РАЗВИТИE ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Городилина Татьяна Валентиновна

аспирант-стажер, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

педагог дополнительного образования, руководитель медиастудии  «Открытый мир» ГБОУ школа 1253 

Аннотация: 
Данная статья представляет опыт, собранный по результатам творческой деятельности в условиях перехода образовательной структуры на новый стандарт образования. Важной составляющей медиа деятельности является процесс инкультурации на основе системно-деятельностного подхода. В связи с этим рассмотрены вопросы и возможности образовательной системы по созданию пространства, способствующего саморазвитию учащегося как субъекта деятельности. Это пространство представляет собой систему подготовки и развития личности в образовательной среде. Это особенно важно при современном усовершенствовании технических систем коммуникации в культурном пространстве. В работе представлены варианты занятий, способствующие раскрытию авторского самосознания учащихся и овладению навыками саморегуляции, необходимыми в современном мире.

Структура образовательного процесса сегодня многослойна и включает в себя различные формы и направления, что даёт возможность более эффективного использования различных принципов, методов и технологий в работе с подростками для развития ценностно-смысловой регуляции, позволяющей учащимся ставить перед собой новые познавательные цели и самостоятельно контролировать процесс их достижения.

В основе творческой деятельности учащихся в процессе инкультурации прослеживаются социокультурные факторы медиа-деятельности, впрямую связанные с психологией общения. Это вопросы коммуникации, восприятия культурных кодов, особенностей традиционного поведения разных народов, умения высказать свою мысль, точно передавать замысел, приобретать опыт конструктивного общения, умения слушать и слышать другого человека. В основе общения лежат навыки управления эмоционально-чувственным состоянием и развитие способности к эмпатии, т.е. осознанному сопереживанию проявления эмоционального состояния другого человека через поступки, речь, мимику, жесты и др.

В данной статье рассмотрены возможности интеграции искусств в образовательном процессе в рамках внеурочного, дополнительного образования.

Процесс самореализации личности ребёнка базируется на осознании ценности своих действий на основе деятельностного подхода. Педагог и учащийся, в этом случае, становятся субъектами одного процесса, связанного с зоной ближайшего развития (ЗБР), где появляются смыслы, дающие возможность использовать знания на практике, что ведет к развитию собственных интеллектуальных способностей и решению проблем в эмоционально-волевой сфере. Л.С. Выготский в своей концепции о развитии высших психических функций, подчеркивал, что, во-первых, деятельностный подход основывается на идее, а во-вторых, психические способности человека «есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований» [5]. Различные грани этой концепции отражаются в работах многих мировых ученых и исследователей, таких как В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден, В.П. Зинченко, Алекс Осборн, Дануши Кшицова, Б.П. Юсов: «...умственно-гуманитарное и художественное творчество – результат “внеплотных” мыслительных процессов, более тонких и неуловимых творений сознания. Это первичные, прямые процессы воображения, создающие особую новую действительность, как теперь говорят, “виртуальный мир”» [15,38].

Б.П. Юсов писал о важности создания творческой среды как одного из главных направлений педагогической деятельности, способствующей развитию «во-ображения» как «вектора будущего». С точки зрения Бориса Петровича образ как понятие и есть центральное ядро культуры, а не профессиональные представления, терминология, или информационная логика. В основе искусства, науки, изобретательства как формообразующий их фактор лежит именно образ, который является наиболее сконцентрированным и универсальным выражением культуры во всём её многообразии, представляя всеобщий мировой язык, одновременно являясь как предметом, так и результатом творческой деятельности, основанной на продуктивном воображении. Подростку необходимо научиться передавать собственную мысль, используя разнообразные языки культуры, что требует развития личностных компетенций, которые невозможны без понимания своих чувств и эмоций.

Существует множество механизмов раскрытия потенциальных возможностей личности ребёнка, но “полихудожественный интегрированный подход” явно способствует как познанию, так и самопознанию его внутреннего мира. Одно из современных направлений в психологии творчества – интермодальная терапия искусствами. Её методы основаны на полимодальном подходе, и, с точки зрения воздействия на внутренний мир личности, она имеет много общего с полихудожественным интегрированным подходом. Кроме того, оба метода также несут в себе арт-терапевтический эффект гармонизации личности [8].

В современной психологической литературе представлено множество описаний различных направлений терапии искусствами, каждое из которых представляет свою специфику по содержанию, методам и формам работы: арт-терапия, музыкальная терапия, танцевально-двигательная терапия, интермодальная терапия экспрессивными искусствами, драмотерапия, песочная терапия (юнгианская), фото- и видео терапия, работа с глиной, анимационная терапия, маско-терапия, сказкотерапия, игровая терапия, мандалатерапия и др. При этом все эти направления объединяет художественный образ, который является методологическим основанием представленных терапевтических практик, выражающий внутренние чувства и переживания. Последний осуществляется посредством создания творческого продукта в любой художественной форме, таких как: движение, звук, литературное творчество, драматургия, игра, живописный, графический образ, скульптура, инсталляция и т. д. Особенностью представленных подходов является процесс, происходящий в поликультурном пространстве индивида, что является базой интермодальной терапии экспрессивными искусствами. Такой подход позволяет раскрыться в творчестве личности любого возраста, любого социального положения и даже культурного опыта. Полимодальный подход, лежащий в основе как интегрированного полихудожественного подхода педагогических технологий, так и в основе интермодальной терапии экспрессивными искусствами позволяет обходить самоцензуру сознания и исследовать процессы бессознательного с использованием его языка: цвета, звуки, запахи, формы, символы, метафоры – всё, что для любого человека имеет свои личностные смыслы. Педагогу, как и терапевту, это особенно важно, так как можно более полно понять внутренний мир личности, способной выразить себя через творческий образ. В таком случае, продукт самого творческого процесса – это констатация настроений, чувств и мыслей человека. Педагог (как и терапевт) может увидеть динамику развития личности, констатировать изменения, позволяющие подростку более ёмко и широко раскрыть потенциал своего внутреннего мира, точнее выразить свои внутренние переживания и мысли, иначе рассмотреть ситуацию, найти свой путь развития. [9,5].

И хотя образовательное пространство не является прямой терапевтической средой, тем не менее, создание творческого образа в процессе интеграции различных видов искусства способствует коррекции и гармонизации личности, становлению и расширению личностных компетенций через творческое самовыражение. Таким образом, концепция интермодальной терапии экспрессивными искусствами, основанная на «человекоцентрированном подходе обучения» К. Роджерса, в сравнении с «полихудожественным интегрированным подходом» в области искусств Б.П. Юсова в образовательном контексте имеет много общего [8].

Оба подхода нацелены на активную творческую деятельность, в основе которой лежит свобода выбора, умение самоорганизоваться, что способствует повышению творческой активности человека, его духовно-нравственному формированию. Именно через искусство и обретение творческого опыта подростки приобретают навыки прочтения, понимания, и создания художественных образов как способа творческого самовыражения.

Для примера рассмотрим процесс формирования образа в работах участников программы «Традиционная живопись Китая» внеурочной деятельности при выполнении ими живописных этюдов в стиле Го хуа. Группа была составлена из детей разного возраста 6 – 9 классов, не зависимо от их способностей к рисунку и живописи. Учитывалось только желание детей познакомиться с новой культурой. Занятия проходили в летнем лагере, выезд в который организовывал Московский институт Открытого образования. В качестве результата занятий детям предлагалось составить композицию из изображения растения (бамбука), камня и иероглифов.

Участники выполнили работы совершенно по-разному, что объясняется особенностью «полихудожественности» личности. В примере отчётливо выражено, что создаваемые участниками образы являются не столько отражением буквальной реальности, сколько отражением действительной реальности личности в сочетании с буквальной и воображаемой реальностями [4].

Подобная методика применялась на занятиях с группой детей в возрасте от 8 до 14 лет в городском летнем лагере, организованном ДДТ «Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках».

В процессе обучения подросток, имея индивидуальные особенности восприятия, как и любой человек, определяет для себя наиболее комфортный способ получения информации и форму работы с ней как с конкретным образом, обладающим определенными свойствами. Современная теория психологии, развивая подход А.Н. Леонтьева в изучении структуры индивидуального сознания, рассматривает образ как некую многомерную субстанцию между узлами напряжения системы восприятия информации. Наш подход опирается на «Психосемиотический тетраэдр» — модель образа сознания, разработанная Василюком Ф.Е. и представленная в статье «Структура образа» [1]. Федор Ефимович рассматривал образ сознания как структуру, имеющую не три образующих составных: значение — личностный смысл — чувственная ткань, представленных в трудах А.Н. Леонтьева, а пять составляющих. Четыре измерения этой структуры Василюк Ф.Е. объединял термином, описанным в теории А.Н. Леонтьева как «направляющие». Это — значение, предмет, личностный смысл, знак (слово), что соответствует магнитным полюсам образа сознания, и соотносится с миром культуры, внешним миром, внутренним миром личности и миром языка в психическом образе. При этом линии натяжения между полюсами внутренней динамики образа могут тяготеть к одному из полюсов Психосемиотического тетраэдра, что приводит к преимуществу одного из полюсов, а, следовательно, к доминированию одного из динамических измерений. Это доминирование и создаёт особый тип индивидуального образа сознания. [1, 18]. При этом, пятую составную из образующих структуру сознания Федор Ефимыч обозначил термином — чувственная ткань и рассматривал как некую субстанцию динамической плазмы. Последняя «является чем-то единым, и в то же время вовсе не гомогенным, а достаточно дифференцированным, сгущаясь вблизи полюсов образа и получая здесь сильные, специфические для каждого полюса характеристики. Вдали же от зон сгущения легко предположить наличие интерференций чувственных тканей, идущих от разных полюсов» [там же].

Анализируя выполненные этюды возможно рассмотреть их по аспектам анализа образа, усложняя данное задание:

1) содержательные особенности образа, обусловленные различными факторами, такими как географические и климатические, общественно-политические, социальные, философско-религиозные;

2) структурное строение образа сознания. Культура стимулирует использование какого-либо доминантного полюса в организации образа, что для субъекта творческого процесса является формообразующим действием на момент творческого поиска. Проследить этот выбор подростка можно используя модель психосемиотического тетраэдра образа сознания;

3) динамические характеристики образа:

       - формирование образа на основе культурных кодов;

       - ассоциирование его с другим образом, что соответствует культургенетическим особенностям автора;

       - проживание образа в цепочке стимульное слово (мысль, символ) – художественный образ – сюжет, что зависит от культуры работы сознания и коммуникативных навыков подростка в конкретной культурно-исторической среде.

Данный анализ с учётом современных реалий отчётливо констатирует применимость теоретической модели Ф.Е. Василюка «Психосемиотический тетраэдр» в условиях современного образовательного пространства. [1,8].

Так, например, В.В. Сидорова в работе «Техники работы с изобразительными материалами и история искусств» сравнивает внешний мир, представленный предметным содержанием, внутренний мир как личностный смысл и мир культуры, который представлен значением, через слово. Это сравнение позволяет увидеть, что каждый из полюсов является пограничной сущностью. С одной стороны, полюс структуры образа сознания граничит с объективно существующей реальностью, т.е. буквальной, а с другой стороны – непосредственно с внутренним субъективным миром человека, т.е. с его действительной реальностью. Однако, именно взаимосвязь всех полюсов, а точнее узлов психосемиотического тетраэдра создаёт тот объём, в котором не только формируется, но и живёт в своём ритме, «пульсирует и переливается живой образ» [12, 50].

Соединение визуального образа с текстовой информацией у участников программы «Традиционная живопись Китая» показывает, как происходит процесс формирования образа в творческих работах. Педагогу наглядно видно, что именно явилось основой созданного образа, к какому «узлу образа» обращена чувственная ткань восприятия и передачи. Ведь созданный творческий образ одновременно проявляет через себя объективно существующую реальность внешнего мира, внутреннего мира автора, язык воплощения и культуру мышления, в тоже время транслирует через себя непосредственную субъективность восприятия автора в конкретный момент времени. Это многообразие предоставляет нам возможность утверждать, что чувственная ткань является не пассивной субстанцией одного из измерений структуры сознания, а активной материей, порождающей образы, которые могут обрести любую выбранную форму [1,7]. Отсюда, картина – это только одна из сторон проявления чувственной ткани, которая вбирает в себя множество специфических характеристик каждого полюса-узла образа структуры сознания. Следовательно, чувственная ткань образа проявляет функцию синестезии информации от разных перцептивных модальностей, одновременно с интерференцией ощущений, идущих от разных узлов образа как взаимодействие между новой воспринимаемой информацией и уже имеющимися воспоминаниями. «Чувственная ткань по своему способу существования в сознании есть переживание, непосредственное внутрителесное чувствование» [1,18]. Важно, что мы говорим о целом процессе «созревания» образа – процессе внутри каждого человека через динамику чувствительной ткани образа. «Чувственная стихия внутрителесных переживаний (является)... динамическим органом, выполняющим сложнейшую интегрирующую функцию» [1,19].

 

1. Василюк, Ф.Е. Структура образа [Текст]/Ф.Е.Василюк//Вопр. психол. – 1993. – №5. – С. 5-19

2.     Городилина, Т. В. Практический опыт по развитию механизмов ценностно-смысловой регуляции у подростков (на основе работы медиастудии «Открытый мир») // Вестник ЧелГУ. 2013. №21 (312). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskiy-opyt-po-razvitiyu-mehanizmov-tsennostno-smyslovoy-regulyatsii-u-podrostkov-na-osnove-raboty-mediastudii-otkrytyy-mir (дата обращения: 30.03.2017).

3.     Городилина, Т.В. Рецензия на книгу Столярова Б.А. «Педагогические аспекты образовательной деятельности музея» (СПб., 2013)//

Культурологический журнал. 2013. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/retsenziya-na-knigu-stolyarova-b-a-pedagogicheskie-aspekty-obrazovatelnoy-deyatelnosti-muzeya-spb-2013 (дата обращения: 10.03.2016).

4.     Книлл, П. Менестрели души. Интермодальная терапия выразительными искусствами П.Книлл, Х.Н.Барба, М.Н.Фукс Московский психотерапевтический журнал, 2005, №4.

5.     Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность//[Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt (дата обращения: 23.10.2014)

6.     Назарова, Н.Р. Арт-терапия, творческая реабилитация и особое искусство [Текст] / Н.Р. Назарова // Арт & терапия —2014. — №2. — С.10-23.

7.     Олесина, Е. П. Художественное восприятие современных школьников: проблемы формирования и развития // Вестник МГУКИ. 2015. №2 (64). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-vospriyatie-sovremennyh-shkolnikov-problemy-formirovaniya-i-razvitiya (дата обращения: 21.04.2016).

8.     Олесина, Е. П., Новикова Н.А., Радомская Ол.И. Методы интеграции в художественном образовании // Педагогика Искусства. [электронный научный журнал]. – № 1. – 2013 – URL http:// http://old.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2013/olesina_13_04_2013.pdf (дата обращения: 26.09.2016).

9.     Пермякова, М. Е. Экспрессивная терапия в работе психолога: [учеб. пособие] / М. Е. Пермякова, О. С. Чаликова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 120 с., С.12.

10.   Роджерс, Натали Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств/ Натали Роджерс; пер. с англ. А.Орлова. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

11.   Сидорова, В.В. Техники работы с изобразительными материалами и история искусств: [Метод. Пособие] / В.В. Сидорова; Арт-лаборатория: Творческая подготовка психотерапевтов. – М., Изд-во МГППУ, 2008 г.

12.   Сидорова, В.В. Культура образа. Кросс-культурный анализ образа сознания. — Х.: Гуманитарный центр, 2012., С. 50.

13.   Федоров, А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям педагогов: [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/lib/fedorov14.htm (дата обращения: 11.07.2016).

14.   Федоров С.В., Николаев О.Р. Понятие культурной памяти. Структура и формы ее актуализации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2465 (дата обращения: 5.05.2016).

15.   Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогеннных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». – М.: Компания Спутник +, 2004., С.37.