Проникнуть в «тайны учительского творчества», как и в сущность любого скрытого
явления, можно на основании знания общих, инвариантных законов его возникновения,
протекания и проявления в продуктах творчества. Понятно, что продуктом творчества
учителя музыки является, прежде всего, развитый в музыкальном отношении человек и,
естественно, музыка как оригинальное явление, имеющее мощный потенциал, который
способен развивать личное и профессиональное творчество.
Отметим и еще один значимый продукт деятельности учителя музыки – его
самореализацию в музыкально-профессиональном пространстве, которая предполагает
развитие креативности личности.
Известно, что креативность, как общая способность к творчеству, характеризует
личность в целом и проявляется в различных сферах активности. Исследование
креативности такими психологами, как Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, Е. П. Ильин,
Я. А. Пономарев, Дж. Гилфорд и Э. П. Торренс, А. Маслоу, М. Воллах и Н. Коган, А. Олах
и др., позволило представить различные модели креативной личности и определить
личностные качества, присущие творческим людям [1]. В частности, у А. Олаха
креативность выражается в независимости, когда личностные стандарты важнее
стандартов группы, присутствует неконформность оценок и суждений; в открытости ума,
проявляющейся, прежде всего, в готовности поверить своим и чужим фантазиям, в
восприимчивости к новому и необычному. Кроме того, креативность включает высокую
толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивную
активность в этих ситуациях. Важно подчеркнуть и еще один компонент – развитое
эстетическое чувство, стремление к красоте.
Креативность учителя музыки – это отличительная черта профессиональной
деятельности, развитие которой предусматривает наличие объективных (социальных,
материальных, личностных) предпосылок, условий для творчества и формирование
комплекса ключевых способностей к творческой самореализации личности и
профессиональных компетенций. Условием развития креативности является создание и
внедрение личностной профессиональной траектории, ценностной системы, получение
качественно уникального результата, отличающегося новизной и являющегося главным
достижением творческой деятельности учителя музыки.
Деятельность современного учителя музыки уникальна. Она требует постоянной
готовности к поиску индивидуального «творческого стиля», использования оригинальных
технологий, техник, механизмов, включение в различные виды деятельности, в которых
возможны нестандартные ситуации. В таком творческом процессе необходимо
нахождение нового способа действия, неповторимого и конкретного, он требует
постоянного напряжения и готовности к поиску.
Творческая деятельность требует от учителя музыки знания особенностей самого
творческого процесса. В его структуре, по мнению В. С. Шубинского, может
непосредственно учитываться процесс решения педагогических проблем формирования
творческой личности: этап возникновения творческой ситуации, включающий звено
столкновения с новым, звено творческой неопределенности, звено скрытой работы; этап
эвристический, состоящий из звена эврики, звена развития решения; этап завершения, в
котором центральное место занимает звено критики, подтверждения и воплощения [2].
Естественно, учителю необходимо иметь представление об этапах творческой
деятельности, несмотря на условность и подвижность границ между ними. Знание
особенностей творческого процесса позволяет более точно ориентироваться в
деятельности и имплицитно ощущать ее инновационный вектор.
Развитие креативности будущего учителя музыки целесообразно связано с
включением в учебно-воспитательный процесс различных личностно ориентированных
технологий и техник, таких, как проблемное и эвристическое обучение, «мозговой
штурм» и его модификации, проблемно-эмоциональное изложение, педагогическая
мастерская, ЗХУ, сократические диалоги, диалектические диспуты, портфолио,
ситуативные задания, и др.
Названные технологии и техники дают возможность помочь будущему учителю
музыки в овладении творческими процедурами. Например, в проблемном обучении
обращение к таким компонентам, как выдвижение гипотезы, ситуация выбора, сравнение
фактов, новый взгляд на привычное явление и др., позволяет обучающимся войти в
проблемную педагогическую лабораторию и одновременно требует от студента
проникновения в тонкости технологических основ современного обучения. При
подготовке будущего педагога к работе в рамках проблемного обучения требуется
филигранная работа с каждым элементом системы, что способствует развитию
креативности и творческого кругозора, формированию инновационной педагогической
действительности.
Практика развития креативности будущего учителя музыки в нашем вузе наиболее
ярко реализуется в рамках таких учебных предметах, как «Педагогика и психология
творчества», в котором есть возможности включения студентов в ролевые игры,
ситуативные задания, моделирование педагогического процесса, «Детский музыкальный
театр», на занятиях которого актуализируются творческие способности студентов,
позволяющие придумывать сюжетные линии спектакля, работать над либретто, создавать
музыкальные характеристики героев, импровизировать. Огромен потенциал учебного
предмета «Музыкальная импровизация».
Импровизация – это экспромт, который не возникает на пустом месте, но связан с
мгновенным решением, неожиданной ассоциацией, предшествующим опытом, долгими
исканиями. Наивысшей точкой импровизации является инсайт – озарение, вызывающее
чувство радости, облегчение, азарт. Музыкальной импровизации свойственна
сиюминутная публичная деятельность: аккомпанемент для вокального номера или
солирующего инструмента, придумывание мелодии к стихотворному тексту, создание
музыкального образа и др.
Для музыкально-педагогической импровизации особое значение имеет развитие
внутренней мотивации к творчеству с помощью интериоризации художественных
ценностей, формирования адекватной самооценки; стимулирования стабильности
эмоционального состояния. Художественные ценности открывают и объясняют мир
человеческих страстей, эмоций, отражают действительность сквозь призму характеров и
отношений людей. Студент, владеющий художественными ценностями, воспринимает
ценностное богатство мира как бы удвоенно. И это естественно. В искусстве
сосредоточена квинтэссенция мыслей, чувств, переживаний, поэтому, проникая в тайны
художественных произведений, педагог подходит к глубоким размышлениям о жизни, ее
смысле и ценности.
Нет сомнения в том, что жизненное содержание музыкального искусства, его язык,
выразительные средства (лад, ритм, гармония, темп, динамика и др.) непосредственно
влияют на развитие воображения, оригинальные варианты самовыражения, проявление
креативности в русле активизации личностно-профессионального потенциала студентов.
Формой реализации активности служит воображение, которое, на наш взгляд,
выступает компенсаторным звеном в процессе моделирования картины профессиональной
сферы. Педагогическое руководство развитием воображения может проходить по разным
направлениям. Однако в любом случае нельзя не учитывать, что оно есть не суммарный
продукт действия различных психических процессов и частных способностей, а
интегративно-комплексное образование. Поэтому любое задание, направленное на
развитие воображения будущего учителя, должно обеспечивать ему не только восприятие
и переработку информации, но и порождение широкого спектра деятельностей.
Предъявление задания и педагогическое руководство его выполнением не следует
проводить в рамках «жесткой дидактики». Более целесообразно использовать такие
формулировки, которые предлагали бы сотрудничество: «Придумайте свой вариант…»,
«Если бы я был композитором», «Предложите выход из создавшейся ситуации…»,
«Установите соответствие…», «Подготовьте сюрприз товарищам», «Сравните
высказывания…» и т.д.
Поскольку любое творчество можно рассматривать как опредмечивание личностью
своего «Я» в рамках и с помощью определенных форм и материалов, оптимальным
средством стимулирования художественно-творческого воображения у будущего учителя
может быть включение студента в педагогические, творческие конкурсы, игровое
моделирование, художественное проектирование, использование приема фантастических
гипотез (что было бы, если…?).
Креативность личности учителя музыки является условием оригинальной
педагогической деятельности, поскольку переводит ее из области мастерства в область
искусства. Музыкальное искусство, продуманная организация педагогического процесса
имеют мощный потенциал для реальной помощи будущему учителю музыки в развитии
креативности и становлении его как ЧЕЛОВЕКА ТВОРЯЩЕГО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.
2. Креативная педагогика. Методология, теория, практика. / под ред. д.т.н., проф. В.В. Попова,
акад. РАО Ю.Г. Круглова. – 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 310 с.
3. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. – М.: Знание, 1988. – 80 с.
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация:
В статье раскрываются особенности креативности как общей способности к творчеству,
определяются личностные качества, присущие творческим людям. Автор отмечает, что в профессиональном
образовании для развития креативности личности и овладения творческими процедурами важно предлагать
студентам работу в рамках учебных предметов «Педагогика и психология творчества», «Детский
музыкальный театр», «Музыкальная импровизация», включать личностно ориентированные технологии,
организовать участие в творческих конкурсах, игровом моделировании, художественном проектировании.
Автор рассматривает способы активизации личностно-профессионального потенциала студентов,
подчеркивается важность развития воображения, оригинальных вариантов самовыражения студентов в
контексте интериоризации художественных ценностей и эмоционального осмысления музыкального
искусства.