Рассмотрение оснований гуманитарного знания и истории развития социума
выявляет доминировавшие в науке представления о культуре 1) как об универсальном
пространстве и способах решения фактически всех проблем взаимосвязей и отношений
между людьми на разных этапах существования человечества, и 2) как о
междисциплинарном понятии [7, c. 341] Другие позиции определяют ее как
надбиологическую систему информационных кодов [6, c. 130].Третьи - нередко культуру
трактуют лишь как совокупность исключительно внешних условий и условностей,
шаблонных правил действий, высказываний, формулы этикета. В смешении этих позиций
стираются, усредняются действительно мыслеобразные концепты, духовно наполненные
особенности глубоких человеческих отношений и проявлений и упускаются возможности
их развития средствами культуры и образования.
Полнота, взаимосоответствие внутреннего и внешнего аспектов культуры личности
и социума открываются лишь при акцентировании главного связующего звена и принципа
культурной жизнедеятельности, мировозренческих основ ее функционирования в
социуме. Таким звеном, критерием жизни и развития общества на каждом этапе истории
выступает как символическая основа духовного и физического существования — образ
человека в его разносторонности. Именно на нем строится существование всего
человеческого мира. Причем облик человека в «окультуренном виде», его внутренняя
духовная интеллектуальная и телесная, психофизиологическая организация, его
устремленность на обоснование и очеловечивание окружающего мира, собственного
образа жизни и смысла своего бытия определяют целостное рассмотрение его в качестве
центра пространства культуры. Такая общеизвестная трактовка существенна и для сферы
образования.
В истории символика образа человека у разных народов исходит из той или иной
религиозной веры и из своеобразия этнического облика в конкретном географическом
регионе, климате, различных природных условиях, из культурных традиций, обрядов,
эстетических предпочтений, своеобразного психофизического склада. И все это
становится почвой культуры, источником становления языка, этнонационального
сознания, мировоззрения. Искусство - центральное звено культуры, оно объединяет всю
культуру, связывая и современников, и многие поколения в историческом времени,
включаясь в культуру отдельного человека.
По отношению к сфере образования во всем мире следует отметить ее ориентацию
и на передачу общей культуры в контексте западной или восточной цивилизации и на
развитие личной культуры ученика, на признание ценности для формирования личности и
классических основ наук, и освоения современных научных представлений о мире, новых
технологий организации жизни производительной деятельности, освоения общей
эстетической культуры человечества.
Система прямого изучения информаций, теоретических знаний в учебной работе
более успешна для образования старших школьников. Но если касаться постепенного
освоения духовного, интеллектуального содержания, сущности культуры, а не только
воспитания внешних проявлений культуры в подростковом и старшем возрасте учеников
школы, то именно преподавание гуманитарных предметов должно затрагивать все
стороны человеческого мироосознания и обязательно с включением потенциала
искусства. Ведь в его восприятии и эстетическом освоении участвуют различные
механизмы познания мира – не только интеллектуальные, но и эмоциональные,
чувственно-органические, психологические структуры воображения и образно-
творческого мышления.
Ведущие культурологи, анализируя историческую ретроспективу и обосновывая
перспективу развития социума, настаивают на необходимости «гуманитарной
эрудированности населения» [8, c. 345].Понятные людям мотивы поступков, характер
мышления, воплощенный в культуре каждого народа(т.е. менталитет) и
социоисторический опыт, в совокупности порождающие культурную деятельность и ее
результаты (продукты, идеи и развитие человеческих способностей) с особой
эстетической яркостью, заразительным художественным талантом запечатлены,
«законсервированы» в искусстве. И потому искусство всегда сохраняет потенциал
особого, психологического влияния на новые поколения, включаемые в культуру
общества, в образование.
Человек – это и продукт, и потребитель, и производитель, и транслятор культуры во
всем ее объеме(с опорой на техническое оснащение) . Из так ой логики вытекает
понимание значимости широкой интегрированной культурной компетентности на основе
гуманитарной эрудированности, что актуально для развития этого социально ценного
качества личности в современном образовании.
Однако некоторые авторы видят и обозначают в контексте педагогики культуру
личности лишь как совокупность социальных компетенций вне гуманитарного их
проявления. Между тем А.Я. Флиер утверждает, подобно многим культурологам, что
особую роль в становлении «процесса культурной компетентности играет, прежде всего,
гуманитарное образование, обогащающее знаниями в области искусства и литературы,
религии, философии и т. п. В целом, культурная компетентность отражает соответствие
интересов и эрудиции индивида социальному опыту и ценностным установкам общества
его проживания». Она «выражает степень знакомства с совокупным социальным опытом
нации в целом…», с основными культурными текстами, составляющими основу
национального, гуманитарного наследия. [8, c. 345]
Изучение этой проблемы показывает, что без выделения центрального ядра
культуры, ее основание должно расколоться на многочисленные мозаичные фрагменты.
Вся жизнь человека в обществе пронизана множеством специфических направлений и
форм культуры, собрать которые в общее единое поле возможно лишь через посредство
образных контентов искусства, родившегося в недрах самой культуры и
концентрирующего своеобразие и содержание человеческой духовности. Искусство
всегда закрепляло и вместе с тем опережало развитие других форм культуры и знаний
человека. В отличие от естественных наук, базирующихся на наиболее точных для данной
эпохи знаниях, информациях и их интерпретации, доступных лишь малому кругу
образованных, искусство было обращено ко многим людям, искавшим в нем культурное,
духовное общение, понимание человеческого смысла всего происходящего в жизни,
творческое озарение и открытия, радость жизни. В ходе развития познания выявились
знания об искусстве и об эстетических свойствах окружающего мира. Научный анализ
уже в античности выделил как особые области эстетику, этику, искусствознание и в новое
время - культурологию. Развивались и другие гуманитарные сферы- философия, история,
филология, и в этом ряду - тесно связанная с практикой педагогика.
Ранее в социокультурной сфере сложились и закрепились понятия, связанные с
творениями искусства и отношениями к ним человека: эстетическое чувство, оценка, вкус,
идеал, объединяющее их эстетическое сознание, художественное сознание, позднее -
эстетическая и художественная культура (человека, народа, эпохи, общества, в целом).
Эти понятия и термины, развивались, углублялись, представлены в современных
словарях гуманитарного профиля и позволяют опосредованно подходить к анализу
проблемы культурно-эстетических свойств ,общей и художественной одаренности и
уровней их развития у учеников.
Можно утверждать следующее: 1) уже потому, что идеалы и основные ценности
культуры, искусства и эстетики совпадают, 2)что эти области культуры, гуманитарного и
педагогического знания прошли вместе, в общем недифференцированном состоянии
историческое становление (и лишь позднее постепенно специализировались), основные
этапы духовного развития, следовательно: правомерен вывод о новом периоде
интегрирования культурно-эстетического сознания человечества, как сознания, имеющего
единую материально-духовную основу.
По мысли М.М. Бахтина, культура рассеяна повсюду, у нее нет своей территории,
она «существует только на границах» между ее реальными формами. [2].Объединение с
развитыми в течение тысячелетий видами и элементами эстетического сознания
предоставляет культуре и культурно-эстетическому сознанию общую территорию
искусства и эстетической среды, и прежде всего в сфере образования. Вспомним, что
древнегреческое понятие «эстезис» обозначало, прежде всего, проявления в
психофизическом синтезе способности человека видеть, слышать, ощущать признаки
мира и себя как его части, как воплощения и продолжения его материальных форм и
закономерностей и соотносить впечатления со своими оценками. Вспомним, что
знаменитый «образ человека» Леонардо да Винчи, вписанный в квадрат и окружность, не
только гармоничен, совершенен, прекрасен, но и выразителен во всей полноте своей
духовности и телесности в позиции открытости миру. Это культурно-эстетическое
единство человека и мира, совершенства к презентирующей его выразительности,
воплощает предназначение самой человеческой жизни. Поэтому обращение к понятию
культурно-эстетического сознания, т.е. стержня, единства чувственного, духовного,
ценностного в постижении мира человеком может стать одним из концептуальных
оснований рассмотрения целей и задач современного образования и развития личности
ученика. На этой основе возможно установление культурного и эстетического
взаимодействия в гармонизации миропознания и пробуждения творческих способностей,
не только талантов одаренных школьников, но и потенциально талантливых ребят,
нуждающихся лишь в поддержке их задатков и педагогически тактичном участии в их
творческих пробах. Но это требует создания благоприятной культурно-эстетической
среды как питательной для роста личного сознания и самосознания, значимых
личностных компонентов.
Значение и потенциал культуры определил известный ученый А.И. Арнольдов, он
считал, что культура – «фундаментальный ресурс оздоровления мира, предписанный дать
богатую пищу уму и тонкому чувству. Именно через нее человек воспринимает модель
мира и ответы на все «вечные вопросы бытия». Она живет своей особой жизнью, и ее надо
беречь так же, как и человеческую жизнь». И далее справедливы, хотя и пафосны,
размышления о том, что культура «гарантирует высокое напряжение духовной энергии,
интеллектуальное совершенствование человека и его стремление гармонизировать
окружающий мир. Культура – прозрение народа, непременное условие и результат его
существования». [1, c. 4] В этих положениях высвечивается признание значения
чувствований человека, его ориентированность на гармонию, которая открывается только
эстетическому чувству и художественному или культурно-эстетическому сознанию
личности.
Однако до настоящего времени не появилось в работах культурологов обоснование
понятия «культурное сознание», что вполне объяснимо. С одной стороны, в этом варианте
как бы упрощено его содержание (с позиции элементарного толкования того, что есть
«культурное», а что «некультурное») по отношению к обыденным ситуациям. Оно,
скорее, относится просток массовому сознанию, а в духовном, научном, художественном
сознании акцентируются интеллектуальные, эстетические и творческие моменты.
В контексте образования интегрирование в термине «культурно-эстетическое» и
компонентов культурных проявлений человека, и эстетико– художественных свойств
личности, выраженных в произведениях искусства, обнаруживается естественная
реализуемость и правомерность модели их объединения, влияющейна поведении и
деятельность учеников и на их отношения к искусству и явлениям культуры. А вместе с
тем и выступают различия сфер культуры и искусства, позволяющие показать тонкие и
глубокие связи, их специфику в содержании и материальном оформлении.
Наконец, можно раскрыть школьникам основные элементы художественного и
культурно-эстетического сознания: характер чувств и переживаний, идеалов и взглядов.
Это позволяет интегрировать контексты культуры, образования и эмоциональной
образности искусства с нашим менталитете, соединить их с опытом восприятия всего
слышимого, видимого, осязаемого в мире, с эмоциями и оценками в меру образованности
и культурности личности.
Эти понятия подводят школьника -старшего подростка и старшеклассника - к
пониманию первой ступени эстетического освоения искусства и эмоционального
отношения к данному произведению, как об этом писал более полувека назад А.И. Буров
[4]. Тем самым реализуется контекст современного культурориентированного
образования.
Рассмотрение «под лупой» следов культуры, в русле которой создавалось данное
произведение искусства (этнокультура автора, исторические и социальные условия, время
и пространство происхождения авторского стиля и творчества) позволяет поднять уровень
культурно-эстетического сознания участника образовательного процесса: школьника или
студента педколледжа и педвуза. Это уровень интегрированного культурно-эстетического
сознания как проявления его личности, входящей в пространство культурно-
художественного творчества автора, именно в качестве «адресата произведения».
Не считая значимой роль искусства в культуре, некоторые культурологи и
философы ошибочно выбрасывают его за пределы «надбиологического» культурного
контекста. Однако по отношению к образованию растущего (в том числе и
«биологически»- физиологически поколения это неправомерно, поскольку уже на себе
самих подростки и старшеклассники постигают ту истину, что человек - и природное, и
социокультурное живое существо. И это ими принимается как основа жизнедеятельности,
прежде всего.
В итоге обсуждения в рабочем порядке можно определить культурно-эстетическое
сознание как комплекс свойств личности, управляющий ее деятельностью и поведением
в культурной и художественно-эстетической сфере и отношением к их конкретным
объектам в проявлениях восприятия, предпочтениях вкуса, а также в оценочных,
ценностных и идеальных представлениях, высказываниях и продуктах активных
творческих действий.
Выделяются две основные специфические особенности - чувственно-
эмоциональная и оценочно-интеллектуальная стороны каждого из этих компонентов,
которые интегрируются и одновременно существуют как самостоятельные формы,
развивающиеся в сознании личности в процессе образования и деятельности. Культурно-
эстетическое сознание не только пассивно воспроизводит полученный опыт общения с
культурой и искусством, но и творчески активно, реализуется в творческих процессах, в
художественной деятельности. Так, у наиболее художественно , эстетически одаренных
школьников речь не только грамотна, но и выразительна, образна, лексически и
интонационно богата. Сознание содержит непосредственные обращения к образам
искусства, переосмысления ситуаций произведений и реплик персонажей, реже авторских
высказываний. Все это свидетельствует о глубоком взаимопроникновении их
художественного и культурно-эстетического сознания вмыслеобразный контекст автора.
Этого недостает обыденному сознанию, существующему без подпитки со стороны
искусства и полноценной культуры в ее разностороннем объеме.
Школьников старшего подросткового возраста, готовых к проявлению
самосознания и рефлексирования о развитии своей личной культуры необходимо
знакомить на занятиях факультатива с понятием культурно-эстетического сознания для
того, чтобы они могли разобраться в своих вкусах, оценках, эмоциях. Необходимо
предупреждать разрыв этих двух аспектов образовательного процесса, а, значит, понятия
культура и культурность, эстетика и этика, эстетическое и художественное сознание
могут быть преподнесены в беседах и оценках учителем-гуманитарием и на уроке. Важно
закладывать элементарные основы культурно-эстетического сознания, в целях
формирования интеллектуальных и эмоциональных структур психики подрастающего
школьника, для содействия становлению его самосознания как культурного человека.
Существенно при этом опираться на ядро культуры – искусство, обращаться не только к
таким центральным контентам, как образы героя и автора (по М.М. Бахтину), портрет,
поступок, интерьер, высказывание, пейзаж. Уже в среднем звене школы уместно обращать
внимание и на детали, особенности изображения или передачи определенного настроения,
значимой мысли автора или героя. В культурно-эстетическом сознании школьника
запечатлеваются знаковые для произведения выразительные словосочетания,
музыкальные фразы, ритмический и мелодический рисунок, цветовой контексте, которые
передают смысловое содержание, художественное своеобразие произведения как явления
культуры. Все это также может быть задействовано для ориентирования форм культурно-
эстетического сознания школьника - его вкусов, чувств, оценок, взглядов, представлений,
направленных не только на произведение искусства, но и на осознание своего отношения
к культуре и искусству в жизни собственной и своей страны.
В большей степени это перспективно в старшем звене, школы( но начиная с 8-9
класса подготовку и пропедевтику). Особая функция и содержание культурно-
эстетического сознания растущего человека в том, что в нем – в отличие от
художественного сознания взрослых ценителей искусства – значителен потенциал
самостроительства своей личности и личной культуры. Заглядывая в свой культурный
опыт, ученик соизмеряет его вчера, сегодня, завтра, в будущем, но в довольно смутных
ассоциациях и выводах. Поэтому обращение к этому феномену актуально для построения
духовной, внутренней среды развития культурного человека, которая всегда «при нем» и
в момент может быть активирована и осмыслена заново с учетом нового опыта.
Поэтому столь значимо и обладает особым смыслом культурно-эстетическое
сознание для одаренного школьника. Высокое мастерство учителя проявляется именно
тогда, когда он открывает своему талантливому ученику часто невидимые связи его
культурно-эстетического и художественного сознания со всей человеческой духовной
культурой. Ибо она всегда обращена, по сути, к каждому современнику и потомку, как
эстафета, несущая потенциал развития личности, ее духовных богатств и творческих
способностей. Чрезвычайно важно приобщить подростка и особенно старшеклассника к
осмыслению значения искусства как художественного зерна в составе культурно-
эстетического наследия. Художественные вкусы, чувства, оценки, идеальные
представления об искусстве и своих предпочтениях будут сочетаться с общекультурными.
О тесной взаимосвязи исторических процессов с социокультурными и эстетико-
художественными размышлял известный в мире мыслитель М.М. Бахтин:
«Взаимопонимание столетий и тысячелетий, народов, наций и культур обеспечивает
сложное единство всего человечества, всех человеческих культур ( единство человеческой
культуры), сложное единство человеческой литературы. Все это раскрывается только на
уровне большего времени. Каждый образ нужно понять и оценить на уровне большого
времени». [3, c. 139] Таким образом,речь идет об образах литературы, искусства, культуры
в едином культурно-эстетическом сознании человечества.
Высвечивая глубину связей культуры и искусства и общечеловеческого
мировоззрения, эти положения приводят к обобщению значимости понятия культурно-
эстетического сознания как обращенного и к культуре, и к искусству в их синтезе и
взаимодополнительности. А это одна из основ фундамента образования современной
молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1.Арнольдов А.И. Общество и культура: современный портрет. - М.: МГУКИ, 2007. - 112 с.
2.Бахтин М.М. К философии поступка / М.М.Бахтин. Человек в мире слова - М.: РОУ, 1995 - 140 с.
3.Бахтин М.М.К методологии гуманитарных наук / М.М. Бахтин. Человек в мире слова. - М.: РОУ, 1995 - 140с.
4.Буров А.И. Эстетика:проблемы и споры.- М.: Искусство, 1975.- 176 c.
5.Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. - М.: Искусство, 1956. - 186 с.
6. Культура / Педагогический энциклопедический словарь. - М.:БРЭ,2000. - 528 с.
7.Культура / Новая философская энциклопедия. Т. 2. - М.:Мысль,2000. - 365 с.
8. ФлиерА.Я. Культура / Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 1. - СПб. Университетская книга, 1998. - 447 с.
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ (К ОБОСНОВАНИЮ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОДХОДА)
Аннотация:
Статья представляет ракурс подхода, ранее не обсуждавшийся в сфере образования,
относительно развития личности учащегося школы в среднем и старшем возрасте - на основе
интегрированного культурно-эстетического образования. В его составе не должны противопоставляться, но
могут дополнять друг друга культурно-эстетические и художественные компетенции, что позволить
выявить различные стадии и уровни развития общей и специальной одаренности. Интегрирование
различных форм культуры, искусства, эстетического и художественного сознания позволит включить
учеников в рефлексирование по поводу развития и обогащения своей личной культуры, ее творческого
потенциала.