Сегодня во всех областях педагогики, в том числе в педагогике искусства, пересматриваются многие традиционные взгляды на развитие личности ребенка. Актуальным становится формирование творчески развитой, креативной личности, готовой активно реагировать на происходящие изменения, ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить оптимальные пути их решения.
Современные проблемы творческого процесса, раскрытие креативного потенциала личности поднимались в трудах многих отечественных ученых: Б. Г. Ананьева, Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, И. Я. Лернера, A. M. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна, А. И. Савенкова и др. Основываясь на трудах М. Воллаха, Дж. Гилфорда, С. Медник, В. Смита, П. Торренса, М. Г. Ярошевского, мы разработали следующее определение понятия «креативность»: универсальное личностное качество, отражающее творческий потенциал личности и возможность его продуктивной реализации. Креативность является общей характеристикой личности и определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом разнообразных психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, выраженным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, ярким восприятием и т. д.
Многие исследователи признают тот факт, что наибольшая предрасположенность к развитию креативности проявляется именно в детстве: закладывается основной фундамент развития личности, активно формируются базовые социальные установки, развивается эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром (Д. Б. Богоявленская, В. Т. Кудрявцев, Л. Ф. Обухова, И. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, Д. Б. Эльконин и др.). В связи с этим необходимость раскрытия креативного потенциала личности ребенка на самых ранних этапах обучения является одной из важнейших задач современного образования. В этой связи заметим, что в младшем школьном возрасте наблюдается нестабильность в развитии креативности. Эта нестабильность связана с наличием менее благоприятных условий, чем в детском саду; она сдерживается целым рядом факторов: строго регламентированной учебной деятельностью, необходимостью усвоения большой суммы знаний, направленностью обучения на воспроизведение и усвоение определенных стандартов. Все это требует включения в образовательный процесс особой позитивной и четко организованной деятельности, направленной на активизацию физических и эмоциональных потребностей ребенка и создание ситуаций «выхода за пределы» его собственных творческих возможностей.
Учитывая тот факт, что для детей 6–7 лет характерно наличие таких возрастных особенностей, как познавательная активность, стремление к поиску, интерес к творчеству, высокая восприимчивость, склонность к подражанию, повышенная эмоциональность и возбудимость, активизации творческого потенциала личности может способствовать организованная игровая деятельность – в частности, музыкально-игровая.
В дошкольном возрасте, в отличие от младшего школьного, игра является ведущим типом деятельности, но в младшем школьном возрасте она начинает утрачивать свое доминирующее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, хотя продолжает занимать важное место в жизни ребенка. Именно в игре, которую в отечественной педагогике и психологии относят к косвенным методам обучения, актуализируется эмоциональный, интеллектуальный и нравственный опыт детей.
Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает всю деятельность ученика. Потребность в игре обусловлена ее спецификой.
Рассмотрим подробнее специфику воздействия музыкально-игровой деятельности на развитие креативности детей 6–7 лет.
Являясь произвольной деятельностью, где используются все умения и навыки ребенка, музыкально-игровая деятельность имеет целью его самовыражение посредством музыки. Свобода и самостоятельность музыкально-игрового процесса сочетаются со строгим подчинением правилам игры, которые не навязываются извне, а вытекают из ее содержания и задач. Только в этом случае их выполнение доставляет ребенку удовольствие. Накопленный опыт использования музыкально-игровой деятельности в образовательном процессе определил ее направленность на реализацию следующих задач:
- создание позитивной и творческой атмосферы;
- организация совместной творческой деятельности детей и педагога;
- обеспечение полноценного общего развития личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности;
- удовлетворение потребности детей в соприкосновении
с эмоционально-образным началом в учебной деятельности;
- пробуждение интереса и любознательности к музыке и искусству в целом;
- стремление к творческому самопроявлению и самореализации личности.
Таким образом, музыкально-игровая деятельность является процессом, способствующим проявлению творческого потенциала детей, развитию их творческих способностей, и в итоге направлена на развитие креативности каждого ребенка как важнейшего личностного качества. Она может пронизывать, дополнять, структурировать урок музыки и внеклассные музыкальные занятия независимо от их тем, целей и задач, стимулируя развитие креативности как универсального личностного качества ребенка.
Основные виды музыкально-игровой деятельности: музыкально-дидактическая игра, игра-драматизация, игра-импровизация, а также разнообразные формы и методы построения и проведения урока послужили предпосылкой для разработки типологии музыкально-игровой деятельности.
Нами дифференцированы следующие типы музыкально-игровой деятельности:
- игровой диалог (ритмический, интонационный, ладовый и др.);
- сюжетно-ролевая игра с элементами музыки;
- музыкально-дидактическая игра;
- игра-драматизация;
- игра-импровизация;
- творческая сюжетно-игровая композиция (коллективная праздничная игра; музыкальная сказка; детский музыкальный спектакль; детская опера).
Опишем каждый из названных типов подробнее.
Игровой диалог (ритмический, интонационный, ладовый и др.) предполагает процесс взаимодействия учителя и ребенка на основе обмена музыкальными «сообщениями»: ритмическим рисунком, выразительной интонацией, ладовыми представлениями и т. п. Игровой диалог требует подготовки от учителя и не требует подготовки от ребенка. Именно поэтому ребенок ощущает импровизационность игрового диалога, что является важной предпосылкой креативного развития личности.
Сюжетно-ролевая игра с элементами музыки, основной особенностью которой является наличие воображаемой игровой ситуации, некоторого сюжета, фабулы, персонажей, драматургии развития событий. Она складывается из общего сюжета и отдельных ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры и осуществляют с помощью музыки. Практика показывает, что в сюжетно-ролевой игре с элементами музыки основное для ребенка – это проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной персонаж (храбрость, честность и др.). Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Наличие организованного детского сообщества – наиболее благоприятное условие для реализации сюжетно-ролевых игр и развития креативности детей.
Музыкально-дидактическая игра носит обучающий характер и решает воспитательные, образовательные и развивающие задачи средствами музыки. Главной целью музыкально-дидактических игр является активизация познавательных интересов детей, развитие их музыкальных способностей, закрепление полученных на уроке или внеклассном занятии знаний, умений и навыков в доступной игровой форме [2].
Игра-драматизация основывается на сюжете литературного или музыкального произведения. Спецификой игры-драматизации является то, что в ее процессе все услышанное, увиденное и прочитанное воспроизводится при помощи разнообразных выразительных средств: музыкальной и речевой интонации, мимики, жеста, позы, мизансцены. В этом случае очевиден элемент театрализации, что придает игре яркость и обеспечивает проявление творческих способностей ребенка.
Игра-импровизация является свободной и доступной, не требующей опыта деятельностью, которая предоставляет возможность творческой самореализации ребенка и организуется для развития его свободного самовыражения и самоутверждения. Она способствует развитию воображения ребенка, его остроумия, находчивости и других важных личностных качеств. Игра-импровизация преследует и более прагматические цели: учит поиску, варьированию, комбинаторике, всему тому, что детям приходится использовать в процессе сочинения стихотворений, мелодий, мелодических и ритмических попевок.
Творческая сюжетно-игровая композиция (коллективная праздничная игра; музыкальная сказка; детский музыкальный спектакль; детская опера) представляет собой коллективную игровую деятельность детей, организованную на основе литературных и художественных произведений с включением музыкальных элементов и композиций. Сюжетно-игровую композицию можно отнести к играм по правилам. Детские спектакли, сказки играют большую роль в развитии коммуникативных качеств, привлечении ребенка к дальнейшему познанию и раскрытию характеров героев детских произведений. В основном для организации и проведения творческой сюжетно-игровой композиции необходима серьезная предварительная подготовка, требуется время на осмысление и заучивание ребенком своих роли и образа.
Представленные типы игр и их целенаправленное применение систематизируют творческий педагогический процесс и положительно влияют на развитие креативности детей, если педагог учитывает их психофизиологические особенности, общий эмоциональный настрой и уровень сложности тематического материала и т. д. Главным критерием успешности музыкально-игровой деятельности является взаимопонимание и взаимодоверие между педагогом и участниками игры.
Являясь важной формой соприкосновения с музыкой, освоения ее содержания и художественно-выразительных средств в процессе вокальной и инструментальной импровизации, ритмизации, театрализации, пластического интонирования, музицирования на детских музыкальных инструментах, музыкально-игровая деятельность формирует способность детей к «выходу за пределы» собственных творческих достижений и возможностей. Она одновременно образует и развивает взаимосвязь двух типов креативности: потенциальной и процессуальной.
К этому выводу мы пришли, ведя наблюдение за процессом музыкально-игровой деятельности детей, фиксируя и анализируя ее результаты. При этом потенциальная креативность аккумулируется и углубляется по мере накопления ребенком опыта восприятия музыки и активной музыкально-игровой деятельности, а процессуальная –развертывается во времени, реализуя творческий потенциал ребенка, обеспечивая ему возможность самопроявления и самовыражения.
Наблюдения позволили нам дифференцировать компоненты потенциальной и процессуальной креативности, определяющие особенности каждого из названных типов. Для большей наглядности приведем их в специально разработанной таблице.
Компоненты потенциальной креативности
Компоненты процессуальной креативности
- яркость воображения;
- наличие творческих идей;
- представление о воплощении творческой идеи на практике (средства, способы, приемы);
- эмоциональная инициатива, требующая практического
- позитивный настрой на практическую реализацию творческой идеи и динамичность поведения;
- быстрота и умелость в освоении музыкальных игр, применении различных игровых средств, воплощения;
- готовность к творческой музыкально-игровой деятельности.
способов, приемов;
- позитивные проявления личностного начала в коллективе, сотрудничество и сотворчество с другими детьми;
- позитивная оценка результата;
- проявление активной потребности в дальнейшей музыкально-игровой деятельности.
Каждый из двух названных типов креативности имеет свои доминантные пространственно-временные характеристики. В процессе музыкально-игровой деятельности потенциальная креативность (ее можно также определить как преимущественно пространственную) выражается у детей в наличии яркого воображения, способности видеть творческую идею и представлять пути ее воплощения, проявлении желания поскорее ее реализовать. В процессе музыкально-игровой деятельности потенциальная креативность трансформируется в процессуальную (временную), когда дети входят в сам процесс игровой деятельности с позитивным настроем, проявляют решительность, определенность замыслов, смелость в их реализации, умение работать в коллективе.
Всѐ это характеризует продуктивный педагогический процесс, в котором детьми осуществляется «выход за пределы» своих творческих возможностей, их наращивание и формирование новых. Данный процесс аккумулируется в личностных новообразованиях детей и снова приобретает пространственный характер. Таким образом, в процессе развития потенциальной и процессуальной креативности осуществляется их взаимопереход, сопровождающийся углублением и расширением личностной сферы ребенка, развитием его креативности как универсального личностного качества.
В процессе проведения любых типов музыкальных игр, учитывая компоненты процессуальной и потенциальной креативности, педагог имеет возможность диагностировать уровень развития креативности детей, которая может проявляться во всех сферах их жизнедеятельности. При этом для оценки креативности ребенка как важнейшего личностного качества, мы предлагаем следующие критерии:
- обладание чувством прекрасного, проявление любознательности в области искусства;
- наличие собственного мнения, способность выдвигать идеи и решения, в том числе, нестандартные, отстаивать их;
- яркое художественно-образное воображение, интонационная чуткость (дифференцированное восприятие звукосмысловых характеристик – музыкального языка) в восприятии музыки и обыденной речи;
- динамичность в реализации своих идей, способность к их отстаиванию и решительным осознанным действиям;
- конструктивная оценка себя и других, в основе которой – собственное, а не чужое мнение.
Данные критерии позволяют педагогу определить уровень креативности детей 6–7 лет и оценивать динамику ее развития в процессе музыкально-игровой деятельности с учетом проявления и взаимоперехода потенциальной и процессуальной креативности.
Разнообразие типов музыкальных игр не только способствует глубокому освоению искусства, но и удовлетворяет потребности детей в физической и эмоциональной активности, ведет к реализации творческих замыслов, самовыражению и самореализации личности. В перспективе развитие креативности как универсального личностного качества ребенка в процессе музыкально-игровой деятельности может проявиться не только на уроках искусства, но и в других образовательных областях, а также в повседневной жизни и способствовать формированию личности, отвечающей современным требованиям.
Литература
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
3. Михайлова М. В. Развитие художественно-образного мышления детей 6–7 лет средствами музыкально-драматической деятельности: автореф. дис… к-та пед. наук. М., 2010. 25 с.
4. Надолинская Т. В. Музыкально-дидактические игры и драматизации в музыкальном воспитании младших школьников: Методическое пособие. Таганрог, 1993.
5. Хѐйзинга Й. Человек играющий. М.: Эксмо-Пресс, 2001.