) смену действия и характера передаваемого нового героя [2].
– Технологии интегрированного полихудожественного образования и воспитания Л.Г.Савенковой, представленные в концепции дошкольного образования под названием «Сад детства», основанной на синкретичности детского мышления (Л.С.Выготский), способности ребенка одновременно выполнять несколько действий: видеть, слушать, действовать и объяснять, например, в процессе рисования или театрального действия [12].
Благодаря взаимодействию всех этих форм на театральных занятиях происходит деятельность, названная В.А.Сухомлинским – эмоциональное «пробуждения разума», воспитание у детей удивления перед явлениями природы, перед предметами, полными нового, таинственного, например, древними курганами, кликом журавлей, ночным небом, и др. [14].
В нашей работе мы опираемся и на позицию известного ученого А.Н.Леонтьева, который писал, что «дошкольный̆ возраст – это период первоначального фактического склада личности». Когда важная для каждого ребенка сфера общения формируется у него с помощью ближайшего окружения: родителей и родственников, отношений с другими детьми, живущих в непосредственной близости, в коллективе детского сада, и других общественных местах, где он учится понимать и чувствовать, как его действия влияют на ровесников или взрослых, как он сам учится видеть чувствовать и понимать, отношение в нему других людей. Так постепенно он овладевает основными социальными способами вхождения его в реальную жизнь, в том числе через выражение своих чувств.
В психологии общепринято деление чувств на моральные, интеллектуальные и эстетические [4, с.256]:
– Моральные чувства – это чувства, которые испытывают люди к друг другу, к самим себе (любовь, ненависть, уважение, симпатия, антипатия, презрение, благодарность, дружба), зависят от нравственных норм общества, а также от взглядов и убеждений конкретного человека.
– Интеллектуальные чувства – это особые переживания, вызванные умственной деятельностью человека, какими-то важными проблемами, связанными с непосредственной деятельностью человека, его деловой сферы. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.
– Эстетические чувства испытывают люди от прикосновения к прекрасному, например, когда: созерцают красивый природный пейзаж, общаются с произведениями искусства, или с талантливыми людьми (испытывая от этого восхищение, восторг, блаженство), или участвуют сами в процессе творчества (индивидуального и коллективного).
Все эти чувства характерны и для детей, они по-своему переживают их, учатся проявлять себя. В этом важную роль в дошкольном возрасте играет мышление. В этот период взросления у детей преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и ребенок может выразить свои эмоции тремя способами, по мнению Б.П.Юсова: «действиями, чувствами и понятиям» [20]. Действия проявляются в мимике, жестах, походке, позе. Чувства – в умении вести диалог и подражать. Понятия передаются словами и знаками.
Наиболее эффективным способом выражения и распознания эмоций является внешняя лицевая экспрессия (речевые, мимические, пантомимические средства). При сильно выраженных эмоциях добавляются эмоциональные действия (закрывания лица руками при плаче, подпрыгивание при радости, и т.д.). Все это связано с тем, что люди – это «эмоциональные существа… Эмоции питают нашу коммуникацию, позволяют делиться значимой информацией. Исследования свидетельствуют, что 93% коммуникаций имеют невербальный характер» [1, с.13].
М.А.Чехов считал, что одним из главных критериев в деятельности актера должна быть эмоциональная выразительность. Чем актер более эмоционален, тем лучше он способен передать свои чувства и переживания зрителю [16, с.67]. С.Л.Рубинштейн считал, «через выразительность своих движений и действий, актер не только раскрывает чувство зрителю, через них он сам входит в чувства своего героя и, действуя на сцене, начинает жить им и переживать» [12, с.161].
А.М.Щетинина, отмечает, что «обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения» [18, с.65]. Е.В.Горшкова выделяет «пластическую выразительность движений – это, с одной стороны, качество текущего эмоционального проживания, смыслового наполнения движений, а с другой, – это сформированная большая или меньшая способность ребенка передать другому человеку свои индивидуально переживаемые смыслы. Образные движения рассматриваются как произвольные выразительные движения, освоение которых дошкольниками способствует развитию у них широкого спектра способностей: творческих, коммуникативных, регуляторных. Развитие эмоционального отклика на состояние других через вчувствования ребенка в их переживания (моторное подражание, озвучивание, оречевление, музыкальные и художественные произведения и т.п.)» [7, с.30].
Эмоциональная выразительность проявляется в мимике человека, в пластичности движений тела человека, использования выразительных жестов, разнообразных движений, темперамента, энергетики человека.
Средствами выразительности, характерными для искусства являются:
– в живописи это краски (цвет, пятно, тон, насыщенность, сочетания);
– в музыка это звуки (высота, сила, тембр, мелодика);
– в театре это движения тела (позы, взгляд, мимика, жесты, двигательные действия) и т.п.
Проведенная опытно-экспериментальная работа по развитию эмоциональной выразительности на театральных занятиях у детей на начальном этапе показала недостаточный уровень развития эмоционально сферы у дошкольников, что потребовало разработки и апробации на практике целого комплекса занятий по развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка в условиях освоения театральной культуры.
В основу занятий с детьми по развитию эмоциональной выразительности была положена идея практикующего психолога Екатерины Кес, представленная в книге «Азбука чувств и эмоций» [9], где автор знакомит детей в доступной форме с особенностями человеческих взаимоотношений через сюжет сказки, главные герои которой помогают детям понять свои чувства и чувства других: беспокойство, обиду, удивления, грусти, чувство вины, гордости за себя, жалость и научится конструктивно взаимодействовать с окружающими.
Следующим этапом по развитию эмоциональной выразительности в нашем исследовании стала работа по созданию комплекса занятий по развитию эмоционально-чувственной сферы детей младшего возраста через их включение в театральные игры, пластические этюды, музыкально-двигательные упражнения и многое другое.
Критериями для отбора упражнений, направленных на развитие эмоциональной выразительности у детей, стали: соответствие возрастным и психологическим особенностям детей; объём материала, который должен быть достаточным для формирования знаний и умений; подбор практического материала, отражающего существенные связи (действий, слов, предметов) и закономерности. Наиболее принимаемыми игровыми упражнениям для детей стали двигательные песни на развитие мимики и жестов «Макака Улыбака», «Рыжая кошка» и нейрогимнастика на развитие мышц лица пальцев и рук «Эмоджи-караоке», «Повторяй за смайликами».
В подборе обучающих материалов, мы учитывали мнение М.В.Еромолаевой, которая считала, что «моторный компонент обязателен при любой эмоциональной реакции» [8, с.278], двигательные упражнения эффективно помогают детям в работе по передаче выразительности движений и образа героев известных сказок: «Репка», «Курочка Ряба» и художественных номерах: «Интересно все вокруг», «Ворона и Лиса» и др.
На заключительном этапе нами была повторно проведена диагностика уровня развития эмоций у детей младшего дошкольного возраста. Критериями эмоциональной выразительности детей стали: мимика, жесты, двигательные действия.
В исследовании принимало участие 82 ребенка, дети в возрасте от 4-7 лет. В контрольной группе – 38 человек и в экспериментальной группе – 44 человека. Занятия проводятся 2 раза в неделю и 72 занятия в течение года.
Таблица 1.
Динамика развития эмоциональной выразительности детей
Критерии Начало года Конец года
контр.
группа экспер.
группа контр.
группа экспер.
группа
Понимание эмоционального состояния героя Понимает 2 чел. 4 чел. 18 чел. 22 чел.
Не всегда понимает 12 чел. 15 чел. 14 чел. 13 чел.
Затрудняется 24 чел. 25 чел. 16 чел. 9 чел.
Использование в передаче образа героя мимики и жестов Использует 8 чел. 15 чел. 21 чел. 28 чел.
Не использует 30 чел. 29 чел. 17 чел. 16 чел.
Использование в передаче образа героя выразительных движений Использует 7 чел. 11 чел. 20 чел. 25 чел.
Не использует 31 чел. 33 чел. 18 чел. 19 чел.
В результате реализации комплекса занятий по развитию эмоциональной выразительности у детей в условиях освоения театрального искусства, педагоги отмечают положительную динамику развития эмоций и культуры общения уже у детей младшего возраста. Можно констатировать, что проведенная опытно-экспериментальная работа оказалась достаточно эффективной. Дети стали общительнее, спокойнее, научились понимать и чувствовать своих собеседников и самого себя, выражать свои эмоции и чувства на выступлениях и в повседневной жизни. Обучение сценическим навыкам помогло детям преодолевать неуверенность, повысить их самооценку, воспитывать в себе смелость и решительность в проявлении своих эмоций, а также реализовать свои творческие способности.
Для наибольшей результативности при формировании навыков эмоциональной выразительности в процессе театральных занятий, как показала реальная практика внедрения данных материалов в работу с детьми, необходимо обращать внимание на следующие: доброжелательное отношение, создание эмоционально насыщенной, положительной и благоприятной атмосферы, которая позволит сформировать у детей позитивное отношение к обучению театральной культуре; обучение детей младшего возраста средствами эмоциональной выразительности через передачу образа героя, выражая его эмоционального состояния, используя мимику, жесты и пантомимику; применение полученных знаний в повседневной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акерман А., Пульизи Б. Тезуарус эмоций: Руководство для писателей и сценаристов. Пер. с анг. М.: Альпина нон-фикшн, 2021. 542 с.
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 1979. 104 c.
3. Большой психологический словарь / [Авдеева Н.Н. и др.]; под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: АСТ; СПб: Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.
4. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 496 с.
5. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сборник статей / Под ред. чл.-кор. АПН А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М., Ленинград.: Акад. пед. наук РСФСР, 1948. 132 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1999. 533 с.
7. Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у дошкольников: вопросы теории и практики // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 4. С. 29–33.
8. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: учеб. пособие. М.: Изд-во Психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕСК», 2008. 336 c.
9. Кес Е.А. Азбука чувств и эмоций. Ростов н/Д: Феникс, 2021. 63 c.
10. Кожевникова М.Н. Междисциплинарный семинар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании» // Человек и образование. 2019. № 1. (58). С. 183–188.
11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Изд-во «Питер», 2000. 712 с.
13. Савенкова Л.Г. Школяр Л.В. Сад детства. Новая модель дошкольного образования. М.: Русское слово, 2012. 232 с.
14. Соснова М.Л. Искусство актера. М.: Фонд «Мир», 2005. 432 с.
15. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: «Политическая литература», 1982. 270 с.
16. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
17. Чехов М.А. Уроки профессионального актёра: На основе записей уроков, собранных и составленных Л.Х. Дюпре / Под ред. Д.Х. Дюпре. Пер. с англ. М.И. Кривошеева. М.: ГИТИС, 2011. 87 с.
18. Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. 2012 № 8. С. 64–67.
19. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: Компания Спутник+, 2004. 253 с.
20. Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. Мурманск, 1995. 120 с.