Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» на 2021 год
Вопросы одаренности являются одними из приоритетных в исследованиях педагогики и психологии искусства уже более века, посвященной изучению потенциально высоких способностей личности. В 20-е годы ХХ века выдающийся исследователь А.В. Бакушинский одним из первых обосновал значение искусства в интеллектуальном и эстетическом развитии ребенка, раскрыл взаимосвязь процессов эстетического восприятия и творчества в становлении личности [2]. Его не менее выдающийся современник Л.С. Выготский считал, что одаренность присуща каждому ребенку; ученый, высоко оценивая роль детского литературного, драматического и изобразительного творчества, «указывал на необходимость расширения опыта ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности» [3, с. 8]. Проблему одаренности и художественного творчества в разное время рассматривали Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Кабалевский, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, З.Н. Новлянская, Л.Г. Савенкова, Н.Н. Фомина, Г.Д. Чистякова, Б.П. Юсов и многие другие исследователи [4, 8, 15, 17, 18].
В настоящее время актуальность данной проблемы обусловлена новыми образовательными стратегиями, направленными на создание эффективной системы выявления, поддержки и развития интеллектуальных и творческих способностей и талантов подрастающего поколения [10, 11]. Художественная одаренность, как отмечает современный исследователь А.А. Никитин, «представляет собой наименее изученный и наиболее загадочный вид одаренности по причине его исключительной сложности и очевидной связи с духовной сферой» [9, с. 38]. Нам близка точка зрения А.А. Мелик-Пашаева и его коллег, что «одаренность к художественному творчеству, способность создавать полноценные художественные образы потенциально присуща каждому нормально развивающемуся ребенку и представляет собой одну из общечеловеческих способностей. Но это вовсе не отменяет ни огромных индивидуальных различий в художественной одаренности, ни того факта, что посвятить себя искусству захотят и смогут лишь немногие люди» [8, с. 18].
Остроту этой проблеме придает тот факт, что в насыщенном учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, в котором практически всегда отражена художественно-эстетическая составляющая, к сожалению, как отмечают исследователи, «прагматический смысл предметного обучения зачастую вытесняет творческую составляющую живого взаимодействия «ученик-учитель», «ученик-ученик», «ученик-материал» [12, с. 121], а педагоги не всегда замечают проявления одаренности, которые Б.М. Теплов рассматривал как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в той или иной деятельности» [14, с. 136].
В мае 2021 года на базе СОГБОУ «Лицей-интернат для одаренных «Феникс» (д. Мольгино Смоленской области) состоялся Всероссийский научно-практический кластер «Проблема одаренности в современном научно-гуманитарном знании и образовательном пространстве», организатором которого был ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования». В рамках Пленарного заседания авторитетными учеными в лице А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, А.А. Никитина, Л.Г. Савенковой, Е.Р. Ядровской рассматривались актуальные вопросы художественной одаренности, в частности, диагностика одаренности и творческих способностей подрастающего поколения, предикторы творчества и условия развития одаренности, диалог с искусством и пр. [6]. Слушателями кластера стали учителя школ, образовательное пространство которых нацелено на гармоническое развитие личности подрастающего поколения средствами искусства. Именно художественное творчество становится точкой учебно-познавательных интересов детей и подростков, совмещающих обучение в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования в сфере искусства (детских художественных школах, детских школах искусства и пр.).
В течение 2021 года в рамках, обозначенной в названии статьи проблемы, было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 1573 педагога из Смоленской области - преподаватели общеобразовательных организаций (муниципальных школ, гимназий, лицеев) и организаций дополнительного образования сферы «Искусство» (детских школ искусства, художественных школ), студенты педагогических специальностей художественной направленности.
Анализ проведенного опроса педагогов показал, что эффективное развитие индивидуального, личностного потенциала учащихся младшего и подросткового возраста в процессе активного взаимодействия общеобразовательной школы и учреждений дополнительного художественного образования возможно лишь при создании определенных условий для воспитания социокультурной ответственности и интеллектуально-творческого самоопределения. В частности респонденты выделяли: активизацию художественно-творческой деятельности 87%, интерес к изучаемому предмету - 63%, общий интеллектуальный рост - 58%, развитие творческого воображения - 55%, чуткость к художественному слову – 43%, перфекционизм (стремление добиться совершенства в выполнении поставленных учебных интеллектуальных и творческих задач) - 41%, склонность к бурным аффектам – 27% из 1573 преподавателей и студентов педагогических специальностей, принимавших участие в анкетировании.
Рассмотрим подробнее роль воспитывающей культурной среды на примере двух школ - общеобразовательной и детской школы искусств, являющихся участниками инновационной площадки «Образование – Театр» лаборатории литературы и театра ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», в центре внимания которой находятся актуальные вопросы творческого развития личности учащегося в полихудожественном пространстве школы.
Пример №1. МБОУ «Средняя школа №27 имени Э.А. Хиля» - одна из ведущих смоленских городских школ, в которой внимательно следят за интеллектуальным и творческим развитием своих учеников. Опыт педагогического коллектива по поддержке и сопровождению талантливых обучающихся неоднократно осмысливался на педагогических советах, научно-практических семинарах и конференциях разного уровня.
Работа с одаренными учащимися, как отмечает директор школы Е.Н. Лобанова, строится на следующих принципах:
- максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
- интеграция урочной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя [7, с. 234].
Воспитывающая культурная среда общеобразовательной школы, к которой можно отнести всевозможные школьные мероприятия социокультурной и художественной направленности - концерты, выставки, творческие встречи и пр., благодаря грамотно составленному учебному плану на основе максимально персонифицирующего подхода к обучению, позволяет ученикам школы максимально проявлять свои интересы через выстраивание индивидуальных образовательных траекторий. Учебные дисциплины художественной направленности: изобразительное искусство, музыка, литература, мировая художественная культура, нацелены на максимальное творческое развитие учащихся благодаря активному взаимодействию педагогов предметной области искусство.
Например, ученические сочинения по литературе находят свое воплощение в словесных (творческих эссе), театральных (режиссерских экспликациях), музыкальных (музыкальных этюдах) интерпретациях. В таких работах всегда прочитывается эмоциональное своеобразие личности ребенка и (что очень важно) учителю увидеть в этом творческом опыте не только стремление к постижению литературы как искусства слова в рамках учебного предмета, но и художественные задатки ученика [16, с. 124-129].
Педагоги школы считают, что художественное творчество ученика - одна из возможностей преодоления дефицита литературной эрудированности, о которой так много сейчас говорят. Для педагогического коллектива школы важно также вовремя заметить в ученике его индивидуальность, например, способность к литературному творчеству. Что во многом зависит от личности учителя литературы, его педагогических технологий. Ведь именно учитель ведет своих учеников к диалогу с автором изучаемого художественного произведения». Если говорить о конкретных примерах данной школы, то можно сказать, что ученица старших классов Елизавета П. всегда находится в поиске художественных открытий и культурных смыслов - в области литературы, сценического и изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Девочка литературно и артистически одарена: ясно мыслит, любознательна и находчива, любит писать и сочинять, чутко реагирует на характер и настроение музыки, эмоционально и легко входит в роль литературного персонажа, склонна передавать чувства через слово, мимику и жесты. Профессиональный драматический театр для нее - «один из высочайших видов искусства», «воистину волшебное и загадочное место» [7, с. 236]. Не случайно в качестве эпиграфа к своей литературно-творческой работе, написанной в виде рецензии на просмотр архивной записи телеспектакля «Горе от ума» в постановке Государственного Академического Малого театра и творческого объединения «Экран», Елизавета подобрала знаменитые слова В.Г. Белинского «О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если сможете!..» [7, с. 236], тем самым эмоционально подчеркнув основную его функцию - «зачинателя» диалога между автором и читателем [13, с. 100].
Еще один ученик школы, десятиклассник Кирилл В. - личность всесторонне развитая. Он демонстрирует себя как ученик с широким кругозором, высоким уровнем мотивации и познавательного интереса, что помогает ему на протяжении всего периода обучения добиваться хороших и отличных учебных результатов. В выборе любимых общеобразовательных предметов отдает предпочтение истории, обществознанию, праву, литературе (любит читать книги по собственной программе), физике. Способности, знания и умения позволяют ему принимать участие в интеллектуальных играх, научных конференциях и олимпиадах разного уровня. Кроме этого Кирилл свою энергию и колоссальный потенциал отдает общественной работе: участвует в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, в подготовке к участию в городских конкурсах и проектах, в том числе и художественной направленности. Благодаря своим личностным характеристикам, а именно интересу ко всему новому, дару убеждения, самостоятельности и независимости в суждениях и мышлении, склонности принимать на себя ответственность, художественно-артистической одаренности, выражающейся в передаче чувств и эмоциональных переживаний, пользуется огромным авторитетом у окружающих.
Как видим, в образовательном пространстве школы воспитывающая культурная среда играет немаловажную роль в выявлении и развитии одаренных и творчески мотивированных учащихся. Урок литературы в рамках образовательного пространства школы становится уникальной творческой лабораторией для проявления художественных способностей одаренных учащихся во многом благодаря учителям, которые в своей педагогической практике стараются использовать различные методики, нацеленные на «заинтересованность детей высокохудожественными произведениями в процессе активного взаимодействия с ними» [1, с. 15]. Серьезное влияние воспитывающей культурной среды было отмечено при знакомстве с литературно-творческими работами учащихся школы, представленными на различные конкурсы в контексте диалога искусств (например, Всероссийский фестиваль «Диалог искусств», Всероссийский научно-просветительский проект «В поисках художественных открытий» и др.). В проанализированных работах учащихся, посвященных творчеству А.С. Пушкина, А.П. Чехова, М.А. Булгакова и других представителей русской литературы, был отмечен высокий познавательный интерес к изучаемому предмету, выраженный в открытой эмоциональной манере повествования, нацеленности на диалог с автором и литературными героями, а также стремление к новым художественным открытиям и свершениям; общий интеллектуальный рост, развитие творческого воображения и чуткость к художественному слову.
Пример №2. МБУДО «Хиславичская детская школа искусств», которая находится в небольшом поселке городского типа на границе Смоленской области и Республики Беларусь. В школе учатся художественно одаренные и творчески мотивированные учащиеся со всего района. Ж.Д. Скадорва, директор школы, одним из приоритетов деятельности школы по профессиональному развитию одаренности считает активное участие учащихся в различных конкурсах и фестивалях творческой направленности [5]. Педагогический коллектив уделяет огромное внимание созданию культурной воспитывающей среды в данной образовательной организации, создавая условия для выявления и художественно-эстетического развития обучающихся в рамках таких отделений, как - фортепиано, народные инструменты, художественное, духовые и ударные инструменты. Немаловажную роль в функционировании культурной воспитывающей среды для становления и художественно-творческой реализации учащихся играет наличие в здании школы концертного и выставочного залов, музея и библиотеки, специально оборудованных в соответствии с профессиональными требованиями учебных классов, помимо музыкальных (фортепиано, народные инструменты), еще и хоровые, хореографические, кабинеты звукозаписи и технических средств обучения, классы скульптуры и др., а также специальных хранилищ музыкальных инструментов, костюмов, слепков, натюрмортного и методического фондов. Именно в такой среде одаренные дети могут максимально проявить свои творческие способности. Например, учащаяся Варвара М. в настоящее время занимается на отделении фортепиано и параллельно изучает синтезатор, эстрадный и академический вокал. А в период с 2016 по 2018 год - занималась в группе художественно-эстетического развития. Сейчас Варвара обучается в 7-м классе. Следует сказать, что при такой занятости, она все годы учится только на «отлично». Это общительная, артистичная, любознательная девочка, которая обладает музыкальным мышлением, великолепной памятью, ярко выраженной творческой индивидуальностью. Варвара принимает активное участие в концертно-просветительской жизни детской школы искусств, выступая в различных жанрах. На сцене чувствует себя свободно и уверенно, каждое ее выступление запоминается зрителю своей самобытностью, эмоциональной тонкостью и яркостью. Ее творческий потенциал очень богат. Чувство меры, вкуса, талантливость присущи ей в полной мере. Она неоднократно награждалась почетными грамотами за отличную учебу и активное участие в творческой жизни детской школы искусств.
Девочка активно участвует в творческой жизни поселка Хиславичи. Например, МБУ в «Хиславичском районном центре культурно-досуговой работы и народного творчества» (в частности в поэтической гостиной «Люблю тебя, моя малая Родина»), в творческих программах народного коллектива ансамбля бального танца «Юность».
Варвара также активно сотрудничает со Смоленским областным центром народного творчества, выступая в праздничных программах, посвященных Дню матери, Международному дню пожилого человека, Дню космонавтики. В раскрытии художественного потенциала девочке помогают не только педагоги, но и родители, которые поддерживают дочь во всех начинаниях. Благодаря их целенаправленной поддержке, ученица с удовольствием участвует в концертах, фестивалях, конкурсах разного уровня и имеет высокие результаты. Помимо увлечения музыкой, Варвара замечательно рисует, увлекается художественным чтением - читает стихи и прозу, у нее есть и свои сочинения: стихи и музыка. Ее литературный талант отмечен дипломом III степени Всероссийского конкурса «Литературная Россия» (2020), дипломом лауреата I степени межрегионального художественно-поэтического конкурса «Мой край родной» в Подмосковье; она является участницей Всероссийского конкурса «Голос Артека», где исполнила под свой аккомпанемент на синтезаторе песню «Артек» (слова и музыка собственного сочинения).
Учащаяся Виктория С. - музыкально одарённая девочка, с хорошими вокальными данными, тонко чувствующая и понимающая музыкальный материал. Учится на фортепианном отделении и занимается народным вокалом. Как отмечают педагоги, она быстро усваивает музыкальный материал, благодаря развитой комплексной памяти и цепкому мышлению. Умеет работать самостоятельно. На протяжении длительного времени девочка активно участвовала в концертной деятельности Детской школы искусств и районного Центра культуры с фортепианными и вокальными номерами. Как учащаяся фортепианного отделения Виктория неоднократно представляла Детскую школу искусств на районных и зональных конкурсах, играя в фортепианном ансамбле вместе с ученицей Елизаветой О., как вокалистка-народница участвовала в районных, областных и международных конкурсах и фестивалях, где занимала призовые места (например, Лауреат I степени Международного конкурса фольклора и ремёсел «Смоленский рожок» (2021), Лауреат I степени Всероссийского конкурса «Песни и танцы народов России» (2021) и др.). В репертуаре у Вики народные песни Смоленской области и других регионов, а также авторские песни. Поёт а сappella, под баян и под фонограмму «-1», использует исполнение подголосков на блок-флейте. У Виктории сильный открытый голос, устойчивая интонация, выразительная вокальная речь, умелое владение фразировкой.
Учащаяся Елизавета О. - девочка с очень разносторонними интересами и увлечениями, очень восприимчива, музыкально одарённая, с отличными вокальными данными, тонко чувствующая и понимающая музыкальный материал. У нее отличная успеваемость в Хиславичской общеобразовательной школе и в детской школе искусств, также занимается в студии бального танца «Юность». Кроме сольного пения, поёт в хоре и в вокальном дуэте «Лиз-А-лиса», который также неоднократно становился Лауреатом всевозможных конкурсов и фестивалей. Лиза является Лауреатом I степени X Международного Фестиваля-конкурса «Славянский хоровод» (2020), Лауреатом II степени Открытого Международного проекта «Время талантов» (2020), Лауреатом II степени Открытого Международного телевизионного проекта «Таланты России» (2021) и др. Педагоги отмечают, что девочка очень контактная, постоянно участвует во всевозможных творческих активностях как учащаяся фортепианного отделения и вокалистка (эстрадный вокал). На учебных занятиях легко и быстро схватывает новый для нее учебный материал, трудолюбива и дисциплинирована, на концертных выступлениях эмоциональна и артистична, вкладывает много эмоциональной энергии в песню, стремясь выразить свои чувства и настроение. Голос у Лизы - сопрано в пределах двух октав. Родители проявляют активное участие в творческом развитии ребёнка и всячески его поддерживают.
Как видим, вышеприведенные в качестве примеров современные учащиеся - деятельные участники образовательного и воспитательного пространства, нацеленного на максимальную реализацию интеллектуальных и художественно-творческих способностей подрастающего поколения. Это указывает на то, что, воспитывающая культурная среда образовательных организаций, является основой интеллектуально-творческого развития одаренного учащегося является одним из краеугольных камней в фундаменте образовательного пространства художественной направленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акишина, Е.М. Концептуальные подходы к преподаванию предметов искусства в современной школе [Текст] / Е.М. Акишина // Педагогика искусства [Электронный ресурс]. - 2016. -№ 3. - С. 9-16.
2. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание [Текст] / А.В. Бакушинский. - М.: Новая Москва, 1925.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
4. Детская одаренность. Учебно-методическое пособие. Автор-составитель С.М. Платонова [Текст]. - Санкт-Петербург, Издательство Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, 2011.
5. Инновационная площадка «Образование – Театр: личностное развитие учащихся в полихудожественном пространстве / Офиц. сайт «ИХОиК РАО» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.art-education.ru/news/innovacionnaya-ploshchadka-obrazovanie-teatr-lichnostnoe-razvitie-uchashchihsya-v.
6. Итоги Всероссийского научно-практического кластера «Проблема одаренности в современном научно-гуманитарном знании и образовательном пространстве» / Офиц. сайт ИХОиК РАО [Электронный ресурс]. - URL: http://www.art-education.ru/news/itogi-vserossiyskogo-nauchno-prakticheskogo-klastera-problema-odarennosti-v-sovremennom-nauchno.
7. Лобанова, Е.Н. Диалог искусств в литературном образовании школьников / [Текст] / Е.Н. Лобанова // Юсовские чтения. Социокультурный портрет современного ребенка: российский и зарубежный опыт. Сборник научных статей по материалам XX Международной научно-практической конференции (к 85-летию Б.П. Юсова). Под общей редакцией Л.Г. Савенковой. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020. - С. 232-239.
8. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. и др. Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев и др. // - URL: https://www.pirao.ru/upload/iblock/9b0/hudozhestvennaya_odarennost.pdf.
9. Никитин, А.А. Энергетический компонент художественной одаренности и его роль в достижении эффективной художественной коммуникации [Текст] А.А. Никитин // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2020. - №3 (59). - С. 38-43.
10. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств [Текст] / Авт.-сост. А.О. Аракелова. - Москва: Минкультуры России, 2012.
11. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Издание второе, расширенное и переработанное. Ответственный редактор Богоявленская Д. Б. – Москва, 2003.
12. Савенкова, Л.Г., Никитина, А.Б. Возможности метода художественного события в процессе интеграции общего и дополнительного образования / [Текст] / Л.Г. Савенкова, А.Б. Никитина // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. - №7 (34). - С. 120-126.
13. Старыгина, Н.Н. Эпиграф как текстовая координата читателю (на материале повести В.П. Авенариуса «Поветрие») / [Текст] / Н.Н. Старыгина // Вестник Вятского государственного университета. - 2012. - №2-2. - С. 100-102.
14. Теплов, Б.М. Способности и одаренность. Психология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. - Москва: Изд-во МГУ, 1982.
15. Фомина, Н.Н. Формы выявления и развития художественной одаренности детей в период подросткового кризиса [Текст] / Н.Н. Фомина // Педагогика искусства. - 2015. - №4. - С. 35-49.
16. Хриптулова, Т.Н., Лобанова, Е.Н. «Театр у классной доски» в литературной деятельности одаренного учащегося [Текст] / Т.Н. Хриптулова, Е.Н. Лобанова // Проблема одаренности в современном научно-гуманитарном знании и образовательном пространстве: сборник научно-практических материалов по итогам Всероссийского научно-практического кластера (Москва, 2021 г.). - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. - С. 124-129.
17. Чистякова, Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур [Текст] / Г.Д. Чистякова // Вопросы психологии. - 1991. - №6. - С.103-109.
18. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты [Текст] / Под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. – М.: ЧеРо, «Омега-Л»; МПСИ, 2008.