Аннотация:
Аннотация. Статья посвящена анализу культурно-просветительского потенциала христианского искусства и его влиянию на развитие мировоззрения педагога-музыканта. Рассмотрены основные компоненты культурно-просветительского потенциала христианского искусства, отмечено их влияние на выработку широкого мировоззренческого кругозора педагога-музыканта. Отмечена важность и творческая составляющая такого потенциала в процессе выработки гибкого, объемного восприятия не только искусства, но и смежных сфер, таких как научный креационизм, религиоведение. В заключение обоснована мысль о роли христианского искусства в побуждении к выработке личностной, мировоззренческой, духовно- нравственной и культурной основ бытия.
Abstract: This article is devoted to the issue of the potential of Christian art and its influence on the development of the cultural and educational principles of the teacher-musician. The article considers and derives the main components-contents of such a potential, their influence on the development of a broad worldview outlook of a teacher-musician, as well as the importance and creative component of such a potential for the development of a flexible, voluminous perception of not only art itself, but also related areas, such as scientific creationism, religious studies. In conclusion, the author comes to the conclusion about the role of Christian art, expressed in the motivation to develop a personal worldview, spiritual, moral, cultural basis of being.
Актуальность гуманистического вектора образования в педагогической сфере сегодня усиливается, что проявляется в увеличении контингента учащихся и студентов гуманитарных направлений. Однако в последнее время становится очевидно, что некоторые образовательные тенденции нацелены на бюрократизацию процесса обучения и его формальный итог – получение диплома и соответствующей квалификации. Все происходящее становится схожим с приобретением «продукта потребления». При этом заметно снижается значение воспитательной функции педагогики и образования.
Падает интерес к формированию широкого спектра культурного, нравственного фундамента образования. В связи с этим важно отметить, что в этих условиях особое значение приобретает самообразование студентов. Зачастую педагог-музыкант несет большую психологическую, культурно-просветительскую нагрузку, так как в процессе обучения, педагог в значительной степени может влиять на формирование личности обучаемого посредством обращения к тому или иному личностному пласту, культурному вектору, актуализировать интерес обучающегося к определенным, профессионально значимым сферам.
Индивидуальные методы обучения, интенсивный ритм образования, активность среды требуют новых психолого-педагогических знаний, в том числе, нравственных ориентиров, которые могут помочь сгладить, смягчить трудные ситуации, в том числе и конфликтные, возникающие в процессе обучения.
Несмотря на то, что есть учебные планы, методики, учебные формы, курсы и т.д., нельзя не отметить того значимого факта, что основу получения образования зачастую составляет личностная мотивация студентов, а педагог в этой связи может задать правильное направление ее развития. Для этого самому педагогу необходимо иметь широкий кругозор, массив знаний, а также яркие личностные качества для того, чтобы задать нужное направление для формирования мировоззренческого кругозора студентов, или, по крайне мере, его актуализировать.
Одним из таких недостаточно используемых ориентиров может быть изучение христианского искусства и его духовного потенциала для формирования мировоззренческой основы личности будущих педагогов.
Духовный и культурно-просветительский потенциал христианского искусства выражается, прежде всего, в приобщении человека к адекватному нравственному, моральному ориентиру, освоению мировоззренческих основ жизнедеятельности. Речь идет о понимании основ человечности, предназначения человека через призму замысла Божественного порядка в самом человеке, чтобы через большой пласт материального, житейского стимулировать человека к пониманию истинного о нем замысла.
Одна из главных целей христианского искусства – воспитать в человеке твердость духа, широкий интеллектуальный кругозор, миролюбивую ориентированность, что чрезвычайно важно для педагога. В связи с этим назовем основные компоненты содержания духовного потенциала христианского искусства, представляющие собой опорные ориентиры формирования личности:
1) Антропоцентричный взгляд на мир. Христианское искусство позволяет человеку мыслить через открытый взгляд на мир, осмысливать вопросы бытия, истины, место и назначение человека в мире.
2) Взаимосвязь научного и религиозного мировоззрения.
3) Морально-нравственные качества, соответствующие христианским нормам: доброта, внимание, милосердие, справедливость, незлобие, миролюбие.
4) Развитие межкультурного, мировоззренческого кругозора и диалога культур и искусств.
5) Темпоральность жизнедеятельности человека.
6) Обоснование бытия и мировоззрения с позиции христианского вероучения.
7) Воспитание ценностных ориентиров педагога-музыканта с учетом профессиональных позиций.
Содержательная основа христианского искусства – это иконы, мозаики, фрески, картины, а также духовная хоровая музыка, богослужебная музыка, призванные изобразить невидимое – иное бытие, для которого предназначен человек по прошествии его земной жизни. Сюжеты Ветхого и Нового завета, изображаемые в большинстве фресок, мозаик, гравюр, икон, картин иллюстративно показывают глобальную историю человеческой цивилизации, развития общества.
Такая духовно обоснованная изобразительность являет по существу собой текст Библии для неграмотных людей, которые не могли читать или осмысливать содержание Священного Писания. Русский философ и богослов Павел Флоренский проясняет смысл христианской изобразительности и отмечает, что «искусство напоминательно… разрывает пределы мира условного и, начинаясь от образов и через посредство образов, возводит к первообразам» [2, с.5]. Также акцентируется роль и важность изучения Священного писания, Евангелия как фундамента моральных и духовных качеств человека, который можно рассматривать как важный мировоззренческий источник в процессе формирования личности.
Рассматривая взаимосвязь научного и религиозного мировоззрения, отметим, что их взаимодействие ярко выражено в научном креационизме, трактующем научное и религиозное мировоззрение на основе их взаимного дополнения, раскрытия глобальных и фундаментальных вопросов онтологического характера.
Ученые – представители этого направления – Дж.Полкинхорн, Ч.Хаммель, С.Хокинг, М.Планк, работы которых представляют интерес для полноценного понимания взаимосвязи науки и религии. Основная сфера этой проблематики – это происхождение Вселенной, научные доказательства следов потопа и др. Суть многочисленных работ теологов и специалистов в различных областях науки веками сводилась к выведению научных доказательств бытия Бога, божественного творения мира, достоверности различных библейских представлений (например, о всемирном потопе, о появлении первого человека), божественной сущности Иисуса Христа [2].
Соединение научного и духовного мировосприятия на основе постижения содержательного потенциала христианского искусства может открыть новый резерв полноценного понимания мировоззрения, умопостижения. Все это в совокупности способствует гармоничному развитию многих сторон и качеств личности обучаемых.
Христианское искусство призвано к изображению того, что вечно и непреходяще. Его цель – побудить человека задуматься над смыслом жизни, понять ее скоротечность, временность, постараться соотнести свою жизнь с христианскими заповедями и ценностями, чтобы преобразиться самому в новом понимании устройства жизни и ее целей, то есть сформировать мировоззренческую позицию в русле Божественного бытия.
Мысленная ось самого христианского искусства антропоцентрична: изобразить связь Бога и человека в видимом мире и вечности. Искусство на протяжении своего развития всегда находилось в тесной взаимосвязи с христианством и духовно помогало человеку восходить к прототипу изображаемых лиц и событий [4, с.165].
Важное предназначение искусства – раскрыть внутреннее духовное понимание правды. Это необходимо педагогу-музыканту, чтобы лучше воспринимать и осознавать музыкальное и другие виды искусства духовного содержания, уметь анализировать, размышлять над ними, а также привлекать обучаемых к глубокому изучению христианского искусства.
От этого понимания рождается эмоциональная, эстетическая оценка, приводящая интеллектуальные и душевные силы в некоторое состояние умопостижения. Под этим состоянием понимается личная степень перцепции субъекта, который воспринимает духовное произведение искусства, от чего рождается индивидуальное ощущение и дальнейшее понимание.
Сформулируем соответствующее определение. Культурно-просветительский потенциал христианского искусства это – синтез мировоззренческих основ бытия, духовно-нравственного осмысления жизни с позиций христианского вероучения, побуждающий к осознанному ценностно-мотивационному существованию и плодотворной деятельности.
Культурно-просветительский потенциал христианского искусства помогает раскрыть более глубокое понимание самой природы человека, его способностей, внутренних качеств, интуитивного мышления, различных талантов, способностей и многое другое. Это становится возможным, поскольку само мировоззрение зиждется на таких важных фундаментальных принципах как интуиция, интерпретация, понимание. В этой связи можно обратиться к концепции диалога культур М.М.Бахтина как методологии научно-гуманитарного восприятия и мышления [1].
В гуманитарной сфере основу понимания и познания обеспечивают процессы индивидуального описания, интерпретации, построения различных типологий. Главным недостатком в этом процессе выступает монологичность восприятия мира, которая предполагает познание мира с единственной точки зрения – научно-позитивного направления с использованием доказательств, расчетов. На такую ограниченную монологичность диалектических представлений указывал Бахтин, в результате чего разработал свою собственную парадигму постижения человеческого бытия, мира, культуры основываясь на гуманитарно-диалогической концепции.
Основываясь на этой концепции, целесообразно отметить, что мировоззрение в рамках заявленной темы, представляется как совокупность идейных основ отношения человека к жизни, другим людям, окружающему миру в целом. Помимо этого, мировоззрение педагога-музыканта включает в себя глубокое постижение искусства, освоение духовного содержания музыки (светской и церковной), богослужебный диалогизм (диалог человека с Богом). В этом же ряду стоит поэтика христианских образов, запечатленных в псалмах, гимнографии. Таким образом, мы понимаем культурно-просветительский потенциал христианского искусства в его обязательной направленности на развитие общественного сознания, в частности, развитие мировоззрения педагога-музыканта.
Подводя итог, подчеркнем, что культурно-просветительский потенциал христианского искусства как самостоятельный элемент деятельности, мотивирующий обучаемых на поиск истины, состоит именно в побуждении к выработке личностной, мировоззренческой, духовно-нравственной и культурной основ бытия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
2. Даниель С.М. Библейские сюжеты. СПб.: Художники России, 1994. 216 с.
3. Клементьева Т.Н. Проблема сближения научного и религиозного мировоззрения: религиоведческий анализ. Екатеринбург, 2001. 195 с.
4. Медушевский В.В. Духовные акценты в содержании музыкального образования. М.: Наука, 1998. С. 163–165.